«Бог малых вещей» Арундхати Рой, краткое содержание читать ~5 мин.
«Бог малых вещей», дебютный роман индийского архитектора (сюзанны) Арундхати Рой, был опубликован в 1997 году. Роман, действие которого происходит в Айеменеме, отдалённом прибрежном городке в штате Керала на юго-западе Индии, разворачивается в 1969 году, когда близнецы в возрасте семи лет оказываются вовлечёнными в случайное утопление своего британского кузена, и более 25 лет спустя, когда близнецы воссоединяются, будучи эмоционально повреждёнными взрослыми.
В романе используется сложная архитектура флэшбэков, воспоминаний, поэтических снов, внутренних монологов и перемотки назад, чтобы передать напряжение и горе нескольких поколений этой индийской семьи среднего класса, оказавшейся под социальным давлением современной кастовой системы. Роман стал международным бестселлером и был удостоен престижной Букеровской премии.
Сюжет основан на взаимоотношениях двух братьев и сестёр в семье Ипе, сначала Амму и её брата Чако, а затем братских близнецов Амму, мальчика Эстаппена, известного как Эста, и девочки Рахель. Будучи подростками, Амму и Чако стремятся покинуть тупиковую, по их мнению, жизнь в их отдалённом городке Айеменем. Чако считает себя интеллектуалом и жизнелюбом и отправляется изучать политическую теорию в Оксфорд. Там он встречает официантку по имени Маргарет. Они женятся, и у них рождается дочь, которую они называют Софи. Когда брак рушится – Маргарет влюбляется в другого мужчину и разводится с Чако – Чако, заряженный революционными идеями о работоспособности коммунизма, возвращается домой, решив наладить семейный бизнес по производству чатни.
В 17 лет Амму уезжает в Калькутту. Она выходит замуж за Бабу, управляющего чайной фабрикой, который оказывается жестоким и грубым пьяницей. Вскоре после того, как Амму рожает близнецов, она уходит от мужа и возвращается домой с детьми. Разведённая и мать-одиночка, она становится позором в глазах своей консервативной семьи.
Когда близнецам исполнилось семь лет, Чако получает известие, что второй муж Маргарет погиб в автокатастрофе. Маргарет опустошена. Чако приглашает свою бывшую жену и дочь приехать в Айеменем на рождественские каникулы. В день их приезда семья загружает машину, чтобы посетить театральный показ «Звуков музыки», а на следующее утро отправляется в аэропорт, чтобы встретить Маргарет и Софи.
По дороге машину настигает массовый коммунистический уличный парад. Семья в ужасе от шумной, размахивающей флагами толпы. Среди участников беспорядков семье кажется, что они видят Велуту, плотника и рабочего по обслуживанию фабрики семьи. Велута – параван, считающийся неприкасаемым в строгом кодексе кастовой системы страны. В кино Эста, которому нравится запоминающаяся музыка, отправляется в заднюю часть кинотеатра, потому что не может удержаться от того, чтобы не подпевать во весь голос. В фойе к нему пристаёт жуткий мужчина, который работает в закусочной. Он никому ничего не рассказывает.
Рахиль, поначалу счастливая увидеть свою британскую кузину, быстро начинает возмущаться тем вниманием, которое получает симпатичная девушка. Рахиль ищет совета и утешения у Велути, известного близнецам своей тихой мудростью и незамысловатым состраданием.
Пока девушка беседует с Велутой, Амму впервые обращает внимание на молодого, крепкого чернокожего мужчину. Через несколько дней, когда приближается Рождество, Эста, уверенный, что растлитель в театре вернётся, решает, что ему нужно бежать. Он и Рахель находят старую лодку, брошенную на берегу близлежащей реки Минахал. Они рассказывают Софи о своих планах переплыть реку и укрыться в заброшенном доме, известном как Дом истории. Жаждущая приключений Софи умоляет пойти с ними. Однако в день, когда дети собираются уходить, до семьи доходят новости о продолжающемся романе между Амму и Велутой, запрещённом так называемым индийским законом о любви.
Возмущённая семья Амму запрещает влюблённой Амму видеться с Велутой и даже запирает её в комнате. Она громко сокрушается о своей жизни, в том числе проклинает богов за то, что они обременяют её близнецами. Подстёгнутые словами матери, близнецы уходят с Софи на руках. Однако при пересечении бурной реки Миначал крошечная лодка наталкивается на бревно и опрокидывается. Софи тонет.
Близнецы с трудом выбираются на берег и ищут убежище в заброшенном Доме истории на берегу реки, где, по совпадению, Амму и Велута встречались для своих свиданий. Велута, который теперь находится в бегах, также нашёл убежище в этом доме.После обнаружения тела Софи и исчезновения близнецов семья обвиняет Велуту, обвиняя его в изнасиловании Амму (это избавит семью от позора, связанного с изменой), а затем в похищении детей и убийстве Софи. Не имея никаких доказательств, местная полиция арестовывает Велуту в Доме Истории.
Пока дети беспомощно наблюдают за происходящим, полицейские жестоко избивают Велуту. Несмотря на то, что близнецы говорят полицейским, что Велута невиновен, уже слишком поздно. Велута умирает в тюрьме той же ночью. Под злобным влиянием своей двоюродной тёти, Малышки Кочаммы, которая параноидально мстит Велуте, дети никогда не открывают правду семье и позже лгут полиции. Чако, скорбящий о смерти дочери, изгоняет Амму, а затем ссылает Эсту, которого он винит в несчастном случае, на попечение жестокого и алкогольного отца мальчика. Амму, обесчещенный и опозоренный, умирает от осложнений после рака лёгких несколько лет спустя.
Рахиль с некоторыми трудностями заканчивает среднюю школу, а затем отправляется в Америку изучать архитектуру. Она равнодушно выходит замуж и так же равнодушно разводится.
В настоящем повествовании, действие которого происходит в 1993 году, Рахель, узнав, что Эста наконец-то вернулась в Айеменем, летит домой, чтобы воссоединиться со своим эмоционально озабоченным близнецом. Она обнаруживает, что её брат живёт одинокой жизнью, его преследует чувство ответственности за смерть Софи и Велуты, и он все ещё страдает от травмы, полученной в результате издевательств. Эста никогда не был женат. Он редко разговаривает, а когда Рахиль навещает его, он совершает долгие прогулки вдоль реки вдали от посторонних глаз. Эти двое, мучимые прошлым, вновь обретают близость во время бессвязных, безрассудных разговоров.
В момент уязвимости и отчаянной нужды эти двое доводят свои чувства до конца. Табуированный акт инцеста, одновременно шокирующий и искупительный, даёт им утешение, которого они никогда не находили ни с кем другим.
- «Герой с тысячью лицами» Джозефа Кэмпбелла, краткое содержание
- «Герои Олимпа. Пропавший герой» Рика Риордана, краткое содержание
- «Чёрная Атлантика: Современность и двойное сознание» Пола Гилроя, краткое содержание
- Выбираем типы планшетов для рисования стилусом
- Японская кухня в живописи
- «Золотой кубок» Элоизы Макгроу, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?