Христианское римское искусство читать ~3 мин.
Первые произведения искусства, которые можно в полной мере назвать христианскими, появляются не ранее IV века. До этого времени распространение новой религии в римском мире было постепенным и не сопровождалось созданием особого художественного языка. Стилистически ранние христианские произведения почти не отличались от современного им языческого искусства; их новизна заключалась в иконографии и символике. О формировании монументального раннехристианского искусства можно говорить лишь после правления императора Константина (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) и издания Миланского эдикта в 313 году, ставшего поворотной точкой в истории христианства.
До эпохи Константина практически не существовало монументальной христианской архитектуры. Например, в так называемом «домашнем храме» в Дура-Европосе, сирийском городе на реке Евфрат, помещения для собраний были просто переоборудованы из комнат обычного жилого дома. Тот же «архитектурный нейтралитет» был характерен и для первых римских церквей, известных как титулы (*tituli*), которые, в отличие от языческих храмов или иудейских синагог, по всей видимости, размещались в частных владениях.
Этот дух простоты проявился и в соборе епископа Феодора в Аквилее. Хотя он был заложен уже после Миланского эдикта, его архитектура ещё не обладала чертами грандиозных базилик, характерных для константиновской эпохи.
Погребальное искусство: катакомбы и саркофаги
Живопись катакомб и рельефы саркофагов дают наиболее полное представление о зарождении христианского искусства. Стилистически эти произведения следовали традициям римского искусства, распространённым среди состоятельных слоёв общества, к которым, очевидно, принадлежали и заказчики-христиане. Сегодня известно, что катакомбы служили не местами для тайных собраний или укрытиями от гонений, а исключительно подземными кладбищами, подобными тем, что использовали язычники и иудеи.
Эти кладбища представляли собой многоуровневые сети коридоров и камер. В их стенах вырубались локулы — прямоугольные ниши для погребения усопших.
Захоронения знатных лиц или мучеников часто располагались в аркосолиях — нишах с арочным завершением, украшенных росписями или лепниной. Погребальное помещение, где находились останки мученика, называлось криптой или кубикулом, и нередко вся катакомба получала название в честь этого святого.
Сам термин «катакомбы» происходит от названия кладбища Святого Себастьяна на Аппиевой дороге — *Ad Catacumbas*. Происхождение слова спорно: возможно, оно означает «у лощин» или «возле каменоломен», указывая на расположение кладбища в низине. Изначально это название относилось только к одному некрополю, но позднее его значение расширилось, и им стали называть все подземные захоронения такого типа.
Как в декоре саркофагов, так и в росписях катакомб постепенно формировалась новая христианская иконография, объединившая живопись и скульптуру. Она активно заимствовала языческие мотивы и мифы (например, образы Орфея, Амура и Психеи), переосмысливая их в рамках христианской символики. При этом стилистически эти произведения были настолько близки к языческим, что при отсутствии явных христианских маркеров их было бы невозможно отличить от декора обычной римской виллы или гробницы.
Собственно христианский репертуар, основанный на библейских сюжетах, был изначально ограничен. Тематика почти всегда была сосредоточена на идее спасения, которую символически раскрывали сцены крещения Христа, истории Ионы и кита, спасения Даниила во рву львином, воскрешения Лазаря. Особенно популярным был образ Доброго Пастыря — один из центральных в раннехристианской культуре.
Среди саркофагов доконстантиновской эпохи (хотя датировка многих из них условна) одним из самых известных является экземпляр под номером 181 из собрания Латеранского музея. В его декоре объединены несколько сюжетов, включая образ Доброго Пастыря с овцами и историю Ионы. В этом и других подобных саркофагах наблюдается возврат к повествовательности, пластическому реализму и классической торжественности, которые со времён Алтаря Мира Августа считались лучшими чертами искусства Древнего Рима.
Вернуться к разделу: Искусство Ранней Римской империи.
Дополнительные материалы по искусству Древнего Рима:
Эллинистическо-римское искусство (ок. 27 г. до н.э. — 200 г. н.э.)
Искусство Поздней Римской империи (ок. 200–400 гг. н.э.)
Римское искусство с кельтскими мотивами
Римская скульптура (с ок. 55 г. до н.э.)
Рельефная скульптура Древнего Рима
- Христианское искусство
- Раннехристианская скульптура: история, характеристика
- Исторический музей столицы отметил Международный день музеев созданием новой экспозиции
- Поздняя классическая греческая скульптура
- Психологическое равновесие через живопись
- Как мозг меняется при зависимости — и как его восстановить
- Психология обучения: как поддержать мотивацию студентов
- Психологизм в «Преступлении и наказании» Фёдора Достоевского
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?