«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда, краткое содержание читать ~4 мин.
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» – трёхактная пьеса английского драматурга Тома Стоппарда. Это экзистенциалистская, абсурдистская сатира с участием персонажей и событий из шекспировского «Гамлета».
Впервые показанная на фестивале «Эдинбург фриндж» в 1966 году, пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» имела успех у критиков, получила премию Нью-Йоркского кружка драматических критиков за лучшую пьесу и четыре премии «Тони» в 1968 году. С тех пор пьеса была адаптирована в несколько радиопьес и фильм 1990 года с Гэри Олдманом, Тимом Ротом и Ричардом Дрейфусом в главных ролях.
Пьеса возникла в рамках движения «Театр абсурда», популярного в Европе в десятилетия после Второй мировой войны. Пьесы театра абсурда затрагивают экзистенциалистские темы, такие как бессмысленность или абсурдность существования, и эта тема проходит через весь сюжет пьесы. Критики склонны проводить параллели между «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета, ещё одной классикой театра абсурда.
В первом акте Розенкранц и Гильденстерн, два друга детства принца Гамлета, отправляются в Эльсинор, чтобы встретиться с королём Дании Клавдием. По дороге они коротают время, бросая монеты. Розенкранц каждый раз ставит на голову, выиграв 92 броска монет подряд. Гильденстерн хочет понять, почему закон вероятности не работает, но Розенкранц не задумывается над этим вопросом.
Прибывают трагики, театральная труппа во главе с загадочным Игроком. Игрок говорит, что трагики могут дать представление для Розенкранца и Гильденстерна и что два друга могут участвовать в сексуальных сценах, если заплатят дополнительно. Розенкранц и Гильденстерн испытывают отвращение и в то же время заинтригованы предложением.
Гильденстерн и Игрок играют в пари, а Игрок готовит труппу к выступлению перед Розенкранцем и Гильденстерном. Прежде чем представление трагиков начинается, сцена переносится в Эльсинор, где Розенкранц и Гильденстерн встречаются с Клавдием и его женой Гертрудой. Клавдий и Гертруда приказывают Розенкранцу и Гильденстерну шпионить за Гамлетом и выяснить причины его странного поведения.
Во втором акте Розенкранц и Гильденстерн неуклюже пытаются выполнить свою миссию и понять, что они должны делать. Прибывают трагики, и Гамлет просит их исполнить изменённую версию «Убийства Гонзаго». Игрок соглашается и готовит свою труппу к выступлению. Розенкранц и Гильденстерн проводят время, споря о том, в какую сторону юг, и размышляя о смерти. Их все больше и больше расстраивает неопределённость и отсутствие свободы, которые они испытывают по мере того, как вокруг них разворачиваются события «Гамлета».
Позже пара наблюдает, как трагики проводят генеральную репетицию своей пьесы, о которой рассказывает Игрок. В пьесе отражены события, происходящие до и во время действия «Гамлета», включая убийство Клавдием отца Гамлета, узурпацию трона и женитьбу на Гертруде. В пьесе также показана смерть двух персонажей-шпионов, которые похожи на Розенкранца и Гильденстерна и должны представлять их. Хотя Розенкранц видит в этих персонажах некоторое сходство, он не узнает в них себя и своих спутников.
Трагики исполняют свою пьесу перед судом, но она вызывает недовольство провинившегося Клавдия. Тогда Гамлет убивает Полония, советника Клавдия. Клавдий посылает Розенкранца и Гильденстерна схватить Гамлета и привести его к Клавдию. Розенкранц и Гильденстерн отправляются выполнять это задание, но медлят, пока Гамлет даёт себя схватить. Клавдий приказывает Розенкранцу и Гильденстерну отправиться с Гамлетом в Англию и вручить письмо английскому королю.
В третьем акте Розенкранц и Гильденстерн оказываются на корабле, направляющемся в Англию. Пока Гамлет спит, они обсуждают лодки, смерть и существование Англии. Розенкранц расстроен тем, что не знает, что делать, когда они достигнут Англии, но Гильденстерн уверяет его, что нужная им информация находится в письме, которое дал им Клавдий. Они путаются, у кого письмо, и паникуют, пока Гильденстерн не достаёт его из кармана. Они читают его и узнают, что Клавдий хочет, чтобы король Англии казнил Гамлета.
Пока друзья спят, Гамлет подменяет письмо Клавдия письмом с приказом королю Англии казнить Розенкранца и Гильденстерна вместо Гамлета. Утром Розенкранц и Гильденстерн обнаруживают, что вместе с ними на корабле находятся трагики, бежавшие от Клавдия. Пираты высаживаются на корабль и нападают на команду; Розенкранц, Гильденстерн, Гамлет и Игрок спасаются от пиратов, спрятавшись в трёх бочках.
Когда пираты уходят, Розенкранц и Гильденстерн выходят из бочки и обнаруживают, что Гамлет пропал. Они в отчаянии думают, что делать без него. Подумав, что в нём может содержаться полезная информация, которая поможет им в этом неожиданном сценарии, они читают новое письмо и узнают, что их ждёт казнь, как только они достигнут Англии. Игрок напоминает им, что все умирают, и Гильденстерн со злостью ударяет его ножом. Однако нож был всего лишь реквизитом с выдвигающимся лезвием, и Игрок выживает. Освещение меняется, и видны только Розенкранц и Гильденстерн. Они произносят свои последние слова и исчезают со сцены.
В Эльсинор входят два посла, чтобы сообщить новость о смерти Розенкранца и Гильденстерна, и пьеса заканчивается, когда Горацио произносит последний монолог из «Гамлета».
- В Пензенском ЦТИ «Дом Мейерхольда» состоялась премьера спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
- Израильский театр «Гешер» показал в Москве спектакль «Диббук»
- Постановка А. Баргмана «Входит свободный человек» в театре им. Кольцова
- «Слэм!» Уолтера Дина Майерса, краткое содержание
- «Чума и народы» Уильяма Макнилла, краткое содержание
- «Разговор с незнакомцем: Что мы должны знать о людях, которых не знаем» Малкольма Гладуэлла, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?