«Диалог: Я и Ты» — шанс остановиться у края пропасти
НОВОСИБИРСК. На закрытии Транссибирского Арт-Фестиваля состоялась мировая премьера сочинения Софии Губайдулиной «Диалог: Я и Ты». В мировой табели о рангах женщин-композиторов София Губайдулина занимает первое место. Эпитеты «гений», «пророк», «одна из последних великих представительниц советского авангарда» в её случае не кажутся преувеличением. Эстонский дирижёр и скрипач Андрес Мустонен (Andres Mustonen), которому Губайдулина не раз доверяла первое исполнение своих произведений называет её ангелом. В своих поисках недостижимой истины и вечной гармонии она ведома не стремлением к успеху или желанием сделать карьеру, но безусловным божьим даром.
Кульминацией заключительного концерта V Транссибирского Арт-Фестиваля стала мировая премьера нового произведения Софии Асгатовны, написанного для скрипки с оркестром — «Диалог: Я и Ты». Её присутствие в зале придавало долгожданному событию особую значимость. Как и посвящение тем, кто воплотил её замысел, — Вадиму Репину и Андресу Мустонену. Источником вдохновения для композитора стала книга экзистенциального философа Мартина Бубера «Я и Ты» о различных образах мира, двойственности природы человека, о диалоге с Богом.
Это созвучно постулатам Бубера о способности здравого смысла и истины одержать победу над архетипами «коллективного бессознательного», обращённых к тёмным, иррациональным сторонам человеческой личности. Его уверенность и поддержка были спасением для отчаявшихся, помощью в обретении подлинной духовности, несовместимой с борьбой за власть.
Когда-то в одном из интервью, приуроченных к выходу оратории Johannes Ostern, Губайдулина говорила о боли и трагедии, лежащих в основе мира, о предчувствии близкой катастрофы. О тишине и кажущейся стабильности, за которыми — ожесточённая борьба. О противостоянии добра и зла, исход которого непредсказуем.
Тот же трагический накал, но словно доведённый до абсолюта, ощущается и в «Диалоге». Тема фатума, невозможности отсрочить печальный конец — пророчество гения, предостережение мудреца. Надежда — в бесстрашии, решимости дать отпор силам и обстоятельствам, ведущим к гибели. Вера в спасение и Спасителя помогает Губайдулиной оставаться оптимистом. В том числе и в отношении способности таких культурных инициатив, как Транссибирский фестиваль, ослабить напряжение, грозящее взрывом. Шанс остановиться у края пропасти.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?