Племенное искусство читать ~24 мин.
Это расплывчатый термин без точного определения. Обычно им описывают традиционное искусство коренных жителей племенных обществ Африки, южной части Тихого океана, Индонезии, Австралии, Америки и Индии. Иногда его также называют примитивным искусством коренных жителей. Этот термин охватывает произведения искусства и ремёсла всех этнических групп.
В сферу племенного искусства иногда включают некоторые виды доисторического европейского искусства (например, кельтское искусство), а также европейское народное искусство. В этой статье мы сосредоточимся на наиболее известных видах примитивного искусства коренных народов из Африки, Океании, Индонезии, Австралии, Северной Америки и Аляски.
К сожалению, подавляющее большинство древних племенных артефактов погибло или было выменяно у европейских исследователей. Поэтому сохранившиеся примеры ограничиваются в основном каменными сооружениями (скульптуры, храмы), некоторыми земляными работами или наскальными рисунками.
Африканское племенное искусство
Большинство археологов и антропологов считают Африку родиной гоминид — семейства, к которому принадлежат и современные люди. Первые гоминиды заселили её около 4 миллионов лет назад, а анатомически современные люди (Homo sapiens) появились примерно 300 000 лет назад. На континенте проживает около 3 000 различных этнических групп и племён.
Доисторическое племенное искусство
Будучи колыбелью цивилизации, Африка может похвастаться огромным количеством находок доисторического искусства, которые были обнаружены в Северной Африке, Африке к югу от Сахары и в южных районах континента. К ним относятся:
Природа и контекст африканского племенного искусства
Африканское искусство выполняло совершенно иную функцию и существовало в ином образе жизни, чем европейская или западная культура. Прежде всего, оно было неотъемлемой частью всепроникающей религии. Отдельные изображения были представителями, а иногда и воплощениями жизненных сил (хотя и не «идолами», которым поклонялись, как ошибочно думали многие европейцы), которые, как считалось, существуют во всей живой материи. Часто эти изображения говорили от имени духов умерших, тем самым увековечивая жизненную сущность рода и отождествляясь с духами предков.
Хотя в большинстве используемых форм есть и светские аспекты, а некоторые художественные объекты являются чисто декоративными, в целом африканские племенные артефакты создавались как религиозное искусство — для определённого ритуала или церемонии. Это касается не только масок и статуэток, но и резных изделий: от музыкальных инструментов, скипетров и церемониальных топоров до табуретов, дверных косяков и дверей. И хотя отдельный мастер мог быть признан и высоко ценился в общине, представление о созданной вещи как о «произведении искусства» в музейном смысле было очень редким. Нигде это не проявляется так очевидно, как в случае с одним из самых распространённых видов африканского искусства — маской.
На европейских выставках африканские маски обычно предстают неподвижными в стеклянной витрине, вырванными из своего контекста. Однако их истинное предназначение раскрывалось в движении, в танце. Африканские маски создавались в самых разных формах: некоторые предназначались для ношения не на голове, а на руке или на бедре. Многие были задуманы как центральный элемент целого ритуального облачения, дополненного одеждой из соломы, бечёвки, коры, меха, а также, возможно, композициями из раковин, слоновой кости или металлических предметов. Облачённый во всё это, танцор в маске как бы преображался: он отказывался от собственной личности и становился проводником сверхчеловеческой духовной силы. Когда этот дух говорил через танцора в маске, тот становился его резонатором и рупором.
Маска должна была внушать благоговение — как для того, чтобы удовлетворить дух, став достойным вместилищем для его временного обитания, так и для того, чтобы продемонстрировать его власть зрителям. Однако формы, которые принимали маски в Западной и Центральной Африке, хотя и поддаются классификации на различные стили и подстили, не всегда последовательно связаны с их значением или функцией.
Очень похожие духовные концепции могли получать совершенно разное физическое выражение в разных племенных культурах. При этом некоторые символы были общими: например, использование белого пигмента на маске обычно обозначало прямую связь с миром мёртвых. (Другие цвета, кроме чёрного, белого и естественного оттенка дерева, использовались редко). Высокий лоб, как правило, ассоциировался с мудростью. Однако натуралистичные, пусть и упрощённые, маски, которые для западного глаза олицетворяют безмятежный классицизм, встречаются у самых разных племён с самыми разными ассоциациями и функциями, в том числе и агрессивными. Как только связь резного изделия с его первоначальной функцией нарушается или теряется, установить его предназначение становится очень трудно.
Большинство африканских масок антропоморфны, хотя портреты в прямом смысле этого слова встречаются очень редко. На лицах масок могут быть видны разрезы, что напоминает о ещё одном важном виде племенного искусства — ритуальной росписи или нанесении шрамов на живое тело с традиционными узорами. Встречаются также маски животных и птиц (часто антилопы или карликового буйвола). Маски до сих пор сохраняются в нескольких районах, находящихся под исламским влиянием, но часто в формах, стилизованных почти до неузнаваемости.
Большая часть племенных ритуалов основана на посвящении в возрастные группы — в «общества» молодых мужчин или стариков, каждое из которых имеет свои эмблемы и культовые мотивы. Многие резные фигурки, как и маски, связаны с такими «обществами» и часто символизируют богов-покровителей или божеств, таких как Бог Грома или Бог Огня. Резные фигурки так же широко распространены, как и маски, и тоже связаны с ритуалом, хотя некоторые племена — например, процветающие и оседлые бауле на Берегу Слоновой Кости — делали их почти как предметы роскоши. Племя йоруба в Нигерии было искусным в создании круглой скульптуры. Мастера йоруба часто венчали свои обычно массивные маски группами оживлённых фигурок, создавая целые многофигурные композиции. Среди йоруба, а также в некоторых других племенах, уровень и престиж африканской скульптуры были так высоки, что скульпторы могли достичь статуса, сопоставимого со статусом успешного художника на Западе.
Изучение африканского племенного искусства всё ещё находится на ранней стадии. Географическая область огромна — вся Западная и Центральная Африка, со значительными традициями также в Восточной Африке. Кроме того, дерево, доминирующий материал, уязвимо для климата и термитов, а большинство других используемых материалов — рафия, хлопок — также недолговечны. Как тематика, так и контекст традиционного африканского искусства были изменены влиянием других культур, причём не только в недавнее время, но и на протяжении длительного периода: ислам и христианство, например, присутствуют в Африке уже сотни лет. В итоге нам нужно приложить гораздо более серьёзные усилия, чтобы понять богатство и сложность африканских форм искусства. Даже некоторые элементарные формы росписи тела и росписи лица ещё не до конца поняты.
Острова Тихого океана: Океаническое племенное искусство
Океания включает четыре этногеографические группы: Полинезию, Микронезию, Меланезию и Австралазию. Племенное искусство Океании — это художественное наследие и традиции коренных жителей этих четырёх регионов. Эти народы прибыли в Океанию с Азиатского материка двумя основными волнами. Первая волна поселенцев пришла на Новую Гвинею и в Австралию в эпоху палеолита, около 50 000–65 000 лет назад, став предками австралийских аборигенов.
Вторая волна миграции была связана с культурой Лапита (названной так по археологическому памятнику в Новой Каледонии). Представители этой культуры прибыли значительно позже. Примерно с 1600 года до н.э., когда их технологии судостроения и навигации достигли достаточного уровня, они начали быстро распространяться по отдалённым островам Тихого океана, заселяя Полинезию, Микронезию и часть Меланезии. Другое влияние оказала культура Донг-Сон из Вьетнама (ок. 600 г. до н.э.), которая вела активную торговлю в западной части Тихого океана; её бронзовые изделия находят по всей Океании.
Общие виды художественной деятельности
Хотя каждый регион и даже каждая островная группа имели свои художественные традиции, большая часть племенного искусства Океании была связана с языческими церемониями, включающими веру в сверхъестественное, поклонение духам, культы плодородия и так далее. Предполагается, что существовал широкий спектр искусств (включая нательную живопись, татуировку, живопись, скульптуру, резьбу по дереву и текстильное искусство), однако большинство материалов, используемых художниками, были недолговечными. Поэтому, кроме каменных зданий и скульптур, сохранилось очень мало примеров. Многие из тех, что уцелели, были впоследствии выменяны на безделушки у европейских исследователей.
Полинезия
Полинезия включает в себя ряд островных групп, разбросанных по центральной и восточной части Тихого океана. К ним относятся Самоа, Острова Кука, Французская Полинезия (Таити и др.), Тонга, Гавайи, остров Питкэрн и остров Пасхи. Племенное искусство полинезийцев было частью религиозно-магической культуры, которая верила, что все вещи наделены маной — священной сверхъестественной силой. Это касалось не только людей, но и зданий, камней, каноэ — почти всего. К известным сохранившимся образцам полинезийского искусства относятся: каменные храмы (мараэ) островов Общества, острова Пасхи и Маркизских островов — все они сейчас в руинах, но их пропорции и использование камня демонстрируют впечатляющее мастерство; монументальные каменные скульптуры (моаи) на Рапа-Нуи/острове Пасхи и Маркизских островах, являющиеся примером антропоморфных фигур с выпученными глазами и высунутыми языками; сильно орнаментированные ткани из коры (тапа) в Западной Полинезии.
Меланезия
Меланезия включает острова в юго-западной части Тихого океана, в том числе Папуа-Новую Гвинею, острова Адмиралтейства, архипелаг Бисмарка, Соломоновы острова, Вануату (бывшие Новые Гебриды) и Фиджи. Племенное искусство меланезийцев очень разнообразно и часто включает преувеличенные формы, созданные в связи с культом предков, охотой и ритуальным каннибализмом. В горных районах Новой Гвинеи роспись лица и боди-арт были очень важны, как и парики и головные уборы. Низменные районы отмечены живописью и резьбой по дереву народов реки Сепик, таких как абелам и иатмул. Кроме того, хорошо известно криволинейное искусство племени Массим, примером которого служат их резные доски и танцевальные щиты, а также церемониальная резьба Малангган в Новой Ирландии. Маски, используемые в сложных языческих церемониях, были одним из основных видов искусства во всём регионе. Кроме этого, во многих племенных культурах (например, на Соломоновых и Адмиралтейских островах) существовала традиция украшения предметов повседневного обихода.
Микронезия
К северу от Меланезии находится Микронезия. Этот регион включает Маршалловы острова и около 600 Каролинских островов, объединённых в четыре государства: Яп, Чуук, Понпеи и Косрае. К сожалению, до наших дней сохранилось мало племенного искусства Микронезии. Наиболее известные примеры — расписные барельефы со сценами на брёвнах и фронтонах мужских домов на Палау. Кроме того, стилизованные деревянные маски и человеческие фигуры были обнаружены на островах Мортлок, к юго-востоку от островов Трук (ныне Чуук). Другие микронезийские племенные артефакты включают расписные каноэ и резные деревянные чаши, а роспись по телу и татуировки также были широко распространены.
Австралазия
Этот регион включает континент Австралия, Новую Зеландию и зависимые от них острова. Подробнее о племенном искусстве этой зоны см. ниже в разделе «Искусство австралийских аборигенов».
Подробнее о стиле декоративно-прикладного искусства тихоокеанских островов Океании см: Океаническое искусство.
Индонезийское племенное искусство
Расположенная между Филиппинами на севере и Австралией на юге, Индонезия состоит из почти 14 000 островов, простирающихся от Суматры на западе до Новой Гвинеи на востоке, включая Яву, Бали, Калимантан (центральный, восточный и южный Борнео), Сулавеси, Малуку и Ириан-Джаю (западная часть Новой Гвинеи). Поскольку страна расположена вдоль основных торговых путей между Тихим и Индийским океанами, её художественные формы отражают разнообразное сочетание культур и религий, включая буддизм, конфуцианство, индуизм и ислам.
Человеческие поселения в регионе возникли в доисторическую эпоху, но сохранившихся произведений искусства немного. Самые ранние образцы индонезийского палеолитического искусства — это наскальная живопись. Например, наскальные рисунки в пещерах на острове Сулавеси датируются возрастом около 45 500 лет, а трафаретные изображения рук в пещерах на Калимантане (в районе Сангкулиранг-Мангкалихат) — около 40 000 лет.
Влияние китайского искусства (начиная с поздней династии Чжоу) ощущалось с ранних времён, как и влияние бронзовой цивилизации Донг-Сон, процветавшей во Вьетнаме в первые века до нашей эры. Индийские торговцы также были исключительно активны в этом регионе. Три основные религии, исповедуемые сегодня в Индонезии, — буддизм, индуизм и ислам — пришли с Запада.
Как и в Океании, большинство произведений индонезийского племенного искусства, за исключением буддийских и индуистских храмов, было вырезано из дерева или сделано из текстиля и уже давно исчезло. Наиболее известные сохранившиеся примеры включают группу древних мегалитов и различные образцы бронзовой работы по образцу культуры Донг-Сон. К последним относятся украшенные священные боевые топоры и большие барабаны-котлы (например, Луна Педженга). Эти барабаны были отлиты сложным методом литья по выплавляемой модели и украшены неглубокими рельефами с изображениями голов, участвующих в церемониях, или абстрактным орнаментом. Некоторые из них связаны с ритуалами вызывания дождя. См. также: мегалитическое искусство. Другим важным видом традиционных ремёсел, практикуемых по всей Индонезии, является текстильный дизайн, который давно считается одной из самых уникальных форм художественного выражения в регионе. Он включает батик, практикуемый в основном на Яве, и ткачество (особенно икат и двойной икат).
Знаменитая индонезийская архитектура, в основном в индо-яванском стиле (III – XVI века), включает храм Мендут, буддийский храм Севу (IX век), великолепный индуистский храмовый комплекс Прамбанан (IX век), священные купальни Джалатунда (конец X века) и Белахан (середина XI века), круглый индуистский храм Джабунг (XIV век) и, конечно, комплекс Борободур.
Типы и особенности
Индонезийское племенное искусство условно классифицируется на два основных типа: «монументальное» и «декоративно-орнаментальное». Примером первого служат мегалиты Суматры и Ниаса (небольшого соседнего острова), а также многие предметы, созданные по всей Индонезии в связи с обрядами и жертвоприношениями предкам. Декоративный стиль проявляется в бронзовых изделиях, но особенно ярко — в декоре домов, текстиле и расписной резьбе.
Одной из важнейших черт, общих для всего племенного искусства Индонезии, является почитание предков, которое выражается в различных формах. Племя ниасцев воздвигает мегалиты в честь умерших вождей, а народ тораджа на Сулавеси строит террасы на скалах с галереями из стоящих деревянных изваяний умерших, смотрящих на рисовые поля. В Малуку и на северо-западной оконечности Ириана есть множество деревянных резных фигур, стоящих или сидящих на корточках, которые олицетворяют духов предков. В некоторых частях региона деревянная фигурка предка включает в себя настоящий череп умершего, а не просто вырезанную голову. Культ черепа — не пережиток каннибализма, а продолжение поклонения предкам — широко распространён. Черепа собирают, ценят и хранят во многих местах: иногда (у батаков Суматры) на крышах домов, иногда (у даяков Калимантана) в деревенских святилищах.
Борободур на Яве
Комплекс Борободур в центральной части Явы является одним из самых необычных каменных памятников в истории. Это огромное сооружение, вмещающее более 500 статуй сидящего Будды, но, по-видимому, это не гробница, не дворец и даже не ортодоксальный храм. Скорее, это глубокое и сложное выражение буддийской идеологии через архитектуру и скульптуру. Для его строительства, должно быть, потребовалась целая армия мастеров и гениальный проектировщик, но нет никаких сведений о том, кто и зачем его построил. Принято считать, что он был возведён в конце VIII или начале IX века н.э. во время правления яванской династии Шайлендра (778–864).
Одна из самых удивительных особенностей Борободура — то, что он является кульминацией художественной традиции, которая, по-видимому, была очень недолговечной. Западная Ява была впервые заселена индийскими торговцами, возможно, в I веке н.э., и буддийские монастыри, безусловно, были основаны там к IV веку. Однако нет никаких свидетельств о каких-либо значительных работах из камня — архитектуре или скульптуре — в течение ещё трёх столетий. Первая известная яванская каменная скульптура, которая является индуистской, датируется началом VIII века, то есть менее чем за сто лет до Борободура.
Бирма (Мьянма)
Бирма, горная, покрытая джунглями страна, связывающая Индийский и Индокитайский субконтиненты, была первоначально заселена (ок. II в. до н.э.) тибето-бирманским народом пью, а позже — народом монов. Как правило, большинство сохранившихся образцов бирманского племенного искусства состоит из монументальной скульптуры, большей частью буддийской. Примерно с VII века н.э. страна была фактически разделена между этими двумя племенами — южными монами и северными пью, которые исповедовали буддизм. После падения столицы пью в 832 году на север проникли бирманцы, которые принесли с собой культ натов — смешанного пантеона духов и существ, включая духов природы, предков и призраков. Этот культ со временем слился с буддизмом предшественников, образовав гибридную религию, которая и сегодня сильна в Мьянме.
Художественная традиция живописи и скульптуры была заложена во времена мон и пью. Король Анавратха, который в XI веке основал столицу объединённой Бирмы в Пагане, нанимал большое количество художников-монов. Возникли дворцы, храмы и святилища, занимавшие огромную территорию и богато украшенные росписью и раскрашенной терракотовой скульптурой. Некоторые из этих произведений сохранились в Пагане и сегодня, поскольку в 1287 году город был разграблен монголами и практически заброшен. Кроме руин в Пагане и других местах, наследие бирманского племенного искусства состоит из нескольких небольших средневековых бронзовых изделий высокого качества и большого количества резьбы по дереву неопределённого возраста, так как стиль практически не менялся. Фигуры, как правило, упрощённые и обобщённые, изображают сцены из легенд, в основном буддийских, в элегантных позах, напоминающих танец. Главные качества бирманского искусства — воздушная одухотворённость и изысканный декоративный стиль с элементами китайского влияния.
Племенное искусство аборигенов Австралазии
Предки аборигенов и других коренных народов Австралазии были частью волны переселенцев, прибывших с азиатского материка в эпоху плейстоцена. Это произошло не позднее 65 000 лет назад. Хотя подробности их культуры скудны, согласно недавним археологическим исследованиям на австралийском материке, они почти сразу начали создавать произведения племенного искусства.
Искусство аборигенов Австралии охватывает широкий спектр видов и техник, включая нательную живопись, наскальную живопись, роспись по коре, наскальные гравюры, мегалитические композиции, резьбу и скульптуру, а также декоративные украшения на инструментах и оружии.
Роспись по телу
Примером этого вида искусства является народность йолнгу на Земле Арнем, которая покрывает свои тела сложными и изысканными рисунками с тонкой штриховкой и пунктирными линиями, готовясь к церемониям и танцам.
Чашевидные углубления и отпечатки рук
Эти формы, как правило, были первыми видами доисторического искусства. Например, в наскальном искусстве Кимберли рисунки и трафареты рук были одними из самых ранних видов настенного искусства в регионе.
Наскальная живопись
Самым распространённым видом племенного искусства аборигенов была наскальная живопись, примеры которой можно найти по всей Австралии. Она включает такие виды, как: «рентгеновские» изображения животных и людей (например, см. наскальные рисунки Убирр в Арнем-Ленде, Северная территория), где внутри контуров объектов обозначались их скелеты; точечная живопись, в которой замысловатые узоры создавались с помощью точек; и трафаретные изображения, например, отпечатки рук. Было обнаружено множество других стилей наскальной живописи, включая характерные рисунки Брэдшоу в районе Кимберли в Западной Австралии.
Роспись по коре
В этом виде племенной живописи художник наносит свои уникальные узоры на куски сплющенной коры деревьев. Впоследствии он стал популярным и высоко ценимым видом современного искусства аборигенов.
Наскальные рисунки и гравировки
В Австралии есть много примеров петроглифов (наскальных рисунков), например, в Терри-Хиллз, Новый Южный Уэльс; на полуострове Муруджуба и архипелаге Дампир в Западной Австралии, где можно увидеть изображения вымерших животных каменного века, таких как тилацин; и гравюры Панарамити в Центральной Австралии. Подробнее о древних петроглифах в Австралии см. Наскальные рисунки полуострова Беррап (ок. 30 000 лет до н.э.).
Мегалитические композиции
Каменные композиции, ещё одна форма племенного искусства Австралазии, включают большие и малые каменные круги, не похожие на Стоунхендж в Англии, расположенные в связи с церемониальными или ритуальными событиями.
Племенное искусство коренных американцев (США)
Предки коренных американцев пересекли Берингов пролив из Азии в эпоху плейстоцена. Американский континент и Австралазия были последними двумя крупными массивами суши, заселёнными доисторическим человеком. Особая индейская культура начала формироваться около 9 000 лет до н.э., разделившись на палеоиндейскую культуру охотников на бизонов на Западе и Великих равнинах и более бедную пустынную культуру племён западной зоны Большого Бассейна. Искусство коренных американских индейцев формировалось под влиянием кочевого, охотничье-собирательского образа жизни первых и чуть более статичной, но бедной ресурсами среды обитания вторых. Доступность материалов — дерева, плетёных изделий, металла, костей животных, глины, хлопка — также была определяющей в развитии региональных художественных традиций.
См. также: Доколумбово искусство (до 1535 г. н.э.).
Юго-западный регион США
В юго-западном регионе, где проживали такие народы, как хохокам из южной Аризоны, анасази из северной Аризоны и Нью-Мексико, мимбрес из юго-западного Нью-Мексико, а также народы зуни, навахо и хопи, примером традиционной архитектуры служили удивительные многоэтажные сооружения в Пуэбло-Бонито в Нью-Мексико. Племена также были мастерами ткачества, гончарного дела (обычно с линейным или геометрическим орнаментом) и фресковой живописи. Многие из больших традиционных подземных религиозных камер (кив) были украшены великолепными фресками. Здесь не было заметной монументальной скульптуры, но некоторые племена специализировались на определённых видах искусства: хопи и зуни производили резные и расписные куклы-качина из хлопкового дерева, в то время как зуни и навахо предпочитали серебряные украшения, инкрустированные бирюзой, а хопи — сложные костюмные ткани.
Песочная живопись навахо
Песочная живопись (также известная как сухая живопись) была разработана коренными американцами Юго-Запада (в частности, навахо). По сути, это традиционная целительная церемония, в которой «художником» является шаман. Он «рисует», рассыпая песок разного цвета на брезент из кожи или ткани. «Краска» состоит из песка естественного цвета, смешанного с белым гипсом, жёлтой охрой, красным песчаником и чёрным углём. Для получения синего цвета уголь смешивают с гипсом. Также используются и другие красящие материалы: кукурузная мука, цветочная пыльца, порошок из корней или коры. Когда шаман заканчивает «рисовать», пациент садится на готовую работу, после чего шаман призывает болезнь уйти в песок. По окончании церемонии песок, впитавший в себя болезнь, выбрасывается. Подробнее см. Песочное искусство.
Средний Запад и регион Великих озёр
Традиционная культура индейцев этого региона развивалась строго поплеменно и была отмечена богатым текстильным искусством, а также знаменитыми земляными работами, известными как «фигурные курганы», которые изображали формы животных. Племенное искусство также включало скульптурные каменные трубки, полированные украшения из камня и меди, но было мало резьбы по дереву, за исключением резных чаш. Художественное оформление варьировалось от ультрареалистичного до абстрактного.
Юго-восточный регион
В доисторические времена наиболее интересным регионом с точки зрения искусства племён коренных американцев был центрально-южный и юго-восточный. Здесь производили тонко вырезанные раковины, замысловато украшенную одежду, орнаменты, а также трубки в виде птиц и животных. Однако больше всего этот регион прославился своей замечательной керамикой, изготовленной несмотря на низкое качество глины. Керамические изделия (бутылки для воды, большие погребальные кувшины, чаши, урны и многое другое) создавались и украшались в широком диапазоне стилей, включая цветочные и геометрические узоры, для церемониального, религиозного и личного использования. Одним из известных шедевров племенной керамики с юго-востока является среднемиссисипская чаша из диоритового камня в форме хохлатой лесной утки.
Западное побережье
В Калифорнии, где проживали племена чероки, помо, хупа, юрок и карок, образцом искусства коренных американцев были корзины. Ни один другой народ в мире не производил такого широкого разнообразия превосходных плетёных изделий. Плетения были настолько плотными, что из них получались водонепроницаемые ёмкости. Другие племена региона, такие как чумаш, косо, моно-павиосто и вашо, были не менее искусны.
Северо-восток
Индейцы северо-востока, в частности ирокезы, славились своими масками «Общества ложного лица», изделиями из игл дикобраза, бисерными изделиями, деревянными чашами и ткаными поясами-вампум. Гончарное дело также практиковалось, как и ткачество и плетение корзин, но ни одно из них не отличалось особенно высоким качеством.
Северо-Запад
Великим племенным искусством Северо-Запада была скульптура, особенно резьба по дереву. Живя среди великих американских кедровых и еловых лесов, резчики из числа коренных американцев производили самый большой ассортимент изделий из дерева среди всех индейских племён. Тотемы, небольшие деревянные фигурки и маски, тщательно раскрашенные и часто инкрустированные камнями и раковинами абалона, были одними из самых распространённых форм скульптуры.
Тотемный столб, в частности, служил примером местной культуры. Он не был религиозным объектом и никогда не предназначался для поклонения. Вместо этого тотемные столбы были своего рода «историческим документом», который фиксировал социальное положение, богатство и значимость человека, заплатившего за столб — обычно это был вождь деревни или знатный человек. Северо-западные индейцы также были первыми из коренных американцев, освоившими металлообработку. Из железа и меди (некоторые из которых добывались на китобойных судах) мастера делали боевые ножи, маски, а также инструменты.
Национальный музей американских индейцев
Посвящённый истории, культуре и искусству коренных народов Западного полушария, Национальный музей американских индейцев Смитсоновского института был открыт на Национальной аллее в Вашингтоне в сентябре 2004 года. В нём хранится коллекция бывшего Музея американских индейцев Фонда Хейе, насчитывающая более 800 000 предметов, а также фотоархив из 125 000 снимков.
Институт искусств американских индейцев
Колледж и галерея, посвящённые племенному искусству коренных американских индейцев, Институт искусств американских индейцев расположен в Санта-Фе, Нью-Мексико. Основанный в 1962 году, он предлагает ряд курсов для получения степени бакалавра в области творческого письма, визуальных коммуникаций, студийного искусства и музееведения.
Аляска
Племенное искусство Аляски — или искусство инуитов — описывает произведения, созданные инуитами Арктики, которых ранее называли эскимосами. Можно представить, что создание произведений искусства было бы бессмысленной роскошью в такой суровой среде, где так мало сырья. Но это не так. Инуиты создали одни из самых изобретательных и исключительных произведений индейского искусства на американском континенте. Инуитские резчики использовали бивни и кости моржа или кита, а также оленьи рога, окрашенные древесным углём, для создания замысловатых фигур, а также дерево для изготовления своих знаменитых масок, маскетов и амулетов, которые использовались для танцев и церемоний. Эти формы искусства зародились в дорсетской культуре, возникшей около 600 года до н.э. Примерно в 1000 году н.э. её сменила культура Туле, предков современных инуитов. В этот период стали популярны такие предметы, как кухонные горшки, богато украшенные копья и гарпуны, а также украшения для одежды, гребни, пуговицы и футляры для игл. Подобно искусству викингов, эскимосское искусство отражало потребности кочевой культуры. Все произведения искусства были строго переносными, часто создавались в миниатюрном масштабе.
Влияние на западное искусство
Европейские коллекционеры и художники начали проявлять интерес к тому, что тогда называлось примитивизмом (примитивным искусством) — обычно искусством чёрной Африки — с середины XIX века, по мере того как всё больше экспедиций возвращались с артефактами племён. Этот интерес также подогревался примерно с 1855 года модой на японизм. К концу века такие крупные художники, как Винсент Ван Гог (1853–1890) и Анри Матисс (1869–1954), оказались под сильным влиянием племенного искусства, а Поль Гоген (1848–1903) познакомился с ним на месте, во Французской Полинезии. За ними в начале 1900-х годов последовали Пабло Пикассо, чья основополагающая кубистская работа «Авиньонские девицы» была написана во время его так называемого африканского периода и демонстрировала явное влияние африканских масок. Этому также способствовал арт-дилер Поль Гийом. С тех пор влияние африканского и океанического искусства проникло во все виды западного изобразительного искусства, в частности в живопись, пластическое искусство (например, скульптуру и керамику) и многие ремесленные дисциплины.
Примечание: эволюцию Доисторического искусства, включая хронологические даты и события, см: Хронология доисторического искусства. Руководство по более поздним произведениям племенного искусства см: Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?