Пергамский алтарь Зевса читать ~11 мин.
Пергамский алтарь — монументальное сооружение эллинистической эпохи, украшенное знаменитым фризом с горельефным изображением гигантомахии. Считается, что проект алтаря разработал скульптор Фиромах.

Алтарь Зевса в Пергаме
Величайший образец эллинистической греческой скульптуры, колоссальный алтарь Зевса в Пергаме (недалеко от современного Измира, Турция) — это монументальное произведение греческого искусства. Его возвёл царь Евмен II из династии Атталидов примерно в 166–156 годах до н.э. Алтарь украшает мраморный фриз длиной 113 метров, на котором изображена гигантомахия — битва богов с гигантами из греческой мифологии. Подобно Парфенону в Афинах, ещё одной иконе классической древности, алтарь Зевса был построен на террасе акрополя с видом на древний город Пергам, расположенный на западном побережье Анатолии. Однако, в отличие от Парфенона, это был не храм, а именно алтарь. Возможно, он был связан с дорическим храмом Афины, который построили на 150 лет раньше и который возвышался над алтарём на отдельной террасе. Кроме того, в отличие от сдержанной греческой скульптуры Парфенона (450–400 гг. до н.э.), статуи и рельефы которой всегда были спокойны и безмятежны, греческое эллинистическое искусство (323–27 гг. до н.э.) делало акцент не на гармонии, а на экспрессии, бурном движении и сильных чувствах.
Яркий пример такого подхода к искусству скульптуры — Пергамский алтарь, чей фриз высотой почти три метра наполнен огромными фигурами богов и гигантов, сошедшихся в смертельной схватке. Эти изображения были вырезаны в технике высокого рельефа, так что фигуры почти полностью отделяются от фона. Сюжет скульптурного рельефа — мифическая победа Зевса и олимпийских богов над гигантами, но в действительности он символизировал реальные победы пергамских царей над галатами (кельтами) и другими «варварскими» захватчиками с востока. Некоторые учёные также считают, что эти триумфы Пергама таким образом приравнивались к победам Афин V века до н.э., «золотого века» Перикла. Фрагменты этого выдающегося произведения искусства, возможно, величайшего повествовательного рельефа в истории скульптуры, хранятся в Берлинском собрании классических древностей и выставлены в Пергамском музее (Staatliche Museen zu Berlin). Подробнее о новом стиле пластического искусства, воплощённом в алтаре Зевса, см.: Пергамская школа эллинистической скульптуры (241–133 до н.э.).
Архитектура и дизайн
Массивный Пергамский алтарь, спроектированный в ионическом ордере греческой архитектуры, имел примерно 35 метров в ширину и 33 метра в глубину. К нему вела огромная лестница с западной стороны шириной около 20 метров. Лестница поднималась на крытую площадку с колоннадой, залы которой расходились вперёд и в стороны, а один из них выступал назад, обрамляя лестницу. Широко расставленные колонны имели ионические капители. Крышу украшало множество статуй, в том числе львиные грифоны, квадриги (колесницы с лошадьми), кентавры, божества и горгульи. За колоннадой находился внутренний двор, где располагался сам жертвенник. Этот двор был украшен фризом на уровне глаз, изображавшим жизнь Телефа — легендарного основателя Пергама.
Вся конструкция стояла на подиуме высотой около шести метров. Основание состояло из цоколя, фриза из плит высотой 2,3 метра, украшенного горельефной скульптурой с битвой богов и гигантов, и выступающего карниза. Этот 113-метровый фриз — самый длинный из сохранившихся в греческой древности после фриза Парфенона (160 метров). Он был вырезан из проконнесского мрамора, в то время как остальная часть основания и верхний фриз Телефа были сделаны из более тёмного мрамора с острова Лесбос. Фундамент основания (его можно исследовать на месте раскопок в Пергаме) состоял из пересекающихся стен из туфа, выложенных в виде решётки, что обеспечивало дополнительную защиту от землетрясений.
Хотя археологи не обнаружили следов краски, античная традиция скульптуры Древней Греции предполагает, что вся структура алтаря Зевса была ярко раскрашена.
Фриз гигантомахии
Считается, что здание в целом было спроектировано Фиромахом — одним из последних великих скульпторов Древней Греции, в число которых входили Кресилай (ок. 480–410 до н.э.), Мирон (активен в 480–444 до н.э.), Фидий (488–431 до н.э.), Поликлет (активен в 450–430 до н.э.), Каллимах (активен в 432–408 до н.э.), Скопас (активен в 395–350 до н.э.), Пракситель (активен в 375–335 до н.э.) и Лисипп (ок. 395–305 до н.э.). Однако неизвестно, участвовал ли сам Фиромах в создании фриза.
Фриз гигантомахии, украшающий основание, состоит из более чем 100 отдельных панелей. Он изображает битву богов с гигантами и является образцовым примером эллинистической мраморной скульптуры, наполненной действием, эмоциями и движением. Сюжет восходит к греческому мифу: после того как олимпийские боги во главе с Зевсом победили титанов, богиня земли Гея породила гигантов, чтобы отомстить олимпийцам за своих детей-титанов.
Скульптура восточного фриза
На этой стороне изображено большинство главных олимпийских богов. Богиня Геката сражается с гигантом Клитием. Рядом Артемида, вооружённая луком и стрелами, бьётся против Отоса, а её охотничья собака нападает на другого гиганта. Лето, мать Артемиды, сражается на стороне дочери против звероподобного гиганта. Ей помогает брат-близнец Артемиды Аполлон, который только что застрелил Эфиальта. На едва различимой панели показаны Деметра и Гера, Зевс и Геракл (узнаваемый по львиной шкуре). Зевс мечет молнии в двух молодых гигантов и их предводителя Порфириона. Далее Афина, богиня-покровительница Пергама, борется с гигантом Алкионеем и его матерью Геей. Наконец, мы видим Ареса, бога войны, который мчится в бой на колеснице.
Скульптура южного фриза
Эта часть начинается с Реи, великой богини-матери из Малой Азии, восседающей на льве. Рядом с ней три бога, один из которых — Гефест, сражаются с огромным гигантом. Другие божества, изображённые на южном фризе: Эос, богиня зари; Гелиос, бог солнца; Селена, богиня луны; Эфир, Уран и его дочь Фемида, богиня правосудия. В конце мы видим титаниду Фебу с дочерью Астерией.
Скульптура западного фриза
На северном ризалите (выступе стены) алтаря высечено несколько морских богов, сражающихся с гигантами. Среди них Тритон и его мать Амфитрита, а также пара Нерей и Дорида, Океан и Тефида. На южном ризалите изображены боги природы и мифологические существа, в том числе Дионис и его мать Семела. Здесь же находится единственная сохранившаяся подпись скульптора на алтаре — ТЕОРРЕТОС.
Скульптура северного фриза
Греческие боги, изображённые на северной стороне, включают Афродиту, её возлюбленного Ареса, её мать Диону и маленького сына Эроса. За ними следуют близнецы-Диоскуры: Кастор и Поллукс. Следующие шесть воинов связаны с Аресом, богом войны. Их точные личности неизвестны, но среди них, похоже, есть Никта (богиня ночи) и одна из Эриний, богинь мести. Мы также видим трёх Мойр (богинь судьбы). В следующей группе есть «богиня-змея», предположительно Кето. После неё изображён Посейдон, бог моря.
Жертвенник и фриз Телефа
Верхний внутренний двор, где находился жертвенник, был меньше по размеру. Соответственно, рельефы фриза Телефа были созданы на плитах меньшего размера, чем те, что использовались для гигантомахии. Их высота составляла всего около полутора метров. Однако, хотя каменная скульптура фриза Телефа и была меньше, по качеству исполнения она не уступала большому фризу. Более того, она содержала ряд технических новшеств в организации изображений на рельефной панели. Эти новшества оказали сильное влияние на позднее эллинистическо-римское искусство (ок. 50 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Например, фигуры поражали своей глубиной; фоновые пейзажи были более детализированы и живописны; а архитектурные элементы использовались для обозначения действия, происходящего в помещении. Изобразительный цикл фриза повествует о жизни Телефа, сына Геракла и одного из героев греческих легенд, упоминавшегося в V веке до н.э. Эсхилом, Еврипидом и Софоклом. См. также: Эллинистические статуи и рельефы.

История Пергамского алтаря
Пергамское царство на северо-западе Малой Азии было основано в 281 году до н.э. Филетером (ок. 343–263 до н.э.). Он стал основателем династии Атталидов, которая правила Пергамом с 281 по 133 год до н.э. и превратила город в важный культурный центр греческого искусства и науки. Царство возникло после распада империи Александра Македонского. Поскольку Филетер был евнухом, он усыновил своего племянника Эвмена I, которому, в свою очередь, наследовал Аттал I, одержавший крупную победу над кельтскими племенами галатов в 228 г. до н.э. При Аттале I и Эвмене II царство расширилось, эллинистическая культура процветала, а на акрополе Пергама было построено несколько храмов и создана вторая по величине библиотека в античном мире. Позднее Пергам заключил союз с Римом, чтобы гарантировать свою территориальную целостность.
Таким образом, примерно к 180 г. до н.э. Атталиды прочно утвердились как правители важного центра греческой культуры. Они стремились узаконить свою династию как в глазах богов, так и в глазах своих светских соседей. Алтарь Зевса в Пергаме был одним из нескольких примеров монументальной архитектуры, на которую Атталиды полагались для достижения своих духовных и политических целей. В конечном итоге царь Аттал III умер, не оставив наследника, и завещал своё царство римлянам. Смотрите также: Римская архитектура (около 400 г. до н.э. – 400 г. н.э.).
Хронология и даты
Анализ останков, обнаруженных при раскопках, привёл к некоторым изменениям в датировке алтаря. До недавнего времени учёные предполагали, что алтарь Зевса был заказан в 184 г. до н.э. Эвменом II после его победы над кельтским племенем толистоагиев. Но современные археологи склоняются к более поздней дате, примерно 166–156 гг. до н.э., интерпретируя алтарь как общий памятник победам пергамцев над македонянами, галатами и Селевкидами. Этот вывод подтверждается находкой внутри фундамента алтаря фрагмента греческой керамики, датируемого 172 г. до н.э., что указывает на то, что сооружение должно было быть возведено позже этой даты.
О более поздних скульпторах и движениях, вдохновлённых Пергамским алтарём, см.: Классицизм в искусстве (начиная с 800 г.).
Раскопки Пергамского акрополя
В конце VII века во время арабо-византийских войн здания на пергамском акрополе, включая алтарь Зевса, были частично разобраны на камень для оборонительных сооружений. В 716 году город был временно захвачен арабами, а затем заброшен. Вновь заселённый в XII веке, он позже был занят турками. В течение следующих столетий Пергамский алтарь посещали многие европейские исследователи, коллекционеры произведений искусства и путешественники, в том числе французский учёный-классик граф де Шуазель-Гуффье, английский архитектор Чарльз Кокерелл, немецкий археолог Отто фон Штакельберг и немецкий антиквар Отто Фридрих фон Рихтер.
Прусский инженер Карл Хуманн (1839–1896) впервые посетил Пергам в 1864 году и неоднократно возвращался в последующие годы. Он решительно выступал за сохранение культурных памятников на акрополе, который местные жители использовали как каменоломню, разбивая мраморные скульптуры для получения строительного материала. В конце концов, при поддержке Эрнста Курциуса, берлинского классика, и Александра Конце, директора берлинских коллекций скульптур, а также правительства Германии, стремившегося к культурному паритету с Британией, Хуманн провёл раскопки Пергамского алтаря в ходе двух крупных кампаний (начиная с 1879 года) с согласия османских властей. В результате мраморные барельефы с Пергамского алтаря вместе с множеством других фрагментов были отправлены в Берлин.
Реконструкция в Берлине
В Берлине итальянские реставраторы реконструировали мраморный фриз из тысяч найденных фрагментов. После ряда задержек, вызванных проседанием фундамента, Первой мировой войной и Великой депрессией, в 1930 году был наконец открыт большой Пергамский музей, спроектированный Альфредом Месселем, чтобы разместить реконструированный алтарь и фриз. Сегодня Пергамский алтарь является главной достопримечательностью Берлинского собрания классических древностей и выставлен в Пергамском музее и Старом музее, которые расположены на Музейном острове в Берлине.
Влияние
По крайней мере один античный историк, Луций Ампелий, включил алтарь Зевса в Пергаме в свой список чудес света. Однако римские авторы с ним не согласились. По их мнению, ни одна эллинистическая скульптура не могла сравниться со скульптурой высокой классики (450–400 до н.э.). Эту точку зрения разделяли и учёные XVIII века, такие как теоретик неоклассицизма Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768). Этот несколько негативный взгляд был результатом предпочтения более сдержанного, классицизирующего стиля эллинистической скульптуры — см., например, Венеру Милосскую или фигуры на рельефах Алтаря Мира в Риме — в противовес энергичному и драматичному «барокко» эллинизма, которое практиковала пергамская школа. См. также: Лаокоон и его сыновья, а также творчество итальянского гения XVII века Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680).
Дополнительные ресурсы
Ранняя классическая греческая скульптура (480-450 до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (400-323 до н.э.)
Раннеримское искусство (510-27 до н.э.)
Колонна Траяна (106-113 гг. н.э.)
Об оценке искусства
Чтобы проанализировать барельефы и статуи Древней Греции, см.: Как понимать скульптуру.
О других формах архитектуры и скульптуры, популярных в Малой Азии, см. Искусство классической античности (около 1000 лет до н.э. – 450 г. н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?