История архитектуры читать ~39 мин.
Ещё со времён античности архитектура – искусство проектирования и строительства зданий – всегда была тесно связана с историей искусства, по крайней мере, по трём причинам.
Связь архитектуры и искусства
Во-первых, многие общественные сооружения (особенно религиозные) были спроектированы с учётом эстетики, а также функциональности. Они были созданы, чтобы вдохновлять, а также выполнять общественные функции. В результате они привлекли к работе широкий круг «художников» и мастеров декоративного искусства, а также рабочих. Во-вторых, во многих из этих зданий экстерьеры и интерьеры служили витринами для изобразительного искусства (например, Сикстинская капелла), фриза и рельефной скульптуры (например, Парфенон, европейские готические соборы), витражей (например, Шартрский собор) и другие произведения искусства, такие как мозаика и изделия из металла. В-третьих, программы общественного строительства обычно шли рука об руку с развитием изобразительного искусства, и большинство основных направлений «искусства» (например, ренессанс, барокко, рококо, неоклассика) оказали влияние как на архитектуру, так и на изобразительное искусство.
Древняя архитектура
Ранняя архитектура выполняла две основные функции:
❶ консолидировать безопасность и власть;
❷ угождать богам.
Чем богаче общество, тем важнее становились эти функции.
См. также: История искусства: Хронология.
Египетская Архитектура
Первой великой цивилизацией, возникшей вокруг Средиземноморского бассейна, была цивилизация Египта (3100-2040 гг. до н.э.). В дополнение к собственной письменности, религии и династическому правящему классу он разработал уникальный стиль египетской архитектуры, в основном состоящий из массивных погребальных камер в форме пирамид (в Гизе) и подземных гробниц (в пустынной Долине царей, Луксор). Дизайн был монументальным, но не архитектурно сложным, и в нём использовались стойки и перемычки, а не арки, хотя египетский опыт в камне оказал сильное влияние на более позднюю греческую архитектуру. К известным примерам архитектуры египетских пирамид относятся: Ступенчатая пирамида Джосера (около 2630 г. до н.э.), спроектированная Имхотепом – одним из величайших архитекторов древнего мира – и Великая пирамида в Гизе (около 2550 г. до н.э.), также называемая пирамидой Хуфу или «пирамидой Хеопса» – старейшее из семи чудес света, составленное Антипатром Сидонским (170-120 гг. до н.э.). Позже, во времена Среднего и Позднего царств (примерно 2040–300 гг. н.э.), египтяне построили ряд дворцов в Карнаке (например, Храм Амона, 1530 г. до н.э.). Эти шедевры архитектуры были украшены разнообразными произведениями искусства – немногие из которых сохранились – включая фрески, панно, скульптуры и изделия из металла, изображающие различных богов, божеств, правителей и символических животных в уникальном египетском иератическом стиле искусства вместе с иероглифическими надписями. Подробнее см.: Ранняя египетская архитектура (3100-2181); Египетская архитектура Среднего царства (2055-1650); Египетская архитектура Нового царства (1550-1069); Поздняя египетская архитектура (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.).
Для сравнения с пирамидальной архитектурой ранней Америки см. Доколумбовское искусство (около 1200 г. до н.э. – 1535 г. н.э.).
Шумерская архитектура
Тем временем в Месопотамии и Персии (ок. 3200–323 гг. до н.э.) Шумерская цивилизация создавала своё собственное уникальное здание – ступенчатую пирамиду, называемую зиккуратом. Но в отличие от пирамид египетских фараонов, зиккураты строились не как гробницы, а как искусственные горы, чтобы приблизить шумерских правителей и людей к своим богам, которые предположительно жили высоко в горах на востоке. Зиккураты строились из обожжённого глиняного кирпича, часто покрытого цветной глазурью. Подробнее см.: Шумерское искусство (около 4500–2270 гг. до н.э.). О других культурах древнего Ирака см. Ассирийское искусство (около 1500–612 до н.э.) и Хеттское искусство (около 1600–1180 до н.э.). Общий обзор: Месопотамское искусство (около 4500-539). Смотрите также: Хронология доисторического искусства.
Ранняя ирландская архитектура
К концу каменного века церемониальные мегалиты (сооружения, построенные из больших камней), такие как мегалитическая гробница Ноут (около 3300 г. до н.э.) и гробница в Ньюгрейндж, начали появляться в Северной Европе (примером этой формы мегалитического искусства является Стоунхендж каменный круг.) Эти тяжёлые каменные сооружения, расположенные вертикально на открытом воздухе или под землёй и покрытые крышей, образуя дольмен, по мнению большинства археологов, имели религиозную или ритуальную функцию, а в некоторых случаях – выравнивание их камней раскрывает сложные познания в астрономии. Сложные гравюры, обнаруженные в Ньюгрейндж, знаменуют начало изобразительного искусства в Ирландии.
Минойская архитектура
Первое европейское искусство классической античности было создано минойцами на острове Крит. В минойской архитектуре использовалась смесь камня, сырцового кирпича и гипса для строительства сложных дворцов (например, Кносский дворец около 1700-1400 гг. до н.э.), а также купольных погребальных камер (толос), скрытых в холмах. Многие из этих зданий были украшены красочными фресками и фресками с изображением мифологических символов животных (например, быка) и событий. К сожалению, большая часть минойской архитектуры была разрушена землетрясениями около 1200 г. до н.э. Затем Крит был захвачен микенцами из материковой Греции, откуда несколько столетий спустя возникла объединённая греческая культура и цивилизация.
Греческая Архитектура
История искусства и архитектуры в Древней Греции делится на три основные эпохи: архаический период (около 600-500 гг. до н.э.), классический период (около 500-323 гг. до н.э.) и эллинистический период (около 323-27 гг. до н.э.), см. также: Эгейское искусство. Около 600 г. до н.э., вдохновлённые теорией и практикой ранних египетских каменщиков и строителей, греки приступили к замене деревянных конструкций своих общественных зданий каменными – процесс, известный как «окаменение». Известняк и мрамор использовались для колонн и стен, а терракота использовалась для черепицы и украшений. Украшение выполнено из металла, под бронзу.
Подобно художникам и скульпторам, греческие архитекторы не пользовались повышенным статусом их преемников. Их считали не художниками, а торговцами. Таким образом, имена архитекторов не были известны примерно в V веке до нашей эры. Наиболее распространёнными типами общественных зданий были храмы, муниципальные постройки, театры и спортивные стадионы.
Архитектурные методы Древней Греции
В греческой архитектуре использовались простые методы строительства столбов и перемычек. Только в римскую эпоху была разработана арка, чтобы перекрывать большие расстояния. В результате греческие архитекторы были вынуждены использовать гораздо больше каменных колонн для поддержки коротких горизонтальных балок над головой. Более того, они не могли строить здания с большими внутренними пространствами без рядов внутренних опорных колонн. Стандартный строительный формат, используемый в общественных зданиях, таких как Гефестей в Афинах, состоял из больших блоков известняка или лёгкого пористого камня, известного как туф. Мрамор, будучи более редким и более ценным, использовался для скульптурного декора, за исключением самых величественных зданий, таких как Парфенон на Акрополе.
Греческий Строительный Дизайн
Типичная прямоугольная конструкция здания часто была окружена колоннами со всех четырёх сторон (например, Парфенон) или, реже, только спереди и сзади (например, Храм Афины Ники). Крыши были выложены деревянными балками, покрытыми терракотовой плиткой, и не были куполообразными. Фронтоны (уплощённая треугольная форма на каждом фронтонном конце здания) обычно были заполнены скульптурным декором или фризами, как и ряд перемычек вдоль вершины каждой боковой стены между крышей и вершинами колонн. В конце IV и V веков до нашей эры греческие архитекторы начали отходить от строго прямоугольного плана традиционных храмов в пользу круглой конструкции (толос), украшенной чёрным мрамором, чтобы выделить определённые архитектурные элементы и обеспечить богатые цветовые контрасты.
Эти здания были украшены огромным спектром греческой скульптуры – фронтонами, фризами, рельефами и различными типами отдельно стоящих статуй – образного характера, изображающими мифологических героев и события греческой истории и культуры.
Принципы греческой архитектуры: классические заказы
Теория греческой архитектуры – возможно, наиболее влиятельной формы классического греческого искусства – была основана на системе «Классических орденов» – правил проектирования зданий, основанных на пропорциях отдельных частей и между ними. Это привело к эстетически приятному внешнему виду независимо от размера или используемых материалов. В раннегреческой архитектуре было три ордена: дорический, ионический и коринфский. Дорический стиль был распространён в материковой Греции, а затем распространился на греческие колонии в Италии. Ионический стиль использовался в городах Ионии на западном побережье Турции и на других островах Эгейского моря. Если дорический стиль был строгим и строгим, то ионический стиль был менее сдержанным и более декоративным. Третий стиль, коринфский, появился позже и представлял собой более богатое развитие ионического ордена. Различия между этими стилями наиболее отчётливо видны в соотношении между диаметром основания и высотой их столбцов. Дорическая архитектура (примером которой являются греческие постройки, такие как Парфенон и Храм Гефеста в Афинах) была более популярна в классическую эпоху, тогда как ионический стиль взял верх в более спокойный период эллинистического искусства (323-30 гг. до н.э.).
Знаменитые постройки Древней Греции
Известные примеры древнегреческой архитектуры включают: комплекс Акрополя (550-404 г. до н.э.), включая Парфенон (447-422 гг. до н.э.), храмы в Пестуме (550 г. до н.э.), Храм Зевса в Олимпии (468-456 гг. до н.э.), Храм Гефеста (около 449 г. до н.э.), Храм Афины Ники (427 г. до н.э.), Театр в Дельфах (около 400 г. до н.э.), Храм Толоса Афины Пронайи (380-360 г. до н.э.) и Пергамский алтарь (около 166-156 гг. до н.э.). См. также: Скульптура Древней Греции.
Римская архитектура
В отличие от более творческих и интеллектуальных греков, римляне были в основном практичными людьми с чутьём в инженерных, строительных и военных вопросах. В своей архитектуре, как и в своём искусстве, они в значительной степени позаимствовали у этрусков (например, в использовании гидравлики для расчистки болот и сооружения арок), а также у греков, которых они считали своими начальниками во всех визуальных аспектах искусства. Однако без римского искусства – с его гением копировать и адаптировать греческие стили – большинство художественных достижений греческой античности было бы потеряно.
Архитектурные приоритеты Древнего Рима
Римская архитектура служил потребностям римского государства, которое стремилось произвести впечатление, развлечь и обслужить растущее население в относительно небольших городских районах. Дренаж был обычной проблемой, как и безопасность. Это, вместе с растущим желанием Рима увеличить свою мощь и величие по всей Италии и за её пределами, требовало, чтобы общественные здания были внушительными, крупными и очень функциональными. Примером этого являются достижения римской архитектуры в дренажных системах, акведуках (например, акведук в Сеговии, 100 г. н.э. и более 11 акведуков в самом Риме, таких как Aqua Claudia и Anio Novus) и мостах (например, Пон-дю-Гар), дороги, муниципальные сооружения, такие как общественные бани (например, термы Каракаллы и термы Диоклетиана), спортивные сооружения и амфитеатры (например, Колизей 72-80 гг. Н.э.), даже системы центрального отопления. Также были построены многочисленные храмы и театры. Позже, когда их империя расширилась, римские архитекторы воспользовались возможностью создать новые города с нуля, разработав планы городской сетки на основе двух широких улиц – оси север-юг (кардо) и оси восток-запад (декуманус). Центр города находился на пересечении двух дорог. Они тоже строили вверх; например, Остия, богатый портовый город недалеко от Рима, может похвастаться рядом 5-этажных жилых домов.
Архитектурные достижения: арки и бетон
Римской архитектуре способствовали значительные достижения как в дизайне, так и в новых материалах. Дизайн был улучшен за счёт архитектурных разработок в строительстве арок и куполов крыш. Арки повысили эффективность и возможности мостов и акведуков (для поддержки конструкции требовалось меньше опорных колонн), в то время как куполообразные крыши не только позволяли создавать большие открытые пространства под навесом, но и придавали внешнему виду впечатляющий вид величия и величия. как в нескольких важных светских и христианских базиликах, таких как Пантеон.
Развитие материалов также имело решающее значение, как писал римский архитектор Витрувий (около 78-10 гг. до н.э.) в своей книге De Architectura. Примером этого является изобретение римлянами бетона (opus caementicium), смеси известкового раствора, песка, воды и камней, в 3 веке до нашей эры. Этот исключительно прочный и удобный заменитель камня произвёл революцию в римской инженерии и архитектуре. Поскольку бетон, покрытый плиткой, начал заменять мрамор в качестве основного строительного материала, архитекторы могли быть более смелыми. Здания были освобождены от прямоугольного греческого замысла (с его неровными крышами и рядами колонн, поддерживающих плоские архитравы) и стали менее геометрическими и более плавными.
Подобно своим египетским и греческим предшественникам, архитекторы в Древнем Риме украшали свои общественные здания широким спектром произведений искусства, включая римскую скульптуру (особенно рельефы, статуи и бюсты императора), фрески и мозаику.
Знаменитые здания Древнего Рима
Двумя величайшими сооружениями Древнего Рима были Колизей (эллиптический амфитеатр Флавиев в центре Рима) и Колонна Траяна (памятник императору Траяну). Колизей, расположенный к востоку от Римского форума, строили 8 лет и вмещали 50 000 зрителей. По оценкам историков и археологов, в «играх» в Колизее погибло 500 000 человек и более 1 миллиона диких животных. Колонна Траяна, расположенная недалеко от Квиринальского холма, к северу от Римского форума, была построена в 113 году нашей эры. Он известен своей великолепной и детализированной спиральной барельефной скульптурой, который 23 раза обходит вал памятника и повествует о победе Траяна в войнах даков. Сама шахта сделана из 20 огромных блоков каррарского мрамора, каждый весом около 40 тонн. Его высота составляет около 30 метров, а ширина – 4 метра. Меньшим, но не менее важным римским памятником был Ара Пацис Августа (13-9 гг. до н.э.).
Влияние политики и религии на римскую архитектуру
В 330 году н.э., примерно в то время, когда было завершено строительство базилики Святого Петра, римский император Константин I объявил, что город Византия (позже переименованный в Константинополь, ныне Стамбул в Турции) должен был стать столицей Римской империи. Позже, в 395 году нашей эры, после смерти императора Феодосия, империя была разделена на две части: западная половина базировалась сначала в Риме, пока она не была разграблена в 5 веке нашей эры, а затем в Равенне (см. Мозаики Равенны); и восточная половина базировалась в более безопасном городе Константинополе. Кроме того, христианство (ранее являвшееся сектой меньшинства) было объявлено единственной официальной религией во всей империи. Это двойное развитие повлияло на архитектуру двумя способами: во-первых, переезд в Константинополь помог сохранить и продлить римскую культуру, которая в противном случае могла бы быть уничтожена варварскими захватчиками Италии; во-вторых, появление христианства обеспечило то, что стало доминирующей темой в архитектуре и изобразительном искусстве на следующие 1200 лет.
Византийская архитектура (330-554 г. н.э.)
Византийские архитекторы, в том числе многочисленные итальянцы, переехавшие в новую столицу из Италии, продолжили плавные традиции римской архитектуры, построив ряд великолепных церквей и религиозных зданий в эпоху раннехристианского искусства, таких как церковь Хора (ок. 333), церковь Святой Ирины (ок. 360) и церкви Св. Сергия и Вакха, все в Стамбуле; церковь Святой Софии в Софии, Болгария (527–65), величественный собор Святой Софии (532–37 годы), который заменил разграбленный собор Константинополя, и церковь Святой Софии в Салониках. Великие светские здания включали например Большой Константинопольский дворец.
Новые архитектурные методы включали использование вогнутых треугольных секций кладки, известных как подвески, чтобы переносить вес потолочного купола на угловые опоры. Это привело к строительству более крупных и великолепных куполов и большего открытого пространства внутри здания, примером чего является Собор Святой Софии. Новые методы декора включали использование великолепных мозаик из стекла, а не из камня, используемого римлянами. Интерьеры церквей также были богато украшены византийским искусством, таким как позолота, фрески и рельефные скульптуры, но не статуи, поскольку они не почитались как иконы.
Использование икон в византийской религиозной архитектуре
В византийской или восточно-православной традиции христианского искусства в религиозном искусстве допустимы только плоские изображения или барельефы. Эта культурная традиция считала, что трёхмерные изображения прославляют человеческий аспект плоти, а не божественную природу духа, поэтому она выступала против трёхмерных религиозных образов. (Римские христиане не приняли эти запреты, поэтому у нас всё ещё есть религиозная скульптура в католической и протестантской архитектуре.) Как бы то ни было, византийский стиль иконографии развивался в очень стилизованной манере и был направлен на представление сложной теологии очень простым способом, позволяя обучать и вдохновлять даже неграмотных. Например, цвет был очень важен: золото олицетворяло сияние Небес; красный – божественная жизнь; синий был цветом человеческой жизни; белая была нетварная сущность Бога, используется, например, в иконописи от Воскресения Христова. Как правило, Иисус носит красное нижнее белье с синей верхней одеждой (что означает, что Бог становится человеком), в то время как Мария носит синие одежды с красной верхней накидкой (что означает, что люди действительно могут достичь Бога). Для получения дополнительной информации см.: Христианское искусство (византийский период).
Развитие (600-1450)
После раннего периода византийской архитектуры (около 300-600 гг.), которая была в значительной степени продолжением римской архитектуры, наступил средний период (около 600-1100 гг.), примечательный только популярностью типа креста в квадрате, архитектурным дизайном церкви (примеры включают монастырь Осиос Лукас в Греции (около 1000 г.) и монастырь Дафни недалеко от Афин (около 1050 г.); после этого наступили комнинский и палеологский периоды (около 1100-1450 гг.), известны только редкие достижения, такие как Эльмали Килисе и другие скальные святилища Каппадокии, церкви Пантократора и Богородицы Кириотиссы в Константинополе.
По мере развития Восточной Римской империи византийская архитектура постепенно становилась более подверженной влиянию восточных традиций строительства и декора. Геометрическая сложность зданий увеличивалась, в то время как кирпич и штукатурка использовались в дополнение к камню в декоративных целях, как внешние зигзагообразные узоры. Предыдущие «классические ордена» или стили интерпретировались более свободно, а окна пропускали свет через тонкие листы алебастра, чтобы создать более мягкое освещение. Двумя основными проектными планами были базиликанский, или осевой, тип (например, базилика Гроба Господня, Иерусалим) и круглый, или центральный тип (например, большая восьмиугольная церковь в Антиохии).
Византийское архитектурное наследие
На Западе византийский дизайн повлиял на европейское художественное возрождение в форме Каролингского искусства (750–900) и Оттоновского искусства (900–1050), которые привели к романской и готической архитектуре. На Востоке он продолжал оказывать значительное влияние на раннее исламское искусство и архитектуру, примером чего могут служить Великая Омейядская мечеть в Дамаске и Купол Скалы в Иерусалиме, а в Болгарии, России, Сербии, Грузии, Украине и других православных странах это продлилось ещё дольше.
Романский стиль
Термин «романская архитектура» иногда используется для обозначения всех непосредственных производных римской архитектуры на Западе после распада Рима до расцвета готического стиля примерно в 1200 году. Однако чаще он обозначает особый стиль, который почти одновременно возник во Франции, Германии, Италии и Испании (последняя также испытала влияние мавританского дизайна) в 11 веке. Наиболее очевидно, что для него характерны новые масштабы, вдохновлённые большей экономической и политической стабильностью, наступившей после столетий беспорядков.
Карл Великий I и Отто I
Романское возрождение средневекового христианского искусства началось с Карла Великого I, короля франков, который был коронован императором Священной Римской империи в Риме Святого Петра Папой Львом III в 800 году. Известный своим каролингским искусством, любопытно, что его главное архитектурное достижение – Палатинская капелла в Ахене (около 800 г.) – была вдохновлена не собором Святого Петра или другими церквями в Риме, а восьмиугольной базиликой Сан-Витале в византийском стиле в Равенне. См. также Средневековая скульптура.
К сожалению, империя Каролингов быстро распалась, но покровительство Карла Великого над архитектурой и искусством для продвижения христианства стало важным первым шагом в возрождении общеевропейской культуры. Более того, многие романские и готические церкви и монастыри были построены на основе каролингской архитектуры. Архитектурные усилия Карла Великого в предроманском стиле были позже продолжены Отто 1 (император Священной Римской империи 936-73) в стиле, известном как Оттоновское искусство, которое уступило место полноценному «романскому». (Примечание: романский стиль в Англии и Ирландии обычно называют «нормандской архитектурой».)
Религия
Христианство продолжало оставаться доминирующей движущей силой большинства значительных строительных работ. Расцвет романского стиля в 11 веке совпал с активизацией Рима как столицы христианства, и его влияние на светские власти привело к христианскому повторному завоеванию Испании (начало 1031 г.) и крестовым походам за освобождение Святой Земли от исламского контроля. Приобретение Святых Реликвий крестоносцами, вместе с рвением, вызванным их кампаниями, вызвали строительство волны новых церквей и соборов по всей Европе. В Италии к ним относятся Пизанский собор с его знаменитой наклонной колокольней (колокольня), собор Модены и собор Пармы, а также известные церкви, такие как Санта-Мария (Рим), Баптистерий (Флоренция) и Сан-Зено-Маджоре (Верона). Во Франции, в их число входят Лаонский собор (среди прочих) и аббатства Клюни, Окс-Дам (Кан) и Les Hommes (Мон-Сен-Мишель). В Англии они включают 26 из 27 древних соборов, таких как Винчестер, Эли и Дарем. В Германии это соборы Аугсбурга и Вормса (среди прочих), а также аббатства Майнца, Вормса, Шпейера и Бамберга. (См.: Немецкое средневековое искусство.) В дополнение к своему влиянию на международную политику, Римская церковь также проявляла растущую власть через сеть епископов и тесную связь с монашескими орденами, такими как бенедиктинцы, цистерцианцы, картезианцы и каноники августинцев. Из этих монастырей епископы и настоятели осуществляли растущую административную власть над местным населением и выделяли огромные ресурсы на религиозные работы, включая иллюминированные евангельские рукописи, культурологию, изделия из металла, скульптуру и строительство церквей. Примером может служить мощный бенедиктинский монастырь в Клюни в Бургундии, чья аббатская церковь олицетворяла романский стиль архитектуры и до эпохи Возрождения стала самым большим зданием в Европе.
Особенности романской архитектуры
Хотя они опирались на некоторые конструктивные особенности греческой и римской античности, у романских архитекторов не было ни воображения греков, ни инженерных способностей римлян. Например, римские методы строительства из кирпича и камня были в значительной степени утрачены в большинстве частей Европы. В общем, в стиле использовались толстые стены, круглые арки, опоры, колонные своды, узкие щелевые окна, большие башни и декоративные аркады. Основную нагрузку на здание несли не арки или колонны, а массивные стены. А его крыши, своды и контрфорсы были относительно примитивными по сравнению с более поздними стилями. Интерьеры были тяжёлыми, так как были выполнены из камня, имели тусклое освещение и – по сравнению с более поздними готическими стилями – простые неукрашенные линии. Романские церкви имели тенденцию следовать чётко определённой форме и узнаваемы по всей Европе. Лишь изредка можно было увидеть следы византийского или восточного влияния, за исключением торговых путей. Ярким примером является базилика Сан-Марко с куполом в Венеции.
Несмотря на относительную простоту стиля, романская архитектура действительно возродила две важные формы визуального искусства: скульптуру (которая в значительной степени исчезла после падения Рима) и витражи. Но, учитывая размер окон в зданиях в романском стиле, последний оставался относительно второстепенным элементом в средневековом искусстве до появления готических конструкций. См. Также: Романская скульптура.
Архитектура романского возрождения была стилем 19-го века, который отстаивали такие архитекторы, как уроженец Луизианы Генри Хобсон Ричардсон (1838-1886), который отвечал за «ричардсоновский романский стиль», примером чего является оптовый магазин Marshall Field (1885-87) в Чикаго.
ПРИМЕЧАНИЕ. Для сравнения с восточными образцами того же периода см.: индуистский храм Кандария Махадева XI века (1017–29) в Индии; и кхмерский храм Ангкор-Ват XII века (1115-1145) в Камбодже.
Готическая архитектура
Термин «готика» обозначает стиль архитектуры и искусства, который вытеснил романский стиль с середины 12 века до середины 15 века. Первоначально придуман как термин оскорбления итальянскими художниками эпохи Возрождения и другими, такими как Кристофер Рен, для описания типа средневековой архитектуры, которую они считали варварской, как будто предполагая, что она была создана готическими племенами, которые разрушили классическое искусство античности, стиль готического искусства характеризуется использованием заострённых арок, более тонких стен, ребристых сводов, аркбутанов, огромных витражей и изысканного узора. Думайте об этом как о более тонкой, более вертикальной, более детальной, яркой, более захватывающей и более вдохновляющей форме романского стиля. Готический стиль применительно к соборам обычно делится на две разновидности: лучистая готика (около 1200-1350 гг.) и пламенеющая готика (1375-1500 гг.). Современные критики, такие как Джон Раскин, высоко оценили готический стиль. Для получения дополнительной информации см.: Готическая архитектура. См. Также: Готическая скульптура.
Задний план
XII век был периодом роста торговли и городского развития по всей Европе. Это постоянное процветание, вместе с достижениями в науке и геометрии, а также новые идеи о том, как можно строить соборы, чтобы вдохновлять религиозную преданность среди масс, были важными факторами в развитии готической архитектуры. Хотя новый стиль был тесно связан с пропагандой религии, и хотя большая часть программы готического строительства финансировалась монашескими орденами и местными епископами, это не было религиозным архитектурным движением. В каком-то смысле христианство было товарным брендом, используемым светскими властями для борьбы за престиж и влияние. В результате короли и меньшие администраторы рассматривали соборы как основные гражданские и коммерческие активы и соответственно поддерживали их строительство.
Ключевая особенность готической архитектуры
Главной особенностью готического стиля является остроконечная арка, которая, по мнению многих экспертов, возникла в ассирийской, а затем и в исламской архитектуре. Эта особенность, которая распределяла вес потолка на несущие опоры или колонны под гораздо более крутым углом, чем это было возможно ранее с романскими «закруглёнными» арками, позволила архитекторам поднять своды намного выше и, таким образом, создать впечатление потолка, «тянущегося к небесам».
Это также привело к принятию множества других функций. Вместо массивно толстых стен, маленьких окон и тусклых интерьеров новые готические здания имели тонкие стены, часто поддерживаемые аркбутанами, и огромные витражи, как пример Сент-Шапель (1241-48) в Париже. Высокие потолки и более яркий свет произвели революцию в церковном дизайне, превратив интерьер многих соборов в вдохновляющие святилища. (См. Также: Витражи: материалы и методы.)
Готический собор – мини-вселенная
В соответствии с новой и более уверенной философией того времени, готический собор рассматривался архитекторами и церковными деятелями как символ Вселенной в миниатюре. Каждый элемент дизайна здания был предназначен для передачи богословского послания: устрашающей славы Божьей. Таким образом, логический и упорядоченный характер структуры отражал ясность и рациональность вселенной Бога, а скульптуры, витражи и фрески иллюстрировали моральные послания Библии.
Церковь Сен-Дени (c.1137-41)
Строением, которое знаменует собой настоящее начало готической эпохи, была церковь аббатства Сен-Дени недалеко от Парижа. Возникшая под руководством аббата Сугера, друга французских королей, Людовика VI и Людовика VII, церковь стала первой структурой, в которой были использованы и объединены все элементы, определяющие готику как архитектурный стиль. Хотя заострённые арки, группы колонн и сводчатые ребра использовались раньше, только в Сен-Дени эти элементы соединились в единое целое, и здание стало своего рода прототипом для большего количества церквей и соборов в регион, известный как Иль-де-Франс. Со временем этот стиль распространился по Франции, Англии, Нидерландам, Германии, Испании и Италии. (См. Также: английская готическая скульптура и немецкая готическая скульптура.)
Примеры церковной готической архитектуры
Хотя готический стиль использовался при проектировании и строительстве дворцов, замков, муниципальных ратушей, залов гильдий, аббатств и университетов, его лучше всего иллюстрируют готические соборы Северной Франции. К наиболее ярким примерам относятся: Собор Парижской Богоматери (1163–1345); Реймсский собор (1211–1275 гг.); Шартрский собор (1194-1250); и Амьенский собор (1220–1270); в Германии: Кёльнский собор (1248-1880); в Австрии: Собор Святого Стефана Вена; в Испании: соборы Бургоса, Толедо и Леона; в Италии: Флоренция, Милан и Сиена; в то время как английская готическая архитектура лучше всего представлена Вестминстерским аббатством, Йоркским собором и соборами Солсбери, Эксетера, Винчестера, Кентербери и Линкольна.
Архитектура в стиле ренессанс (1400-1620 гг.)
Финансируемый коммерческим процветанием и конкуренцией между городами-государствами, такими как Флоренция, Рим и Венеция, а также богатыми семьями, такими как банковская династия Медичи во Флоренции и банковская семья Фуггеров в Германии, Возрождение никогда не было триумфом воли над мировыми событиями.. Незадолго до этого в Европе были ужасные урожаи (1315-1919); чума «Чёрная смерть» (1346 г.), уничтожившая треть населения Европы; 100-летняя война между Англией и Францией (1339-1439), и христианская церковь была поляризована расколом. Вряд ли идеальные условия для возрождения или ринацименто что последовало. Как бы то ни было, римские папы 16-го века в Риме в начале 16-го века почти разорили церковь из-за расточительного финансирования прекрасных зданий и изобразительного искусства.
Архитектурный стиль
Архитектура эпохи Возрождения была катализатором повторного открытия архитектурных стилей и теорий Древнего Рима. Первые изображения этой классической архитектуры появились в Италии в начале 15 века, когда в Риме внезапно была обнаружена копия De Architectura («Десять книг об архитектуре») римского архитектора 1 века Витрувия. В то же время флорентийский архитектор и художник Филиппо Брунеллески (1377–1446) начал изучать древнеримские конструкции и был убеждён, что идеальные пропорции здания могут быть определены с помощью математических и геометрических принципов. Это был великолепный проект Брунеллески 1418 года для купола Флорентийского собора (1420-36) – теперь считается первым примером архитектуры эпохи Возрождения – которая открыла новый стиль, основанный на давно забытых правилах размещения и пропорций классической античности.
Известные архитекторы эпохи Возрождения
Ещё одним важным архитектором эпохи Возрождения был Леон Баттиста Альберти (1404-72 гг.), который до сих пор считается одним из основоположников современной архитектурной теории. Полагая, что идеальный архитектурный дизайн основан на гармонии структуры, функций и декора, он был очень вдохновлён теорией и практикой древнеримских архитекторов и инженеров.
Среди других известных итальянских архитекторов:
❶ Донато Браманте (1444-1514), ведущий дизайнер Высокого Возрождения;
❷ Гильяно да Сангалло (1443-1516), важный архитектор-посредник между периодами Раннего и Высокого Возрождения;
❸ Микеланджело Буонарроти (1475-1564), ведущий архитектор, а также один из величайших скульпторов и художников того времени;
❹ Бальдассаре Перуцци (1481-1536), выдающийся архитектор и дизайнер интерьеров;
❺ Рафаэлло Санти (Рафаэль) (1483-1520), дальновидный дизайнер, а также художник;
❻ Микеле Санмикели (1484-1559), самый известный ученик Браманте;
❼ Якопо Сансовино (1486-1570) и
❽ Андреа Палладио (1508-1580), две выдающиеся фигуры венецианской архитектуры эпохи Возрождения;
❾ Джулио Романо (1499-1546), главный представитель архитектуры итальянского маньеризма;
❿ Джорджо Вазари (1511-1574), спроектировавший лоджию для галереи Уффици и соединяющего коридора Вазари; и
⓫ Винченцо Скамоцци (1548–1616), один из великих теоретиков позднего Возрождения.
Особенности архитектуры эпохи Возрождения
Проще говоря, здания эпохи Возрождения были созданы по образцу классической архитектуры греков и римлян, но сохранили современные черты византийских и готических изобретений, такие как сложные купола и башни. Кроме того, в то время как репликация и улучшение на классической scupture, они также включены современные мозаики и витражи, наряду с выдающимися фресковых росписей. Архитектуру эпохи Возрождения можно увидеть в бесчисленных примерах церквей, соборов и муниципальных зданий по всей Европе (например, во многих французских замках, таких как замок Фонтенбло, дом школы Фонтенбло: 1528-1610), и его стиль был повторно применён в более поздние века до известных структур, столь же разнообразных, как Капитолий США и Национальная галерея Великобритании. (В Англии этот стиль иногда называют елизаветинской архитектурой.)
Яркие образцы архитектуры эпохи Возрождения
Двумя величайшими сооружениями в стиле эпохи Возрождения, несомненно, являются обновлённая базилика Святого Петра в Риме и собор во Флоренции, оба из которых были яркими моментами Гранд-тура (1650-1850).
Вдохновлённый гражданским соперничеством между герцогскими государствами, купол Брунеллески сделал флорентийский собор самым высоким зданием в Тоскане. В своём архитектурном решении он сочетал в себе готические традиции каменных сводов и принципы римской инженерии. Соединение кирпичной кладки и концентрических колец блоков каменной кладки «ёлочкой» избавляло от необходимости центрирования, что было неуправляемо на такой высоте.
По заказу Папы Юлия II (1443-1513 гг.), восстановление 1100-летней церкви Святого Петра в Риме (1506-1626 гг.) было работой многих архитекторов, в том числе Браманте, Рафаэля, Сангалло, Мадерно, Микеланджело и Бернини, а также простирается за пределы Высокого Возрождения в эпохи маньеризма и барокко. Его особенности включают в себя фонарь высотой 87 футов на вершине огромного овального купола (изменённого по сравнению с полусферическим дизайном Микеланджело из-за опасений нестабильности) и фронтальный фасад, включающий гигантский орден коринфских колонн с пилястрами, каждая по 27 метров высотой. Собор Святого Петра высотой 138 метров – выше любой другой церкви эпохи Возрождения.
Дополнительная информация
Искусство прото-ренессанса
Искусство Раннего Возрождения
Искусство Высокого Возрождения.
Архитектура барокко (1550-1790)
По мере развития XVI века религиозные, политические и философские убеждения, которые преобладали в периоды раннего (около 1400–1485 гг.) и высокого (1486–1520 гг.) Возрождения, начали разрушаться. В 1517 году Мартин Лютер вызвал протестантскую реформацию, поставив под сомнение общеевропейскую целостность и богословие Римской церкви. Это стало катализатором нескольких войн, в которых участвовали Франция, Италия, Испания и Англия, и непосредственно привело к движению Контрреформации, начатому Римом, чтобы отвлечь массы от протестантизма. Возобновление покровительства изобразительному искусству и архитектуре было ключевым инструментом в этой пропагандистской кампании, результатом чего стал более грандиозный и драматичный стиль в обеих областях. До конца столетия этот более динамичный стиль был известен как маньеризм, а впоследствии Барокко – термин, производный от португальского слова barocco, означающего «неправильная жемчужина».
Ключевые особенности стиля барокко
Архитектуру барокко можно рассматривать как более сложную, более подробную, более продуманную, более орнаментальную форму архитектуры эпохи Возрождения. Больше завихрений, более сложные манипуляции со светом, цветом, текстурой и перспективой. С внешней стороны церквей он отличался более показными фасадами, куполами, колоннами, скульптурами и другими украшениями. Внутри его планы были более разнообразными. Длинные узкие нефы были заменены более широкими, иногда круглыми формами; были созданы отдельные часовни и другие области, а также эффекты trompe l’oeil; потолки были покрыты фресками. Все это было задумано так, чтобы заинтересовать, а то и ослепить зрителя.
Барокко было эмоциональным стилем архитектуры и в полной мере использовало театральный потенциал городского пейзажа. Примером этого, прежде всего, является площадь Святого Петра (1656-67 гг.) в Риме перед базиликой Святого Петра с куполом. Его архитектор Джованни (Джанлоренцо) Бернини окружает площадь колоннадами, которые слегка расширяются по мере приближения к собору, создавая у посетителей впечатление, что их обнимают руки католической церкви. Весь подход построен в гигантском масштабе, чтобы вызвать чувство благоговения.
В целом, архитектура барокко составляла часть борьбы за религиозное превосходство, за сердца и умы прихожан по всей Европе. На более политическом уровне светская архитектура в стиле барокко использовалась для поддержки абсолютизма правящих монархов, таких как король Франции Людовик XIV, среди других. Из Италии он распространился на остальную Европу, особенно в католическую Европу, где каждая страна обычно разрабатывала свою собственную интерпретацию. Смотрите также: Искусство немецкого барокко.
Знаменитые архитекторы в стиле барокко
Среди известных архитекторов в стиле барокко: Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573), папский архитектор Папы Юлия III и семьи Фарнезе; Джанлоренцо Бернини (1598-1680), дизайнер, прекрасно выразивший идеалы Контрреформации; Франческо Борромини (1599–1667), вечный соперник Бернини; Пьетро Берреттини да Кортона (1596-1669), ставленник Папы Урбана VIII (см. Также Квадратура); Франсуа Мансар (1598–1666), проектировщик французских таунхаусов и замков, таких как Шато де Мезон, чьим именем названа мансардная крыша (sic); его внучатый племянник Жюль Ардуэн Мансар (1646–1708), дизайнер большого купола Дома инвалидов в Париже; и Луи Ле Вау (1612–1670), ещё один известный французский архитектор в стиле барокко, ответственный за церковь Сен-Сюльпис в Париже и крылья Лувра. Жюль Ардуэн Мансар и Луи Ле Вау были главными архитекторами Версальского дворца (начало 1623 г.), создавая такие экстравагантности, как Зеркальный зал и Мраморный двор. В Германии культовым сооружением в стиле барокко является Вюрцбургская резиденция (1720-1744 гг.), спроектированная Бальтазаром Нойманом (1687-1753 гг.).
В Англии лидером стиля барокко был сэр Джон Ванбру (1664-1726), дизайнер Бленхеймского дворца; в то время как в России Бартоломео Растрелли (1700–1771) в основном отвечал за стиль, известный как русское барокко, но который включал в себя элементы архитектуры раннего неоклассицизма и рококо. Растрелли спроектировал Зимний дворец (1754-1762), Смольный собор (1748-1757) в Санкт-Петербурге и переделал Екатерининский дворец за городом.
Архитектура рококо (1715-1789)
Во время последней фазы барокко, правление короля Франции Людовика XV стало свидетелем восстания против более раннего стиля барокко двора Людовика XIV и появления более декоративного, игривого стиля архитектуры, известного как рококо. Рококо представляет собой смесь слов rocaille (рок) и coquillage (продажа), отражающих обилие плавных изогнутых форм, и отстаивал Николя Пино, который вместе с Жюлем Ардуэном-Мансаром создавал интерьеры для королевского замка Марли.
В отличие от других основных архитектурных движений, таких как романский стиль, готика или барокко, рококо действительно интересовался дизайном интерьера. Это произошло потому, что он возник и остался центром во Франции, где богатые покровители не желали восстанавливать дома и замки, предпочитая вместо этого переделывать свои интерьеры. И стиль был слишком причудливым и беззаботным для экстерьера религиозных и общественных зданий. В результате архитекторы в стиле рококо – по сути, дизайнеры интерьеров – ограничились созданием тщательно декорированных комнат, чьи штукатурка, фрески, гобелены, мебель, зеркала, фарфор, шёлк, шинуазри и другие украшения дарили посетителю полное эстетическое впечатление – a полное произведение искусства (но вряд ли архитектура!)
Рококо прекрасно отразил декадентскую праздность и упадок французского королевского двора и высшего общества. Возможно, из-за этого, хотя он распространился из Франции в Германию, где он оказался более популярным среди католиков, чем протестантов, он был менее принят в других европейских странах, таких как Англия, Нидерланды, Испания и даже Италия. Его смела Французская революция и более суровый неоклассицизм, возвестивший о возвращении к классическим ценностям и стилям, более соответствующим эпохе Просвещения и разума.
Неоклассическая архитектура (1640-1850)
Ранние неоклассические формы
Неоклассицизм появился не сразу. В своих ранних формах (1640-1750 гг.) он сосуществовал с барокко и функционировал как корректирующий стиль к более ярким излишествам последнего. Так, в Англии сэр Кристофер Рен (1632-1723 гг.) спроектировал собор Святого Павла, Королевскую обсерваторию в Гринвиче, Королевскую больницу Челси и Шелдонский театр в Оксфорде в стиле, который гораздо более классичен, чем барокко, хотя он всё ещё остаётся классифицируется как архитектор в стиле барокко. Среди других ранних английских дизайнеров-неоклассиков Иниго Джонс (1573–1652) и Уильям Кент (1685–1748).
Особенности собственно неоклассицизма (1750-1850)
Своевременная поддержка старых режимов по всей Европе, от Санкт-Петербурга до Вены, и модель для молодых будущих империй, таких как Соединённые Штаты Америки, неоклассическое искусство стало ещё одним возвращением к классическим орденам греческой и римской античности. Хотя, как и в эпоху Возрождения, стиль сохранил все инженерные достижения и новые материалы эпохи модерна. Он характеризовался монументальными структурами, поддерживаемыми или украшенными колоннами дорических, ионических или коринфских столбов, и увенчанными классическими куполами эпохи Возрождения. Технические инновации архитектуры конца 18 века, такие как многослойные купола и внутренние ядра, добавили прочности куполам, а их размеры увеличились, придавая большее величие гражданским зданиям, церквям, учебным заведениям и большим частным домам.
Неоклассическая архитектура зародилась в Париже, во многом благодаря присутствию французских дизайнеров, прошедших обучение во Французской академии в Риме. Среди известных французских архитекторов: Жак Жермен Суффло (1713-1780), спроектировавший Пантеон (1756-1797) в Париже; Клод Николя Леду (1736–1806), проектировщик Королевских соляных заводов в Арк-э-Сенане (1773-1793) и Собора Сен-Жермен (1762-1764); и Жан Шалгрен, спроектировавший Триумфальную арку (1806 г.). В Англии традицию поддерживали сэр Уильям Чемберс, получивший образование в Париже, Роберт Адам (1728-1792), Джон Нэш (1752-1835), сэр Джон Слоан (1753-1837), Уильям Уилкинс (1778-1839) и сэр Роберт Смирк (1780-1867). Его быстро приняли и прогрессивные круги Швеции. В Германии к числу архитекторов-неоклассиков относились: Карл Готтхард Лангханс (1732–1808), дизайнер Бранденбургских ворот (1789-1791) в Берлине; Карл Фридрих Шинкель (1781-1841), ответственный за Концертхаус на Жандарменмаркт (1818-1821), Дворец Тегель (1821-24) и Старый музей (1823-30), все в Берлине. Эти два архитектора превратили прусскую столицу Берлин, чтобы соперничать с Парижем или Римом в классическом великолепии.
Русский неоклассицизм
Русские постройки в стиле барокко Растрелли, такие как Зимний дворец (1754-62), не пользовались благосклонностью Екатерины Великой (1762-1850), предпочитавшей неоклассический дизайн. В результате она вызвала шотландского архитектора Чарльза Камерона (около 1745–1812 гг.), который построил Павловский дворец (1782-86 гг.) под Санкт-Петербургом, Дворец Разумовского на Украине (1802 г.) и Александровский дворец под Санкт-Петербургом (1812 г.). Среди других важных неоклассических архитекторов для русских царей: Винченцо Бренна (ученик Камерона), Джакомо Кваренги и Матвей Федорович Казаков.
Американский неоклассицизм
Здание Капитолия Соединённых Штатов с его неоклассическим фасадом и куполом является одним из самых узнаваемых и знаковых сооружений Америки. Основанный в 1793 году, его основной дизайн был работой Уильяма Торнтона (1759-1828), переработанный Бенджамином Латробом (1764-1820), Стивеном Халлетом и Чарльзом Булфинчем (1763-1844). Купол и ротонда изначально были построены из дерева, но позже заменены камнем и железом. Общий дизайн был вдохновлён как восточным фасадом Лувра в Париже, так и Пантеоном в Риме. Сам Латроб спроектировал множество других зданий в Америке в неоклассическом стиле, в том числе: Банк Пенсильвании (1789 г.), Ричмондский Капитолий (1796 г.), Водопроводные станции Фэрмаунт, Филадельфия (1799 г.) и Балтиморская биржа (1816 г.), это лишь несколько. Булфинч завершил строительство Капитолия в 1820-х годах, установив образец для других государственных капитолий в процессе, а затем вернулся к своей архитектурной практике в Бостоне. Ключевой фигурой в развитии американской архитектуры в начале 19 века был третий президент США Томас Джефферсон (1743-1826), чьё твёрдое предпочтение неоклассицизму в дизайне общественных зданий оказало сильное влияние на его современников.
Архитектура XIX века
Архитектура 19 века в Европе и Америке не знала новых важных дизайнерских движений или школ мысли. Вместо этого возник ряд возрождений старых стилей. К ним относятся: греческое возрождение (среди американских последователей были Джефферсон и Латроб); неоготики – во главе с Виоле-ле-Дюк во Франции; Среди американских последователей были Ричард Апджон (1802-1878) и Джеймс Ренвик (1818-1895); неороманском возрождение (1849-1880), во главе с Генри Хобсон Ричардсон, Архитектура Beaux-Arts – слияние форм неоренессанса и необарокко, практикуемое Ричардом Моррисом Хантом (1827-1895) – наиболее известный за создание постамента Статуи Свободы (1870-1886) и Касс Гилберт из Огайо (1859-1934); и стиле Второй империи (1850-1880) во Франции, который характеризовался возрождением мансардой. Единственным монументальным архитектурным шедевром была Эйфелева башня (1885-89), построенная французским архитектором Стивеном Совестром и французским инженером Гюставом Эйфелем (1832-1923). Каркасы из кованого железа также были характерной чертой викторианской архитектуры в Великобритании (1840-1900) – благодаря Роберту Стефенсону (1803-1859) и Изамбард Кингдом Брюнель (1806-1859) – как и другие новые материалы, такие как стекло, которые использовались при строительстве Хрустального дворца по проекту Джозефа Пакстона (1801-1865). Популярные викторианские стили включали неоготику и якобетанский стиль. Гигантская копия пилона виадука, башня построена полностью из железных балок. Единственное существенное исключение из вышеуказанных движений было появление архитектурного стиля модерн, появившемуся благодаря Антонио Гауди (1852-1926), Виктору Орта (1861-1947) и Гектору Гимара (1867-1942), и сецессионистов, таких как венский архитектор Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908).
Фрэнк Ллойд Райт
Величайший американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) произвёл революцию в пространственных концепциях, создав стиль домашней архитектуры в стиле Прерий, представив открытую планировку и широко используя незавершённые натуральные материалы. Примером архитектуры «Prairie School» являются Роби Хаус (1910), Фоллингуотер (1936-37), Храм Единства (1936-39), Империальный Отель в Токио (Imperial Hotel Tokyo), Текстильные блочные дома, здание Johnson Wax Building (1936-39), Usonian House (середина 1930-х годов), Price Tower (1955), Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк (1956-59). Под влиянием американской колониальной архитектуры, стиля гонок 19 века и японской архитектуры, а также движения искусств и ремёсел, он также уделял самое пристальное внимание деталям внутренней отделки и оборудования и использованию натуральных местных материалов. Работа Райта показала, что европейский традиционализм (и модернизм) был не единственным ответом на архитектурные проблемы в Соединённых Штатах.
Американские небоскрёбы
Однако в это время в американской архитектуре произошло заметное развитие как в проектировании зданий, так и в инженерии, благодаря Чикагской школе и развитию архитектуры небоскрёбов с 1849 года. Эти сверхвысокие здания стали доминировать в более позднем строительном дизайне в Соединённых Штатах. Чикагская школа архитектуры, основанный небоскрёба архитектор и инженер Уильям Ле Барон Дженни (1832-1907), был пионером группы. Среди других важных участников проекта высотного строительства были бывшие дизайнеры Баухауса Вальтер Гропиус (1883-1969) и Мис ван дер Роэ (1886-1969); Филип Джонсон (1906-2005), Скидмор Оуингс и Меррилл, их ведущий инженер-строитель Фазлур Хан (1929-1982) и И.М. Пей (р. 1917).
Для получения подробной информации о величайших архитектурных дизайнерах Соединённых Штатов см.: American Architects (1700-2000).
Архитектура XX века
В архитектуре двадцатого века преобладали новые технологии, строительные технологии и строительные материалы. Вот краткий очерк основных архитектурных школ и движений века. Подробнее см.: Архитектура 20 века (1900–2000).
1900-20 гг. Стиль модерн (Ар-нуво)
1900-25 гг. Ранний модернизм (см.: Ле Корбюзье и Питер Беренс)
1900-25 гг. Континентальный авангард (Де-Стейл, Neue Sachlichkeit)
1900-2000 гг. Архитектура небоскрёба со стальным каркасом
1907-33 Deutscher Werkbund
1919-33 Школа Баухаус (см. Биографию Вальтера Гропиуса); позже этот стиль эволюционирует в интернациональный стиль современной архитектуры (1940-1970).
1925-40 Ар-деко
1928-40 Тоталитарная архитектура (Германия, СССР) – см. Нацистское искусство (1933-45)
1945-70 Поздний модернизм: Вторая Чикагская архитектурная школа
1945–2000 гг. Высокотехнологичный корпоративный дизайн
1960–2000 гг. Постмодернистское искусство
1980–2000 гг. Деконструктивизм – см. Фрэнк О. Гери (р. 1929).
1990–2000 гг. Blobitecture.
Для получения информации об архитектурных терминах см.:
Глоссарий архитектуры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?