«Похвала глупости» Дезидерия Эразма, краткое содержание читать ~4 мин.
Дезидерий Эразм Роттердамский (ок. 1466-1536 гг.) был одним из самых влиятельных гуманистов эпохи Возрождения, а его сатира 1509 года «Похвала глупости» стала его самым известным и популярным произведением. Первоначально написанная на латыни, книга представлена в виде длинной речи или «декламации», произнесённой олицетворённой Глупостью.
Эразм использует персонаж Фолли в качестве рупора для критики и высмеивания недостатков человеческой природы в целом, а также многих институтов и нравов своего времени, как в церкви, так и за её пределами. Используя сарказм, иронию, остроумие и множество эрудированных ссылок на классическую литературу, Эразм изображает глупость как мощную силу в человеческих делах. Книга завершается изображением искренней христианской веры как позитивной и искупительной формы глупости, которая способна дать человечеству чувство духовного экстаза и возвысить людей над заботами мира.
Эразм утверждал, что написал «Похвалу глупости» за одну неделю, находясь в доме своего друга сэра Томаса Мора в Лондоне; латинское название книги, «Moriae Encomium», является игрой на имени Мора. При жизни Эразма книга прошла через ряд редакций и вызвала самые разные отклики – от похвалы до нападок. Например, папе Льву X она очень понравилась и позабавила его, в то время как другой церковный деятель считал, что Эразм своей сатирой пытается разрушить церковь. Эразм защищал и разъяснял многие аспекты «Похвалы глупости» в своём письме 1515 года к Маартену Ван Дорпу, молодому теологу, который критиковал эту работу. Сатире Эразма приписывают то, что она привлекла внимание общественности ко многим злоупотреблениям в церкви, что привело к протестантской и католической реформациям.
Фолли, изображённая в виде женщины в костюме дурака, представляется на собрании и заявляет, что, хотя её не ценят и не признают, она ответственна за счастье человека. Поэтому она произносит «хвалебную речь» в свой адрес. Она объясняет историю своей семьи, представляет своих помощников и говорит о том, какое влияние она оказывает на жизнь человека. Она говорит, что без неё не было бы браков и родов, а старость смягчается и смягчается благодаря ей. Даже боги в долгу перед ней, что доказывает их поведение.
Фолли характеризует женщин как глупых, потому что они постоянно стремятся к красоте и угождению мужчинам, а мужчины ещё более нелепы, потому что женская красота заставляет их совершать абсурдные поступки. Глупость необходима, так как общественные собрания должны включать в себя глупость, чтобы быть забавными. Дружба никогда не будет успешной без глупости, потому что люди говорят себе, что причуды их друзей – это их высшие достоинства. На самом деле, все отношения на земле, включая брак, нуждаются в глупости и лести, чтобы протекать гармонично.
Фолли утверждает, что самолюбие – это не плохо, и люди должны нравиться себе, чтобы достичь чего-то стоящего. По словам Фолли, если бы не она, проекты никогда бы не воплотились в жизнь, а кроме того, люди больше любят дурака, чем мудреца; ведь дурак развлекается и говорит правду, не обижаясь, а иногда глупая иллюзия предпочтительнее жестокой правды.
Во второй половине книги Фолли критикует различные социальные и профессиональные классы. Она начинает с юристов и врачей, затем затрагивает философов, азартных игроков, охотников, суеверных людей, авторов книг, поэтов, бизнесменов, грамматиков, людей, зацикленных на своей родословной и происхождении, художников и даже целые народы и города. Все эти люди, по словам Фолли, демонстрируют высокий уровень глупости, что проявляется в их самодовольстве, глупости и неуместности.
Она специально нападает на богословов – они, по её словам, обязаны ей больше, чем любой другой класс людей, потому что гордятся своими непонятными аргументами и интерпретируют Писание в соответствии со своими мнениями и тезисами. Хуже того, богословы сбивают слушателей с толку запутанными оборотами речи и игнорируют истинное послание Христа. Монахи забывают о Евангелии, в то время как папы, кардиналы и епископы живут в роскоши. Даже князья и светские правители игнорируют свой народ, потакая собственным прихотям.
В последних нескольких главах книги «Глупость» обращается к идее христианского глупца. Писание восхваляет простоту и невежество, а Христос и святой Павел говорили о кротости и смирении. Христос, по словам Фолли, был самым большим дураком из всех, потому что Он стал грехом, чтобы искупить грешников. По мнению Фолли, эти примеры доказывают, что христианская религия больше похожа на глупость, чем на мудрость. Кроме того, Фолли указывает, что христианин должен стремиться к божественному преображению – стремление, которое предполагает безумие, – и стать как можно ближе к Богу. В конце Фолли напоминает своим слушателям, что они должны наслаждаться жизнью как можно больше, как самые выдающиеся ученики Фолли.
- Заслуженная награда для Антонии Байетт от «Фонда Эразма»
- «После первой смерти» Роберта Кормье, краткое содержание
- «Молитвы за украденных» Дженнифер Клемент, краткое содержание
- «Потики» Патриции Грейс, краткое содержание
- «Лотос прерий» Линды Сью Парк, краткое содержание
- «Милые обманщицы» Сары Шепард, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?