Искусство каменного века:
доисторическая культура читать ~12 мин.
Период доисторического времени, известный как каменный век, делится на три эпохи: палеолит (2 500 000 – 10 000 лет до н.э.), мезолит (в Европе 10 000–4000 до н.э.) и неолит (в Европе 4000–2000 до н.э.). Палеолит — самый продолжительный из них, он составляет около 98% всей доисторической эпохи.
Термин «искусство каменного века» относится ко всем произведениям, созданным в эти три периода. Его также часто называют «доисторическим искусством».
Каковы основные виды искусства каменного века?
Прежде чем ответить на этот вопрос, важно понять, что наше представление об «искусстве» часто ограничивается образами из книг и музеев или, по крайней мере, формами, характерными для современной культуры. Сюда относится греческое искусство, знаменитые работы эпохи Возрождения и даже современные арт-объекты, например работы Дэмиена Хёрста. Проще говоря, когда мы думаем об искусстве, на ум приходят живопись, скульптура, керамика и современные формы, такие как фотография, инсталляция, видеоарт и так далее.
Раннее искусство совсем другое. И речь не о знаменитых статуэтках Венер или живописных наскальных рисунках пещер Ласко и Альтамира — они как раз похожи на привычное нам искусство. Мы говорим о самых ранних формах доисторического художественного самовыражения — в частности, о купулах, одной из древнейших и самых распространённых форм доисторического искусства. Подробнее см. в статье: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
Доисторическая хронология
Купулы
Купула — это чашеобразное углубление, выбитое на поверхности скалы (горизонтальной, наклонной или даже вертикальной). Обычно они встречаются группами от полудюжины до нескольких сотен и могут быть расположены хаотично или образовывать геометрические узоры. Хотя многие купулы появились в результате геологических или климатических процессов, археологи обнаружили тысячи доисторических памятников с ними на всех континентах, кроме Антарктиды. См., например, купулы из пещеры Ла-Ферраси.
По непонятным причинам создание купул было основной формой художественного выражения в каменном веке и, что удивительно, долгое время игнорировалось многими историками искусства и археологами.
В последнее время всемирно известный археолог Роберт Беднарик привлекает внимание к купулам как к творческому феномену доисторической эпохи, но даже он признаёт, что их культурное значение остаётся загадкой. Он также подчёркивает, что одна из причин недостатка внимания к этим странным углублениям заключается в том, что некоторые эксперты даже не считают их искусством. В любом случае их стоит изучить, не в последнюю очередь потому, что они были популярны у многих художников эпохи палеолита.
Наскальное искусство каменного века
Основная форма доисторического искусства — «наскальное искусство». Оно включает:
- петроглифы — вырезанные или выгравированные изображения. Примеры: наскальные гравюры в пещере Бломбос (около 70 000 до н.э.), гравюры на яичной скорлупе из Дипклофа (60 000 до н.э.) и гравюры из Абри-Кастанет (около 35 000 до н.э.).
- пиктограммы — нарисованные знаки, геометрические символы, трафареты и отпечатки ладоней. Примеры: трагические трафареты рук из пещеры Гаргас (25 000 до н.э.), искусство пещеры Рукадур (24 000 до н.э.).
Наскальные рисунки, датируемые начиная с нижнего палеолита (2 500 000–200 000 до н.э.), создавались на протяжении всего среднего и верхнего палеолита. Их находят в пещерах, гротах и на скалах — практически на любых поверхностях — в Европе, Азии, Африке, Австралии, Океании, а также в Северной и Южной Америке.
Кроме доисторических гравюр (петроглифов) и рисунков (пиктограмм), существует ещё одна категория наскального искусства — мегалиты, или петроформы. Это сооружения из больших камней, такие как Стоунхендж или Ньюгрейндж.
Скульптура и резьба каменного века
Выделяют четыре основные категории доисторической скульптуры:
(1) Сверхпримитивные объекты нижнего палеолита. В этих предметах так мало явного творчества, что некоторые эксперты сомневаются, можно ли считать их искусством. Примеры: Венера из Берехат-Рама (ок. 700 000–230 000 до н.э.) и Венера из Тан-Тана (ок. 500 000–200 000 до н.э. или позже).
(2) Примитивная рельефная скульптура. Примеры: лосось в пещере Абри-дю-Пуассон (ок. 23 000 до н.э.); барельефная известняковая скульптура лежащей женской фигуры, известная как Венера Лоссельская (ок. 23 000 до н.э.); и рельефные глиняные скульптуры двух бизонов в пещере Тюк д’Одубер (ок. 13 500 до н.э.). К этой же категории относится мегалитическое искусство, например рельефы животных в Гёбекли-Тёпе (9000 до н.э.).
(3) «Палеолитические Венеры». Эти небольшие статуэтки, созданные в основном во времена ориньякской и граветтской культур, обычно имеют высоту всего несколько сантиметров. Их вырезали из различных камней, кости и вылепляли из глины. Фигурки изображают женщин с преувеличенными, почти карикатурными грудью, животом и бёдрами. Эксперты считают их предметами религиозного, тотемического или сверхъестественного назначения, которые могли носить с собой, хотя их культурное значение остаётся загадкой. Примеры: резьба по слоновой кости, известная как Венера из Холе-Фельс (38 000–33 000 до н.э.), Венера Гальгенбергская (ок. 30 000 до н.э.), Дольни-Вестоницкая Венера (ок. 26 000 до н.э.), Венера из Монпазье (ок. 25 000 до н.э.), Виллендорфская Венера (ок. 25 000 до н.э.), Венера Савиньянская (ок. 25 000 до н.э.), Венера Мораванская (ок. 24 000 до н.э.), Венера Брассемпуйская (ок. 23 000 до н.э.), Венера Леспюгская (ок. 23 000 до н.э.), Венера Лоссельская (ок. 23 000 до н.э.), Венеры из Костёнок (ок. 22 000 до н.э.), Венеры из Гагарино (ок. 20 000 до н.э.), Мальтинские Венеры и Авдеевские Венеры (ок. 20 000 до н.э.) и Зарайские Венеры (ок. 20 000 до н.э.). Более поздний пример из мадленской культуры России — Венера из Елисеевичей (14 000 до н.э.).
(4) Фигуративная резьба, изображающая людей и животных. Впервые она появилась в начале верхнего палеолита. Примеры: необыкновенная резьба из слоновой кости, известная как Человеколев из Холенштайн-Штаделя (38 000 до н.э.), и резьба по слоновой кости из Швабского Альба (Юры) (около 33 000 до н.э.).
ПРИМЕЧАНИЕ. Ещё один важный вид пластического искусства, появившийся в верхнем палеолите, — древняя керамика. Впервые она появилась в Восточной Азии: см., например, керамику из пещеры Сяньжэньдун (около 18 000 до н.э.) и керамику из пещеры Юйчаньянь (около 16 000 до н.э.). См. Хронология керамики.
Наскальная живопись каменного века
Доисторическое общество было уже достаточно развито для ритуалов и церемоний — квазирелигиозного или шаманского толка. Некоторые пещеры служили своего рода «художественными галереями». В них художники создавали серии выдающихся изображений животных, сцен охоты, иллюстраций из доисторической жизни, а также символические пиктограммы и абстрактные узоры. Величайшие примеры палеолитической наскальной живописи:
- «Пятнистые лошади» из Пеш-Мерль (ок. 25 000 до н.э.), выполненные углём и охрой на известняке.
- «Зал быков» в пещере Ласко, где находятся крупнейшие известные изображения зубров.
- Полихромные наскальные рисунки Альтамиры (Кантабрия, Испания), которые палеоантропологи называют «Сикстинской капеллой доисторического искусства».
Другой пример — росписи Каповой пещеры (ок. 12 500 до н.э.) в Бурзянском районе Башкортостана, Россия.
Что такое искусство древнейшего каменного века?
Самым древним известным произведением искусства в мире считаются петроглифы Бхимбетки — 10 лунок (купул) и борозда, обнаруженные в кварцитовом гроте Аудиториум-Кейв в штате Мадхья-Прадеш (центральная Индия). Их возраст оценивается как минимум в 290 000 лет. Столь же древними считаются находки из другого скального укрытия в том же регионе, на холме Индрагарх. Древнейшим известным пещерным искусством считаются абстрактные знаки среди наскальных рисунков в пещере Эль-Кастильо (39 000 до н.э.) в Кантабрии. Далее по возрасту следует наскальное искусство Сулавеси (ок. 37 900 до н.э.) из пещеры Леанг-Тимпусенг на одноимённом острове в Индонезии. За ним — рисунки в пещере Фумане (ок. 35 000 до н.э.) в Италии и абстрактные знаки, обнаруженные в Альтамире (ок. 34 000 до н.э.) в Испании. И наконец, невероятное наскальное искусство, обнаруженное в пещере Шове (ок. 30 000 до н.э.) во французском департаменте Ардеш.
Считается, что в Австралии наскальные рисунки аборигенов в некоторых регионах датируются ранним верхним палеолитом (около 30 000 до н.э.). В Западной Австралии, например, находятся наскальные рисунки полуострова Беррап в регионе Пилбара, наскальные рисунки Кимберли, а на северном побережье — более поздние рисунки Брэдшоу. На Северной территории расположены наскальные рисунки Убирр, а в регионе Арнем-Ленд недавно был обнаружен рисунок углём Наварла-Габарнманг (26 000 до н.э.).
Какое искусство было создано во времена мезолита и неолита?
Эти периоды известны керамикой, монументальной архитектурой (египетской, шумерской и мегалитической) и ранними бронзовыми скульптурами. Живопись выходит из пещер под открытое небо, а мобильное (переносное) искусство (сосуды, украшения) становится всё более распространённым.
Эпоха неолита характеризуется развитием сельского хозяйства и скотоводства, что приводит к более осёдлому образу жизни. Это стимулировало рост декоративно-прикладного искусства. С ростом поселений наскальная живопись уступает место искусству малых форм, которое постепенно обогащается за счёт использования драгоценных металлов. Например, медь впервые начинают использовать в искусстве Месопотамии, особенно в скульптуре, а металлургия появляется в Юго-Восточной Европе. Появляются скульптуры из камня и дерева, статуэтки, глиняная посуда, примитивные ювелирные изделия и декор на различных артефактах. См. например: Искусство неолита в Китае (7500–2000 до н.э.). Хронологию доисторического периода и развития азиатской культуры см. в статье: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 до н.э. — настоящее время).
Другие важные тенденции, связанные с искусством и появившиеся в эпоху неолита, — это письменность и религия. Появление ранних иероглифических систем письма в Шумере предвещает развитие изобразительных методов коммуникации. В то же время рост благосостояния и безопасности позволяет уделять больше внимания религиозным обрядам (например, поклонению богам в храмах и захоронениям в мегалитических гробницах).
Появление первого города-государства (Урук в Месопотамии) предвосхищает создание более защищённых сообществ по всему миру. Многие из них будут соревноваться в создании собственной культурной и художественной идентичности, создавая долговечные крупномасштабные произведения искусства. Между тем, новые виды монументального искусства стали появляться в форме египетских пирамид (подробнее см. в статье Древнеегипетская архитектура) и других религиозных комплексов, таких как мегалитическая гробница Ньюгрейндж (ок. 3200 до н.э.) и мегалитическая гробница Наут (ок. 3200 до н.э.) в Ирландии. (О развитии изобразительного искусства в Ирландии см. в статье История ирландского искусства.)
Какие художественные материалы использовали художники каменного века?
Доисторические скульпторы использовали почти все доступные им материалы: камень (кварцит, стеатит, песчаник, серпентин и известняк), а также бивни мамонта, кости животных и оленьи рога. Художники каменного века использовали многочисленные комбинации материалов для создания своей цветовой палитры, включая различные оттенки глиняной охры, диоксид марганца и древесный уголь. Возможно, они узнали о пигментах благодаря боди-арту, например раскраске тела и лица.
Что послужило причиной появления искусства каменного века?
Причиной всех эволюционных достижений человека, особенно в создании орудий труда и в искусстве, несомненно, было постепенное увеличение размера мозга (объёма черепной коробки). У ранних гоминид, таких как австралопитеки Australopithecus afarensis и Australopithecus africanus, объём мозга составлял 350–500 см³, в то время как у современного человека (Homo sapiens) он достигает в среднем 1350 см³. Однако, поскольку у неандертальцев объём мозга был не меньше, а то и больше, чем у Homo sapiens, важным фактором также является относительная сложность внутренней структуры мозга. В любом случае функциональность мозга напрямую связана с языковым и творческим самовыражением.
Какие люди-художники создали искусство каменного века?
По мнению большинства палеонтологов, предки человека (гоминиды) отделились от линии горилл в Африке около 8 млн лет назад, а от линии шимпанзе — не позднее 5 млн лет назад. (Открытие черепа гоминида Sahelanthropus tchadensis возрастом около 7 млн лет может указывать на более раннее разделение.) К самым ранним гоминидам относят такие виды, как Australopithecus afarensis, Australopithecus africanus и Paranthropus robustus (объём мозга 350–500 см³). Около 2,5 млн лет назад люди начали изготавливать каменные орудия; тогда же появились новые виды, такие как Homo habilis и Homo rudolfensis (объём мозга 590–690 см³). К 2 млн лет до н.э. появились другие виды, например Homo erectus (объём мозга 800–1250 см³). В течение следующих 500 000 лет Homo erectus расселился из Африки на Ближний Восток, в Азию и Европу. В период между 1,5 млн и 500 000 лет до н.э. от Homo erectus и других современных ему подвидов произошли более развитые виды Homo, известные как архаичные Homo sapiens. Именно группа доисторических художников, принадлежавшая к одному из видов архаичных Homo sapiens, создала произведения искусства в гроте Аудиториум-Кейв в Бхимбетке. Начиная с 500 000 лет до н.э. эти новые виды эволюционировали в Homo sapiens, примером которого служит неандерталец (появился 200 000 лет до н.э. или ранее). Вероятно, именно неандертальцы (или их современники) создали фигурки из Берехат-Рама и Тан-Тана на Ближнем Востоке, а также наскальные рисунки в пещере Бломбос в Африке. Наконец, около 100 000 лет до н.э. в Африке южнее Сахары появился современный человек («анатомически современный человек»). Как и его предки, он двинулся на север, достиг Северной Африки примерно к 70 000 году до н.э. и обосновался в Европе не позднее конца среднего палеолита (40 000 лет до н.э.). Именно эти художники и скульпторы, принадлежавшие к виду современного человека (например, кроманьонцы и гримальдийцы), создали великолепную наскальную живопись, появившуюся во времена ориньякской, граветтской и мадленской культур верхнего палеолита.
Искусство каменного века: краткое резюме
Древнейшее искусство — это петроглифы и купулы, относящиеся к нижнему палеолиту. В конце этого периода появились примитивные наскальные рисунки. В среднем палеолите находок не так много, за исключением искусства из пещеры Бломбос. В верхнем палеолите искусство каменного века процветает: появляются палеолитические Венеры и наскальная живопись в пещерах Шове, Пеш-Мерль, Коске, Ласко и Альтамира. Более поздние эпохи, мезолит и неолит, известны искусством малых форм (например, керамикой), а также монументальной архитектурой и ранними изделиями из бронзы.
Чтобы понять, как древнее искусство вписывается в общее развитие изобразительного искусства, см.:
Хронология доисторического искусства
Хронология истории искусства.
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
- Доисторические абстрактные знаки
- Доисторическая амурская керамика
- Искусство неолита
- Мыслитель Чернаводэ: неолитическая терракотовая скульптура
- Чёрно-белые работы Пикассо на выставке в Нью-Йорке
- «ДОЛГОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
- В Испании найдены старейшие в Европе наскальные рисунки
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?