«Соната призраков» Августа Стриндберга, краткое содержание читать ~5 мин.
«Соната призраков» (1907) выдающегося шведского драматурга Августа Стриндберга (1849-1912) рассказывает о том, как молодой человек всё больше осознает порочность мира.
Стриндберг внёс ключевой вклад в развитие стиля экспрессионистского искусства. За свою жизнь он написал более 60 пьес, и «Соната призраков» остаётся новаторской пьесой благодаря уникальному диалогу, постановке и сюжету. Ее темы включают сверхъестественное, преступление между поколениями, чувство вины, обман и социальные маски.
Пьеса «Соната призраков» состоит из одного акта в трёх сценах; она считается камерной пьесой из-за ограниченного состава актёров и небольшого постановочного пространства. Эти формы были популярны в начале 20 века и могут отражать растущую тревогу вокруг глобальной политики.
Г-н Аркенхольц, молодой студент-идеалист, удивляется (почти завидует) богатым людям, живущим в роскошном здании. Он всегда мечтал жить в таком же здании и с красивой женой, как дочь полковника, которую он видит в окне. У Аркенхольца доброе сердце, и впервые он появляется на сцене очень грязным, только что приняв участие в спасательной операции по спасению рухнувшего здания.
Пожилой человек в инвалидной коляске, режиссёр Якоб Хаммель, замечает Аркенхольца, пьющего из городского фонтана. Он узнает в молодом человеке сына своего делового партнёра, чьи сбережения он, по сути, украл. Аркенхольц тоже узнает Хаммела, и между ними происходит короткий спор. Хаммель настаивает на том, что не имеет никакого отношения к банкротству отца Аркенхольца. Аркенгольц смущён тем, что его семья потеряла состояние, и извиняется за то, что набросился на Хаммеля.
Хаммель утверждает, что может найти молодому человеку хорошую работу через полковника, который живёт в шикарном здании, которым любовался Аркенгольц. По непонятной причине Хаммел хочет попасть в это здание и нуждается в Аркенхольце, чтобы его туда пустили. Аркенхольц разговаривает с Молочницей, которая оказывается призраком. Хуммель потрясён этим и делает вывод, что Аркенгольц – «воскресный ребёнок», то есть человек, который может видеть призраков. Хуммель договаривается с Аркенгольцем о посещении оперы, где он будет сидеть рядом с одной из известных семей, живущих в роскошном здании.
Это действие происходит вне сцены. Следующие две сцены происходят внутри здания. В аллюзии на Вергилия, ведущего Данте через ад в «Инферно», Хуммель проводит экскурсию по дому для Аркенгольца. Аркенгольц узнает, что высший класс живёт на верхнем уровне, средний класс – на первом этаже, а низший класс – в подвале. Снаружи многоквартирный дом выглядит респектабельным, но внутри он полон несчастий.
Все люди, живущие в квартире, связаны между собой, часто благодаря какому-то обману. Например, полковник, живущий на верхнем этаже, однажды соблазнил привлекательную жену суперинтенданта, живущего в подвале. Аркенхольц видит жену полковника, которая «сошла с ума» после того, как прожила в шкафу последние 40 лет. Она целыми днями издаёт звуки попугая. Все, включая слуг Бенгтсона и Йохансона, называют её Мумией. Хуммель требует встречи с полковником. При этом он потрясён, увидев жену полковника в её нынешнем состоянии, ведь раньше она была очень красивой. Она спрашивает его, зачем он вернулся в дом, и он отвечает, что ради дочери полковника.
Когда появляется полковник, Хаммель, привыкший разрушать жизни, уничтожает его статус и фамилию. Полковник оказывается беззащитным перед обвинениями. У него действительно был роман с женой суперинтенданта. Устраивается ужин, на который приглашён Аркенхольц. Хуммель утверждает, что привёл молодого Аркенгольца в дом, чтобы восстановить справедливость в отношении дочери полковника, которая страдает от депрессии. Он считает, что жизнерадостное сияние Аркенгольца может оживить её, и если бы они даже поженились, он бы не стал жаловаться.
Дочь полковника находится в тяжёлой депрессии и хочет умереть. Хуммель винит в её печальной судьбе разных людей, собравшихся за столом. Он также хочет, чтобы молодое поколение увидело нынешние грехи мира и стремилось к светлому будущему. Однако Хаммель, при всей его мнимой доброте, не так уж невинен. Хаммеля окликает жена полковника.
Она рассказывает, что Хуммель пытался соблазнить её. Бенгтсон говорит, что Хуммель в прошлом убил женщину, и что эта женщина была Молочницей, призрак которой видел Аркенгольц. Жена полковника утверждает, что Хуммель также хочет соблазнить её дочь, что выглядит особенно извращённо, поскольку дочь полковника на самом деле «его собственная дочь». Столкнувшись с преступлениями, которые он не может отрицать, Хуммель корчится на полу от чувства вины. Он ползёт к шкафу, в котором когда-то жила жена полковника, начинает издавать попугайские звуки, и его накрывает «экран смерти».
Аркенхольц влюбляется в дочь. Хотя её «радость жизни», кажется, угасла, и она проводит большую часть времени, наигрывая меланхоличные мелодии на арфе, Аркенхольц хочет забрать её из этого грешного дома, чтобы она могла прожить счастливую жизнь в другом месте. Однако она отказывается. Она убеждена, что обречена умереть в несчастье.
Аркенгольц понимает, что дом, которым он восхищался издалека, на самом деле является разновидностью ада. Жители дома, если они хотят получить отпущение грехов, должны страдать и умирать. Даже невинные люди, такие как Молочница и Дочь полковника, несут наказание за проступки других. Пьеса заканчивается смертью Дочери полковника. Аркенгольц в ярости от мира, в котором он оказался, и молится, чтобы после смерти у неё была лучшая жизнь…
- «Отец» Августа Стриндберга, краткое содержание
- «Игра снов» Августа Стриндберга, краткое содержание
- «Дар» Марселя Мосса, краткое содержание
- «Садовая вечеринка» Кэтрин Мэнсфилд, краткое содержание
- «Среди самозванцев» Маргарет Петерсон Хаддикс, краткое содержание
- «География блаженства» Эрика Вайнера, краткое содержание
- «Сад расходящихся тропок» Хорхе Луиса Борхеса, краткое содержание
- «Истории Гильды» Джуэль Гомес, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?