«Феноменальная женщина» Майи Анжелоу, краткое содержание читать ~5 мин.
Опубликованная в 1995 году книга «Феноменальная женщина» – это сборник из четырёх стихотворений Майи Анжелоу, воспевающий силу женщин и мощь человеческого духа. Американская поэтесса, активистка движения за гражданские права, педагог, рассказчик, автор мемуаров, певица и автор песен, Анжелу называют «лауреатом премии для чернокожих женщин».
Анжелоу была плодовитым автором, написав три тома эссе и семь автобиографий, а также пьесы и киносценарии, несколько томов поэзии и саундтреки к фильмам. Хотя автобиографии Анжелоу, включая классическую «Я знаю, почему поёт птичка в клетке», получили большее признание критиков, чем её поэзия, её стихи не менее сильны и успешны.
Первый сборник стихов Анжелоу «Просто дай мне выпить прохладной воды, пока я не умерла» был номинирован на Пулитцеровскую премию. На поэзию Анжелоу повлияли традиции афроамериканского устного творчества, и она считала, что её стихи лучше всего звучат, когда их произносят вслух, говоря: “Чтобы наполнить их глубоким смыслом, нужен человеческий голос”. Критики отмечают, что многие её стихи построены на блюзовой основе; за стихами следуют похожие на песни припевы или хоры.
Анжелоу использует короткие, властные строки стихов, используя неправильный метр и рифму, чтобы выразить свои темы уверенности в себе, гордости, равенства, идентичности и социальной справедливости. Анжелоу изображает афроамериканцев, переживающих трудности, страдания и дискриминацию, но её неизменное послание вдохновляет: человек победит.
Первое стихотворение сборника и главное произведение тома, «Феноменальная женщина», было первоначально опубликовано в журнале «Космополитен» в 1978 году, а затем собрано в сборнике «И все же я поднимаюсь». Критик Гарольд Блум назвал «Феноменальную женщину» гимном женской красоте. В «Феноменальной женщине» говорящая описывает, что делает её красивой. Она говорит: “Красотки гадают, где мой секрет”. Красота оратора – это её «внутренняя тайна», к которой никто не может прикоснуться, она в её уверенности и характере, а также в её уникальной физической красоте: “Это огонь в моих глазах, И блеск моих зубов, И размах моей талии, И радость в моих ногах”.
Говорящей не нужно повышать голос или склонять голову, она гордится собой и уверена в себе. Каждая из первых трёх строф поэмы завершается рефреном, слегка изменённым в последней строфе: “Я – женщина. Феноменально. Феноменальная женщина, это я”. “Still I Rise”, второе стихотворение, по преданию, было самым любимым у Анжелоу.
Автор утверждает, что, что бы плохого ни случилось в жизни, как бы плохо или несправедливо с ней ни обращались, она преодолеет и «поднимется». Стихотворение имеет схему рифмовки abcb, которая меняется только в двух последних строфах на abcc и aabb. Автор начинает со слов угнетателя: “Ты можешь записать меня в историю Своей горькой, извращённой ложью, Ты можешь втоптать меня в самую грязь, Но все равно, как пыль, я поднимусь”. Она дерзко спрашивает угнетателя, расстраивает ли его её дерзость, хочет ли он видеть её сломленной, оскорбляет ли его её надменность или расстраивает её сексуальность. Тем не менее, в ней живёт надежда, и она ходит так, будто в её гостиной качают нефть из нефтяных скважин.
Автор поднимается из болезненного прошлого, «хижины позора истории», неся с собой дары своих предков в будущее, «мечту и надежду раба». Стихотворение завершается мощным повторением: “Я поднимаюсь, я поднимаюсь, я поднимаюсь”. «Слава выходного дня» – это быстрое, похожее на песню стихотворение с различной схемой рифмовки и длиной строф.
Автор работает на заводе, что не является отличной работой, но она платит по счетам. Она критикует «позёров», которые смотрят на других свысока, но покупают большие машины и живут в квартирах, которые не могут себе позволить. Она советует: “Если они хотят научиться жить правильно, им стоит поучиться у меня в субботу вечером”. Она тяжело работает всю неделю, чтобы потом пойти со своей девушкой и их мужчинами и хорошо провести время в блюзовом клубе “и отвернуться от забот с нахальным взглядом”. Она говорит, что позёры и преверженцы смотрят на неё свысока, но на самом деле они равны с ней: они тоже живут повседневной жизнью. Автор приходит к выводу, что её жизнь – не рай, но и не ад, и это хорошо – работать, получать зарплату и “иметь удачу быть чёрным в субботний вечер”.
Стихотворение «Наши бабушки», заключительное в сборнике «Феноменальная женщина», было впервые опубликовано в 1990 году в сборнике «I Shall Not Be Moved». Автор – беглая рабыня, бегущая на свободу со своими маленькими детьми. Она говорит своему угнетателю: “Ты пытался уничтожить меня, и хотя я погибаю каждый день, я не сдвинусь с места”. Она отказывается терпеть несправедливость. Она перечисляет расистские, жестокие и грубые имена, которыми её называли, но отрицает и опровергает их, говоря: “Моё описание не поместится на вашем языке, потому что у меня есть определённый способ существования в этом мире, и я не буду, я не сдвинусь с места”.
Автор сохраняет веру в Бога, даже несмотря на отдалённость свободы, заявляя: “Я иду одна, а стою как десять тысяч”. Божественный и Святой Дух помогают ей идти вперёд к свободе. Затем оратор описывает «эти лица мам», сильных современных и исторических афроамериканских женщин, включая Шебу, Соджорнер, Гарриет и Мэри Бетьюн. Стихотворение перескакивает в прошлое, где жизнь всё ещё тяжела для женщин: очереди за пособием, клиники абортов, одиночество и проституция. Автор приходит к выводу, что, что бы ни думали о ней люди, каковы бы ни были её собственные недостатки, её не остановить. Она повторяет строку “Ибо я не сдвинусь с места”…
- «Песня, взлетевшая к небесам» Майи Анжелоу, краткое содержание
- «Письмо моей дочери» Майи Анжелоу, краткое содержание
- «Я знаю, почему поёт птица в клетке» Майи Анжелоу, краткое содержание
- «Соберитесь во имя моё» Майи Анжелоу, краткое содержание
- Алтарь эпохи Возрождения продан во Франции за 445 000 евро
- Анжело Паратико: Мать Леонардо да Винчи была китайской рабыней
- «Мифы и символы» Анжелики Алсаткиной
- Дебют в большом кино французского балетмейстера Анжелена Прельжокажа
Комментирование недоступно Почему?