«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда, краткое содержание читать ~4 мин.
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Rosencrantz and Guildenstern Are Dead) — абсурдистская трагикомедия британского драматурга Тома Стоппарда (Tom Stoppard). Сюжет произведения выстроен вокруг двух второстепенных персонажей трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет».
Впервые постановка была представлена публике в 1966 году на фестивале «Эдинбург Фриндж» (Edinburgh Festival Fringe). Спектакль получил высокие оценки критиков. В 1968 году пьеса удостоилась премии «Тони» и награды Кружка драматических критиков Нью-Йорка в категории «Лучшая пьеса».

Произведение неоднократно адаптировали для радиопостановок. В 1990 году на экраны вышел одноимённый фильм. Главные роли в картине исполнили Гэри Олдман, Тим Рот и Ричард Дрейфус. Режиссёром выступил сам Том Стоппард.
Пьеса создана в традициях «театра абсурда». Это направление доминировало в европейской драматургии в послевоенные годы. Центральными темами здесь выступают экзистенциальный кризис и нарушение причинно-следственных связей. Критики часто сравнивают работу Стоппарда с пьесой Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо».
Стоппард использует приём инверсии, выводя на авансцену героев, которые в оригинале оставались в тени. Розенкранц и Гильденстерн не понимают своего предназначения и не контролируют собственную судьбу. Они вынуждены существовать в промежутках между сценами шекспировского сюжета, ожидая вызова «на выход».
Первый акт начинается с путешествия друзей детства принца Гамлета в Эльсинор. Они едут по вызову короля Дании Клавдия. В пути герои коротают время за игрой в орлянку. Монета выпадает «орлом» 92 раза подряд.
Эта статистическая аномалия беспокоит Гильденстерна. Он пытается найти рациональное объяснение нарушению законов вероятности. Розенкранц, напротив, воспринимает происходящее без лишней рефлексии. Эпизод с монетами задаёт тон всему повествованию: реальность утратила логику.
По дороге путники встречают бродячую труппу Трагиков. Их возглавляет харизматичный и циничный Игрок. Он предлагает героям посмотреть представление. Игрок намекает, что за отдельную плату друзья могут принять участие в сценах сомнительного и непристойного характера.
Розенкранц и Гильденстерн отвергают предложение, испытывая смесь отвращения и любопытства. Пока Гильденстерн заключает пари с Игроком, труппа готовится к выступлению. Действие внезапно переносится непосредственно в Эльсинор.
Герои оказываются при дворе и встречаются с Клавдием и Гертрудой. Королевская чета поручает им деликатную миссию. Им предстоит шпионить за Гамлетом, чтобы выяснить истинную причину его безумного поведения.
Во втором акте друзья пытаются выполнить поручение, но действуют крайне неуклюже. Они путаются в диалогах и не могут сформулировать стратегию. В замок прибывают те же Трагики. Гамлет просит актёров разыграть перед двором пьесу «Убийство Гонзаго», внеся в неё несколько правок.
В ожидании спектакля Розенкранц и Гильденстерн ведут бессмысленные споры. Они пытаются определить направление ветра и рассуждают о природе смерти. Герои ощущают нарастающую тревогу из-за отсутствия свободы воли. События «Гамлета» развиваются вокруг них, но они остаются лишь пассивными наблюдателями.
Позже герои наблюдают за репетицией пантомимы, которую комментирует Игрок. Сюжет постановки с пугающей точностью дублирует реальные события в Эльсиноре. Актёры изображают отравление короля, узурпацию власти и поспешный брак с вдовой.
В финале пантомимы погибают два персонажа-шпиона. Их образы явно списаны с Розенкранца и Гильденстерна. Розенкранц замечает сходство одежды, но не может узнать в умирающих фигурах себя и своего спутника.
Спектакль Трагиков вызывает гнев Клавдия, узнавшего в сюжете своё преступление. Вскоре происходит убийство Полония. Король поручает друзьям найти Гамлета и тело советника. Герои медлят, позволяя принцу самому сдаться страже.
Клавдий отправляет племянника в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильденстерна. Им вручают запечатанное письмо для английского монарха. Третий акт разворачивается на палубе корабля. Пока Гамлет спит, спутники обсуждают маршрут и сам факт существования Англии.
Гильденстерн успокаивает растерянного друга, напоминая о письме. После панических поисков они вскрывают послание. Текст содержит приказ казнить Гамлета сразу по прибытии. Друзья решают не вмешиваться в ход истории и выполнить приказ.
Ночью Гамлет подменяет письмо. В новой депеше содержится требование казнить подателей сего — Розенкранца и Гильденстерна. Утром выясняется, что на корабле прячутся Трагики, бежавшие из Дании. Судно атакуют пираты.
В суматохе боя Гамлет, Игрок и оба героя прячутся в бочках. После исчезновения пиратов друзья выбираются наружу и обнаруживают пропажу принца. Гамлет покинул пределы этой пьесы, вернувшись в свой классический сюжет.
Оставшись без подопечного, герои перечитывают письмо. Они с ужасом узнают о собственном смертном приговоре. Игрок философски замечает, что смерть — обязательный финал для всех. В ярости Гильденстерн выхватывает кинжал Трагика и наносит ему удар.
Игрок картинно падает, но вскоре поднимается под аплодисменты труппы. Кинжал оказался бутафорским, с убирающимся лезвием. Трагики разыгрывают сцены смерти из различных пьес, заполняя палубу телами.
Свет на сцене меняется. Розенкранц и Гильденстерн остаются одни в темноте. Они осознают неизбежность конца. Произнеся последние реплики о непонимании происходящего, они растворяются в небытии.
В финале звучит оригинальный текст Шекспира. Послы из Англии прибывают в Эльсинор и объявляют: “Розенкранц и Гильденстерн мертвы”. Пьеса завершается монологом Горацио на фоне тел погибших персонажей главной трагедии.
- В Пензенском ЦТИ «Дом Мейерхольда» состоялась премьера спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
- Израильский театр «Гешер» показал в Москве спектакль «Диббук»
- Постановка А. Баргмана «Входит свободный человек» в театре им. Кольцова
- «Слэм!» Уолтера Дина Майерса, краткое содержание
- «Чума и народы» Уильяма Макнилла, краткое содержание
- «Разговор с незнакомцем: Что мы должны знать о людях, которых не знаем» Малкольма Гладуэлла, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?