Американская архитектура читать ~41 мин.
Колониальная архитектура (ок. 1600-1720)
Архитектура, использованная первыми поселенцами в Северной Америке, традиционно известна как колониальная архитектура. (См. также: Американское колониальное искусство) Эта ранняя архитектура была столь же разнообразной, как и сами поселенцы, среди которых были испанцы, англичане, шотландцы, ирландцы, голландцы, немцы, французы и шведы. Каждая группа иммигрантов привезла с собой стиль и строительную практику своей родной страны, адаптируя их к условиям новой родины, примером чего может служить североевропейская средневековая готика для деревенских домов и амбаров. Всего существовало около семи основных колониальных стилей, включая:
❶ Испанская колониальная архитектура – в значительной степени основанная на испанской архитектуре барокко – которая была самым ранним стилем, появившимся в Америке, и распространилась на территории Флориды, Нью-Мексико, Техаса, Аризоны и Калифорнии, начиная с середины XVI века.
❷ Колониальная архитектура Новой Англии, для которой характерны дубовые каркасы и обшивка из клеёного бруса, основанная на английских образцах.
❸ Голландская колониальная архитектура, в которой использовалось больше камня и кирпича и которая была основана на прототипах Фландрии и Голландии.
❹ Шведская колониальная архитектура, распространённая в низовьях реки Делавэр, от которой произошёл американский дизайн «сруба», характеризующийся круглыми брёвнами с выступающими концами.
❺ Пенсильванский колониальный, основанный на английских прототипах, которые быстро трансформировались в изысканный георгианский стиль.
❻ Французская колониальная архитектура, возникшая в северных морских провинциях Канады, Квебеке и долине Святого Лаврентия. Французы также привнесли так называемый квебекский стиль в свои поселения вокруг Великих озёр и в районе Миссисипи. На глубоком юге другой отличительный французский стиль строительства был распространён в Луизиане и её столице Новом Орлеане.
❼ Южный колониальный, обычно включающий кирпичные строения с большими выступающими дымовыми трубами, который возник по всей Вирджинии и Каролине.
Георгианская архитектура в Америке (ок. 1700-1770)
В течение 18 века, вплоть до Американской революции, основной архитектурный стиль (или более точно «стили»), используемый в английских колониях в Америке, назывался Георгианским, в честь трёх английских монархов Георга I, II и III. Американская георгианская архитектура включала три различных стиля:
❶ барокко идиома сэра Кристофера Рена (1632-1723) и его последователей.
❷ Палладианский стиль архитектуры Возрождения, изобретённый дизайнером Андреа Палладио (1508-1580), который ввёл сбалансированные и симметричные черты, которыми славятся георгианские проекты.
❸ Неоклассический стиль – возвращение к греческим и римским архитектурным принципам – вошёл в моду во второй половине XVIII века. Подробнее см. ниже. Примеры георгианской архитектуры в Америке включают: Зал Независимости, Филадельфия (1745), и Королевская часовня, Бостон (1750). Однако самым известным зданием в георгианском стиле является Белый дом на Пенсильвания-авеню, 1600, Вашингтон, округ Колумбия. Это георгианский особняк в палладианском стиле, спроектированный ирландско-американским архитектором Джеймсом Хобаном (1762-1831), который создал его по образцу Лейнстер Хаус в Дублине и проекта из Книги архитектуры (1728) Джеймса Гиббса.
Неоклассическая архитектура в Америке (ок. 1776-1920)
Между 1776 и 1850 гг. существовало два основных варианта американской неоклассической архитектуры:
❶ Федеральный стиль, и
❷ Греческое возрождение. Оба стиля были созданы на основе архитектурных принципов, изобретённых и усовершенствованных древнегреческой и римской цивилизацией, которые считались наиболее подходящими моделями для зарождающейся демократии Соединённых Штатов. См. также: Неоклассическое искусство.
Федеральный стиль неоклассицизма
Термин «архитектура федерального стиля» описывает свободный классицистический стиль, который процветал до 1815 года. Он характеризуется добавлением новых античных черт – включая греческие и византийские элементы – к симметричному георгианскому стилю. Под влиянием археологических открытий, обнаруженных в древнеримских Помпеях и Геркулануме, а также шотландского архитектора Роберта Адама (1728-1792) и его влиятельной книги «Архитектурные работы Роберта и Джеймса Адама» (1773), федеральный стиль отличался от георгианского тем, что предпочитал меньшее количество пилястр и колонн и более простые поверхности с меньшим количеством деталей, обычно расположенных в панелях, табличках и фризах. Другие характеристики включали светлые интерьеры с большими окнами и декоративный, но сдержанный внешний вид. Среди известных американских архитекторов, создавших проекты в федеральном стиле, были: Чарльз Булфинч (1763-1844) и Уильям Торнтон (1759-1828), а также Ашер Бенджамин (1773-1845), Сэмюэл Макинтайр (1757-1811) и Александр Паррис (1780-1852). Примеры федеральной архитектуры в Америке: Дом штата Массачусетс (1798), Старая ратуша (ок. 1816-17) и Гамильтон-холл (1805), оба в Салеме, штат Массачусетс.
Греческое Возрождение Стиль неоклассицизма
Возрожденческая греческая архитектура предполагал более тесное следование ценностям и стилистическим моделям греческого искусства (ок. 450-27 гг. до н.э.). Широкое использование неоклассицизма в американской и французской архитектуре способствовало возникновению ассоциации между неоклассицизмом и республиканизмом, которая процветала вплоть до падения Наполеона Бонапарта. И наоборот, готическое возрождение 19 века можно интерпретировать как монашескую или консервативную реакцию на неоклассический республиканизм.
Неоклассическая архитектура конца XIX века была выражением движения американского Возрождения (ок. 1880-1918): его заключительной фазой была архитектура изящных искусств (1885-1920), а его последние общественные проекты включают Мемориал Линкольна (1922), Национальную галерею в Вашингтоне (1937) и Мемориал Рузвельта Американского музея естественной истории (1936).
Томас Джефферсон (1743-1826), третий президент США (1801-9), был также прекрасным архитектором. Среди его архитектурных шедевров – Капитолий штата Вирджиния в Ричмонде (1785-96). В своём проекте этого прототипа американского общественного здания Джефферсон использовал упрощения французского неоклассицизма, заменив оригинальный коринфский стиль на более трезвый ионический ордер, символически отсылающий к духу древних республик. В этом здании он дал чёткое представление о том, какие архитектурные сигналы должна была посылать молодая американская республика.
Одним из самых известных проектов Джефферсона был проект дома Монтичелло (1769-1809), который сейчас является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основанный на центральном плане зданий итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио (1508-1580), проанализированный Джефферсоном через интерпретацию английских загородных домов, Монтичелло представляет собой монументальное и элегантное здание. Его классический белый портик с четырьмя тосканскими колоннами резко выделяется на фоне красной ткани кирпичной кладки, из которой состоит все здание. Купол на вершине восьмиугольного барабана указывает на сердце здания – просторный центральный зал, освещённый сверху круглыми окнами. Ссылки на баланс и симметрию, а также композиционные сочленения колонн, тимпанов и трапеций, искусно подчёркнутые использованием красного/белого цветов, стали непреходящими ориентирами для американского классического движения.
Бенджамин Латроб (1764-1820), получивший образование в Англии у архитектора-новатора Сэмюэля Пеписа Кокерелла, был ведущим выразителем стиля греческого возрождения в неоклассической архитектуре и ярым сторонником стилистической чистоты. В 1801 году он спроектировал Банк Пенсильвании в Филадельфии – первый пример архитектуры греческого возрождения в США. Это было строгое здание, построенное по образцу греческого ионического храма с портиками вокруг центрального купольного пространства.
Творческий подход Латроба распространялся на мельчайшие детали таких зданий; вот один пример: при изображении коринфских капителей он заменил классические листья аканта на более американские листья табака или кукурузы. В 1803 году Джефферсон назначил его геодезистом общественных зданий Соединённых Штатов, поручив ему руководить строительством Капитолия Соединённых Штатов. Однако его шедевром считается проект Балтиморской базилики (1806-1821), первого римско-католического собора в Америке. Он также завершил строительство ряда домов, в том числе: Адена в Чилликоте, штат Огайо, Дом Декатура в Вашингтоне и Вилла Папы в Лексингтоне, штат Кентукки.
Одним из самых известных зданий в стиле греческого возрождения является, конечно же, Здание Капитолия Соединённых Штатов (1792-1827). Это здание, в котором заседает Конгресс – Сенат и Палата представителей США – было спроектировано Уильямом Торнтоном, Бенджамином Латроубом и Чарльзом Булфинчем. Созданный по образцу греческого коринфского ордера, самого нарядного греческого стиля со стройными колоннами, украшенными листьями аканта и завитками, его внешний вид полностью выполнен из мрамора. На вершине купола в 1863 году была воздвигнута статуя Свободы.
Среди ведущих классических последователей Латроба были Уильям Стрикленд (1788-1854), Роберт Миллс (1781-1855), Итиэл Таун (1784-1844), Томас Уолтер (1804-1887) и Александр Джексон Дэвис (1803-1892). Стрикленд спроектировал Филадельфийскую торговую биржу (1832-34 гг.) с впечатляющим фонарём, созданным по образцу хорагического памятника Лисикрату в Афинах, Греция. Роберт Миллс спроектировал Патентное бюро и Казначейство (1836-42) в Вашингтоне, а также Монумент Вашингтона в Балтиморе (1815-29), в основе которого лежала массивная дорическая колонна – первое подобное сооружение в Америке.
Томас Уолтер работал над зданием Капитолия США и был ответственен за элегантный дизайн коринфского храма колледжа Жирарда (1833-47). Бесчисленное множество других общественных зданий по всей территории Соединённых Штатов продолжали строиться по греко-римским прототипам вплоть до 20 века. Дэвис был одним из ведущих архитекторов дома с греческим храмом, примером которого является дом Бауэрса (1825-26 гг.) в Нортгемптоне, штат Массачусетс.
В 1846 году Ричард Моррис Хант (1827-1895) – которого часто называют деканом американской архитектуры – стал первым американским студентом-архитектором в Школе изящных искусств в Париже. Хант – который, вероятно, наиболее известен как автор проекта постамента для Статуи Свободы (1886) в Нью-Йоркской гавани и проекта Музея искусств Метрополитен, Нью-Йорк – сыграл важную роль в распространении архитектуры изящных искусств в Америке.
Под сильным влиянием искусства Возрождения, он специализировался на проектировании роскошных домов для богатых клиентов, таких как Асторы и Вандербильты, например, The Breakers, роскошный неоренессансный особняк, построенный в Ньюпорте в 1892-95 гг. для Корнелиуса Вандербильта II. Он также спроектировал Biltmore Estate (1888-95), комплекс в стиле французского ренессанса в Северной Каролине, основанный на замках Блуа, Шенонсо и Шамбор на Луаре. Хант также был одним из основателей Американского института архитекторов, и был избран его президентом в 1888 году.
Другой выпускник Парижского университета Генри Хобсон Ричардсон (1838-1886) был известен своей романской архитектурой, вдохновлённой Водремером, примером которой является здание суда и тюрьмы округа Аллегени (1883-88). Чарльз Фоллен Макким (1847-1909), ещё один выпускник Школы 1867-70, основал очень влиятельную фирму архитекторов Макким, Мид и Уайт, вместе с Уильямом Рутерфордом Мидом (1846-1928) и Стэнфордом Уайтом (1853-1906). Фирма создала поток классических зданий, которые могли соперничать со всем, что было замечено со времён расцвета римского искусства и инженерного искусства. Примерами являются Бостонская публичная библиотека (1887-95), Капитолий штата Род-Айленд (1891-93), Колумбийский университет, Нью-Йорк (1894-98), Пенсильванский вокзал, Нью-Йорк (1902-11), а также другие проекты, представленные на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго в 1893 году.
Известные американские неоклассические архитекторы 20-го века: Джон Рассел Поуп (1874-1937) (проектировал мемориал Джефферсона и Национальную галерею искусств, Вашингтон), и Поль Филипп Крет (1876-1945) (проектировал здание округа Хартфорд, Коннектикут).
Знаменитые здания позднего неоклассицизма
Монумент Вашингтона (1884)
Обелиск, воздвигнутый в честь Джорджа Вашингтона, первого президента Америки, был спроектирован в 1838 году Робертом Миллсом (1781-1855). Высотой около 555 футов (169 метров), он был закончен в 1884 году и открыт для публики в 1888 году.
Мемориал Линкольна (1915-1922)
Спроектированный Генри Бэконом (1866-1924) и построенный из мрамора и белого известняка, он создан по образцу греческого храма дорического ордера. Тридцать шесть колонн должны были представлять 36 штатов, входивших в состав Союза на момент смерти Линкольна.
Мемориал Джефферсона (1934-43)
Спроектированный Джоном Расселом Поупом, Отто Р. Эггерсом и Дэниелом П. Хиггинсом, и вдохновлённый Пантеоном в Риме, памятник имеет уникальный круглый купол, круговую колоннаду и коринфский ордер.
Архитектура готического возрождения в Америке (ок. 1800-1900)
Являясь отчасти консервативным ответом на неоклассицизм, готическое возрождение в США не было результатом глубоко прочувствованных художественных, романтических или рационалистических убеждений, и, благодаря непосредственному знакомству со стилем, применялось несколько непоследовательно.
Основанное на принципах средневековой готической архитектуры (1150-1375), первое зарегистрированное здание в готическом стиле в Америке – особняк под названием Седжли – было построено в 1798 году неоклассическим архитектором Бенджамином Латроубом на окраине Филадельфии. Среди других зданий в стиле готического возрождения, спроектированных Латробом, были Банк Филадельфии (1807-8 гг.) и церковь Христа (1808 г.) в Вашингтоне. Этот стиль также иногда использовался другими неоклассицистами, включая Уильяма Стрикленда (Масонский зал, Филадельфия, 1809-11) и Чарльза Булфинча (церковь на Федеральной улице, Бостон, 1809). Первой церковью готического возрождения стала семинария Святой Марии в Балтиморе (1807), проектировщиком которой был французский архитектор Максимильен Годфруа.
Однако только в 1830-х годах, когда в Бостоне была построена серия простых гранитных церквей (Первая методистская епископальная церковь на Темпл-стрит), мы видим признаки ощутимого движения готического Возрождения. Сравните эти церковные здания с серией искусно вырезанных деревянных церквей в готическом стиле (церковь Святого Петра в Уотерфорде), возведённых примерно в то же время в Пенсильвании. (См. также: Готическое искусство и Готическая скульптура.)
Архитектором-новатором следующего этапа готического возрождения был Ричард Апджон (1802-1878), который был известен своей церковной архитектурой из красного песчаника, основанной на европейских формах 16 века. Церковь Троицы (1839-46 гг.) в Нью-Йорке стала его первым крупным успехом, за ней последовало множество других церквей, чьи невзрачные внешние формы с лихвой компенсировались красивыми деревянными аркадами и фермами их интерьеров: например, Первая приходская церковь (1845-46 гг.) в Брунсвике, штат Мэн.
Плотницкая готика
Деревянная традиция (известная в просторечии как «плотницкая готика «) также применялась при строительстве деревянных домов и коттеджей, в конце концов вытеснив недекорированный колониальный стиль домашних деревянных жилищ. Действительно, в количественном отношении этот тип домашней архитектуры был основным занятием Готического Возрождения в середине 19-го века.
Среди разработок – первый плантаторский особняк в готическом стиле (Белмид, округ Поухатан, Вирджиния, 1845 г.), спроектированный Александром Джексоном Дэвисом, а также проекты последнего в стиле кастеллированной готики и коттеджи. Тем временем друг Дэвиса, архитектурный критик и теоретик Эндрю Джексон Даунинг (1815-1852), выступал за возвращение к средневековым деталям: в его предпочтительной версии готического возрождения использовались витражи, окна-бойницы, фронтоны, башни с амбразурами, горгульи и сильно покатые крыши.
В 1841 году он опубликовал свой фундаментальный труд «Трактат о теории и практике ландшафтного садоводства, адаптированный к Северной Америке», который содержал большой раздел о сельской архитектуре. Эта работа, а также «The Architecture of Country Houses» (1850) и его эссе в «The Horticulturalist», который он редактировал с момента его основания в 1846 году, утвердили Даунинга в качестве арбитра хорошего дизайна, по крайней мере, до его безвременной смерти в результате взрыва парохода.
Плотницкий готический стиль середины 19-го века привёл к появлению «Stick Style «деревянной архитектуры, основанной на фермах из деревянных прутьев. Архитектура в стиле «Stick Style» отличается простой планировкой. Здания имеют высокие крыши с крутыми скатами и украшенными фронтонами. Она часто применялась при строительстве вокзалов и школ, а также частных домов. Наиболее декоративные варианты «Стик Стайл» часто называют Истлейк. Примером дизайна в стиле «Stick Style» является дом Джона Н. Грисволда в Ньюпорте, Род-Айленд (1862), спроектированный Ричардом Моррисом Хантом. Примерно с 1873 года этот дизайн пошёл на спад, а в 1890-х годах превратился в стиль королевы Анны. Стиль королевы Анны имел несколько общих черт со стилем «Stick Style», таких как перекрывающиеся плоскости крыш, крыльца и декоративные вершины фронтонов. Подробнее см. ниже.
Позднее готическое возрождение (с 1860 года)
Под влиянием ранней викторианской архитектуры, более серьёзный период готического возрождения начался в 1860 году, после строительства римско-католического собора Св. Патрика в Нью-Йорке (1858-1888) Джеймса Ренвика (1818-1895), который был ответственен за спорный неорманский дизайн Смитсоновского института в Вашингтоне (1848).
Проект собора Святого Патрика представлял собой удивительное слияние элементов собора Нотр-Дам в Реймсе (Франция) и Кёльнского собора (Германия), и был построен из материалов легче камня, что позволило перейти от летящих контрфорсов к наружным контрфорсам. Однако предпочтение Ренвика континентальным прототипам (см., например, реставрации французского архитектора Виоле-ле-Дюка) заметно отличалось от многих других архитекторов того периода, которые использовали английские модели в сочетании с рекомендациями выдающегося художественного критика Джона Рёскина (1819-1900).
Примером последнего является Зал выпускников, Юнион Колледж, Скенектади, спроектированный в 1858 году и завершённый в 1875 году учеником Апджона Эдвардом Поттером (1831-1904). Другие здания включают: Национальную академию дизайна в Нью-Йорке (1863-65 гг.), довольно грубое здание в венецианской готике, спроектированное Питером Б. Уайтом; и более изысканную часовню Святого Иоанна (1859 г.) в Епископальной теологической семинарии в Кембридже, штат Массачусетс, спроектированную Уильямом Робертом Уэйром и его партнёром Генри Ван Брантом (1832-1903). Другими выразителями «коллегиальной готики» были Ричард Моррис Хант, который разработал архитектурный проект Йельской школы богословия (1869), и Рассел Стерджис (1836-1909), партнёр Уэйта, который был архитектором ряда залов Йельского университета в период 1869-85 гг.
Среди других проектировщиков зданий этого особого этапа архитектуры готического Возрождения – Джон Х. Стерджис (1834-1888) и Чарльз Бригхэм (1841-1925), ответственные за Музей изящных искусств в Бостоне (1876); Фрэнк Фернесс (1839-1912), отмеченный готическими мотивами на зданиях Пенсильванской академии изящных искусств (1872-76) и Провиантского института (1879), оба в Филадельфии; H. Х. Ричардсон (1838-1886), который использовал романские образцы в качестве основы для своего индивидуального стиля готики: см., например, церковь Братл Сквер, Бостон (1870-72) и церковь Троицы на Копли Сквер, Бостон (ок. 1872-77).
Как и неоклассицизм, движение готического возрождения продолжалось вплоть до 20 века, благодаря таким дизайнерам, как Ральф Адамс Крам (1863-1942) и его партнёры, Бертрам Г. Гудхью (1869-1924) и Фрэнк В. Фергюсон, которые считали этот стиль особенно подходящим для зданий колледжей и университетов. Примером их работ являются Аспирантский колледж (1913) и Университетская капелла (1929) в Принстоне. Готическое возрождение распространилось даже на небоскрёбы, такие как здание Вулворт в Нью-Йорке (1910-13), спроектированное Кассом Гилбертом (1859-1934).
Архитектура Второй империи (ок. 1855-80)
Этот стиль совпал с империей французского императора Наполеона III и был с энтузиазмом принят в Америке, в частности, для правительственных зданий, учреждений – таких как больницы и приюты – и частных домов. Наиболее очевидной характеристикой дизайна Второй империи является мансардная крыша – названная в честь Франсуа Мансарта (1598-1666) – одна из архитектурных особенностей эпохи правления Людовика XIV, которая вернулась в моду в середине 19 века в Париже. Архитектура Второй империи также характеризовалась мансардными окнами, квадратными башнями и парными колоннами для увеличения высоты.
Известные здания в стиле Второй империи в Америке включают: Старая ратуша, Бостон (1862-65), построенная Гридли Джеймсом Фоксом Брайантом и Артуром Гилманом (1821-1882); Старое здание исполнительного офиса, Вашингтон (1871-88), и Старый почтамт Сент-Луиса, Миссури (1873-84), оба работы Альфреда Б Маллета (1834-1890); и мэрия Филадельфии (1871-1901), работы Джона МакАртура младшего (1823-1890).
Небоскрёбы: Чикагская школа (1870-1920)
В 1871 году, во время одной из самых страшных катастроф в истории США, город Чикаго – тогда построенный почти исключительно из дерева – был почти полностью уничтожен сильным пожаром. Восстановление города из камня и стали ознаменовало революционный поворот в истории архитектуры: в частности, в истории строительства небоскрёбов. См: Архитектура небоскрёбов (1850-по настоящее время).
Фактически, высокое офисное здание уже стало необходимым в Америке из-за высокой плотности банков, офисов, железнодорожных терминалов и складов на небольших участках растущих городов. А после изобретения безопасного лифта Элишей Отис в 1853 году, устремление в небо стало единственным реальным вариантом для максимизации пространства и дохода от аренды. Кроме того, такие здания обеспечивали взаимную близость предприятий для ускорения коммуникаций, а также являлись заметной престижной коммерческой эмблемой. Первые «небоскрёбы» были спроектированы архитекторами-традиционалистами и представляли собой огромный вызов обычным методам каменного строительства.
Чикагская школа архитектуры относится к инновациям, разработанным архитекторами и инженерами, участвовавшими в реконструкции города. Перед ними стояли некоторые специфические проблемы: встраивание новых зданий в то, что осталось от городской ткани; проектирование конструкций, которые были бы технологически надёжными и устойчивыми к огню; и проектирование форм, подходящих для функций новых зданий, большинство из которых предназначались для использования в сфере обслуживания.
Среди этих архитекторов был планировщик парков и городов Уильям Ле Барон Дженни (1832-1907), который учился в Гарвардской научной школе и Школе изящных искусств в Париже. Он предложил новое многоэтажное здание – небоскрёб, в котором вертикальная высота, ставшая возможной благодаря изобретению лифта, экспоненциально увеличивала использование площади здания. Технически конструкция стала возможной благодаря использованию металлического каркаса.
Например, для здания страховой компании Home Insurance Company Building (1884-5) Дженни спроектировал металлический каркас из чугунных колонн, обнесённых каменной кладкой, и кованых балок, которые несли каменные стены и окна на каждом этаже. (Примечание: Сравните использование кованого железа Дженни с тем, что использовалось в конструкции Эйфелевой башни (1887-89) Гюстава Эйфеля 1832-1923).
Его ученик Дэниел Хадсон Бернхэм (1846-1912) разработал выразительный язык для изучения новых возможностей в дизайне и композиции больших поверхностей фасадов коммерческих зданий, в категорию которых входили офисные здания, штаб-квартиры компаний, универмаги и другие подобные крупные сооружения. Вскоре многие архитекторы активно включились в работу по созданию модели здания, подходящей для эволюции высокого коммерческого здания. Среди наиболее важных представителей чикагской школы были Данкмар Адлер (1844-1900) и Луис Салливан (1856-1924), которые вскоре стали лидерами; за двенадцать лет своей деятельности они создали множество зданий, в которых технико-конструктивные и типологические требования были поставлены в один ряд с постоянным стремлением разработать декоративные и конструктивные элементы на новом языке.
Развитие промышленных технологий и использование стальных каркасов позволило Салливану создать первые небоскрёбы, в которых несущий каркас оставался видимым; даже в этом случае он не отказался от декоративных элементов, которые он использовал, чтобы подчеркнуть вертикальные несущие элементы, входы и очертания нижних этажей этих в остальном свободных и рациональных зданий.
Смотрите, например, спроектированный Салливаном универмаг Schlesinger & Mayer, Чикаго, (1899-1904). Салливан также разработал метод проектирования небоскрёбов, разделив их на три функциональные зоны: большая зона доступа на первом этаже, чердак, расположенный на вершине здания, и шахта между ними с неопределённым количеством этажей. Его здания наглядно демонстрируют принципы, которые должны были революционизировать архитектуру, и не только американскую, в течение 20-го века. Среди наиболее известных его проектов зданий: Гаранти Билдинг, Буффало, Нью-Йорк (1895); Уэйнрайт Билдинг, Сент-Луис (1890-91); Аудиториум Билдинг, Чикаго (1885-89) и другие.
Небоскрёбы двадцатого века использовали целый ряд различных эстетик, конструкций и строительных материалов. Некоторые из них получили известность благодаря своему классицизму, другие – благодаря своим ренессансным чертам. Около 1920 года архитекторы разработали простые кубические формы, такие как ступенчатый зиккурат, который был популяризирован в искусстве прецизионизма Чарльза Демута (1883-1935), Чарльза Шелера (1883-1965) и Джорджии О’Кифф (1887-1986). Известные архитекторы 20-го века, участвовавшие в проектировании американских небоскрёбов, включают: Раймонд М. Худ (1881-1934), Мис ван дер Роэ (1886-1969), Джордж Хоу (1886-1955), Уильям Лескейз (1896-1969), Луис Скидмор (1897-1962), Натаниэль Оуингс (1903-1984), Джон Меррилл (1896-1975), Тимоти Пфлюгер (1892-1946), и Роберт Вентури (р. 1925), и многие другие.
Пограничная архитектура (ок. 1850-90-х гг.)
Тем временем, местная традиционная архитектура появлялась на американском Западе, отчасти благодаря Акту об усадьбе 1862 года, который дал миллионам американцев возможность иметь собственный дом и коренным образом изменил характер поселений на Великих равнинах и Юго-Западе. Закон предлагал скромный «приусадебный участок» – обычно 160 акров – бесплатно любому, кто обрабатывал землю в течение минимум 5 лет и построил на ней жилье. Этот стимул способствовал появлению на Среднем Западе и Западе изолированных фермерских хозяйств вместо деревень и небольших городов, распространённых на востоке и в большинстве стран Европы.
Поселенцы и фермеры использовали местные материалы для строительства своих домов, включая дёрн, бревна, булыжник, камень и саманный кирпич. Используя обычные проекты, они строили бревенчатые домики в лесистой местности и дома из дёрна на безлесных равнинах и в прериях. Дальше на запад и юго-запад поселенцы использовали широко распространённую глину для изготовления саманных кирпичей и черепицы.
С увеличением доступности обработанной древесины стали более распространены дома в стиле ранчо, а также пограничные проекты, такие как колониальная архитектура Монтерея. В целом, в период с 1862 по 1934 год в соответствии с Актом об усадьбах было выделено около 1,6 миллиона усадеб, занимавших 270 000 000 акров. См. также: Народное искусство.
Нестандартный дизайн деревянных домов – стиль королевы Анны, который развился из плотницкой готики и стик-эстлейка (см. выше). В богатых древесиной районах Калифорнии в домашней архитектуре конца XIX века использовались различные деревянные конструкции, включая стиль королевы Анны, самым известным примером которого является особняк Карсона в Старом городе Эврика на заливе Гумбольдта, спроектированный Сэмюэлем и Джозефом Кэтер Ньюсом.
На восточном побережье стиль королевы Анны развился в архитектуру стиля шингл, отличающуюся более расслабленным деревенским образом. Примерами являются дом Уильяма Уоттса Шермана (1874-75) в Род-Айленде и дом Мэри Фиск Стоутон (1882-83) в Кембридже, штат Массачусетс, оба спроектированы Х.Х. Ричардсоном; и казино Ньюпорта (1879-81), спроектированное Чарльзом Фолленом Маккимом.
Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959)
С появлением Фрэнка Ллойда Райта Чикаго сохранил репутацию творческого центра американской архитектуры. Уже при его рождении его мать была уверена, что он станет «величайшим американским архитектором». Он стал одним из самых плодовитых и продуктивных архитекторов 20-го века: когда он умер в возрасте девяноста лет, он оставил после себя более 400 проектов и построек, а своими идеями и творениями внёс решающий вклад в направление развития архитектуры в Северной Америке и Европе.
Его имя тесно связано с концепцией «органической архитектуры», по сути означающей подход к архитектуре, основанный на создании гармоничных отношений между частями здания, а также между частями и целым, что выражается в текучих пространствах, гармонирующих с окружающей средой, и в использовании природных материалов.
В первые годы своей карьеры Райт работал над темой домов прерий: односемейные дома, спроектированные в большинстве случаев для образованной и обеспеченной элиты в пригородах Чикаго. Они отличаются своими длинными, горизонтальными объёмами; чаще всего они построены на ровной земле и покрыты большими крышами, которые наклоняются лишь слегка, но выступают. Они освещаются непрерывными лентами окон.
В 1910 году проекты Райта изменились в ответ на различные влияния, включая японское искусство, а также традиции доколумбового искусства, что видно в блочных домах, которые он строил на холмах Лос-Анджелеса в течение 1920-х годов. Например, в проекте дома Милларда (1922-23) в Пасадене он использовал новую конструктивную систему, которую назвал текстильными блоками: блоки из бетона, украшенные геометрическими мотивами, соединённые друг с другом с помощью стальных креплений. Тёплый, сухой климат Калифорнии заставил Райта применить идеи, отличные от тех, которые он использовал в домах в прериях Иллинойса, и его калифорнийские проекты создают блочные здания, хорошо защищённые снаружи, с внутренними затенёнными патио и зонами с водой.
Прежде чем создать свой шедевр органической архитектуры, Fallingwater (1936-37), в Bear Run, Пенсильвания, Райт работал над разработкой городских моделей, представляя альтернативы традиционному американскому мегаполису, такие как Broadacre City, спроектированный в 1934 году, основанный на идее, что каждой семье будет предоставлен участок земли в один акр. Новые архетипы начали появляться в его проектах примерно с 1925 года, включая круг и спираль, которым впоследствии суждено было появиться в его самых известных работах послевоенного периода.
Fallingwater, Bear Run, Пенсильвания
В 1936 году владелец универмага в Питтсбурге Эдгар Дж. Кауфман поручил Райту построить дом для отдыха на обширных владениях его семьи в Пенсильвании. Райт выбрал лесистый участок, пересечённый ручьём, русло которого пересекают неправильной формы большие валуны. Райт решил разместить то, что станет шедевром его органической архитектуры, вдоль ручья, на скалистом выступе прямо над падающей водой.
Самым поразительным аспектом этого дома является его тесная интеграция с окружающим ландшафтом. Растения, вода и скалы проникают в комнаты, становясь частью домашней обстановки. Дом состоит из горизонтальных плоскостей, поддерживаемых четырьмя центральными каменными столбами, которые простираются во все стороны и заканчиваются гладкими бетонными выступающими террасами, напоминающими перекрывающиеся лотки.
Комнаты отделены от окружающего ландшафта лентами сплошного стекла. Лестница из железобетона ведёт из гостиной к ручью; тропинка через лес ведёт по небольшому мосту к входу в дом. Вход открывается прямо в гостиную, которая занимает весь основной этаж, с одной террасой, расположенной прямо над ручьём, и другой, выходящей на гору позади. Как обычно в интерьерах Райта, центром этого пространства является камин. Пол гостиной состоит из каменных плит неправильной формы, стены отделаны камнем, мебель, спроектированная самим Райтом, сделана из ореха.
Спальни находятся на втором этаже; все комнаты имеют террасы, выходящие на разные стороны. На последнем этаже, меньшем по площади, чем остальные, находятся кабинет и спальня, обе из которых также выходят на террасу.
Гостиная, расположенная вокруг камина, является центральной точкой дома. Благодаря большому остеклению интерьер находится в тесном контакте с внешним лесным массивом. Природа присутствует и в интерьере – в каменном полу, деревянной мебели, настенных покрытиях из натурального волокна. Природа и искусственность слились в органичной конструкции, где каждый материал выполняет свою функцию: камень для вертикальных опор, железобетон для горизонтальных плоскостей, стекло и металл, окрашенные в красный цвет, обрамляют проёмы. По первоначальному проекту Райта бетонные свесы, окрашенные в жёлтую охру, должны были быть покрыты сусальным золотом, чтобы сиять на солнце и отражаться в воде.
Среди других известных довоенных архитектурных проектов Фрэнка Ллойда Райта – административное здание компании по производству воска S.C. Johnson & Son (1937) в Расине, штат Висконсин; и Талиесин Вест в Парадайз Вэлли, недалеко от Финикса, штат Аризона (начат в 1938 году).
Небоскрёбы ар-деко (ок. 1920-40)
В качестве предыстории роста архитектуры ар-деко в Америке, период между окончанием Первой мировой войны и крахом Нью-Йоркской фондовой биржи в 1929 году был периодом большого развития строительства в Соединённых Штатах. В стране увеличилась сеть дорог и железнодорожных линий, выросли окраинные районы городских центров, а небоскрёбы изменили облик крупных городов.
В эти годы европейские авангардные движения использовали технологические инновации и новые возможности, предоставляемые новыми строительными материалами, в поисках подходящих форм для выражения духа времени; в Соединённых Штатах, однако, использование исторических стилей всё ещё было в моде. В 1922 году газета Chicago Tribune провела конкурс на дизайн своей новой штаб-квартиры; 263 проекта, представленные в ответ, представляли широкий спектр стилей. Первый приз получили Раймонд М. Худ и Джон Мид Хауэллс за неоготическое здание с каркасом из камня, увенчанным короной шпилей.
Движение Ар-деко дало людям образы и предметы, которые отражали их стремление к скорости, роскоши и современности. Его архитектура прославляла век машин и геометрические формы, а также новые материалы и технологии. Кульминацией движения стала спонсируемая французским правительством Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства (1925) в Париже, где стиль был известен как «Style Moderne «. Он быстро распространился в Соединённых Штатах, став более модернистским и обтекаемым в 1930-е годы.
Проекты зданий в стиле ар-деко были вдохновлены целым рядом различных влияний, от абстрактного искусства до зиккуратов, а также современных художественных движений, таких как французский кубизм и итальянский футуризм. В отличие от более ранних плавных форм модерна, дизайн ар-деко включал геометрические формы и ступенчатые структуры. Примерами известных небоскрёбов ар-деко в Нью-Йорке, в которых использовались стальные конструкции, одетые в гранит, являются: Крайслер-билдинг (1928-30), спроектированный Уильямом ван Аленом (1883-1954); Эмпайр-стейт-билдинг (1929-31) (тогда самое высокое здание в мире), архитекторы Шрив, Ламб и Хармон; МакГроу-Хилл-билдинг (1929-30), автор Раймонд Худ; Ньюс Билдинг (1929-30), автор Раймонд Худ с Джон Мид Хоуэллс; Рокфеллер Центр (1932-39), архитекторы Рейнхард и Хофмайстер, Харрисон и Макмюррей, Худ и Фулихукс.
Модернистская архитектура в Америке (ок. 1925-60)
Поздней чертой современного искусства в целом, модернистской архитектуры была попытка создать новые проекты для «современного человека». Она отвергла все традиционные стили, основанные на старых прототипах, и предложила новый тип функционального дизайна, который использовал современные материалы и строительные технологии, чтобы создать новую эстетику и ощущение пространства.
В отличие от Европы, где модернизм возник в первом десятилетии 20-го века, модернистская американская архитектура появилась только в середине-конце 1920-х годов, потому что Америка гораздо больше полагалась на исторические модели, чем Европа, где авангардное искусство было гораздо сильнее. (См., например, влияние Армори-шоу европейского модернизма). Кроме того, учитывая важность развития городов для восстановления экономики Соединённых Штатов и рост многочисленных рынков внутри Америки, неудивительно, что большинство модернистских проектов 1930-х годов включали большие коммерческие здания, в частности небоскрёбы. В соответствии со своей антиисторической позицией, модернистская архитектура предпочитала упрощённые формы и только те существенные украшения, которые отражали тему и структуру здания.
Важными архитекторами в истории и развитии модернистского движения в Америке были ряд беженцев из Европы, такие как Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969), Вальтер Гропиус (1883-1969) бывший директор школы дизайна Баухаус, и Луис Кан (1901-1974). К другим важным модернистам относятся: Фрэнк Ллойд Райт, Ричард Нейтра (1892-1970), Ээро Сааринен (1910-1961), Луис Скидмор (1897-1962), Натаниэль Оуингс (1903-1984), Джон Меррилл (1896-1975), Филип Джонсон, И. М. Пей и Роберт Вентури.
Интернациональный стиль
Интернациональный стиль современной архитектуры был особым (пуристским) стилем модернизма, который появился в Европе в 1920-х годах. Он получил своё название от «Международной выставки современной архитектуры «(1932), курируемой историком архитектуры Генри-Расселом Хичкоком (1903-1987) и архитектором Филипом Джонсоном (1906-2005), которая проходила в Музее современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке. Одновременно с выставкой в МОМА была опубликована книга. Целью Хичкока и Джонсона было определить и продвигать стиль, который воплощал бы в себе современную архитектуру.
Для достижения этой цели они тщательно проверили все сооружения, представленные на выставке, чтобы убедиться, что в экспозицию были включены только те проекты, которые отвечают определённым критериям. Почти все здания были европейскими, спроектированными такими авторами, как Якобус Уд, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ, Эрих Мендельсон (1887-1953) и Алвар Аалто (1898-1976). Только два здания были американскими – кинотеатр Film Guild, Нью-Йорк (1929), спроектированный Фредериком Джоном Кислером (1890-1965); и Lovell House, Лос-Анджелес (1929), спроектированный Ричардом Нойтра.
Критерии, использованные Хичкоком и Джонсоном для определения своего архетипического стиля, включали следующие три правила дизайна:
❶ выражение объёма, а не массы;
❷ важность баланса, а не предвзятой симметрии;
❸ отказ от прикладного орнамента. Все здания на выставке соблюдали эти правила дизайна, и поэтому были представлены американской аудитории выставки как образцы «Интернационального стиля».
Наиболее распространёнными материалами, используемыми архитекторами интернационального стиля, были стекло для фасада, сталь для наружных опор и бетон для внутренних опор и полов. Кроме того, планы этажей были намеренно функциональными и логичными.
Хотя модернистская архитектура так и не стала очень популярной для жилых домов в Соединённых Штатах – несмотря на усилия Худа, Лескейза, Эдварда Стоуна и Нейтры в 1930-х годах – она быстро стала доминирующим стилем для небоскрёбов, а также для институциональных и коммерческих зданий. (См., например, Вторая Чикагская школа архитектуры, возглавляемая гениальным уроженцем Германии Мис ван дер Роэ, одним из величайших архитекторов, практиковавших в Америке. Позже он даже вытеснил традиционные исторические стили в школах и церквях, например, лютеранскую церковь Христа Элиэля Сааринена (1949-50) в Миннеаполисе. Более того, в архитектурных школах он был единственной приемлемой платформой дизайна до начала 1980-х годов.
События 1940-х и 1950-х годов
Вторая мировая война стала одним из самых дестабилизирующих событий 20-го века, имевшим важные последствия и в области архитектуры. Условия, вызвавшие рождение современной архитектуры, утратили силу, и архитекторы оказались вынуждены искать новые решения, в то же время помня о важности архитектурной революции 1920-х годов.
В первую очередь это коснулось знаменитых европейских архитекторов, которые переработали свой язык, чтобы избежать стерильного подражания, но сделали это, не изменяя принципам, созревшим в довоенные годы, и своему главенствующему положению в отрасли. Гропиус основал The Architects Collaborative, члены которого спроектировали модернистский Гарвардский аспирантский центр (1949-50), а Мис ван дер Роэ в 1938 году возглавил архитектурный отдел Иллинойского технологического института в Чикаго и спроектировал его новый кампус. Правда, работы, за которые Гропиус отвечал в США, в основном школы и дома на одну семью, не отличаются экспрессивностью его довоенных проектов в Германии, но Мис ван дер Роэ нашёл Чикаго – родину небоскрёба и стального каркаса – очень подходящим для своего стиля.
Корпоративный модернизм
На берегу озера Мичиган Мис ван дер Роэ спроектировал свои первые небоскрёбы из стали и стекла. В сотрудничестве с Филипом Джонсоном Мис спроектировал одно из самых влиятельных зданий послевоенного периода, нью-йоркский Seagram Building (1954-58), впечатляющий небоскрёб, чей острый стеклянно-стальной силуэт стал прототипом для подражания. Тридцативосьмиэтажное здание на Парк-авеню было спроектировано для канадской транснациональной корпорации Seagram & Sons.
Названная шедевром корпоративного модернизма, его навесная стена из бронзы и стекла образует плотную сетку, подчёркивающую строгую вертикальность здания. Его украшает серо-янтарный оттенок оконного стекла и зелёный травертин колонн у основания. Стиль Миса ван дер Роэ – простой минимализм и использование стали и стекла – был повторён другими архитекторами, такими как Филип Джонсон, Ээро Сааринен и Чарльз Имз (1907-1978), язык которых претерпел прогрессивные изменения.
Здание Seagram стало олицетворением использования современной архитектуры крупными корпоративными концернами и их поиска отличительных символов престижа в послевоенный период. Компания по страхованию жизни Connecticut General Life Insurance Company заказала Skidmore, Owings, and Merrill, одной из крупнейших фирм современных архитекторов, проект своей новой штаб-квартиры в Хартфорде (1955-57). Компания Lever Brothers уже нанимала эту фирму для проектирования Lever House (1952), чья площадь, похожая на парк, стеклянные стены и тонкие алюминиевые муллионы носили имя Миса ван дер Роэ.
Строгая, геометрическая эстетика технического центра General Motors (1948-56) в Мичигане была ещё одним зданием, которое следовало принципам Миса, как и здание штаб-квартиры ООН (1947-52), спроектированное Ле Корбюзье, Оскаром Нимейером и другими. Другие примеры модернизма 1950-х годов: башня для алюминиевой компании Америки в Питтсбурге (1954), спроектированная Харрисоном и Абрамовицем; и здание Inland Steel Building в Чикаго (1955-57), спроектированное Skidmore, Owings, and Merrill. Фрэнк Ллойд Райт был одним из немногих, кто отверг прямолинейную геометрию этих офисных зданий: см., напротив, гранёный дизайн его башни Прайс Тауэр из бетона и меди (1955), Бартлсвилл, Оклахома.
Декоративный формализм
В начале 1950-х годов, отходя от «функционализма» в сторону «формализма», современные архитекторы стали проявлять все больший интерес к декоративным качествам различных строительных материалов и открытых структурных систем. Проще говоря, они начали использовать формальные атрибуты зданий в декоративных, даже выразительных целях.
Интересным примером этой новой эстетики стал проект Фрэнка Ллойда Райта для Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке (1943-59), здание, организованное вокруг спирального пандуса, который представляет собой расположение экспозиции музея, а также генеративный элемент его общего дизайна. Другие американские архитекторы также использовали криволинейную структурную геометрию, примером чего может служить спортивная арена в Роли (1952-53), спроектированная Мэтью Новицки (1910-1949), где две параболические арки, поддерживаемые колоннами, и крыша из растянутой кожи окружают массивное пространство, лишённое внутренних опор.
Терминал TWA Ээро Сааринена в международном аэропорту имени Джона Кеннеди (1956-62) – ещё один динамичный пример монументального здания единой формы, геометрические формы и силуэты которого отражают новую формальную выразительность, зенитом которой, несомненно, стал Сиднейский оперный театр (1959-73), спроектированный Йорном Утзоном. Более приглушённый формалистский стиль Минору Ямасаки (1912-1986) иллюстрирует его 1360-футовые башни-близнецы Всемирного торгового центра, здания 1 и 2, спроектированные в 1965-66 годах. Другим примером формалистического оформления стал Центр Джона Хэнкока (1967-70), спроектированный компанией Skidmore, Owings and Merrill, которая сделала особенностью здания Х-образные опорные скобы, разработанные Фазлуром Ханом (1929-1982), вероятно, величайшим проектировщиком небоскрёбов 20-го века. Эта тенденция структурного экспрессионизма, динамичного монументализма – называйте это как хотите – по-прежнему присутствует в современной архитектуре: посмотрите на гладкие прямоугольные формы Центра Тайм Уорнер (2003-7) компании SOM в Нью-Йорке.
Интересным лауреатом Золотой медали Американского института архитекторов в 1971 году стал уроженец Эстонии Луис Исидор Кан (1901-1974). Карьера Кана развивалась иначе, чем у многих из тех, о ком говорилось выше. Его обучение проходило до того, как интернациональный стиль укоренился в Соединённых Штатах. Он учился в Пенсильванском университете, где приобрёл элементы классического определения, следуя академической традиции Школы изящных искусств: симметрия, осевая линия, правильные пропорции, иерархия частей.
Контакт с древнеегипетской архитектурой, а также ценности греческого и римского дизайна, привели его к созданию личного языка, который использует современные материалы и технологии для изучения и представления геометрических форм, часто монументальных, которые связаны с историей. Его наиболее значимые работы 1950-х и 1960-х годов: Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен (1951-53); Лаборатории медицинских исследований Ричардса в Университете Пенсильвании в Филадельфии (1957-65); Институт биологических исследований Салка в Ла Джолла, Калифорния (1959-65); Художественный музей Кимбелл в Форт-Уэрте (1966-72), который некоторые считают его шедевром этих лет.
Постмодернистская архитектура (1970-е – настоящее время)
В 1960-е годы зародилось общее недовольство последствиями архитектуры 20-го века (в частности) в США, где её недостатки были описаны в двух влиятельных публикациях: Смерть и жизнь великих американских городов (1961) Джейн Джекобс; и Сложность и противоречия в архитектуре (1966) Роберта Вентури. Если Джекобс критиковала бездушный утопизм движения Модерн, то Вентури сокрушался по поводу того, что поскольку в современных сооружениях отсутствуют какие-либо следы исторических элементов, им также не хватает значимой иронии и сложности, которыми обычно обогащается архитектура.
Одна из особенно непопулярных и бездушных форм экспериментальной современной архитектуры была известна как брутализм (от французского «beton brut», что означает сырой бетон), термин, придуманный британскими дизайнерами Элисон и Питером Смитсонами для описания геометрических бетонных конструкций, часто возводимых в районах социального упадка архитекторами-утопистами, такими как Ле Корбюзье (1887-1965).
Основная идея архитектуры брутализма заключалась в том, чтобы поощрять функциональные модели жизни, устраняя все украшения и другие визуальные отвлекающие элементы. Идея провалилась. Известные примеры бруталистского дизайна в Северной Америке включают: Йельское здание искусства и архитектуры (1958-63), спроектированное Полом Рудольфом (1918-1997); и Хабитат ’67, Монреаль (1966-67), спроектированный Моше Сафди.
Что такое постмодернистская архитектура?
Джейкобс и Вентури были катализаторами волны оппозиции модернизму, но не они изобрели «Постмодернизм». (см. также: Постмодернистское искусство) На самом деле термин был придуман американским теоретиком Чарльзом Дженксом в его книге Язык постмодернистской архитектуры (1977), в которой описываются архитектурные тенденции, возникшие в 60-е годы в оппозиции к господствующим диктатам рационалистического модернизма.
Дело в том, что современная архитектура исключила из своего репертуара традиционные исторические формы, а также декоративные элементы. Постмодернизм хотел «очеловечить» архитектуру, используя смесь стилей, включая черты, взятые из классических образцов, а также из популярной культуры. Игривая ирония, а также случайные сюрпризы, даже шокирующие, – все это было неотъемлемой частью постмодернистского подхода к проектированию зданий.
В конце концов, основные элементы архитектуры, такие как колонны, арки и тимпаны, часто теряют свой первоначальный смысл, когда используются вне контекста – скажем, в качестве декоративных элементов. Постмодернистская архитектура шла по стопам поп-арта, приверженцы которого – такие как Энди Уорхол (1928-1987), Рой Лихтенштейн (1923-1997) и Клас Ольденбург (р. 1929) – уже омолаживали мир актуального искусства, используя более осмысленные популярные образы.
Следует отметить, однако, что многие архитекторы-постмодернисты начинали свою карьеру как модернисты, и поэтому многие черты модернизма были перенесены в постмодернизм, особенно в работах таких архитекторов, как Роберт Вентури, Майкл Грейвс, Фрэнк О. Гери и Ричард Майер. (См. также: Художники-постмодернисты.)
История постмодернистского архитектурного дизайна
Постмодернизм в Америке, как принято считать, начался в 1972 году, со сноса серии 14-этажных блоков из плит, которые были возведены менее 20 лет назад по проектам Минору Ямасаки как часть удостоенного наград жилищного проекта Pruitt-Igoe в Сент-Луисе, штат Миссури (1955). В действительности это было суровое, модернистское бетонное сооружение, которое стало магнитом для проблем. Хотя в Европе уже были снесены многочисленные жилые кварталы, именно в Сент-Луисе началась эра американского постмодернизма.
В 1970-х годах Роберт Вентури и его партнёры Дениз Скотт Браун (р.1931) и Джон Раух (р.1930) вновь внесли историческую справку, остроумие и человечность в проекты многочисленных зданий, включая: Дом Ванны Вентури, Пенсильвания (1961-64); Дом престарелых Guild House, Филадельфия (1961-66); Дом Такера, Катона, Нью-Йорк (1975); Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлинский колледж (1976); Музей современного искусства, Сан-Диего (1996). Майкл Грейвс (р. 1934) – один из знаменитой «Нью-Йоркской пятёрки», наряду с Питером Айзенманом (р. 1932), Чарльзом Гватми (1938-2009), Джоном Хейдуком (1929-2000) и Ричардом Майером (р. 1934) – спроектировал здание Портлендской общественной службы.) – спроектировал здание государственной службы в Портленде, штат Орегон (1980-82), и башню «Хумана» в Луисвилле, штат Кентукки (1986), в которых масса обычного небоскрёба сочетается с историческими мотивами. Подобно Piazza d’Italia, Новый Орлеан (1975-80), и Alumni Center, Калифорнийский университет в Ирвайне (1983-85), спроектированные Чарльзом Муром, эти уверенные, жизнерадостные сооружения призваны уверить публику в том, что её культурная идентичность больше не подвергается нападкам со стороны антиисторической современной архитектуры.
В 1970-х и 1980-х годах, следуя примеру поп-арта, несколько американских архитекторов приняли популистский стиль, в котором иногда присутствовали классические элементы. К ним относятся Филип Джонсон и Джон Берджи, которые спроектировали здание AT&T Building в Нью-Йорке (1978-84), дополненное небоскрёбом в стиле Чиппендейл; и Роберт Стерн, который использовал классический дизайн в стиле Джефферсона для столовой Observatory Hill в Университете Вирджинии (1982-84), но испанские колониальные черты для офисного здания Prospect Point в Ла Джолла, Калифорния (1983-85).
Карьера знаменитого китайско-американского архитектора И.М.Пея охватывает почти весь спектр современной архитектуры, включая интернациональный стиль, функционализм, декоративный формализм и постмодернизм. Его инновационное использование современных материалов для повторного выражения исторических тем достигло высшей точки в его культовой стеклянной пирамиде (1983-88), которая образует входной атриум в музей Лувр в Париже, и низшей точки в неудачном здании Джон Хэнкок, Бостон (1967-76).
Другие американские проекты Пея включают лабораторию Меса Национального центра атмосферных исследований, Боулдер (1961-67); Восточное крыло Национальной галереи искусств, Вашингтон (1968-78); Президентскую библиотеку и музей Джона Ф. Кеннеди, Бостон (1965-79); и Зал славы рок-н-ролла, Кливленд (1987-95).
Деконструктивизм (1980-е годы)
«Деконструктивизм» – это особый стиль постмодернистской архитектуры, который был разработан в Европе и США в 1980-х и 1990-х годах. Его можно определить как отношение к дизайну, включающее выраженную деформацию евклидовой геометрии, которая придаёт мало значения традиционным принципам пропорций.
Постоянными характеристиками деконструктивизма являются неустойчивость, дисгармония и нерегулярность. Традиционные атрибуты архитектуры деконструируются для создания внешне бессвязных форм, которые часто бросают вызов законам гравитации. Впервые эта концепция была представлена в 1988 году на выставке под названием «Деконструктивная архитектура», организованной Филипом Джонсоном, которая проходила в нью-йоркском Музее современного искусства. На выставке были представлены работы семи архитекторов-постмодернистов, которые были названы ведущими сторонниками нового стиля, в том числе: Фрэнк О. Гери, Даниэль Либескинд, Рем Колхас, Питер Айзенман, Заха Хадид, Бернард Тшуми и группа Co-op Himmelblau.
Настоящим пионером деконструктивизма, однако, был Фрэнк О. Гери (р. 1929), который провёл первые эксперименты в области деконструктивистского дизайна в Калифорнии в конце 1970-х годов. Они включали серию зданий, в которых он комбинировал необычные материалы в явно нестабильных и ненадёжных конструкциях. Среди более поздних проектов Гери: Калифорнийский аэрокосмический музей, Лос-Анджелес (1982-84); Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес (1988-2003); Музей Вайсмана, Миннеаполис (1990-93); Музей Гуггенхайма, Бильбао (1991-97); удивительное здание Национальных Нидерландов, Прага (1992-97), также известное как «Фред и Джинджер»; и Experience Music Project, Сиэтл (1999-2000).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?