«Расколотая Индия» Бапси Сидхвы, краткое содержание читать ~3 мин.
Роман пакистанской писательницы Бапси Сидхвы «Расколотая Индия» (впервые опубликованный под названием «Человек-конфета» в 1980 году) исследует гражданскую войну, произошедшую во время раздела Индии в 1947 году. Политические и социальные потрясения, вызванные обретением независимости и разделом, включали религиозную нетерпимость, которая привела к массовому насилию, убийствам, увечьям, изнасилованиям, расчленениям и массовым убийствам младенцев, детей, мужчин и женщин, а также к перемещению миллионов беженцев – индусов, бежавших в Индию, и мусульман, бежавших в Пакистан.
Рассказанный от первого лица Ленни Сетхи, ребёнка парси, которому около 4 лет в начале романа и около 10 лет в конце, роман показывает сложные и изменчивые политические и социальные последствия раздела Индии на две страны: Индию с индуистским большинством и Пакистан с мусульманским большинством. Ленни и её семья пытаются спокойно пережить разделение, в результате которого в августе 1947 года Лахор, Индия, превращается в Лахор, Пакистан.
Одновременно роман работает как роман о взрослении, в котором параллельно происходит рост и формирование личности главной героини, Ленни, и страны, Пакистана. Обе эти страны страдают от тяжёлых болей взросления, поскольку детское видение Ленни превращается в быстро созревающий голос, сообщающий о насилии, свидетелем которого она становится, о многочисленных потерянных друзьях, о друзьях, которых предают их бывшие друзья и соседи из-за религиозных разногласий, и о страшной человеческой цене разделения одной страны на две по жестоко навязанной религиозной линии. Индусы, мусульмане, сикхи, христиане и парсы борются за выживание.
Будучи меньшинством, народ парси сначала ищет союза с другими этническими группами, чтобы помочь защитить себя, но затем быстро решает остаться на обочине растущей борьбы, надеясь спрятаться у всех на виду. На самом деле, идиллическое детство Ленни в первой трети романа служит идеалистическим фоном, демонстрирующим этническую и религиозную гармонию, существовавшую в Лахоре до обретения независимости и раздела Индии.
Избалованное, безопасное детство Ленни отражает мир, который предшествовал резне раздела. Это мирное сосуществование подчёркивает последующие ужасы религиозной нетерпимости. Таким образом, Сидхва раскрывает макрокосм гражданской войны через микрокосм жизни Ленни.
Другие параллели также связывают частную жизнь с большим миром. Няня Ленни, Айя, привлекает многонациональную толпу поклонников, которая отражает сложный этнический состав Индии и Пакистана. Распад пакистанского и индийского общества на жестокие этнические и религиозные группы отражает распад ранее гармоничных отношений между этносами и религиями в мире Ленни.
Темы романа исследуют понимание человеком того, что он может быть как социальным инсайдером, так и социальным аутсайдером в зависимости от его касты, религии, этнической принадлежности и экономического статуса. В романе также рассматривается опыт инвалидности, влияние религиозных и расовых конфликтов, порабощение женщин через детские браки и проституцию, одержимость сексуальностью и опасность политически мотивированного насилия.
Используя ребёнка для повествования и восприятия, Сидхва с юмором и состраданием рассматривает историю Индии и Пакистана, их социальные, исторические и политические сложности.
Однако детство Ленни содержит множество ужасов после того, как произошёл раздел. Кульминацией этих ужасов становится её собственное предательство любимого Айя в пользу человека-конфеты и его мусульманских головорезов. Даже её семья в замешательстве от её поступка; она едва может простить себя.
Последняя треть романа демонстрирует объединённые усилия женщин Лахори, независимо от этнической и религиозной принадлежности, по устранению ущерба, нанесённого во время Раздела и после него. Поскольку родители скрывают от своих детей болезненные истины, а Ленни доказала, что ей нельзя доверять, мать Ленни скрывает свою тайную работу, которая включает опасную, незаконную торговлю на чёрном рынке, чтобы заработать деньги, используемые для спасения женщин от принудительной проституции и сексуального рабства.
Ленни узнаёт об этой работе только в конце романа, когда её крестная мать демонстрирует свою силу и власть, найдя и украв Айю обратно у человека-ледяной конфеты. Работа матери Ленни позволяет им отправить Айю домой, к её семье в Амритсар, Индия. Возможно, самым обнадёживающим знаком для будущего Пакистана в романе является то, что эти женщины объединяются, чтобы помочь друг другу, независимо от этнической или религиозной принадлежности.
Комментирование недоступно Почему?