«Одиннадцать» Сандры Сиснерос, краткое содержание читать ~4 мин.
Роман «Одиннадцать» Сандры Сиснерос был первоначально опубликован в 1991 году в составе сборника рассказов Сиснерос «Женщина Холлеринг Крик и другие истории» («Woman Hollering Creek and Other Stories»). Сборник получил ряд литературных наград, в том числе премию Западного ПЕН-центра 1991 года за лучшую художественную литературу.
В этом сборнике в основном рассказывается о мексиканских американках, или чиканах, и о том, как они относятся к окружающему их миру, будучи меньшинствами в системе культуры большинства. Сиснерос известна тем, что включила в свои рассказы элементы мексиканской культуры, используя образы, язык и ссылки на структуру семьи. Хотя произведения Сиснерос не являются автобиографическими, она во многом опирается на свой собственный жизненный опыт американки мексиканского происхождения, выросшей в Чикаго.
В романе «Одиннадцать» рассказывается история Рейчел, молодой девушки, которая попадает в сложную ситуацию в день своего 11-летия. Ситуация отражает мысли Рейчел о том, что она не чувствует себя на год старше – маргинальные события этой истории заставляют её чувствовать себя намного меньше. Рассказ «Одиннадцать» написан от первого лица в форме короткого повествования, которое часто переходит в поток сознания, чтобы подчеркнуть юношескую перспективу рассказчика и её переполняющие эмоции.
История начинается с размышлений Рейчел о том, «чего не рассказывают о днях рождения». Она никогда не чувствовала себя старше в свой день рождения и считает, что это потому, что человек никогда не бывает одного возраста; скорее, он всегда находится во всех возрастах, в которых он когда-либо был, “как луковица, как кольца внутри ствола дерева или как мои маленькие деревянные куклы, которые помещаются одна в другую, каждый год в следующий”.
Она подкрепляет своё мнение о старении примером собственной матери, которая иногда чувствует себя грустной и как будто ей нужно поплакать. В такие моменты Рейчел любит говорить матери, что «возможно, она чувствует себя на три». Самое главное, Рейчел замечает, что человек не наделяется мудростью данного возраста сразу в день рождения. Она приходит к выводу, что не будет чувствовать себя «умной одиннадцатилетней», пока ей не исполнится почти 12 лет.
Эти соображения приводят Рейчел к её нынешней ситуации. Она сидит в классе и искренне желает, чтобы ей досталась мудрость человека не просто 11 лет, а гораздо старше – возможно, 102 лет. Учительница Рейчел, миссис Прайс, ищет хозяина потерянного красного свитера, который пролежал в классном шкафу в течение месяца. Свитер не принадлежит Рейчел, и, более того, она очень переживает из-за перспективы получить такой уродливый, «потрёпанный и старый» свитер. Рейчел подозревает, что свитеру «может быть, тысяча лет», и замечает: «Даже если бы он принадлежал мне, я бы так не сказала». Ее отталкивает свитер, который служит символом бедности и остракизма.
Беспокойство Рейчел усиливается, когда миссис Прайс убеждается, что свитер принадлежит ей. Одноклассница, описанная как «эта глупая Сильвия Сальдивар», предлагает, чтобы свитер принадлежал Рейчел. Рейчел замечает, что Сильвия сделала это из злого умысла, так как ей не нравится Рейчел. Рейчел очень застенчива и с трудом может постоять за себя, чувствуя себя так, словно она вернулась к более молодой версии себя. Хотя она слабо настаивает на том, что свитер ей не принадлежит, миссис Прайс решает, что видела, как Рейчел его надевала, и кладёт его на свой стол. Затем миссис Прайс возвращается к уроку, оставив Рейчел чувствовать себя больной.
Рейчел цепляется за мысль о своём дне рождения, чтобы попытаться почувствовать себя лучше, вспоминая предстоящее празднование с семьёй – родителей, торт, песню с днём рождения. Однако свитер остаётся на её столе, «сидя там, как большая красная гора». Она создаёт как можно больше физического расстояния между собой и свитером, планируя избавиться от него во время обеда. Этот план срывается, когда миссис Прайс отчитывает Рейчел перед всем классом, заставляя её надеть свитер, что приводит к такому висцеральному ужасу, что Рейчел начинает плакать, «как будто (она) трижды перед всеми».
Когда наконец прозвенел звонок на обед, другая одноклассница по имени Филлис Лопес, которую назвали «ещё глупее, чем Сильвия Сальдивар», наконец вспомнила, что свитер принадлежит ей. Рейчел снимает свитер и отдаёт ей, а миссис Прайс не признает своей ошибки.
Рейчел думает о своей семье и о своём дне рождения, но эти мысли не приносят ей утешения. События в классе безвозвратно испортили её день рождения. Ей отчаянно хочется быть в любом возрасте, кроме 11, и чтобы этот день остался далеко в прошлом, «как убегающий воздушный шар».
- «Одиннадцать минут» Пауло Коэльо, краткое содержание
- «Станция одиннадцать» Эмили Сент-Джон Мандел, краткое содержание
- В Калининграде одиннадцатый раз открылся фестиваль «Балтийские сезоны»
- «Дом на Манго-стрит» Сандры Сиснерос, краткое содержание
- «Клементина» Сары Пеннипакер, краткое содержание
- «Становление» Мишель Обамы, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?