Древнее искусство читать ~11 мин.
Палеолитическое искусство (ок. 2 500 000 – 10 000 до н.э.)
Древнейшими образцами доисторического искусства, созданными в эпоху нижнего палеолита, считаются петроглифы Бхимбетки. Эти углубления-чашечки (купулы), найденные в пещере Аудиториум в Центральной Индии, датируются как минимум 290 000 г. до н.э. К следующим по старшинству относятся Венера из Берехат-Рама (ок. 230 000 г. до н.э.), обнаруженная на Голанских высотах, и Венера из Тан-Тана (ок. 200 000 г. до н.э.), найденная в Марокко. Кроме того, в пещере Бломбос в Южной Африке были найдены каменные гравюры возрастом около 70 000 г. до н.э. Один из первых примеров так называемого «пещерного искусства» — наскальная живопись Кантабрии, в частности абстрактные рисунки из пещеры Эль-Кастильо, датируемые 39 000 г. до н.э. Для более подробной информации смотрите: Доисторические абстрактные знаки.
К раннему мобильному искусству (искусству малых форм) относится швабская статуэтка человекольва из Холенштайн-Штаделя (38 000 г. до н.э.). Позднее появляются миниатюрные женские скульптуры, известные как «палеолитические венеры». Среди них — Венера из Холе-Фельс (38 000–33 000 гг. до н.э.), Виллендорфская венера (25 000 г. до н.э.), Венера Брассемпуйская (23 000 г. до н.э.) и костёнковские венеры (22 000 г. до н.э.). Древнейшая из известных на сегодняшний день керамических изделий — китайская глиняная посуда (более подробную информацию см. в статье Посуда из пещеры Сяньжэньдун) — также появилась в этот период, около 18 000 г. до н.э. Для получения дополнительной информации см.: Керамика — Хронология.
До недавнего времени палеоархеологи и искусствоведы полагали, что ни Homo erectus, ни ранние подвиды Homo sapiens (например, неандертальцы, вымершие около 40 000 г. до н.э.) не были способны создавать наскальные рисунки или другие виды монументального искусства. Считалось, что древнейшие произведения были созданы «анатомически современным человеком» не ранее 40 000 г. до н.э. В качестве примеров приводились абстрактные знаки в Эль-Кастильо, примитивные гравюры из Абри Кастанет (ок. 35 000 лет до н.э.), фигуративные рисунки из пещеры Шове (ок. 30 000 г. до н.э.) в Ардеше, полихромная живопись пещеры Ласко (ок. 17 000 г. до н.э.), росписи Альтамиры (15 000 г. до н.э.) и необычные гравюры из пещер Аддауры (11 000 г. до н.э.). Однако сегодня эта точка зрения меняется — во многом благодаря тому, что микроанализ Венеры из Берехат-Рам показал следы обработки человеческой рукой, а также благодаря неопровержимым датировкам купул в Бхимбетке, которые сейчас считаются древнейшим в мире наскальным искусством.
Для получения дополнительной информации см.: Искусство палеолита (2 500 000 – 10 000 до н.э.).
Доисторическая хронология
Мезолитическое искусство (ок. 10 000-4000 гг. до н.э.)
Искусство мезолитических охотников-собирателей представлено петроглифами, стилизованными наскальными рисунками и трафаретными изображениями рук, как, например, в пещере Куэва-де-лас-Манос (ок. 7000 г. до н.э.) в Аргентине. В этот период также создавались украшения (например, браслеты) и декорированные утилитарные предметы, такие как весла и оружие. Образцы мезолитического искусства были найдены в разных частях света, включая плато Уотерберг в Африке, скальные укрытия Бхимбетка в Индии и полуостров Арнем-Ленд в Австралии. В раннем мезолите также появилась керамика культуры Дзёмон — ранний образец японского искусства.
Искусство неолита (ок. 4000–2000 гг. до н.э.)
Развитие сельского хозяйства и животноводства в эпоху неолита повлияло и на искусство. Стало создаваться больше мобильных произведений, в то время как пещерная и наскальная живопись постепенно угасала. Качество произведений искусства повысилось благодаря освоению новых материалов, таких как металлы (например, медь), и появлению более совершенных инструментов. Отдельно стоящая скульптура, статуэтки, керамика, примитивные украшения и декорированные артефакты получают всё большее распространение. Появление иероглифических систем письма в Шумере знаменует собой развитие изобразительных средств коммуникации, а рост благосостояния ведёт к усилению религиозной жизни и появлению религиозного искусства в храмах и гробницах. Выдающимся примером неолитического искусства является «Мыслитель из Чернаводэ» — скульптура, найденная в Румынии. Другим значительным направлением было мегалитическое искусство — сооружения из огромных камней, такие как коридорная гробница Ньюгрейндж (Dún Fhearghusa) в ирландском графстве Мит, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Смотрите также: Искусство американских индейцев для краткого руководства по племенной культуре этого периода. О неолитических культурах Дальнего Востока см. в разделах Неолитическое искусство в Китае (7500–2000 гг. до н.э.) и Культура династии Ся (2100–1600 гг. до н.э.).
Искусство бронзового века (ок. 3000–1200 гг. до н.э.)
Лучшие образцы искусства бронзового века возникли в «колыбели цивилизации» — на Ближнем Востоке и в Средиземноморье — в период расцвета цивилизаций Месопотамии (см. шумерское искусство, месопотамское искусство и месопотамскую скульптуру), Греции, Крита (минойская цивилизация) и Египта. Появление городов, использование письменности и разработка более совершенных инструментов привели к созданию разнообразных видов керамики. В искусстве бронзового века также создавались статуи, скульптуры и живописные изображения богов. В этот период искусство начало играть важную роль, отражая жизнь общества, его правителей и их связь с божествами. О других культурах Ближнего Востока см.: Ассирийское искусство (ок. 1500–612 гг. до н.э.) и хеттское искусство (ок. 1600–1180 гг. до н.э.).
Египетское искусство (с 3100 г. до н.э.)
Древний Египет наиболее известен своей монументальной архитектурой (ок. 3000 г. до н.э. – 160 г. н.э.) и связанной с ней египетской скульптурой. Это также первая цивилизация, сформировавшая узнаваемый художественный стиль. В живописи художники придерживались строгого канона: голова и ноги человеческой фигуры изображались в профиль, а глаза, плечи, руки и туловище — фронтально. Другие каноны предписывали, как должны изображаться боги, фараоны и простые люди, и, соответственно, регулировали размер, цвет и композиционное расположение фигур. Кожа женщин изображалась светлыми тонами, а мужчин — тёмными. Большая часть египетского искусства в гробницах и храмах (иероглифы, свитки папируса, фрески, станковая живопись и скульптура) посвящена религиозным темам, особенно связанным с загробной жизнью. В гробницах римского периода были обнаружены выдающиеся образцы погребальных портретов, выполненных в технике восковой живописи и известных как фаюмские портреты (c 50-х гг. н.э.). Эти работы дают яркое представление о стилях, обычаях и культуре той эпохи.
См. также: Архитектура Древнего царства (3100–2181); Архитектура Среднего царства (2055–1650); Архитектура Нового царства (1550–1069); Архитектура Позднего периода (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.).
Минойское искусство (ок. 2700–1400 гг. до н.э.)
Минойская цивилизация, первая великая цивилизация Эгейского моря, названная в честь легендарного царя Миноса, расцвела в бронзовом веке на острове Крит. К 2100 г. до н.э. минойцы наладили процветающую морскую торговлю со странами Средиземноморья: они закупали олово и, сплавляя его с медью с Кипра, производили бронзу — ключевой металл того времени. Это процветание привело к строительству дворцов и придворных комплексов в Кноссе, Фесте, Акротири, Като-Закросе и Маллии, а также других общественных зданий. Это способствовало расцвету самобытного минойского искусства, известного своей скульптурой, металлообработкой, фресковой живописью, керамикой и резьбой по камню (особенно глиптикой).
Около 1500 г. до н.э., после неизвестной катастрофы (вероятно, извержения вулкана на острове Тира), минойская цивилизация начала приходить в упадок, а около 1425 г. до н.э. она была завоёвана микенцами.
Для получения дополнительной информации о восточной культуре бронзового века, такой как церемониальные бронзовые сосуды династии Шан (ок. 1600–1000 гг. до н.э.), см. Традиционное китайское искусство: характеристики. Хронологию развития искусства и культуры в Китае, Корее и Японии см. в статье Хронология китайского искусства (ок. 18 000 г. до н.э. – настоящее время).
Искусство железного века (ок. 1200–200 гг. до н.э.)
Железный век ознаменовался заметным ростом художественной активности, особенно в Греции и в восточном Средиземноморье. Это совпало с подъёмом эллинской (греческой) культуры. См. Искусство классической античности (1000 г. до н.э. – 450 г. н.э.).
Этот период принято делить на несколько этапов: Тёмные века (ок. 1200–900 гг. до н.э.), геометрический период (ок. 900–700 гг. до н.э.), ориентализирующий период (ок. 700–625 гг. до н.э.), архаический период (ок. 625–500 гг. до н.э.), классический период (ок. 500–323 гг. до н.э.) и эллинистический период (ок. 323–100 гг. до н.э.).
Микенское искусство (ок. 1600–1100 гг. до н.э.)
Микены — древний город на Пелопоннесе, однако термин «микенская культура» обычно относится ко всей культуре материковой Греции в период позднего бронзового века (ок. 1650–1200 гг. до н.э.). На раннем этапе в микенском искусстве доминировало влияние минойской культуры; минойские ремесленники регулярно работали в материковой Греции. В отличие от миролюбивых минойцев, микенские цари были воинами, склонными к завоеваниям. Микенские художники подчёркивали военные и мифологические подвиги, используя более строгий и геометризованный стиль, чем у минойцев. Микенское искусство включало в себя керамику, резные камни, ювелирные изделия, украшения из стекла, фрески во дворцах и гробницах, а также различные виды скульптуры.
Кельтское искусство (ок. 800 г. до н.э. – 100 г. н.э.)
К 1100 г. до н.э. кельты, индоевропейская группа племён, установили контроль над основными торговыми путями вдоль рек Рона, Сена, Рейн и Дунай. В период между 1100 и 700 гг. до н.э. они стали одним из первых не-средиземноморских народов Европы, освоивших обработку железа, что дало им технологическое превосходство и позволило расселиться на обширных территориях современных Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Венгрии и Словакии. В кельтском искусстве железного века выделяют два основных стиля: гальштатский и латенский. Более поздний латенский стиль характеризовался самобытными геометрическими узорами и стилизованными фигурами птиц и животных. Примером могут служить узоры на камне из Туро, одном из ранних образцов изобразительного искусства Ирландии. Кельтская металлообработка также достигла чрезвычайно высокого уровня мастерства, о чём свидетельствуют ирландская корона из Петри и золотое ожерелье из Броутера. Латенский стиль испытал сильное влияние этрусской и греческой цивилизаций и процветал вплоть до римского завоевания.
Классическое греческое искусство (500–323 гг. до н.э.)
До начала V века до н.э. развивались древнегреческая живопись и древнегреческая скульптура архаического периода. С 500 г. до н.э. Афины стали сильнейшим из греческих городов-государств и сохраняли это положение на протяжении нескольких веков. В V веке до н.э. Греция пережила небывалый творческий расцвет, высшим выражением которого стала архитектура и скульптура Парфенона. Искусство высокой классики на столетия стало эталоном, который был вновь открыт и переосмыслен европейским Ренессансом два тысячелетия спустя. Большинство оригинальных произведений греческой архитектуры, живописи и скульптуры было утрачено, но мы можем судить об их великолепии благодаря римским копиям и сохранившейся греческой керамике. Среди выдающихся скульпторов этой эпохи были Поликлет, Мирон и Фидий. В частности, Поликлет теоретически обосновал и блестяще использовал в своих работах приём контрапоста. Образцов классической греческой живописи сохранилось мало, а монументальной скульптуры — ещё меньше, поэтому искусствоведы подразделяют скульптуру этой эпохи на раннюю, высокую и позднюю классику. Достижения греков в области линейной перспективы и натуралистичной передачи действительности оставались непревзойдёнными до эпохи итальянского Возрождения.
Эллинизм (323–31 гг. до н.э.)
В эпоху эллинизма на смену классическому идеалу приходит экспрессия, интерес к драматичным сюжетам и героизму, порой доходящий до патетики. Основными видами искусства были эллинистическая живопись, станковая скульптура и рельефы. К знаменитым образцам эллинистической скульптуры относятся: «Умирающий галл» Эпигона (ок. 232 г. до н.э.); фриз Пергамского алтаря (ок. 180 г. до н.э.); «Афродита, Пан и Эрос» (ок. 100 г. до н.э.); «Ника Самофракийская» (II в. до н.э.), ныне хранящаяся в Лувре; «Лаокоон и его сыновья» работы Агесандра, Полидора и Афинодора (ок. 40–31 гг. до н.э.). Знаменитая мраморная статуя, известная как «Венера Милосская» (Лувр, Париж), была создана около 100 г. до н.э. В этот период появляются светские заказчики, что влияет на выбор сюжетов в скульптуре, живописи и мозаике. Усиление Рима заставило многих греческих художников перебраться в Италию, где формировался растущий рынок римского искусства. В Египте самым известным примером эллинистической живописи стали фаюмские портреты, найденные в основном к западу от Нила в Фаюмском оазисе.
В это же время художественная жизнь активно развивается и в Китае. Примером может служить коллекция терракотовой скульптуры, известная как Терракотовое войско, созданная в эпоху династии Цинь (221–206 гг. до н.э.). Развиваются и другие формы китайского искусства, в том числе высоко почитаемое искусство каллиграфии. См. также: Индийская скульптура (3300 г. до н.э. – 1850 г.) и Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.).
Искусство Древнего Рима (ок. 200 г. до н.э. – 400 г. н.э.)
Римская архитектура и инженерное дело всегда отличались грандиозностью, однако живопись и скульптура во многом подражали греческому искусству. Элементы греческого стиля использовались во всём, чтобы подчеркнуть мощь и величие Рима. Искусство Римской республики (ок. 200–27 гг. до н.э.) было реалистичным и прямолинейным. Портреты политических деятелей были детальны и лишены идеализации, но при этом, наряду со скульптурными рельефами, фризами и настенными росписями, служили инструментом политической пропаганды. Искусство периода Империи (ок. 27 г. до н.э. – 200 г. н.э.) было более героическим, что ярко проявилось в рельефах колонны Траяна (ок. 106–113 гг. н.э.). По всей империи процветало декоративное искусство, в основном в виде фресок. Станковая живопись, выполнявшаяся темперой или энкаустическими красками, ценилась особенно высоко. Римская скульптура была рассчитана в первую очередь на публичное воздействие; идея римского величия почти всегда была её основной темой. Позднеримское искусство (200–400 гг. н.э.) испытало влияние восточных провинций. В этот период появляются такие явления, как романо-кельтское искусство и раннехристианское искусство.
- Венера Лоссельская
- ДЕТСКИЙ КВЕСТ «ЗАКЛЯТИЕ СЕВЕРНОГО ТЮЛЕНЯ – СПАСИ ВЕСНУ» от 3-х лет
- В Испании найдены старейшие в Европе наскальные рисунки
- Художники-монументалисты разрисовали целый городской район в Пуэрто-Рико
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Выбираем посуду для ресторана
- Режиссёр Олеся Невмержицкая поставила в театре им. Ермоловой пьесу набокова «Событие»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?