«Пурпурное сердце» Патриции Маккормик, краткое содержание читать ~6 мин.
«Пурпурное сердце» – роман для молодых взрослых финалиста Национальной книжной премии Патриции Маккормик, впервые опубликованный в 2009 году. Роман начинается с того, что 18-летний рядовой армии Мэтт Даффи просыпается в медицинской палате в Ираке и узнает, что у него травматическая черепно-мозговая травма, или ТЧМТ. Мэтт не помнит, как он оказался в госпитале, и помнит только образ иракского мальчика в переулке, мальчика, которого поднимает с земли «внезапная, беззвучная вспышка света» и он парит «высоко в мелко-голубом небе».
Первые несколько дней своего пребывания в госпитале Мэтт то теряет, то теряет сознание и с трудом отходит от кровати. Он получает Пурпурное сердце «за ранения, полученные в бою» и общается с армейским священником, отцом Бреннаном, с которым Мэтт чувствует связь из-за своего католического воспитания. Врач Мэтта, доктор Квонг, говорит ему, что у него могут быть проблемы с запоминанием и обработкой информации, а также с регулированием эмоций. На протяжении всего пребывания в больнице Мэтт с трудом вспоминает простые слова, такие как «дождевик», и испытывает разочарование.
Его навещает товарищ по отряду Джастин и рассказывает Мэтту, как он оказался в больнице: на «Хамви» Мэтт и Джастин преследовали такси, прорвавшееся через армейское заграждение, и оказались в переулке, отделившись от остального отряда. Теперь уже пешком, Джастин застрелил в переулке «ублюдка-хаджи», а Мэтт был ранен реактивной гранатой РПГ. Как товарищи по отряду, Джастин и Мэтт «неразлучны», и Джастин, рискуя собственной безопасностью, вытаскивает Мэтта из переулка, находясь под огнём противника.
Мэтту разрешают позвонить, чтобы рассказать своей семье о случившемся. У него есть мать-одиночка, которую он считает необходимым защищать, так как во время разговора Мэтт преуменьшает свои ранения. У Мэтта есть одна сестра, школьница Лиззи, и он пошёл в армию, по крайней мере, частично, чтобы обеспечить её деньгами на колледж.
Мэтт смотрит на иракских детей, играющих возле больницы, и думает об Али, десятилетнем сироте, с которым он подружился, когда его отряд получил приказ «установить контакты» с иракцами. Али украл солнцезащитные очки Мэтта, но позже вернул их; он искусный футболист и художник. Мэтт с тревогой понимает, что Али – это тот самый мальчик, которого он помнит, как видел перед тем, как его ранили из РПГ – мальчик в переулке, охваченный «вспышкой света» и улетевший в небо.
Мэтт проводит ряд встреч с офицером Миган Финнерти, чья работа заключается в оценке черепно-мозговой травмы Мэтта и определении того, сможет ли он вернуться в свой отряд. Мэтт отчаянно хочет вернуться в свой отряд, который он считает семьёй, но он не может скрыть, что ему трудно вспомнить простые слова или то, что произошло незадолго до травмы.
Мэтт получает письмо от своей девушки, Кэролайн, и если раньше его утешали описания её обычной, безопасной школьной жизни, то теперь её внимание к таким пустякам, как тест по биологии, просто расстраивает его. Все ещё отчаянно пытаясь вспомнить, что произошло в переулке, Мэтт записывает свои воспоминания в блокнот, который ему дал его коллега по палате, Фрэнсис. Услышав «"поп-поп-поп» АК-47», Мэтт вспоминает кое-что ещё: теперь он знает, что в мальчика в переулке стреляли. Он говорит Миган, что, по его мнению, мальчик был Али и что, по его мнению, он убил его.
Фрэнсис случайно убил командира отряда Мэтта в результате дружественного огня. После обмена мнениями с Фрэнсисом Мэтт также узнает, что тюремный срок за убийство иракского гражданина составляет 20 лет. Мэтт нервничает ещё больше, когда его сопровождают в кабинет подполковника Фукса для допроса об инциденте. На встрече, на которой также присутствует лейтенант Броуди, Фукс объясняет, что иракцы утверждают, что 10-летний гражданин Али был убит «намеренно», но в Ираке «много путаницы» относительно того, кто является, а кто не является врагом.
Вернувшись в медицинское отделение, Мэтт узнает, что Фрэнсиса отправляют в больницу из-за его пристрастия к таблеткам. Он снова навещает Миган, и она говорит ему, что его разум, возможно, похоронил воспоминания о том, как он стрелял в Эли. Затем Мэтт пытается признаться в содеянном отцу Бреннану, но не может вымолвить и слова.
Мэтт встречается с лейтенантом Броди, но Броди не задаёт Мэтту ни одного вопроса – вместо этого он «говорит» Мэтту, что из-за травмы мозга его память ненадёжна, и смерть Эли будет записана как «сопутствующий ущерб». На следующее утро и Миган, и доктор Квонг разрешают Мэтту вернуться в свою часть; перед тем, как покинуть медицинское отделение, Мэтт отдаёт своё Пурпурное сердце отцу Бреннану, который говорит, что будет хранить его, пока Мэтт не будет готов.
Мэтт возвращается в свой отряд и с облегчением возвращается к своим друзьям, хотя Джастин, кажется, избегает его. Командир отряда, сержант Макнелли, ставит Мэтта в пару с единственной женщиной в отряде, Шарлин, потому что хочет, чтобы Мэтт «успокоился». Наступило перемирие, поэтому патрулирование проходит более спокойно, чем обычно, но Мэтту по-прежнему трудно держать себя в руках и он эмоционально напряжён. Когда отряд патрулирует возле переулка, где он был ранен, он тайком осматривает место происшествия и понимает, что Эли стояла напротив окна, в котором находился Джастин. Из-за угла, под которым упало тело Али, в него, должно быть, стреляли из этого окна – значит, Джастин, а не Мэтт, убил Али.
Джастин продолжает избегать Мэтта, не желая обсуждать случившееся, а в это время Мэтт все больше сближается с Шарлин. Он думал, что она всегда была замкнутой, но теперь Мэтт замечает «маленький намёк на теплоту в её глазах». Когда отряд патрулирует рынок, террорист-смертник устраивает взрыв, в результате которого погибает Шарлин, а также ещё один друг Мэтта, Вульф. Джастин защищает Мэтта, пока тот несёт тело Шарлин, и Джастин получает ранение в ногу. Перед тем как Джастина эвакуируют, он рассказывает Мэтту, что стрелял в Эли, потому что Эли был «корректировщиком», передававшим повстанцам информацию о местонахождении Мэтта.
Мэтт ещё раз воспроизводит картину смерти Али и понимает, что на мальчике были ботинки с футбольными бутсами – то, что он мог получить только от повстанцев. Мэтт размышляет о том, что, подружившись с Али, он фактически стал причиной смерти мальчика и подверг опасности свой собственный отряд. Если бы Мэтт и Али не были так близки, Али не стал бы ценным для врага.
После подготовки к поминальной службе Шарлин и Вульфа Мэтт сопровождает сержанта Макнелли в поездке за припасами, где он наблюдает за игрой группы детей. Один из детей бросает футбольный мяч на улицу, и все кричат, чтобы Мэтт отбил его, но он замирает. Затем маленькая девочка показывает ему большой палец вверх – кажется, она видит в нём не просто американского солдата, – и этот жест возвращает Мэтта к жизни. Книга заканчивается тем, что Мэтт отбивает мяч в сторону детей и смотрит, как он «уплывает в мелко-голубое небо» – то самое «мелко-голубое небо», в которое улетел Эли в начале романа.
Комментирование недоступно Почему?