«Типа крутые легавые»:
и фильм, и пародия читать ~4 мин.
Пожалуй, для начала нужно объяснить смысл заголовка статьи. Сам Эдгар Райт признавался, что ему хотелось создать одновременно и «серьёзный» фильм в жанре «полицейского боевика», и пародию на этот жанр. То, что получилось, сайт ЦентрКино, например, назвал самой удачной частью трилогии «Кровь и мороженое». Главных героев по-прежнему сыграли Саймон Пегг и Ник Фрост, знакомые зрителям по «Зомби по имени Шон» (первой части «Крови и мороженого») и сериалу «Долбанутые».
Фильм преподносит всё, чем насыщено современное культурное и околокультурное пространство: здесь и «крутой супергерой-полицейский», который из-за своего совершенства не даёт работать другим лондонским полицейским, и «теория заговора», и перфекционизм, и построение «идеального общества» любыми средствами. И преподносит он это в пародийном и даже каком-то «перевёрнутом» обличье. В самом деле, в обычном боевике и детективе герой сталкивается с различными версиями происшествия, которое он расследует, и отметает наиболее глупые и маловероятные, в конце концов открывая страшную правду – экономические интересы, коррумпированные чиновники, грязная политика… А в фильме Эдгара Райта всё как раз наоборот: Николас Энджел настойчиво разыскивает улики, обличающие те самые экономические интересы и коррумпированные власти деревушки, однако смерть актёра в действительности обусловлена именно тем, что он плохо сыграл персонажа шекспировской трагедии. Кого-то убивают из-за того, что он слишком неопрятный, не следит за своей одеждой или состоянием территории перед домом. В финале герой случайно (!) обнаруживает целое «кладбище» всех этих проблемных людей, среди которых были даже дети. Цель таких массовых убийств одна – во что бы то ни стало сохранить имидж деревни как самой лучшей в Англии.
Символическим смыслом наделён и макет Сэндфорда, находящийся неподалёку от самой деревушки. Сам Сэндфорд предстаёт этаким макетом, в котором за внешней идеальностью и привлекательностью скрываются подводные мины – причём в самом буквальном смысле: старая мина, заложенная под полицейским участком, в конце концов взрывается.
В то же время и к обычным пародиям этот фильм отнести нельзя. В Сэндфорде массово гибнут люди, а те, что до сих пор живы, находятся в постоянном страхе и напряжении. Убийства показаны в довольно натуралистическом духе – кровь, страдания, боль. В финале и сам герой, и беззаботные деревенские полицейские осмысляют то, что происходит буквально перед их носом: деяния «Сообщества на страже окрестностей» оказываются гораздо более ужасными, чем «обычный» терроризм, бандитизм и коррупция, и уж никак не сравнимы с теми «сусальными» ужасами, которые они привыкли наблюдать в голливудских боевиках. Ни в чём не повинных людей убивали, так сказать, из благородных побуждений.
Юмора в фильме очень много, он «чёрный», с элементами насилия… и при этом – типично «английский», что и создало ему хорошую репутацию среди зрителей. Ибо «американский» юмор, голливудский, очень туп, а зачастую – туп тотально, а здесь – приятная отдушина. В этом, кстати, можно похвалить и другие британские комедии – они отлично «держат марку».
Значительная часть комических ситуаций в фильме создаётся благодаря именно образу Николаса Эйнджела – «правильного», честного и упёртого столичного копа, который, брошенный начальством на произвол судьбы, вынужден поступиться некоторыми своими принципами, например – начать усиленно применять оружие. Странным образом его самым близким другом и напарником становится Дэнни – глупый сельский полицейский, папенькин сынок, непонятно зачем устроившийся работать в полицию. Познакомившись с Эйнджелом, Дэнни тоже пересматривает свои взгляды на жизнь и осознаёт, что голливудские фильмы про полицейских – это одно, а реальная действительность – совсем другое. Можно истолковать дуэт Эйнджела и Дэнни следующим образом: здесь сталкиваются типичный английский джентльмен – образованный, практичный, циничный и какой-то «ригидный» – и «американский обыватель», добродушный, полноватый, не особо обременённый интеллектом и воспитанный на голливудском масскульте. Правда, без комизма не обошлось и здесь: Саймон Пегг, игравший лондонского полицейского, должен был длительное время заниматься с тремя тренерами, чтобы сбросить лишний вес, а Ник Фрост, игравший Дэнни, должен был просмотреть двадцать голливудских боевиков, чтобы «вжиться в роль» (однако посмотрел только один – «Плохие парни 2», отсылки к которому неоднократно появляются в фильме). Оказалось, что оба типажа одинаково несовершенны как личности (ну почти одинаково: лично для нас полицейский Эйнджел кажется персонажем положительным, в котором недостатки – лишь продолжение достоинств; про Дэнни этого не скажешь), поэтому они отлично дополняют друг друга.
В итоге можно констатировать, что «Типа крутые легавые» – фильм довольно «умный», циничный, жёсткий и беспощадный. Специалисты по культуре Великобритании говорят, что таков весь английский юмор: чтобы смеяться над его шутками, нужно очень сильно не любить людей. Между тем, однако, фильм показывает нам, что не любить их есть за что.
Андрей Желязков
Комментирование недоступно Почему?