«Ориентализм» Эдварда Саида, краткое содержание читать ~3 мин.
В книге Эдварда В. Саида «Ориентализм» представлена концепция ориентализма – силы, которая сформировала западную (окцидентальную) академическую науку, культурное воображение и производство, а также государственную политику в отношении пространства, известного как Восток.
Восток состоит из современных географических территорий, известных как Ближний Восток и Азия, обычно называемых Ближним и Дальним Востоком соответственно. Исторически, Восток был расположен как противоположность Западу, который состоит из европейских держав и, позднее, США.
«Ориентализм» исследует иерархические отношения между Западом и Востоком (Occident и Orient). В ней рассматривается, как доминирование Запада в производстве знаний повлияло и продолжает влиять в настоящее время на вмешательство Запада в политические дела Ближнего Востока и Азии.
В трёх главах, каждая из которых состоит из четырёх тематических разделов, Саид переходит к обсуждению ориентализма, рассматривая сначала его масштабы, затем его различные структуры и, наконец, его последние итерации.
В первой главе Саид рассматривает масштабы ориентализма как исторической практики консолидации знаний о Востоке в формы, которые можно изучать и передавать западной аудитории. Хотя ориентализм – это сила, которая формировала различные интеллектуальные и политические действия на Западе и Востоке, его влияние всегда можно проследить по его консолидирующей тенденции.
Однако, поскольку Восток – это культурно разнообразное, политически обусловленное и весьма обширное географическое пространство, Запад постоянно возвращается к нему через свои научные исследования и политические интервенции в настойчивых попытках сдержать его. Эти усилия мотивированы самоподдерживающимся кризисом: чем больше Запад вовлекается в Восток и пытается его сдержать, тем более сложным становится Восток для Запада.
Во второй главе Саид углубляет своё обсуждение ориентализма, анализируя несколько культурных текстов с акцентом на западные исследования ислама. Он описывает, как филология и антропология сыграли большую роль в поощрении ориенталистских взглядов на ислам. Превратив изучение ислама в науку наблюдения и описания объективной реальности, западные учёные и писатели пропагандировали идею известного ислама, который был доступен для общего западного воображения. Эти представления об исламе использовались в широком спектре произведений западной культуры, опираясь на арабские и исламские стереотипы для передачи представлений об арабах и исламских людях как о других, страшных, грешных и неполноценных по сравнению с европейцами.
В XVIII и XIX веках ориентализм продолжал расширяться и приобретать модернизированную форму в качестве более формализованной дисциплины в западных академических институтах. Хотя различные европейские державы по-разному вкладывали свои культурные и политические средства в восточные территории, их вклад в востоковедение имел общие ценности. Изучение Востока стало необходимым способом стабилизации Запада перед лицом, как казалось, все более усложняющегося Востока.
В последней главе книги Саид предлагает обзор востоковедения в наши дни. С ростом политического влияния США образ и символ ислама и арабов проникает в американскую популярную культуру. Саид утверждает, что историческое влияние ориентализма заключается в создании таких популяризированных образов в сочетании с расширяющимся вмешательством Запада в дела арабских и исламских государств.
Более того, если раньше ориентализм действовал в рамках консервативной программы, то теперь его движущей силой стал западный либеральный импульс к вовлечению во все аспекты незападного мира. Поскольку таково нынешнее положение дел, Саид задаётся вопросом, как проект этой книги может послужить вызовом силам ориентализма.
Комментирование недоступно Почему?