«Поцелуй меховой королевы» Томсона Хайвея, краткое содержание читать ~7 мин.
Признанный канадской классикой, «Поцелуй меховой королевы» – первый роман канадского драматурга, композитора и пианиста из племени кри Томсона Хайвея. «Поцелуй меховой королевы», впервые опубликованный в 1998 году, проложил новую дорогу в изображении коренными канадскими писателями жестокого обращения с детьми коренных народов в противоречивых христианских школах-интернатах Канады.
Книга отличается включением слов на языке кри и использованием приёмов повествования из рассказов и космологии кри. В ней рассказывается о судьбе братьев Иеремии и Габриэля, начиная с их идиллического детства в северной Манитобе, через их травматический опыт в школе-интернате и заканчивая их взрослым путешествием, чтобы вернуть себя в музыке и танце. Роман представляет собой билдунгсроман, или повесть о взрослении, включающую элементы магического реализма.
Номинированный на премию Libris Канадской ассоциации книготорговцев и премию Books in Canada First Novel Award в 1998 году, «Поцелуй меховой королевы» – это беллетризованный рассказ о жизни Томсона Хайвея и его брата Рене, известного танцора, скончавшегося в 1990 году. Томсон Хайвей также является автором пьес, удостоенных наград, таких как «Сестры Рез» (лауреат премии Доры Мейвор Мур за лучшую новую пьесу 1986-87 годов) и «Сухие губы должны переехать в Капускасинг» (лауреат премии Флойда С. Чалмерса 1989 года), а также мемуаров «Постоянное изумление» (2021).
Повествование ведётся от третьего лица с точки зрения всезнающего рассказчика. Роман начинается в феврале 1951 года, когда охотник на карибу Абрахам Окимасис мчится на своей упряжке, запряжённой хаски, к финишу чемпионата мира по собачьему дерби на фестивале трапперов в Северной Манитобе. Абрахам – кри, коренной народ, который жил в Канаде тысячи лет до того, как белые поселенцы начали колонизировать их земли в XVII веке.
Абрахам становится первым коренным канадцем, выигравшим чемпионат, и получает трофей и поцелуй от «Меховой королевы» – победительницы конкурса красоты на фестивале трапперов 1951 года. После того как «Королева меха» поднимается в небо, из её диадемы падает серебряная капля в форме человеческого зародыша. Нерожденный серебристый ребёнок следует за Абрахамом домой в резервацию Эманапитепитат и рождается через девять месяцев как чемпион Окимасис, пятый живой ребёнок Абрахама и его жены Мариесис.
Через три года родился последний ребёнок пары – Оунимеэту. Из 12 беременностей Мариесис только семь детей вышли из детского возраста: Мари Адель, Уильям Уильям, Чичилия, Жозефина, Чугвизис, Чемпион и Оонемеэту. Местный священник отец Бушар вскоре требует, чтобы Авраам и Мариесис изменили имя Ooneemeetoo, означающее «танцор», на Габриэль. Чемпион и Оонемиту растут рядом в счастливой семье. Однако, когда Чемпиону исполнилось шесть лет, отец Бушар постановил отправить его в школу-интернат для детей коренных народов «Берёзовое озеро».
В школе у Чемпиона отрезают длинные волосы, наказывают за то, что он говорит на языке кри, и заставляют говорить по-английски. Хуже того, его возлюбленную по имени Чемпион меняют на Иеремию. Спустя несколько лет Габриэль идёт по стопам Чемпиона. Самой ужасной частью опыта Иеремии и Габриэля в Бирч-Лейк является их сексуальное насилие со стороны директора школы, отца Лафлера. Единственное спасение школы «Бирч Лейк» в том, что она знакомит Иеремию с фортепиано, а Габриэля – с танцами.
Насилие по-разному влияет на Иеремию и Габриэля. В то время как Иеремия подавляет свою травму и ненадолго отказывается от своего наследия кри, Габриэль вспоминает о насилии отца Лафлера всякий раз, когда испытывает физическое желание. После окончания школы «Берёзовое озеро» сначала Иеремия, а затем Габриэль переезжают в город Виннипег, где учатся в средней школе Андерсона.
Прирождённый танцор, Габриэль тайно начинает брать уроки балета. Иеремия, вундеркинд в игре на фортепиано, уверенно идёт к тому, чтобы стать концертным пианистом. Однако вид бездомных, бесправных коренных канадцев на углах улиц заставляет его испытывать стыд за свой народ. И Иеремия, и Габриэль также становятся свидетелями того, как белые мужчины подбирают на улицах молодых женщин из числа коренного населения и даже нападают на них. Позже этих женщин находят убитыми и жестоко изнасилованными.
Габриэль и Аманда Чистое Небо, одноклассница Джеремии из племени оджибвеев, ставят под сомнение равнодушие Джеремии к религии и культуре коренных народов. Кроме того, отказ Джеремии признать, что Габриэль – гей, вбивает клин между братьями Окимасис. Они расходятся, и Габриэль переезжает в Торонто к Грегори Ньюману, пожилому драматургу.
Габриэль не посещает конкурс памяти Крукшенка, в котором участвует Джеремайя. Джеремайя виртуозно исполняет свою пьесу, вдохновлённый воспоминаниями о своём детстве в племени кри, и становится первым коренным жителем, получившим приз. Однако победа не приносит ему радости. Джеремайя не может примирить своё наследие коренного народа со своим призванием в западной классической музыке. Он оставляет фортепиано и становится социальным работником, помогающим уязвимым коренным жителям Виннипега. Он также начинает сильно пить.
По мере того как город разрушает Джеремию, силы так называемого «развития» уменьшают и Эманапитепитат. Старейшины в основном прикованы к телевизору, а алкоголь беспрепятственно поступает через новый аэропорт. Жители резервации участвуют в перестрелках, чтобы развеять свою скуку. Старший сын Абрахама и Мариесис Уильям Уильям погибает в перестрелке. Убитый горем, Авраам заболевает.
После долгих лет разлуки Иеремия и Габриэль встречаются у смертного одра своего отца. К удивлению обоих братьев, в последних словах их набожного отца-католика прозвучала история кри о легендарном герое Айаше. После похорон Авраама у Иеремии было видение женщины-лисы, которая представилась духом-трикстером Висагеечаком и сказала Иеремии устроить шоу и перестать относиться к жизни так серьёзно.
Будучи уже известным танцором в Торонто, Габриэль чувствует, что Иеремии нужна помощь. Габриэль берет Иеремию с собой в поход на остров Манитулин, Онтарио, где проводится грандиозное паувау. На празднике они встречают бабушку Аманды Чистое Небо, Энн-Адель Гострайдер, которая рассказывает им подлинную историю Чачагату, женщины, которую христианские родители Иеремии и Габриэля всегда считали злой. По словам Анн-Адель Гострайдер, Чачагатху была последней женщиной-шаманом из коренного населения – духовным целителем, которая выступала против навязывания христианства своему народу. За это преступление её объявили ведьмой и приговорили к тюремному заключению, где она повесилась.
Делая первые шаги к исцелению, Иеремия завязывает отношения с Амандой Чистое Небо и снова начинает заниматься музыкой, работая вместе с Габриэлем над танцевально-драматическим произведением. Хотя Гэбриэл помогает Иеремии, сам он, похоже, движется по пути саморазрушения. Габриэль и Грегори Ньюман расстаются из-за распущенности Габриэля.
Иеремия пишет пьесу «Баркаролла Улисса Тандерчайлда», которая включает в себя магические элементы реальности кри в современном времени. Хотя пьеса открывается с хорошими отзывами, некоторые моменты, например, превращение Веетиго в священника, оставляют зрителей в недоумении. Иеремия не может понять критику, пока Габриэль мягко не объясняет: “Ты сказал это недостаточно громко”. Это высказывание заставляет Иеремию признать ужасающие подробности его собственного изнасилования отцом Лафлером.
Признав свою травму, Джеремия чувствует себя освобождённым и создаёт пьесу под названием «Шаман Чачагату», в которой затрагивается спорная тема разрушения христианством культуры коренных народов.
Хотя пьеса пользуется успехом, Иеремия и Габриэль вынуждены столкнуться с кризисом, связанным с болезнью Габриэля. Диагноз СПИД, Габриэль быстро ухудшается, но находит утешение в любовных отношениях с певицей Робин Битти. Когда Габриэль умирает в больнице, он просит Иеремию не подпускать к его смертному одру христианского священника.
Исполняя желание Габриэля, Иеремия просит Энн-Адель Гострайдер провести для него церемонию коренных народов. Дым от горящей травы сбивает пожарную сигнализацию в больнице. Однако когда персонал больницы просит Иеремию прекратить церемонию, он говорит им: «Мы – индейцы! Мы имеем право проводить свои религиозные церемонии, как и все остальные». Королева мехов целует Габриэля и уносит его. Когда Габриэль улетает с Королевой меха, лиса на её накидке, кажется, подмигивает Иеремии.
- «Кухня» Бананы Ёсимото, краткое содержание
- «Ким» Редьярда Киплинга, краткое содержание
- «Скандал в Богемии» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Клара и солнце» Кадзуо Исигуро, краткое содержание
- «Девушка из лаборатории» Хоуп Джарен, краткое содержание
- «Я бы сказала, что люблю…» Элли Картер, краткое содержание
- «Секрет леди Одли» Мэри Элизабет Брэддон, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?