История архитектуры читать ~38 мин.
Архитектура — искусство проектирования и строительства зданий — ещё со времён Античности была тесно связана с историей искусства, по крайней мере, по трём причинам.
Связь архитектуры и искусства
Во-первых, многие общественные сооружения (особенно религиозные) проектировались с учётом не только функциональности, но и эстетики. Они создавались, чтобы вдохновлять и одновременно выполнять общественные функции. В результате к их созданию привлекали широкий круг художников и мастеров декоративного искусства наряду с обычными рабочими. Во-вторых, экстерьеры и интерьеры многих зданий служили площадкой для демонстрации произведений изобразительного искусства. Примерами могут служить Сикстинская капелла, фризы и рельефная скульптура Парфенона и европейских готических соборов, витражи Шартрского собора и другие виды искусства, такие как мозаика и изделия из металла. В-третьих, программы общественного строительства, как правило, шли рука об руку с развитием изобразительного искусства, и большинство ключевых художественных направлений (например, Ренессанс, барокко, рококо, неоклассицизм) повлияли как на архитектуру, так и на живопись и скульптуру.
Древняя архитектура
Ранняя архитектура выполняла две основные функции:
❶ обеспечить безопасность и укрепить власть;
❷ служить богам.
Чем богаче и стабильнее было общество, тем большее значение приобретали эти функции.
См. также: История искусства: Хронология.
Египетская архитектура
Первой великой цивилизацией, возникшей в Средиземноморье, была цивилизация Древнего Египта (ок. 3100–2040 гг. до н.э.). Наряду с собственной письменностью, религией и правящим классом она породила уникальный стиль египетской архитектуры. Его основу составляли массивные погребальные сооружения в форме пирамид (в Гизе) и подземные гробницы (в пустынной Долине Царей, Луксор). Конструкции были монументальными, но не слишком сложными с архитектурной точки зрения: в них использовались стойки и перемычки, а не арки.
Тем не менее опыт египтян в обработке камня оказал сильное влияние на более позднюю греческую архитектуру. К известным примерам египетских пирамид относятся Ступенчатая пирамида Джосера (ок. 2630 г. до н.э.), спроектированная Имхотепом — одним из величайших архитекторов древнего мира, — и Великая пирамида в Гизе (ок. 2550 г. до н.э.), также известная как пирамида Хуфу или «пирамида Хеопса». Это старейшее из Семи чудес света, список которых был составлен Антипатром Сидонским (170–120 гг. до н.э.). Позднее, во времена Среднего и Нового царств (ок. 2055–1069 гг. до н.э.), египтяне построили ряд дворцов в Карнаке (например, Храм Амона, ок. 1530 г. до н.э.). Эти шедевры архитектуры были украшены разнообразными произведениями искусства, лишь немногие из которых сохранились: фресками, панно, скульптурами и изделиями из металла. Они изображали различных богов, божеств, правителей и символических животных в уникальном египетском стиле, дополненном иероглифическими надписями. Подробнее см.: Ранняя египетская архитектура (3100–2181); Архитектура Среднего царства (2055–1650); Архитектура Нового царства (1550–1069); Поздняя египетская архитектура (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.).
Для сравнения с пирамидальной архитектурой ранней Америки см. Доколумбово искусство (ок. 1200 г. до н.э. – 1535 г. н.э.).
Шумерская архитектура
Тем временем в Месопотамии и Персии (ок. 3200–323 гг. до н.э.) шумерская цивилизация создавала собственные уникальные постройки — ступенчатые пирамиды, называемые зиккуратами. В отличие от пирамид египетских фараонов, зиккураты строились не как гробницы, а как искусственные горы. Их целью было приблизить шумерских правителей и народ к богам, которые, по их верованиям, обитали высоко в горах на востоке. Зиккураты возводились из обожжённого глиняного кирпича и часто покрывались цветной глазурью. Подробнее см.: Шумерское искусство (ок. 4500–2270 гг. до н.э.). О других культурах древнего Ирака см. Ассирийское искусство (ок. 1500–612 гг. до н.э.) и Хеттское искусство (ок. 1600–1180 гг. до н.э.). Общий обзор: Искусство Месопотамии (ок. 4500–539 гг. до н.э.). Смотрите также: Хронология доисторического искусства.
Ранняя ирландская архитектура
К концу каменного века в Северной Европе начали появляться церемониальные мегалиты (сооружения из больших камней), такие как мегалитическая гробница Наут (ок. 3300 г. до н.э.) и гробница в Ньюгрейндже. Примером этой формы мегалитического искусства является каменный круг Стоунхенджа. Эти массивные каменные сооружения, установленные вертикально под открытым небом или под землёй и накрытые крышей (образуя дольмен), по мнению большинства археологов, имели религиозную или ритуальную функцию. В некоторых случаях расположение камней свидетельствует о глубоких познаниях в астрономии. Сложные резные узоры, обнаруженные в Ньюгрейндже, знаменуют собой зарождение изобразительного искусства в Ирландии.
Минойская архитектура
Первые образцы европейского искусства классической Античности были созданы минойцами на острове Крит. В минойской архитектуре использовалась смесь камня, сырцового кирпича и гипса для строительства сложных дворцов (например, Кносский дворец, ок. 1700–1400 гг. до н.э.), а также купольных погребальных камер (толосов), скрытых в холмах. Многие из этих зданий были украшены красочными фресками с изображением мифологических символов (например, быка) и событий. К сожалению, большая часть минойской архитектуры была разрушена землетрясениями около 1200 г. до н.э. Позднее Крит был захвачен микенцами с материковой Греции. Именно там несколько столетий спустя зародились единая греческая культура и цивилизация.
Греческая архитектура
История искусства и архитектуры в Древней Греции делится на три основные эпохи: архаический период (ок. 600–500 гг. до н.э.), классический период (ок. 500–323 гг. до н.э.) и эллинистический период (ок. 323–27 гг. до н.э.). См. также: Эгейское искусство. Около 600 г. до н.э., вдохновлённые теорией и практикой ранних египетских каменщиков, греки начали заменять деревянные конструкции своих общественных зданий каменными — этот процесс известен как «окаменение». Для колонн и стен использовались известняк и мрамор, а для черепицы и украшений — терракота. В качестве украшений использовался металл, например бронза.
Подобно художникам и скульпторам, греческие архитекторы не обладали тем высоким статусом, который получили их преемники. Их считали не художниками, а ремесленниками. Поэтому примерно до V века до н.э. имена архитекторов оставались неизвестными. Наиболее распространёнными типами общественных зданий были храмы, муниципальные постройки, театры и спортивные стадионы.
Архитектурные методы Древней Греции
В греческой архитектуре использовались простые стоечно-балочные конструкции. Только в римскую эпоху была освоена арка, позволившая перекрывать большие пролёты. В результате греческие архитекторы были вынуждены использовать множество каменных колонн для поддержки коротких горизонтальных балок. Кроме того, они не могли строить здания с большими внутренними пространствами без рядов внутренних опорных колонн. Стандартным форматом для общественных зданий, таких как храм Гефеста в Афинах, было использование крупных блоков известняка или лёгкого пористого камня, известного как туф. Мрамор, будучи более редким и ценным материалом, применялся для скульптурного декора, за исключением самых величественных зданий, таких как Парфенон на Акрополе.
Проектирование зданий в Греции
Типичное прямоугольное здание часто было окружено колоннами со всех четырёх сторон (периптер, как Парфенон) или, реже, только спереди и сзади (амфипростиль, как храм Афины Ники). Крыши имели деревянные балки, покрытые терракотовой плиткой, и не были купольными. Фронтоны (треугольное завершение фасада) обычно заполнялись скульптурным декором или фризами, как и перемычки между крышей и вершинами колонн. В конце V и IV веков до н.э. греческие архитекторы начали отходить от строго прямоугольного плана традиционных храмов в пользу круглых сооружений (толосов), украшенных чёрным мрамором для выделения архитектурных элементов и создания богатых цветовых контрастов.
Эти здания были украшены огромным разнообразием греческой скульптуры — фронтонной, фризовой, рельефной, а также различными типами отдельно стоящих статуй. Они изображали мифологических героев и события из греческой истории и культуры.
Принципы греческой архитектуры: классические ордеры
Теория греческой архитектуры — возможно, самой влиятельной формы классического греческого искусства — была основана на системе «классических ордеров». Это были правила проектирования зданий, основанные на пропорциях между отдельными частями и их соотношении друг с другом. Это позволяло достичь эстетически гармоничного вида независимо от размера здания или используемых материалов. В раннегреческой архитектуре существовало три ордера: дорический, ионический и коринфский.
Дорический стиль был распространён в материковой Греции, а затем распространился на греческие колонии в Италии. Ионический стиль использовался в городах Ионии на западном побережье Турции и на островах Эгейского моря. Если дорический стиль был строгим и суровым, то ионический — менее сдержанным и более декоративным. Третий стиль, коринфский, появился позже и представлял собой более пышное развитие ионического ордера. Различия между этими стилями наиболее отчётливо видны в соотношении диаметра основания и высоты их колонн. Дорический ордер (примером которого являются такие постройки, как Парфенон и храм Гефеста в Афинах) был более популярен в классическую эпоху, тогда как ионический стал преобладать в более спокойный период эллинистического искусства (323–30 гг. до н.э.).
Знаменитые постройки Древней Греции
Известные примеры древнегреческой архитектуры включают: комплекс Акрополя (550–404 гг. до н.э.), в том числе Парфенон (447–422 гг. до н.э.), храмы в Пестуме (начиная с 550 г. до н.э.), храм Зевса в Олимпии (468–456 гг. до н.э.), храм Гефеста (ок. 449 г. до н.э.), храм Афины Ники (427 г. до н.э.), театр в Дельфах (ок. 400 г. до н.э.), толос храма Афины Пронайи (380–360 гг. до н.э.) и Пергамский алтарь (ок. 166–156 гг. до н.э.). См. также: Скульптура Древней Греции.
Римская архитектура
В отличие от более творческих и интеллектуальных греков, римляне были прежде всего практичным народом, обладавшим талантом в инженерном, строительном и военном деле. В своей архитектуре, как и в искусстве, они многое заимствовали у этрусков (например, использование гидравлики для осушения болот и возведения арок), а также у греков, которых считали своими учителями во всём, что касалось изобразительного искусства. Однако без римского искусства, с его гениальной способностью копировать и адаптировать греческие стили, большинство художественных достижений греческой античности было бы утрачено.
Архитектурные приоритеты Древнего Рима
Римская архитектура служила нуждам государства, которое стремилось произвести впечатление, развлечь и обеспечить всем необходимым растущее население в относительно небольших городах. Распространённой проблемой был дренаж, а также вопросы безопасности. Это, наряду со стремлением Рима укрепить свою мощь и величие по всей Италии и за её пределами, требовало, чтобы общественные здания были внушительными, крупными и очень функциональными. Примером этого являются достижения римской архитектуры в области дренажных систем, акведуков (например, акведук в Сеговии, 100 г. н.э., и более 11 акведуков в самом Риме, таких как Аква Клавдия и Анио Новус), мостов (например, Пон-дю-Гар), дорог, а также муниципальных сооружений, таких как общественные бани (термы Каракаллы и Диоклетиана), спортивные сооружения и амфитеатры (Колизей, 72–80 гг. н.э.), и даже системы центрального отопления. Было построено и множество храмов и театров. Позже, по мере расширения империи, римские архитекторы создавали новые города с нуля, разрабатывая их по сетчатому плану, основанному на двух широких улицах: оси север-юг (кардо) и восток-запад (декуманус). Центр города располагался на их пересечении. Они также строили вверх: например, Остия, богатый портовый город недалеко от Рима, славился своими пятиэтажными жилыми домами.
Архитектурные достижения: арки и бетон
Развитию римской архитектуры способствовали значительные достижения как в проектировании, так и в использовании новых материалов. Конструкции были усовершенствованы благодаря развитию арочных и купольных перекрытий. Арки повысили эффективность и возможности мостов и акведуков (для поддержки конструкции требовалось меньше опор), в то время как купола не только позволяли создавать большие крытые пространства, но и придавали зданиям величественный и монументальный вид, как это видно на примере нескольких важных светских и христианских базилик, включая Пантеон.
Ключевое значение имело и развитие материалов, о чём писал римский архитектор Витрувий (ок. 78–10 гг. до н.э.) в своей книге De Architectura. Примером тому служит изобретение римлянами бетона (opus caementicium) в III веке до н.э. — смеси из известкового раствора, песка, воды и камней. Этот исключительно прочный и удобный заменитель камня произвёл революцию в римской инженерии и архитектуре. Когда бетон, облицованный плиткой, начал вытеснять мрамор в качестве основного строительного материала, архитекторы смогли реализовывать более смелые проекты. Здания освободились от прямоугольного греческого плана (с его двускатными крышами и рядами колонн, поддерживающих плоские архитравы) и стали менее геометричными и более плавными по форме.
Подобно своим египетским и греческим предшественникам, архитекторы Древнего Рима украшали общественные здания широким спектром произведений искусства, включая римскую скульптуру (особенно рельефы, статуи и бюсты императоров), фрески и мозаики.
Знаменитые здания Древнего Рима
Двумя величайшими сооружениями Древнего Рима были Колизей (эллиптический амфитеатр Флавиев в центре Рима) и Колонна Траяна (памятник в честь императора Траяна). Колизей, расположенный к востоку от Римского форума, строился 8 лет и вмещал 50 000 зрителей. По оценкам историков и археологов, во время «игр» в Колизее погибло около 500 000 человек и более миллиона диких животных. Колонна Траяна, расположенная у Квиринальского холма, к северу от Римского форума, была воздвигнута в 113 году н.э. Она знаменита своим великолепным и детализированным спиральным барельефом, который 23 раза обвивает ствол колонны, повествуя о победе Траяна в дакийских войнах. Сам ствол состоит из 20 огромных блоков каррарского мрамора, каждый весом около 40 тонн. Высота колонны составляет около 30 метров, а диаметр — 4 метра. Меньшим, но не менее важным римским памятником был Алтарь Мира Августа (13–9 гг. до н.э.).
Влияние политики и религии на римскую архитектуру
В 330 году н.э., примерно в то время, когда было завершено строительство первой базилики Святого Петра, римский император Константин I объявил город Византий (позже переименованный в Константинополь, ныне Стамбул) столицей Римской империи. Позднее, в 395 году, после смерти императора Феодосия, империя была разделена на две части: Западную с центром сначала в Риме (до его разграбления в V веке), а затем в Равенне (см. Равеннские мозаики), и Восточную с центром в более безопасном Константинополе. Кроме того, христианство (ранее бывшее религией меньшинства) было объявлено единственной официальной религией во всей империи. Эти два события повлияли на архитектуру двояко: во-первых, перенос столицы в Константинополь помог сохранить и продлить римскую культуру, которая в противном случае могла быть уничтожена варварскими нашествиями в Италии; во-вторых, возвышение христианства определило доминирующую тему в архитектуре и изобразительном искусстве на следующие 1200 лет.
Византийская архитектура (330–554 гг. н.э.)
Византийские архитекторы, включая множество итальянцев, переехавших в новую столицу, продолжили традиции римской архитектуры. В эпоху раннехристианского искусства они построили ряд великолепных церквей и религиозных зданий, таких как монастырь Хора (ок. 333 г.), церковь Святой Ирины (ок. 360 г.), а также церковь Святых Сергия и Вакха в Стамбуле; церковь Святой Софии в Софии, Болгария (527–565 гг.), величественный собор Святой Софии в Константинополе (532–537 гг.), заменивший разграбленный предшественник, и церковь Святой Софии в Салониках. Среди великих светских построек выделялся Большой императорский дворец в Константинополе.
Новые архитектурные методы включали использование парусов (пандантивов) — вогнутых треугольных сегментов кладки, которые позволяли переносить вес купола на угловые опоры. Это привело к строительству более крупных и величественных куполов и созданию больших открытых пространств внутри зданий, ярким примером чего является собор Святой Софии. Новые методы декора включали использование великолепных мозаик из стекла, а не из камня, как у римлян. Интерьеры церквей также были богато украшены произведениями византийского искусства: позолотой, фресками и рельефной скульптурой, но не статуями, поскольку объёмные изображения святых не почитались.
Использование икон в византийской религиозной архитектуре
В византийской, или восточно-православной, традиции христианского искусства в религиозном искусстве допускались только плоские изображения или барельефы. Эта культурная традиция считала, что трёхмерные изображения прославляют человеческую, плотскую природу, а не божественную сущность духа, поэтому она отвергала объёмные религиозные образы. (Римские христиане не приняли эти запреты, поэтому религиозная скульптура сохранилась в католической и протестантской архитектуре.)
Византийский стиль иконографии развивался в строго канонической манере и был направлен на то, чтобы представить сложную теологию в очень простой форме, доступной для обучения и вдохновения даже неграмотных людей. Например, цвет имел огромное значение: золотой символизировал сияние Небес; красный — божественную жизнь; синий был цветом человеческой жизни; белый — нетварная сущность Бога, используемая, например, в иконописи Воскресения Христова. Как правило, Иисус изображается в красном хитоне и синем гиматии (что символизирует Бога, ставшего человеком), в то время как Мария — в синих одеждах с красной накидкой (что означает, что человек может достичь Бога). Для дополнительной информации см.: Христианское искусство (византийский период).
Развитие (600–1450)
За ранним периодом византийской архитектуры (ок. 300–600), который был во многом продолжением римской, последовал средний период (ок. 600–1100), примечательный в основном популярностью крестово-купольного типа церковных зданий. Примерами служат монастырь Осиос Лукас в Греции (ок. 1000 г.) и монастырь Дафни недалеко от Афин (ок. 1050 г.). За ним последовали комниновский и палеологовский периоды (ок. 1100–1450), известные лишь отдельными достижениями, такими как Эльмали-Килисе и другие скальные святилища Каппадокии, а также церкви Пантократора и Богородицы Кириотиссы в Константинополе.
По мере развития Восточной Римской империи византийская архитектура постепенно становилась всё более подверженной влиянию восточных традиций строительства и декора. Геометрическая сложность зданий увеличивалась, а в декоративных целях наряду с камнем использовались кирпич и штукатурка, как, например, во внешних зигзагообразных узорах. «Классические ордеры» интерпретировались более свободно, а окна пропускали свет через тонкие листы алебастра, создавая мягкое освещение. Двумя основными типами планировки были базиликальный, или осевой (например, базилика Гроба Господня в Иерусалиме), и центрический, или ротондальный (например, большая восьмиугольная церковь в Антиохии).
Византийское архитектурное наследие
На Западе византийский стиль повлиял на европейское художественное возрождение в форме каролингского искусства (750–900) и оттоновского искусства (900–1050), которые, в свою очередь, привели к возникновению романской и готической архитектуры. На Востоке он продолжал оказывать значительное влияние на раннее исламское искусство и архитектуру, примерами чего служат Великая мечеть Омейядов в Дамаске и Купол Скалы в Иерусалиме. В Болгарии, России, Сербии, Грузии, Украине и других православных странах его влияние сохранялось ещё дольше.
Романский стиль
Термином «романская архитектура» иногда обозначают все стили, непосредственно произошедшие от римской архитектуры на Западе после падения Рима и до расцвета готики около 1200 года. Однако чаще он относится к особому стилю, который почти одновременно возник во Франции, Германии, Италии и Испании (последняя также испытала влияние мавританского дизайна) в XI веке. Самая очевидная его черта — новые масштабы, ставшие возможными благодаря большей экономической и политической стабильности, наступившей после столетий смут.
Карл Великий и Оттон I
Романское возрождение средневекового христианского искусства началось с Карла Великого, короля франков, который был коронован императором Священной Римской империи в соборе Святого Петра в Риме папой Львом III в 800 году. Его эпоха известна «каролингским искусством». Любопытно, что его главное архитектурное достижение — Палатинская капелла в Ахене (ок. 800 г.) — была вдохновлена не собором Святого Петра или другими церквями Рима, а восьмиугольной базиликой Сан-Витале византийского стиля в Равенне. См. также Средневековая скульптура.
К сожалению, Каролингская империя быстро распалась, но покровительство Карла Великого архитектуре и искусству ради продвижения христианства стало важным первым шагом в возрождении общеевропейской культуры. Более того, многие романские и готические церкви и монастыри были построены на основе каролингской архитектуры. Архитектурные начинания Карла Великого в предроманском стиле были позже продолжены Оттоном I (императором Священной Римской империи 936–973 гг.) в стиле, известном как «оттоновское искусство», которое уступило место полноценному «романскому». (Примечание: романский стиль в Англии и Ирландии обычно называют «нормандской архитектурой».)
Религия
Христианство оставалось доминирующей силой, стоявшей за большинством значительных строительных проектов. Расцвет романского стиля в XI веке совпал с укреплением Рима как столицы христианского мира, и его влияние на светские власти привело к христианскому отвоеванию Испании (начало в 1031 г.) и крестовым походам за освобождение Святой Земли от исламского контроля. Обретение крестоносцами святых реликвий, наряду с религиозным рвением, порождённым их кампаниями, вызвало волну строительства новых церквей и соборов по всей Европе. В Италии к ним относятся Пизанский собор с его знаменитой падающей колокольней, соборы Модены и Пармы, а также известные церкви, такие как Санта-Мария-ин-Козмедин (Рим), Баптистерий (Флоренция) и Сан-Дзено-Маджоре (Верона). Во Франции это собор в Лане (среди прочих) и аббатства Клюни, Сент-Этьен (Кан) и Мон-Сен-Мишель. В Англии в этом стиле построено 26 из 27 древних соборов, включая Уинчестерский, Илийский и Даремский. В Германии — соборы Аугсбурга и Вормса, а также аббатства Майнца, Шпайера и Бамберга. (См.: Немецкое средневековое искусство.)
Римская церковь также проявляла растущую власть через сеть епископов и тесные связи с монашескими орденами, такими как бенедиктинцы, цистерцианцы, картезианцы и августинцы. Из этих монастырей епископы и аббаты осуществляли административную власть и выделяли огромные ресурсы на религиозные нужды, включая создание иллюминированных рукописей, литургической утвари, скульптуры и строительство церквей. Примером может служить могущественное бенедиктинское аббатство в Клюни в Бургундии, чья церковь олицетворяла романский стиль и до эпохи Возрождения оставалась самым большим зданием в Европе.
Особенности романской архитектуры
Хотя романские архитекторы и опирались на некоторые конструктивные особенности греческой и римской античности, у них не было ни воображения греков, ни инженерных способностей римлян. Например, римские методы строительства из кирпича и камня были в значительной степени утрачены в большинстве частей Европы. В целом, для стиля были характерны толстые стены, круглые арки, мощные опоры, цилиндрические своды, узкие окна-бойницы, большие башни и декоративные аркады. Основную нагрузку здания несли массивные стены, а не арки или колонны. Его крыши, своды и контрфорсы были относительно примитивными по сравнению с более поздними стилями. Интерьеры были массивными, так как выполнялись из камня, имели тусклое освещение и — по сравнению с готикой — простые, неукрашенные линии. Романские церкви, как правило, имели чётко определённую форму и были узнаваемы по всей Европе. Лишь изредка, в основном вдоль торговых путей, можно было увидеть следы византийского или восточного влияния. Ярким примером является собор Святого Марка с его куполами в Венеции.
Несмотря на относительную простоту, романский стиль возродил две важные формы изобразительного искусства: скульптуру (которая практически исчезла после падения Рима) и витражи. Однако из-за небольшого размера окон в зданиях романского стиля витражи оставались второстепенным элементом средневекового искусства до появления готических конструкций. См. также: Романская скульптура.
Неороманский стиль (или «возрождение романского стиля») был направлением XIX века, которое продвигали такие архитекторы, как уроженец Луизианы Генри Хобсон Ричардсон (1838–1886). Он создал так называемый «ричардсоновский романский стиль», примером которого является здание оптового склада Маршалла Филда (1885–1887) в Чикаго.
ПРИМЕЧАНИЕ. Для сравнения с восточными образцами того же периода см.: индуистский храм Кандарья-Махадева XI века (1017–1029) в Индии и кхмерский храм Ангкор-Ват XII века (1115–1145) в Камбодже.
Готическая архитектура
Термин «готика» обозначает стиль архитектуры и искусства, который пришёл на смену романскому с середины XII до середины XV века. Изначально этот термин был придуман в качестве уничижительного итальянскими художниками эпохи Возрождения и другими деятелями, такими как Кристофер Рен. Они описывали так средневековую архитектуру, которую считали варварской, как будто её создали готские племена, разрушившие классическое искусство Античности. Стиль готического искусства характеризуется использованием стрельчатых арок, более тонкими стенами, ребристыми сводами, аркбутанами, огромными витражами и изысканным ажурным декором. Его можно считать более изящной, устремлённой ввысь, детализированной, яркой и вдохновляющей формой романского стиля.
Готический стиль в соборной архитектуре обычно делят на два этапа: лучистая готика (ок. 1200–1350) и пламенеющая готика (1375–1500). Критики Нового времени, такие как Джон Рёскин, высоко ценили готический стиль. Для дополнительной информации см.: Готическая архитектура. См. также: Готическая скульптура.
Исторический фон
XII век был периодом роста торговли и развития городов по всей Европе. Это процветание, наряду с достижениями в науке и геометрии, а также новые идеи о том, как строить соборы для вдохновения религиозного благочестия, стали важными факторами в развитии готической архитектуры. Хотя новый стиль был тесно связан с пропагандой религии и большая часть готического строительства финансировалась монашескими орденами и местными епископами, это не было сугубо религиозным архитектурным движением. В каком-то смысле христианство было «брендом», используемым светскими властями в борьбе за престиж и влияние. В результате короли и другие правители рассматривали соборы как важные гражданские и коммерческие активы и поддерживали их строительство.
Ключевая особенность готической архитектуры
Главной особенностью готического стиля является стрельчатая арка, которая, по мнению многих экспертов, зародилась в ассирийской, а затем и в исламской архитектуре. Эта конструкция распределяла вес потолка на несущие опоры или колонны под гораздо более крутым углом, чем это было возможно с романскими «полуциркульными» арками. Это позволило архитекторам поднимать своды намного выше и таким образом создавать впечатление потолка, «устремлённого к небесам».
Это также привело к появлению множества других нововведений. Вместо массивных толстых стен, маленьких окон и тусклых интерьеров новые готические здания имели тонкие стены, часто поддерживаемые аркбутанами, и огромные витражи, как в Сент-Шапель (1241–1248) в Париже. Высокие потолки и яркий свет произвели революцию в церковном проектировании, превратив интерьеры многих соборов во вдохновляющие святилища. (См. также: Витражное искусство: материалы и методы.)
Готический собор — вселенная в миниатюре
В соответствии с новой, более уверенной философией того времени, готический собор рассматривался архитекторами и церковными деятелями как символ Вселенной в миниатюре. Каждый элемент проекта был призван передать богословское послание: благоговейную славу Божью. Таким образом, логичная и упорядоченная структура отражала ясность и рациональность Божьего мира, а скульптуры, витражи и фрески иллюстрировали моральные заветы Библии.
Церковь Сен-Дени (ок. 1137–1141)
Сооружением, которое знаменует собой подлинное начало готической эпохи, была церковь аббатства Сен-Дени недалеко от Парижа. Возведённая под руководством аббата Сугерия, друга французских королей Людовика VI и Людовика VII, церковь стала первой постройкой, в которой были использованы и объединены все элементы, определяющие готику как архитектурный стиль. Хотя стрельчатые арки, пучки колонн и ребристые своды использовались и ранее, только в Сен-Дени эти элементы сложились в единое целое. Здание стало своего рода прототипом для множества церквей и соборов в регионе, известном как Иль-де-Франс. Со временем этот стиль распространился по Франции, Англии, Нидерландам, Германии, Испании и Италии. (См. также: Английская готическая скульптура и Немецкая готическая скульптура.)
Примеры церковной готической архитектуры
Хотя готический стиль использовался при проектировании дворцов, замков, ратуш, гильдийских залов, аббатств и университетов, лучше всего его иллюстрируют готические соборы Северной Франции. К наиболее ярким примерам относятся: собор Парижской Богоматери (1163–1345); Реймсский собор (1211–1275); Шартрский собор (1194–1250) и Амьенский собор (1220–1270). В Германии это Кёльнский собор (1248–1880), в Австрии — собор Святого Стефана в Вене, в Испании — соборы Бургоса, Толедо и Леона. В Италии — соборы Флоренции, Милана и Сиены. Английская готическая архитектура лучше всего представлена Вестминстерским аббатством, Йоркским собором и соборами в Солсбери, Эксетере, Уинчестере, Кентербери и Линкольне.
Архитектура Ренессанса (1400–1620 гг.)
Финансируемое за счёт коммерческого процветания и соперничества между городами-государствами, такими как Флоренция, Рим и Венеция, а также богатыми семьями, такими как банкирская династия Медичи во Флоренции и семья Фуггеров в Германии, Возрождение стало эпохой великих свершений. Однако ему предшествовали тяжёлые времена. Европа пережила страшные неурожаи (1315–1319), пандемию чумы — «Чёрную смерть» (начавшуюся в 1346 г.), которая уничтожила треть населения, и Столетнюю войну между Англией и Францией (1337–1453). Христианская церковь была расколота Великим западным расколом. Тем не менее эпоха Возрождения, или ринашименто, наступила вопреки всем невзгодам. Как бы то ни было, римские папы XVI века в погоне за пышностью почти разорили церковь, расточительно финансируя строительство великолепных зданий и создание произведений изобразительного искусства.
Архитектурный стиль
Архитектура эпохи Возрождения стала катализатором нового открытия архитектурных стилей и теорий Древнего Рима. Первые признаки возвращения к классической архитектуре появились в Италии в начале XV века, когда была обнаружена копия трактата De Architectura («Десять книг об архитектуре») римского архитектора I века Витрувия. В то же время флорентийский архитектор и художник Филиппо Брунеллески (1377–1446) начал изучать древнеримские постройки, убеждённый, что идеальные пропорции здания могут быть определены с помощью математических и геометрических принципов. Именно грандиозный проект Брунеллески 1418 года для купола Флорентийского собора (1420–1436) — который теперь считается первым примером архитектуры Ренессанса — открыл новый стиль, основанный на давно забытых правилах и пропорциях классической Античности.
Известные архитекторы эпохи Возрождения
Ещё одним важным архитектором Возрождения был Леон Баттиста Альберти (1404–1472), который до сих пор считается одним из основоположников современной архитектурной теории. Полагая, что идеальный архитектурный проект основан на гармонии структуры, функции и декора, он черпал вдохновение в теории и практике древнеримских архитекторов и инженеров.
Среди других известных итальянских архитекторов:
❶ Донато Браманте (1444–1514), ведущий архитектор Высокого Возрождения;
❷ Джулиано да Сангалло (1443–1516), важный архитектор переходного периода между Ранним и Высоким Возрождением;
❸ Микеланджело Буонарроти (1475–1564), ведущий архитектор, а также один из величайших скульпторов и художников своего времени;
❹ Бальдассаре Перуцци (1481–1536), выдающийся архитектор и дизайнер интерьеров;
❺ Рафаэлло Санти (Рафаэль) (1483–1520), дальновидный проектировщик и художник;
❻ Микеле Санмикели (1484–1559), самый известный ученик Браманте;
❼ Якопо Сансовино (1486–1570) и
❽ Андреа Палладио (1508–1580), две выдающиеся фигуры венецианской архитектуры Возрождения;
❾ Джулио Романо (1499–1546), главный представитель архитектуры итальянского маньеризма;
❿ Джорджо Вазари (1511–1574), спроектировавший лоджию для галереи Уффици и соединяющий её коридор Вазари; и
⓫ Винченцо Скамоцци (1548–1616), один из великих теоретиков позднего Возрождения.
Особенности архитектуры эпохи Возрождения
Проще говоря, здания эпохи Возрождения создавались по образцу классической архитектуры греков и римлян, но сохранили современные черты византийских и готических изобретений, такие как сложные купола и башни. Кроме того, архитекторы не только копировали и совершенствовали классическую скульптуру, но и включали в декор современные им мозаики и витражи, а также выдающиеся фресковые росписи. Архитектуру Ренессанса можно увидеть в бесчисленных примерах церквей, соборов и муниципальных зданий по всей Европе (например, во многих французских замках, таких как замок Фонтенбло, где располагалась школа Фонтенбло, 1528–1610). Его стиль был повторно использован в более поздние века в таких известных сооружениях, как Капитолий США и Национальная галерея в Лондоне. (В Англии этот стиль иногда называют елизаветинской архитектурой.)
Яркие образцы архитектуры эпохи Возрождения
Двумя величайшими сооружениями в стиле Ренессанс, несомненно, являются обновлённая базилика Святого Петра в Риме и собор во Флоренции. Оба были ключевыми точками Гранд-тура (1650–1850).
Вдохновлённый гражданским соперничеством между герцогскими государствами, купол Брунеллески сделал флорентийский собор самым высоким зданием в Тоскане. В своём архитектурном решении он сочетал готические традиции каменных сводов с принципами римской инженерии. Соединение кирпичной кладки «ёлочкой» и концентрических колец из каменных блоков позволило обойтись без громоздких строительных лесов, которые были бы непрактичны на такой высоте.
Перестройка 1100-летней базилики Святого Петра в Риме (1506–1626), заказанная папой Юлием II (1443–1513), стала работой многих архитекторов, включая Браманте, Рафаэля, Сангалло, Мадерно, Микеланджело и Бернини. Проект охватил не только Высокое Возрождение, но и последующие эпохи маньеризма и барокко. Его особенности включают фонарь высотой 26,5 метра на вершине огромного овального купола (изменённого по сравнению с полусферическим проектом Микеланджело из-за опасений по поводу устойчивости) и фасад, включающий гигантский ордер коринфских колонн с пилястрами, каждая высотой 27 метров. Собор Святого Петра высотой 138 метров превосходит любую другую церковь эпохи Возрождения.
Дополнительная информация
Искусство проторенессанса
Искусство Раннего Возрождения
Искусство Высокого Возрождения.
Архитектура барокко (1550–1790)
По мере развития XVI века религиозные, политические и философские убеждения, преобладавшие в периоды Раннего (ок. 1400–1485) и Высокого (1486–1520) Возрождения, начали ослабевать. В 1517 году Мартин Лютер положил начало протестантской Реформации, поставив под сомнение общеевропейскую целостность и теологию Римской церкви. Это стало катализатором нескольких войн с участием Франции, Италии, Испании и Англии и непосредственно привело к движению Контрреформации, начатому Римом с целью отвлечь массы от протестантизма. Возобновление покровительства изобразительному искусству и архитектуре было ключевым инструментом в этой пропагандистской кампании, результатом чего стал более грандиозный и драматичный стиль в обеих областях. До конца столетия этот более динамичный стиль был известен как маньеризм, а впоследствии — барокко, термин, производный от португальского слова barocco, означающего «жемчужина неправильной формы».
Ключевые особенности стиля барокко
Архитектуру барокко можно рассматривать как более сложную, детализированную, продуманную и орнаментальную форму архитектуры Ренессанса. Больше изгибов, более сложные манипуляции со светом, цветом, текстурой и перспективой. Снаружи церкви отличались более пышными фасадами, куполами, колоннами, скульптурами и другими украшениями. Внутри их планировка стала более разнообразной. Длинные узкие нефы были заменены более широкими, иногда круглыми формами; были созданы отдельные капеллы и другие зоны, а также эффекты trompe l’oeil (обманки); потолки были расписаны фресками. Всё это было задумано, чтобы заинтересовать, а то и ослепить зрителя.
Барокко было эмоциональным стилем архитектуры и в полной мере использовало театральный потенциал городского пейзажа. Примером этого, прежде всего, является площадь Святого Петра (1656–1667) в Риме перед одноимённым собором. Её архитектор Джованни Лоренцо Бернини окружил площадь колоннадами, которые слегка расширяются по мере приближения к собору, создавая у посетителей впечатление, будто их обнимают руки Католической церкви. Весь ансамбль построен в гигантском масштабе, чтобы вызывать чувство благоговения.
В целом, архитектура барокко была частью борьбы за религиозное превосходство, за сердца и умы прихожан по всей Европе. На более политическом уровне светская архитектура в стиле барокко использовалась для поддержки абсолютизма правящих монархов, таких как король Франции Людовик XIV. Из Италии стиль распространился по остальной Европе, особенно в католических странах, где каждая из них обычно разрабатывала свою собственную интерпретацию. Смотрите также: Искусство немецкого барокко.
Знаменитые архитекторы в стиле барокко
Среди известных архитекторов барокко: Джакомо Бароцци да Виньола (1507–1573), папский архитектор Юлия III и семьи Фарнезе; Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680), мастер, блестяще выразивший идеалы Контрреформации; Франческо Борромини (1599–1667), вечный соперник Бернини; Пьетро да Кортона (1596–1669), ставленник папы Урбана VIII (см. также квадратура); Франсуа Мансар (1598–1666), проектировщик французских особняков и замков, таких как Шато-де-Мезон, чьим именем названа мансардная крыша; его внучатый племянник Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708), создатель большого купола Дома инвалидов в Париже; и Луи Лево (1612–1670), ещё один известный французский архитектор барокко, ответственный за церковь Сен-Сюльпис в Париже и крылья Лувра. Жюль Ардуэн-Мансар и Луи Лево были главными архитекторами Версальского дворца (начало строительства в 1623 г.), создавшими такие шедевры, как Зеркальный зал и Мраморный двор. В Германии культовым сооружением в стиле барокко является Вюрцбургская резиденция (1720–1744), спроектированная Бальтазаром Нейманом (1687–1753).
В Англии лидером стиля барокко был сэр Джон Ванбру (1664–1726), проектировщик Бленхеймского дворца. В России за стиль, известный как русское барокко (который, однако, включал элементы неоклассицизма и рококо), в основном отвечал Бартоломео Растрелли (1700–1771). Он спроектировал Зимний дворец (1754–1762), Смольный собор (1748–1764) в Санкт-Петербурге и перестроил Екатерининский дворец за городом.
Архитектура рококо (1715–1789)
Во время последней фазы барокко, в правление короля Франции Людовика XV, произошёл отказ от более раннего, строгого стиля двора Людовика XIV и появилось более декоративное и игривое направление, известное как рококо. Название «рококо» представляет собой сочетание слов rocaille (скала, раковина) и coquillage (ракушка), что отражает обилие плавных, изогнутых форм. Стиль продвигал Николя Пино, который вместе с Жюлем Ардуэном-Мансаром создавал интерьеры для королевского замка Марли.
В отличие от других крупных архитектурных движений, таких как романика, готика или барокко, рококо в основном касалось дизайна интерьера. Это произошло потому, что стиль зародился и оставался популярным во Франции, где богатые покровители не стремились перестраивать свои дома и замки, предпочитая обновлять их внутреннее убранство. Стиль был слишком причудливым и легкомысленным для экстерьеров религиозных и общественных зданий. В результате архитекторы рококо — по сути, дизайнеры интерьеров — ограничивались созданием тщательно декорированных комнат, чья лепнина, фрески, гобелены, мебель, зеркала, фарфор, шёлк, шинуазри и другие украшения создавали у посетителя целостное эстетическое впечатление — Gesamtkunstwerk, или «полное произведение искусства» (но вряд ли архитектуры!).
Рококо прекрасно отражал декадентскую праздность и упадок французского королевского двора и высшего общества. Возможно, из-за этого, хотя стиль и распространился из Франции в Германию (где оказался более популярным у католиков, чем у протестантов), он был менее принят в других европейских странах, таких как Англия, Нидерланды, Испания и даже Италия. Он был сметён Французской революцией и более строгим неоклассицизмом, который возвестил о возвращении к классическим ценностям и стилям, более соответствующим эпохе Просвещения и разума.
Неоклассическая архитектура (1640–1850)
Ранние неоклассические формы
Неоклассицизм появился не сразу. В своих ранних формах (1640–1750) он сосуществовал с барокко и служил корректирующим стилем по отношению к его излишествам. Так, в Англии сэр Кристофер Рен (1632–1723) спроектировал собор Святого Павла, Королевскую обсерваторию в Гринвиче, Королевский госпиталь в Челси и Шелдонский театр в Оксфорде в стиле, который гораздо более классичен, чем барокко, хотя его всё ещё классифицируют как архитектора барокко. Среди других ранних английских дизайнеров-неоклассиков — Иниго Джонс (1573–1652) и Уильям Кент (1685–1748).
Особенности зрелого неоклассицизма (1750–1850)
Своевременно поддержанный старыми режимами по всей Европе, от Санкт-Петербурга до Вены, и ставший образцом для молодых империй, таких как Соединённые Штаты Америки, неоклассицизм стал ещё одним возвращением к классическим ордерам греческой и римской античности. Однако, как и в эпоху Возрождения, этот стиль сохранил все инженерные достижения и новые материалы современности. Он характеризовался монументальными структурами, поддерживаемыми или украшенными колоннами дорического, ионического или коринфского ордеров и увенчанными классическими куполами в духе Ренессанса. Технические инновации архитектуры конца XVIII века, такие как многослойные купола и внутренние каркасы, добавили прочности куполам, а их размеры увеличились, придавая большее величие гражданским зданиям, церквям, учебным заведениям и большим частным домам.
Неоклассическая архитектура зародилась в Париже, во многом благодаря присутствию там французских дизайнеров, прошедших обучение во Французской академии в Риме. Среди известных французских архитекторов: Жак-Жермен Суффло (1713–1780), спроектировавший Пантеон (1756–1797) в Париже; Клод-Николя Леду (1736–1806), проектировщик Королевских солеварен в Арк-э-Сенан (1773–1793); и Жан Шальгрен, спроектировавший Триумфальную арку (1806). В Англии традицию поддерживали получивший образование в Париже сэр Уильям Чеймберс, Роберт Адам (1728–1792), Джон Нэш (1752–1835), сэр Джон Соун (1753–1837), Уильям Уилкинс (1778–1839) и сэр Роберт Смёрк (1780–1867). Стиль был быстро принят и в прогрессивных кругах Швеции. В Германии к архитекторам-неоклассикам относились: Карл Готтгард Лангганс (1732–1808), автор Бранденбургских ворот (1789–1791) в Берлине, и Карл Фридрих Шинкель (1781–1841), ответственный за Концертхаус на Жандарменмаркт (1818–1821), дворец Тегель (1821–1824) и Старый музей (1823–1830) — все в Берлине. Эти два архитектора превратили прусскую столицу в город, соперничающий классическим великолепием с Парижем и Римом.
Русский неоклассицизм
Постройки в стиле русского барокко Растрелли, такие как Зимний дворец (1754–1762), не пользовались благосклонностью Екатерины Великой (годы правления 1762–1796), которая предпочитала неоклассический дизайн. В результате она пригласила шотландского архитектора Чарльза Камерона (ок. 1745–1812), который построил Павловский дворец (1782–1786) под Санкт-Петербургом, дворец Разумовского на Украине (1802) и Александровский дворец в Царском Селе (завершён в 1812 г.). Среди других важных архитекторов-неоклассиков, работавших для российских монархов, — Винченцо Бренна (ученик Камерона), Джакомо Кваренги и Матвей Фёдорович Казаков.
Американский неоклассицизм
Здание Капитолия Соединённых Штатов с его неоклассическим фасадом и куполом является одним из самых узнаваемых и знаковых сооружений Америки. Заложенный в 1793 году, он был спроектирован Уильямом Торнтоном (1759–1828), а затем доработан Бенджамином Латробом (1764–1820), Стивеном Халлетом и Чарльзом Булфинчем (1763–1844). Купол и ротонда изначально были построены из дерева, но позже заменены на камень и чугун. Общий дизайн был вдохновлён как восточным фасадом Лувра в Париже, так и Пантеоном в Риме.
Сам Латроб спроектировал множество других зданий в Америке в неоклассическом стиле, в том числе Банк Пенсильвании (1798), Капитолий в Ричмонде (1788) и Балтиморскую биржу (1816). Булфинч завершил строительство Капитолия в 1820-х годах, задав образец для капитолиев других штатов, а затем вернулся к своей архитектурной практике в Бостоне. Ключевой фигурой в развитии американской архитектуры в начале XIX века был третий президент США Томас Джефферсон (1743–1826), чьё твёрдое предпочтение неоклассицизма в общественных зданиях оказало сильное влияние на его современников.
Архитектура XIX века
Архитектура XIX века в Европе и Америке не породила новых значительных дизайнерских движений. Вместо этого возник ряд «возрождений» старых стилей. К ним относятся: греческое возрождение (среди американских последователей были Джефферсон и Латроб); неоготика, возглавляемая Виолле-ле-Дюком во Франции, а в США представленная Ричардом Апджоном (1802–1878) и Джеймсом Ренвиком (1818–1895); неороманский стиль (1849–1880), лидером которого был Генри Хобсон Ричардсон; архитектура в стиле бозар — слияние неоренессанса и необарокко, которое практиковали Ричард Моррис Хант (1827–1895), наиболее известный созданием постамента для Статуи Свободы (1870–1886), и Касс Гилберт (1859–1934); и стиль Второй империи (1850–1880) во Франции, характеризовавшийся возрождением популярности мансарды.
Единственным монументальным архитектурным шедевром, созданным с применением новых технологий, стала Эйфелева башня (1885–1889), построенная по проекту архитектора Стефана Совестра и инженера Гюстава Эйфеля (1832–1923). Каркасы из кованого железа также были характерной чертой викторианской архитектуры в Великобритании (1840–1900) — благодаря инженерам Роберту Стефенсону (1803–1859) и Изамбарду Кингдому Брюнелю (1806–1859). Использовались и другие новые материалы, такие как листовое стекло, которое было применено при строительстве Хрустального дворца по проекту Джозефа Пакстона (1801–1865). Единственным существенным исключением из вышеперечисленных ретроспективных движений стало появление архитектурного стиля ар-нуво, связанного с именами Антонио Гауди (1852–1926), Виктора Орта (1861–1947), Гектора Гимара (1867–1942) и сецессионистов, таких как венский архитектор Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908).
Фрэнк Ллойд Райт
Величайший американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959) произвёл революцию в архитектуре, создав «стиль прерий» в жилых домах, внедрив открытую планировку и широко используя натуральные материалы. Примеры его работ включают Храм Единства (1905–1908), дом Роби (1910), отель «Империал» в Токио (1923), «Дом над водопадом» (1936–1937), здание штаб-квартиры компании Johnson Wax (1936–1939), дома-усонии (концепция, разработанная с середины 1930-х), башню Прайс-тауэр (1956) и Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (1956–1959). На него повлияли американская колониальная архитектура, «гонтовый стиль» XIX века и японская архитектура, а также движение «Искусства и ремёсла». Он также уделял пристальное внимание деталям интерьера и использованию местных материалов. Творчество Райта показало, что европейский традиционализм (и модернизм) не были единственным ответом на архитектурные вызовы в США.
Американские небоскрёбы
В это же время в американской архитектуре произошло заметное развитие как в проектировании, так и в инженерии благодаря Чикагской школе и росту строительства небоскрёбов с 1880-х годов. Эти сверхвысокие здания стали доминировать в архитектуре Соединённых Штатов. Пионером в этой области была Чикагская школа архитектуры, основанная архитектором и инженером Уильямом Ле Бароном Дженни (1832–1907). Среди других важных участников высотного строительства были бывшие дизайнеры Баухауса Вальтер Гропиус (1883–1969) и Мис ван дер Роэ (1886–1969), а также Филип Джонсон (1906–2005), бюро Skidmore, Owings & Merrill и их ведущий инженер-строитель Фазлур Хан (1929–1982) и Бэй Юймин (I. M. Pei) (р. 1917).
Для получения подробной информации о величайших архитекторах Соединённых Штатов см.: Американские архитекторы (1700–2000).
Архитектура XX века
В архитектуре XX века преобладали новые технологии и строительные материалы. Вот краткий очерк основных архитектурных школ и движений века. Подробнее см.: Архитектура XX века (1900–2000).
1900–1920-е: Ар-нуво (модерн)
1900–1925: Ранний модернизм (см.: Ле Корбюзье и Петер Беренс)
1900–1925: Континентальный авангард (Де Стейл, Новая вещественность)
1900–2000: Архитектура небоскрёбов со стальным каркасом
1907–1933: Немецкий Веркбунд
1919–1933: Школа Баухаус (см. биографию Вальтера Гропиуса); позже этот стиль эволюционировал в интернациональный стиль (1940–1970).
1925–1940: Ар-деко
1928–1940: Тоталитарная архитектура (Германия, СССР) – см. Искусство Третьего рейха (1933–1945)
1945–1970: Поздний модернизм: Вторая чикагская школа архитектуры
1945–2000: Корпоративный дизайн в стиле хай-тек
1960–2000: Постмодернизм
1980–2000: Деконструктивизм – см. Фрэнк О. Гери (р. 1929).
1990–2000: Блоб-архитектура.
Для получения информации об архитектурных терминах см.:
Глоссарий по архитектуре.
- Архитектура на пульсе времен
- От классицизма к реализму
- Экскурсии по Санкт-Петербургу
- Творчество Антонио Гауди. Дифирамб мастеру
- Санкт-Петербург - культурная столица России
- Петровское искусство (русское искусство при Петре I)
- Донато Браманте: архитектор и художник эпохи Высокого Возрождения
- Величайший Микеланджело, зародивший целую эпоху в мире искусства
- Величайшие архитекторы
- В Виченце итальянским и российским поэтам вручили премию «Белла»
- Классическое античное искусство
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?