«О природе человека» Эдварда Уилсона, краткое содержание читать ~3 мин.
Классический текст Эдварда О. Уилсона «О природе человека» (1978) – это работа по социобиологии, которая объясняет вклад естественных наук в культурную антропологию и роль генетики и эволюции в природе человека. Несмотря на то, что эта работа была признана одним из важнейших исследований, она также вызвала споры из-за позиции автора в отношении евгеники, биологического материализма и генетического детерминизма. Работа состоит из девяти глав: Дилемма, Наследственность, Развитие, Возникновение, Агрессия, Секс, Альтруизм, Религия и Надежда. В 1979 году текст был удостоен Пулитцеровской премии.
Глава 1 вводит в тему «О природе человека» и дилеммах, которые она неизбежно вызывает. Главный тезис – необходимость возвышения социобиологии, научной области, определяемой синтезом естественных и социальных наук. Биология и изучение генетики – это новый способ изучения человеческой природы и понимания причин специфических человеческих черт и поведения. Если смотреть на это в таком свете, легко предположить, что «мораль развивалась как инстинкт» – одна из многих дилемм, возникающих при использовании генетики для объяснения человеческой природы.
Глава 2 посвящена изучению генетики и врождённых способностей, которые становятся возможными благодаря их наследованию. Основное внимание в этой главе уделяется тому, что автор называет «генетическим детерминизмом», или тому, что генетический состав индивида неизбежно связан с его развитием, и что это происходит в масштабах целого вида и его эволюции.
По мере роста и взросления индивида (как описано в главе 3) генетическое наследство, полученное им от родителей, начинает проявляться все более отчётливо и более разнообразно. В то же время, человеческая природа такова, что она врождённо предназначена для проявления определённых способов; Эдвард О. Уилсон использует язык как пример человеческой исключительности, так как человеческий мозг кажется особенно приспособленным для зарождения и использования сложных структур предложений.
Глава 4 затрагивает тему детерминизма и свободы воли, исследуя последствия того, что генетическая структура индивида полностью определяет его развитие и поведение. У «низших» животных генетическое наследование может полностью управлять поведением, но у «высших» животных – человек является высшим примером – на поведение, уходящее корнями в генетику, влияют воспитание и культурная обусловленность.
Одним из таких видов поведения является агрессия, о которой пойдёт речь в главе 5. Все человеческие общества участвовали в военных действиях, и все они разработали различные правила для полицейского контроля насилия и «минимизации более тонких, но неизбежных форм конфликта». Агрессия направлена на защиту или перераспределение ресурсов; это врождённое поведение людей, обусловленное их генетической предрасположенностью к насилию, созданной естественным отбором предыдущих поколений.
В главе 6 исследуется природа полового диморфизма человека – разделения на самцов и самок – и генетические преимущества, которые даёт половое размножение. Генетическое разнообразие является главным преимуществом полового размножения, позволяющим увеличить ресурсы генофонда.
В главе 7 рассматривается противоположная тенденция в поведении человека. Если сексуальное поведение связано с эгоистичным желанием воспроизвести собственный генетический материал, то «альтруизм» ставит вопрос о том, как бескорыстное поведение приносит пользу человеческому обществу и как оно может передаваться по наследству.
Главы 8-9 посвящены вопросам религии и надежды. Религия – это явление, пронизывающее всю историю человечества; ни одно зафиксированное человеческое общество никогда не было лишено религиозной практики и преданности. Будущим препятствием станет сосуществование религии с растущим научным пониманием генетической предопределённости человеческого поведения. Если поведение и мораль определяются биологией, то возникает вопрос, как можно сохранить идею Бога в гармонии с биологическим натурализмом.
Наконец, Эдвард О. Уилсон рассматривает будущее. По его мнению, человеческая природа направлялась и обуславливалась факторами окружающей среды, которых больше не существует. Другими словами, теперь, когда наука продвинулась так далеко, люди обладают силой изменить свою собственную судьбу. В конечном счёте, Уилсон задаётся вопросом, решат ли люди изменить свою природу, и если да, то «как» они решат направить ход культурной эволюции.
- «Нефть на воде» Хелона Хабилы, краткое содержание
- «О женщинах и соли» Габриэлы Гарсия, краткое содержание
- «Старый крикун» Фреда Гипсона, краткое содержание
- «О первом взгляде на гомера Чепмена» Джона Китса, краткое содержание
- «О, Уильям» Элизабет Страут, краткое содержание
- «Старая школа» Тобиаса Вольфа, краткое содержание
- «Олив Киттеридж» Элизабет Страут, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?