«Вечеринка в день рождения» Гарольда Пинтера, краткое содержание читать ~5 мин.
Гарольд Пинтер (1930-2008) сделал обширную карьеру как активист и как один из самых значительных английских драматургов 20-го века. «Вечеринка в день рождения», его первая полнометражная пьеса, была впервые поставлена в Художественном театре в Кембридже в 1958 году под руководством самого Пинтера. Пьеса гастролировала, получив положительные отзывы, и в следующем месяце была поставлена на Вест-Энде в Лондоне с другим режиссёром, где была принята значительно прохладнее.
Спектакль «The Birthday Party» закрылся через неделю, потому что зрители и рецензенты были озадачены, за исключением Гарольда Хобсона из «Sunday Times», который похвалил Пинтера за его редкое и обезоруживающее понимание экзистенциальной прекарности. Пьеса не поддаётся классификации в традиционных жанрах комедии, трагедии или даже трагикомедии. Персонажи говорят друг с другом любезностями, которые часто несут в себе смутную угрозу. Некоторые моменты могут вызвать смех или жалость, но финал неоднозначен. Другой критик наклеил ярлык «Комедия угрозы», который стал метким описанием пьес Пинтера, особенно его ранних работ.
Пьесу «День рождения» часто считают «абсурдистской» – это тип пьес, в которых сюжет не имеет смысла, персонажи не могут наладить отношения друг с другом, а язык скользкий и неэффективный. Время и место непостоянны или неясны, личности персонажей часто неустойчивы, а главные вопросы остаются без ответа даже в конце пьесы. Пьеса «День рождения» считается одним из главных произведений Пинтера и воплощает многие из этих основных характеристик его абсурдистского стиля.
В центре пьесы – Стэнли Уэббер, растрёпанный, неработающий пианист в возрасте около тридцати лет, который останавливается в приморском пансионе, принадлежащем Пити и Мэг Боулз, супружеской паре в возрасте шестидесяти лет. В начале первого акта Мэг и Пити ведут утреннюю бессмысленную беседу, пока Мэг подаёт Пити завтрак. Перед уходом на работу Пити упоминает двух незнакомых мужчин, которые спрашивали о комнате, и Мэг в восторге. Мэг решает разбудить Стэнли, дико хихикая, несмотря на его сердитые протесты. Она ластится к нему, иногда даже кокетничает, не обращая внимания на его ответы, которые чередуются между жестокостью, руганью и лёгким поддразниванием.
Когда Мэг упоминает о двух странных мужчинах, Стэнли мгновенно настораживается, но успокаивает себя. Мэг отправляется за покупками и встречает на улице Лулу, молодую женщину, которая несёт большой завёрнутый пакет. Когда Лулу видит Стэнли, она ругает его за неухоженность, а когда она просит его выйти с ней на свежий воздух, он отказывается. После ухода Лулу приходят двое незнакомых мужчин, Макканн и Голдберг, и Стэнли выскальзывает за дверь. Они вкрадчиво обсуждают какую-то работу, не уточняя деталей.
Мэг возвращается и приветливо встречает их, заявляя, что у Стэнли сегодня день рождения. Мужчины настаивают, чтобы они устроили вечеринку, и Мэг с радостью соглашается. Как только мужчины уходят в свою комнату, возвращается Стэнли. Хотя он говорит, что сегодня не его день рождения, Мэг настаивает на этом и отдаёт ему пакет, который принесла Лулу, в котором оказался детский барабан. Стэнли принимает барабан и начинает играть на нем, ударяя все сильнее и сильнее.
Действие второго акта происходит вечером. Стэнли встречается с Маккэнном, который отказывается позволить ему улизнуть и пропустить его вечеринку. Входит Пити, тепло общается с Голдбергом, а затем уходит на свою шахматную ночь. Стэнли пытается убедить Маккэнна и Голдберга уйти или хотя бы оставить его в покое, но они обрушивают на него шквал вопросов и обвинений, некоторые из которых абсурдны. Затем они объявляют, что Стэнли мёртв, и Стэнли пинает Голдберга.
Прежде чем МакКанн успевает ударить его стулом, входит Мэг, одетая для вечеринки. Они все пьют и поднимают тост за Стэнли. Приходит Лулу и присоединяется к ним, и её быстро увлекает флирт Голдберга. Они играют в «бафф слепого» (игра в пятнашки, когда тому, кто «это», завязывают глаза), и Мэг, первой с завязанными глазами, находит МакКанна. МакКанну завязывают глаза, и он находит Стэнли и разбивает его очки. Стэнли, в свою очередь, находит Мэг и начинает душить её, но МакКанн и Голдберг бросаются его останавливать. Внезапно гаснет свет. Лулу падает в обморок от страха, и Стэнли кладёт её на стол. При свете фонарика видно, что Стэнли стоит над ней и истерически смеётся.
Действие III происходит на следующее утро. Пити читает газету, а Мэг с похмелья рассказывает ему, что Голдберг и МакКанн съели весь завтрак. Мэг беспокоится о Стэнли, который до сих пор не пришёл в себя. Когда утром Мэг принесла ему чай, Макканн уже открыл ему дверь. Входит Голдберг, а Мэг уходит за покупками. Пити спрашивает о Стэнли, у которого, по словам Голдберга, случился внезапный «срыв». Пити хочет вызвать врача, но МакКанн приносит их чемоданы, и Голдберг настаивает, чтобы они взяли Стэнли с собой. Пити уходит, обещая быстро вернуться.
Лулу входит и разговаривает с Голдбергом, и их разговор загадочно намекает на какую-то встречу, которая произошла после вечеринки: Лулу ругает Голдберга за то, что он воспользовался ею. Голдберг настаивает на том, что она поощряла его, и зовёт МакКанна, чтобы тот запугивал её, пока она не уйдёт. МакКанн приводит Стэнли, теперь опрятно одетого и чисто выбритого. Голдберг и Маккэнн быстро дают обещания помочь Стэнли исправиться и стать успешным. Когда Стэнли просят заговорить, он произносит лишь несколько задыхающихся невербальных звуков. Пити возвращается и пытается убедить их оставить Стэнли, но Голдберг угрожает ему, и они уходят, забрав Стэнли с собой.
Когда Мэг возвращается из магазина и спрашивает о Стэнли, Пити говорит, что он все ещё в постели и что Мэг должна дать ему поспать. Счастливая, Мэг рассказывает о том, какой замечательной была вечеринка и что она была самой красивой и популярной женщиной на ней.
- «Возвращение домой» Гарольда Пинтера, краткое содержание
- «Чёрная Атлантика: Современность и двойное сознание» Пола Гилроя, краткое содержание
- «Большая жажда» Чарльза Фишмана, краткое содержание
- «Родимое пятно» Натаниэля Хоторна, краткое содержание
- «Неоднозначное приключение» Шейха Хамиду Кане, краткое содержание
- «Дом рождения» Ами Маккей, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?