Лев Толстой Книги
Лев Николаевич Толстой (9 сентября 1828 – 20 ноября 1910) – русский писатель, наиболее известный своими романами-эпопеями. Родившись в аристократической русской семье, Толстой писал реалистическую драму и полуавтобиографические романы, а затем перешёл к более нравственным и духовным произведениям.
Биография
История семьи Льва Николаевича в буквальном смысле слова стала достоянием русской легенды. Согласно семейной истории, они вели свою родословную от легендарного дворянина по имени Индрис, который покинул Средиземноморье и прибыл в Чернигов (Украина) в 1353 году с двумя сыновьями и свитой из примерно 3 000 человек. Затем его потомок был прозван Василием II Московским «Толстым», от которого и пошла фамилия. Другие историки относят происхождение рода к Литве XIV или XVI веков, а его основателя зовут Пётр Толстой.
Быстрые факты: Лев Толстой
- Полное имя: Граф Лев Николаевич Толстой.
- Известен как: Русский романист и автор философских и нравоучительных текстов.
- Родился: 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, Российская империя.
- Родители: Граф Николай Ильич Толстой и графиня Мария Ивановна Толстая.
- Умер: 20 ноября 1910 года в Астапово, Российская империя.
- Образование: Казанский университет (начал учиться в 16 лет; не закончил).
- Избранные произведения: «Война и мир» (1869), «Анна Каренина» (1878), «Исповедь» (1880), «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Воскресение» (1899).
- Супруга: София Берс (м. 1862).
- Дети: 13, в том числе граф Сергей Львович Толстой, графиня Татьяна Львовна Толстая, граф Илья Львович Толстой, граф Лев Львович Толстой, графиня Александра Львовна Толстая.
- Примечательные цитаты: “Может быть только одна постоянная революция – нравственная, возрождение внутреннего человека. Как должна совершиться эта революция? Никто не знает, как она произойдет в человечестве, но каждый человек ясно чувствует это в себе. И всё же в нашем мире все думают о том, чтобы изменить человечество, и никто не думает о том, чтобы изменить себя”.
Ранняя жизнь
Он родился в родовом имении, четвертым из пяти детей графа Николая Ильича Толстого и его жены, графини Марии Толстой. В силу условности русских дворянских титулов Толстой носил также титул «граф», несмотря на то, что не был старшим сыном своего отца. Его мать умерла, когда ему было 2 года, а отец – когда ему было 9 лет, поэтому он и его братья и сестры воспитывались в основном другими родственниками. В 1844 году, в возрасте 16 лет, он начал изучать право и языки в Казанском университете, но, по-видимому, был очень плохим студентом и вскоре ушел, чтобы вернуться к праздной жизни.
Толстой не женился до тридцати лет, после того как смерть одного из братьев сильно его подкосила. 23 сентября 1862 года он женился на Софье Андреевне Берс (известной как Соня), которой в то время было всего 18 лет (на 16 лет моложе его) и которая была дочерью придворного врача. С 1863 по 1888 год у супругов родилось 13 детей, восемь из которых дожили до совершеннолетия. По сообщениям, в первые годы брак был счастливым и страстным, несмотря на то, что Соне было не по себе от дикого прошлого мужа, но со временем их отношения испортились до глубокого несчастья.
Путешествия и военный опыт
Путь Толстого от беспутного аристократа до писателя-общественника во многом определили несколько событий его юности, а именно служба в армии и путешествия по Европе. В 1851 году, набрав много долгов из-за азартных игр, он вместе с братом отправился в армию. Во время Крымской войны, с 1853 по 1856 год, Толстой был артиллерийским офицером и служил в Севастополе во время знаменитой 11-месячной осады города между 1854 и 1855 годами.
Хотя он получил высокую оценку за храбрость и был произведен в подпоручики, Толстой не любил свою военную службу. Жестокое насилие и большое количество жертв на войне приводили его в ужас, и он покинул армию сразу же после её окончания. Вместе с некоторыми своими соотечественниками он отправился в путешествие по Европе: одно в 1857 году, другое – в 1860-1861 годах.
Во время своего путешествия 1857 года Толстой был в Париже, где стал свидетелем публичной казни. Травматическое воспоминание об этом событии что-то навсегда изменило в нем, и он проникся глубокой ненавистью и недоверием к правительству в целом. Он пришел к убеждению, что хорошего правительства не существует, а есть только аппарат для эксплуатации и развращения граждан, и стал ярым сторонником ненасилия. Фактически, он переписывался с Махатмой Ганди о практическом и теоретическом применении ненасилия.
Позднее, в 1860 и 1861 годах, Толстой побывал в Париже, и это произвело на него ещё большее впечатление, которое воплотилось в некоторых из его самых известных произведений. Вскоре после прочтения эпического романа Виктора Гюго «Отверженные» Толстой познакомился с самим Гюго. Его роман «Война и мир» был написан под сильным влиянием Гюго, особенно в части, посвященной войне и военным сценам. Кроме того, визит к ссыльному анархисту Пьеру-Жозефу Прудону дал Толстому идею названия его романа и сформировал его взгляды на образование.
В 1862 году он воплотил эти идеалы в жизнь, основав 13 школ для русских крестьянских детей после освобождения крепостных Александром II. Его школы были одними из первых, в которых использовались идеалы демократического образования – образования, пропагандирующего демократические идеалы и действующего в соответствии с ними, – но они просуществовали недолго из-за враждебности роялистской тайной полиции.
Ранние и эпические романы (1852-1877)
- «Детство» (1852)
- «Отрочество» (1854)
- «Юность» (1856)
- «Севастопольские очерки» (1855-1856)
- «Казаки» (1863)
- «Война и мир» (1869)
- «Анна Каренина» (1877)
В период с 1852 по 1856 год Толстой сосредоточился на трио автобиографических повестей: Детство, Отрочество и Юность. Позднее Толстой критиковал эти романы за излишнюю сентиментальность и безыскусность, но они весьма проницательны в отношении его собственной ранней жизни. Романы не являются прямыми автобиографиями, а рассказывают историю сына богатого человека, который взрослеет и постепенно осознает, что между ним и крестьянами, живущими на земле, принадлежащей его отцу, существует непреодолимая пропасть. Он также написал трио полуавтобиографических рассказов «Севастопольские очерки», в которых описал свою службу в качестве офицера во время Крымской войны.
По большей части Толстой писал в реалистическом стиле, пытаясь точно (и с деталями) передать жизнь русских, которых он знал и наблюдал. Его повесть «Казаки», написанная в 1863 году, позволила близко познакомиться с казачьим народом в истории о русском аристократе, который влюбляется в казачью девушку.
Главным опусом Толстого стала «Война и мир» 1869 года – масштабное и растянутое повествование, охватывающее около 600 персонажей (в том числе несколько исторических личностей и несколько персонажей, основанных на реальных людях, которых Толстой знал). Эпическое повествование посвящено теориям Толстого об истории, охватывает многие годы, проходит через войны, семейные сложности, романтические интриги и придворную жизнь, и в конечном итоге задумывалось как исследование причин восстания декабристов в 1825 году. Интересно, что Толстой не считал «Войну и мир» своим первым «настоящим» романом; он считал его прозаической эпопеей, а не настоящим романом.
Своим первым настоящим романом Толстой считал «Анну Каренину», опубликованную в 1877 году. В романе пересекаются две основные сюжетные линии: несчастный роман аристократки с кавалерийским офицером и философское пробуждение богатого помещика, который хочет улучшить жизнь крестьянства. В романе затрагиваются как личные темы морали и предательства, так и более широкие социальные вопросы, связанные с изменением общественного строя, контрастами между городской и сельской жизнью и классовым делением. Стилистически роман находится на стыке реализма и модернизма.
Размышления о радикальном христианстве (1878-1890)
- «Исповедь» (1879)
- «Церковь и государство» (1882)
- «Во что я верю» (1884)
- «Так что же нам делать?» (1886)
- «Смерть Ивана Ильича» (1886)
- «О жизни» (1887)
- «Любовь к Богу и ближнему» (1889)
- «Крейцерова соната» (1889)
После «Анны Карениной» Толстой начал развивать зачатки нравственных и религиозных идей, заложенных в его ранних произведениях, и превратил их в центр своего последующего творчества. Он фактически критиковал свои ранние произведения, включая «Войну и мир» и «Анну Каренину», как недостаточно реалистичные. Вместо этого он начал развивать радикальное, анархо-пацифистское, христианское мировоззрение, которое открыто отвергало как насилие, так и господство государства.
В период с 1871 по 1874 год Толстой пробует себя в поэзии, отходя от привычных прозаических произведений. Он написал стихи о своей военной службе, собрав их вместе со сказками в «Русской книге для чтения» - четырёхтомном издании коротких произведений, рассчитанном на школьную аудиторию. В конце концов, поэзию он невзлюбил и забросил.
Ещё две книги этого периода – роман «Смерть Ивана Ильича» (1886) и нехудожественный текст «Так что же нам делать?» (1886) продолжили развитие радикальных и религиозных взглядов Толстого, в них он подверг резкой критике состояние русского общества. В «Исповеди» (1880) и «Во что я верю» (1884) Толстой заявил о своих христианских убеждениях, поддержке пацифизма и полного ненасилия, а также о выборе добровольной бедности и аскетизма.
Политический и моральный эссеист (1890-1910)
- «Царство Божие внутри вас» (1893)
- «Христианство и патриотизм» (1894)
- «Воскресение» (1899)
- «Что такое религия и в чём сущность ее?» (1902)
В последние годы жизни Толстой писал почти исключительно о своих моральных, политических и религиозных убеждениях. У него сложилось твердое убеждение, что лучший способ жить – это стремиться к личному совершенству, следуя заповеди любить Бога и ближнего, а не следовать правилам, установленным какой-либо церковью или правительством на земле. Его мысли в конечном итоге привели к появлению толстовцев, которые были христианской анархистской группой, занимавшейся распространением и воплощением в жизнь учения Толстого.
К 1901 году радикальные взгляды Толстого привели к его отлучению от Русской православной церкви, но он был невозмутим. В 1899 году он написал «Воскресение», свой последний роман, в котором подверг критике церковь и государство, управляемые людьми, и попытался разоблачить их лицемерие. Его критика распространялась на многие устои общества того времени, включая частную собственность и брак. Он надеялся продолжить распространение своего учения по всей России.
В последние два десятилетия своей жизни Толстой в основном занимался написанием сочинений. Он продолжал отстаивать свои анархистские убеждения, но в то же время предостерегал от насильственной революции, которую исповедовали многие анархисты. Одна из его книг, «Царство Божие внутри вас», оказала одно из формирующих влияний на теорию ненасильственного протеста Махатмы Ганди, и эти два человека фактически переписывались в течение года, между 1909 и 1910 годами. Толстой также много писал в пользу экономической теории георгианства, которая утверждала, что отдельные люди должны владеть стоимостью, которую они производят, а общество должно участвовать в стоимости, получаемой от самой земли.
Литературные стили и темы
В своих ранних произведениях Толстой был в основном озабочен изображением того, что он видел вокруг себя в мире, особенно на пересечении общественной и частной сфер. Например, в «Войне и мире» и «Анне Карениной» рассказываются эпические истории с серьёзной философской основой. В «Войне и мире» значительное время уделено критике изложения истории, утверждая, что историю делают мелкие события, а не грандиозные события и знаменитые герои. «Анна Каренина», между тем, сосредоточена на личных темах, таких как предательство, любовь, похоть и ревность, а также пристально рассматривает структуры русского общества, как в высших эшелонах аристократии, так и среди крестьянства.
В конце жизни Толстой обратился к религиозным, нравственным и политическим темам. Он много писал о своих теориях пацифизма и анархизма, которые также были связаны с его индивидуалистической интерпретацией христианства. Тексты Толстого более позднего периода были уже не романами с интеллектуальными темами, а простыми эссе, трактатами и другими нехудожественными произведениями. Аскетизм и работа над внутренним совершенствованием были одними из тех вещей, которые Толстой пропагандировал в своих произведениях.
Однако Толстой все же принимал участие в политической жизни или, по крайней мере, публично высказывал своё мнение по основным вопросам и конфликтам того времени. Он писал в поддержку боксерских повстанцев во время Боксерского восстания в Китае, осуждая насилие со стороны русских, американских, немецких и японских войск. Он писал о революции, но считал её внутренней борьбой, которая должна вестись в душах людей, а не насильственным свержением государства.
На протяжении всей жизни Толстой писал в самых разных стилях. Самые известные его романы содержали размашистую прозу, находящуюся где-то между реалистическим и модернистским стилями, а также особый стиль, плавно переходящий от квазикинематографических, подробных, но масштабных описаний к конкретике перспектив персонажей. Позже, когда он перешел от художественной литературы к нехудожественной, его язык стал более откровенно моральным и философским.
Смерть
К концу жизни Толстой достиг предела в своих убеждениях, семье и здоровье. Он окончательно решил разойтись с женой Соней, которая была категорически против многих идей и сильно ревновала его к тому, что он уделял внимание своим последователям, а не ей. Чтобы уйти с наименьшим количеством конфликтов, он скрытно покинул дом посреди ночи холодной зимой.
Его здоровье пошатнулось, и он отказался от роскоши своего аристократического образа жизни. Проведя день в пути на поезде, конечный пункт которого находился где-то на юге, он упал в обморок от воспаления легких на железнодорожной станции Астапово. Несмотря на вызов личных врачей, он умер в тот же день, 20 ноября 1910 года. Когда его похоронная процессия проходила по улицам города, полиция пыталась ограничить доступ, но не смогла остановить тысячи крестьян, выстроившихся на улицах, хотя некоторые из них были там не из-за преданности Толстому, а просто из любопытства к умершему дворянину.
Наследие
Во многих отношениях наследие Толстого невозможно переоценить. Его моральные и философские труды вдохновили Ганди, а значит, влияние Толстого ощущается и в современных движениях ненасильственного сопротивления. Роман «Война и мир» входит в бесчисленные списки лучших романов, написанных когда-либо, и с момента публикации остается высоко оцененным литературным истеблишментом.
Личная жизнь Толстого, его происхождение из аристократии и окончательный отказ от привилегированного положения, продолжает восхищать читателей и биографов, а сам он не менее знаменит, чем его произведения. Некоторые из его потомков покинули Россию в начале XX века, и многие из них продолжают прославляться в выбранных ими профессиях и по сей день. Толстой оставил после себя литературное наследие, состоящее из эпической прозы, тщательно прорисованных характеров и яростной нравственной философии, что сделало его необычайно ярким и влиятельным автором на протяжении многих лет.
«Война и мир» – русский исторический (и немного фантастический) роман Льва Толстого, опубликованный в 1865-1869 годахВ романе рассказывается о союзах и войнах между Россией и Францией в начале XIX века, а также о жизни персонажей, увлекаемых историческими событиями.
«Бог правду видит, да не скоро скажет» – рассказ Льва Толстого, первоначально опубликованный в 1872 году в журнале «Беседа». Рассказ – притча о прощении, в которой затрагиваются религиозные и духовные темы, – повествует о человеке, отправленном на каторгу в Сибирь за убийство, которого он не совершал.
Книга «Исповедь» Льва Толстого, опубликованная в 1882 году, является автобиографическим произведением, в котором рассматриваются философские и религиозные аспекты смысла жизни. Борьба Толстого с вопросом о том, как жить осмысленной жизнью, составляет основу повествования.
«Крейцерова соната» – роман Льва Толстого, опубликованный в 1890 году и сразу же подвергшийся цензуре царских властей. Книга провозглашает идеал воздержания и описывает от первого лица гнев ревности.
«Хаджи-Мурат» – относительно короткий роман, написанный Львом Толстым. Роман был опубликован в 1912 году, уже после его смерти; повествование Толстого относится к категории исторической беллетристики.
«Казаки» Льва Толстого – это короткий роман, опубликованный в 1863 году в популярном литературном журнале «Русский вестник»Считается, что роман в некоторой степени автобиографичен, многие полагают, что персонаж Оленина, богатого москвича, который в поисках более подлинной жизни вступает в армию, был вдохновлён дикими нравами самого автора, когда он был молодым человеком.
Роман Льва Толстого «Анна Каренина», первоначально опубликованный в 1870-х годах в виде серийного издания в течение нескольких лет, а затем, в 1878 году, в виде полного романа, широко считается одним из величайших романов XIX века и одной из самых значительных книг, когда-либо написанных.
«Смерть Ивана Ильича» – это беллетристическая повесть русского писателя Льва Толстого (1828-1910). В повести поднимаются вопросы о том, что важно в жизни, через наблюдение Толстого за социальным взаимодействием и индивидуальными приоритетами.
«Хозяин и работник» – рассказ, написанный Львом Толстым в 1895 году – в период жизни автора, который часто считают отличным от ранних периодов его самых известных романов. Отказавшись от предыдущих произведений, 67-летний писатель начал писать рассказы на этико-религиозные темы.