Искусство карикатуры читать ~12 мин.
Карикатура – это рисунок реального человека, в котором искажаются или преувеличиваются некоторые черты, но при этом сохраняется сходство с оригиналом. Другими словами, это преувеличенное произведение портретного искусства.
Карикатуры впервые стали популярным жанром изобразительного искусства в XVI – XVII веках. Их создавали сатирики для высмеивания общественных деятелей и политиков. Карикатура с моральным посланием считается сатирой. Этот жанр остаётся популярным и сегодня: карикатуры публикуют в журналах и газетах, высмеивая кинозвёзд, политиков и знаменитостей. Единственное, что изменилось, – инструменты художника. Раньше карикатуристы использовали рисунки углём, карандаш или перо и тушь. Сегодня же у них есть доступ к графическим программам, таким как Adobe Illustrator и Corel Painter.
Карикатуристы обладали значительной властью над пером, гораздо большей, чем когда-либо писатели. На заре жанра они передавали сообщения без письменного языка, что было важно в эпоху, когда большинство населения не умело читать.
Одним из самых известных примеров такого рода графики являются сатирические офорты Наполеона Бонапарта, выполненные английским художником Джеймсом Гиллреем (1756–1815). Он изобразил французского императора очень маленьким и слегка нелепым, в непомерно большой шляпе.
В результате сегодня мы всё ещё считаем его ниже ростом, чем он был на самом деле. Карикатуры могут быть одной из самых популистских форм искусства, но как фигуративные рисунки они обычно столь же искусны и более влиятельны, чем большинство портретных картин.
В чём разница между карикатурой и шаржем?
Карикатуры – типичные изображения вымышленных персонажей – впервые были опубликованы как часть комикса в XIX веке швейцарским художником Родольфом Топфером (1799–1846). Он пытался создать новый метод рассказывания историй. Его концепция стала предтечей анимационного искусства и современных комиксов. Первые карикатуры предназначались для публикации в ежедневных газетах, поэтому их набрасывали быстро и без особых усилий. В отличие от них, карикатуры и сатира часто кропотливо вытравливались, раскрашивались вручную и печатались в более глянцевых изданиях. Это различие сохраняется и сегодня.
Красочная карикатура, используемая для иллюстрации журнальной или газетной статьи, зачастую имеет явно более высокое художественное качество, чем юмористическая зарисовка, например, «Кельвин и Хоббс», «Орешки» или «Дунсбери». Конечно, ничто не остаётся статичным навечно. С появлением компьютерного искусства карикатуристы расширили жанр, создавая сложные карикатурные образы, особенно в области фэнтези.
Британский художник Джайлс (1916–1995), известный своими работами в газете Daily Express, является примером жанра политической карикатуры в сравнении с шаржем. Он создал вымышленную карикатурную семью во главе с загадочной «бабушкой», которая часто комментировала современную британскую и мировую политику, но в вымышленной обстановке: никаких портретов или рисунков реальных людей не делалось.
Однако, несмотря на эти различия, слово «карикатура» по-прежнему используется как популярный синоним слова «шарж». О роли журнала «Панч» в этом терминологическом вопросе говорится ниже.
Слово «карикатура» происходит от итальянских слов carico и caricare, означающих «нагружать» или «преувеличивать». В 1590-х годах итальянец Аннибале Карраччи (и его брат Агостино) применили эти слова к созданным ими преувеличенным портретным зарисовкам. В их описаниях говорится, что эти изображения были созданы для юмора, чтобы высмеять собственные художественные теории, которые они преподавали в Болонской академии. Сегодня мы можем задаться вопросом, почему потребовалось так много времени, чтобы карикатура стала признанным видом искусства.
Следует помнить, что на протяжении сотен лет художники стремились создать совершенное естественное изобразительное искусство, которое всегда считалось конечной целью. К эпохе Высокого Возрождения это было достигнуто в значительной степени. Только после того, как художники Высокого Возрождения научились создавать «идеальное подобие», они могли приступить к его разбору. Этот процесс продолжался сотни лет, пока в конце концов не пришли к полностью абстрактному искусству в виде геометрического конкретного искусства Мондриана. В течение последующих ста лет карикатура оставалась в значительной степени итальянским видом искусства, хотя в Северной Европе Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569) и другие современники также рисовали преувеличенные человеческие портреты.
Можно также утверждать, что художники позднего Средневековья, рисовавшие биоморфных животных, таких как горгульи на углах иллюминированных манускриптов, были ещё более ранними карикатуристами. Иероним Босх (1450–1516) находился под влиянием этих рисунков и использовал их образы в своих картинах, таких как «Сад земных наслаждений» (1500–1505). После Босха следующим настоящим карикатуристом стал итальянский художник и дизайнер Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593), работавший в Праге. Он написал серию бурлескных портретов императоров и королей, используя нарисованные формы овощей, кастрюль, сковородок и даже рабочих инструментов. В Италии скульптор Бернини (1598–1680) рисовал забавные портреты, высмеивая себя и друзей. Он писал, что характер можно передать всего лишь «несколькими росчерками пера». Первым художником, ставшим профессиональным карикатуристом, был Пьер Леоне Геззи (1674–1755), представитель эпохи рококо. Геззи зарабатывал на жизнь, создавая забавные рисунки туристов, посещавших Италию.
К середине XVIII века в Лондоне появилось достаточно итальянских карикатур, чтобы заинтересовать издателя Артура Понда. Понд напечатал набор рисунков Аннибале Карраччи (1560–1609), Карло Маратти (1625–1713) и Геззи, которые были хорошо приняты. С XVIII века сатирические карикатуры стали популярны во Франции, Великобритании и Америке.
Художник Уильям Хогарт (1697–1764) был одним из первых английских художников, прибегнувших к утрированному портрету в стиле карикатуры – в основном в виде моралистических жанровых картин и гравюр, таких как «Прогресс блудницы», «Прогресс граблей» и «Брак а ля мод» (см. Национальная галерея Лондона).
Позже, в XVIII веке, художники начали превращать людей в других существ, таких как животные, овощи и фрукты. Английские карикатуристы Джеймс Гиллрей и Томас Роуландсон (1756–1827) изображали политических деятелей Французской революции в виде козлов, пауков и свиней, чтобы показать разврат, коварство и обжорство. Человеческое лицо субъекта добавлялось к телу животного, чтобы избежать путаницы.
В Великобритании был основан журнал Punch в 1820-х годах, который быстро стал самым популярным сатирическим изданием страны. Джон Лич (1817–1864) стал одним из самых известных его иллюстраторов. [Punch даже карикатурно называл Обри Бердсли (1872–1898) – одного из величайших иллюстраторов Англии – Обри Уирдсли]. (См. также Английская фигуративная живопись 1700–1900.)
Журналу «Панч» также приписывают заслугу в том, что в период 1840–1865 годов слово «карикатура» заменило слово «шарж», особенно в отношении политиков и политических образов.
Во Франции в XIX веке в этом жанре доминировал несравненный Оноре Домье (1808–1879), прославившийся своими резкими политическими карикатурами в антимонархическом еженедельнике La Caricature. Одна из его работ привела к шестимесячному заключению за критику короля Луи-Филиппа. В 1835 году французские власти запретили все подстрекательские виды искусства, включая политические карикатуры, после чего Домье переключился на социальные карикатуры. Ключом к его успеху была способность сопоставлять психическое состояние субъекта с его физическим дефектом. Им восхищались такие известные французские художники, как Делакруа (1793–1863) и Курбе (1819–1877). Другим косвенным автором жанра был французский печатник и плакатист Жюль Шере (1836–1932), разработавший более дешёвый вид цветной литографии, используемый в плакатном искусстве и издательском деле.
Появление железной дороги позволило быстро и широко распространять журналы среди растущей аудитории. Одним росчерком пера можно было уничтожить имидж политика. Сегодня эта традиция продолжается: художники опираются на естественные черты объекта – например, большой нос будет преувеличен, а особенности причёски или манеры поведения – обыграны.
Искусство карикатуры было очень распространено на рубеже веков и позже, когда политическая напряжённость возросла до появления телевидения. Мировых лидеров сатиризировали, военных высмеивали, международные конференции проходили и заканчивались. Известен рисунок австралийского карикатуриста Уилла Дайсона (1880–1938), созданный в 1919 году, в конце Первой мировой войны. На нём лидеры стран-победительниц выходят из комнаты после заключения Версальского мирного договора в свою пользу. В углу плачет маленький ребёнок, которого называют Класс 1940 года. Это предвидение, поскольку многие историки считают итоги Версальского договора одной из главных причин Второй мировой войны.
В то время как газетные карикатуры набирали популярность, ряд художников, в частности Уистлер (1834–1903), Тулуз Лотрек (1864–1901), Джордж Грош (1893–1959) и Бен Шан (1898–1969), продолжили карикатуру в изобразительном искусстве.
После Первой мировой войны, с ростом числа газет и периодических изданий, жанр пережил ренессанс в США. Карикатуры по популярности сравнялись с фотографиями. Новая волна молодых рисовальщиков, таких как Эл Хиршфельд и Мигель Коваррубиас, показала, что карикатуры могут быть забавными, красочными и изящными, а не только язвительными визуальными комментариями на редакционных страницах.
В Великобритании журнал Punch поддерживал традицию политической карикатуры и шаржа с 1950 по 1992 годы. В 1980-х годах влиятельное британское телешоу «Spitting Image» высмеивало политиков и профсоюзных лидеров эпохи Маргарет Тэтчер.
Что такое гротескное искусство?
Гротескным искусством называли портреты, в которых лицо искажено до уродливой формы. Один из лучших примеров – серия «гротескных голов» 1490-х годов работы Леонардо да Винчи (1452–1519). Хотя художник, вероятно, имел в виду крайние формы лица (не обязательно с юмористическим подтекстом), к XVIII веку гротескные рисунки стали называться карикатурами. Среди других художников, практиковавших гротескное искусство, – Питер Брейгель Старший и Иероним Босх.
Знаменитые карикатуристы XIX века
Кроме уже упомянутых, самыми известными карикатуристами XIX века являются:
Джордж Крукшанк (1792–1878)
Английский художник, создававший политические сатиры на британскую королевскую семью. Он прославился тем, что принял взятку в 100 фунтов стерлингов, чтобы прекратить печатать изображения короля Георга III. Также известен социальными карикатурами на британскую жизнь для изданий The Cruikshank Comic Almanack (1835–1853) и Omnibus (1842). Был мастером книжной иллюстрации, создавая рисунки для Чарльза Диккенса и других авторов.
Оноре Домье (1808–1879)
Великий французский художник и гравёр, которого считают «отцом современной карикатуры». Создал более 4 000 литографий, в основном политических и социальных карикатур, для французских газет и периодических изданий.
Томас Наст (1840–1902)
Американский редакционный карикатурист, считающийся отцом политической карикатуры в США. Среди его известных рисунков – оригинальные карикатуры Санта-Клауса, республиканского слона и демократического осла.
Знаменитые карикатуристы XX века
К наиболее известным художникам-карикатуристам XX века относятся:
Лионель Фейнингер (1871–1956)
Иллюстратор, карикатурист и шаржист. К началу века стал ведущим политическим карикатуристом Германии и успешным художником для немецких и американских изданий. В 1906 году приглашён на работу в «Чикаго Трибьюн».
Сэр Макс Бирбом (1872–1956)
Британский художник, сотни его карикатур публиковались в модных журналах, таких как Vanity Fair и Strand Magazine. Несмотря на это, он больше известен по роману Zuleika Dobson (1911).
Уильям Гроппер (1897–1977)
Известный коммунистический карикатурист, знаменитый своими карикатурами и соцреалистическими рисунками.
Алекс Гард (1900–1948)
Русский художник, создавший более 700 карикатур на знаменитостей и модных людей, посещавших популярные нью-йоркские рестораны.
Эл Хиршфельд (1903–2003)
Американский художник, наиболее известный своими простыми черно-белыми рисунками знаменитостей и звёзд шоу-бизнеса, а также карикатурами на политиков и телезвёзд. Один из немногих художников, которым заказывали оформление почтовых марок США. Его работы находятся в нескольких американских музеях, включая Метрополитен-музей (Нью-Йорк) и Музей современного искусства (Нью-Йорк).
Хосе Мигель Коваррубиас Дукло (1904–1957)
Мексиканский художник, карикатурист и иллюстратор, чьи работы публиковались в The New Yorker и Vanity Fair.
Дэвид Левин (р. 1926)
Выдающийся американский карикатурист, известный своими карикатурами пером и тушью на известных писателей и политиков. Публиковался в журнале Time, Playboy, The New York Times и The New York Review of Books.
Морт Друкер (р. 1929)
Карикатурист журнала MAD с 1957 года, наиболее известен своими карикатурами на кинозвёзд и телеактеров. Участвовал в создании обложек и внутренних изображений для журнала Time. Получил ряд наград от Национального общества карикатуристов.
Джеральд Энтони Скарф (р. 1936)
Английский карикатурист, иллюстратор The New Yorker и редакционный карикатурист The Sunday Times. Бывший друг карикатуриста Ральфа Стедмана, в 1960–1970-х годах был одним из первых авторов скабрёзного журнала Private Eye. Создавал иллюстрации для The Daily Sketch, The Evening Standard и журнала Punch. Позже создал карикатуры для титров сатирических телешоу Yes Minister и Yes, Prime Minister, а также серию рисунков, выражающих героические и отвратительные черты знаменитых британцев, включая Генриха VIII, королеву Елизавету I, Уинстона Черчилля, Агату Кристи, группу «Битлз» и Диану, принцессу Уэльскую.
Ральф Стедман (р. 1936)
Британский карикатурист, известный своими политическими и социальными иллюстрациями для американского писателя Хантера С. Томпсона. В 1979 году признан иллюстратором года по версии Американского института графических искусств.
Знаменитые современные карикатуристы
Сэм Вивиано (р. 1953)
Американский карикатурист и шаржист, арт-директор журнала MAD. Его рисунки появлялись на обложках Institutional Investor, в Readers Digest, Rolling Stone и многих других изданиях. Особенно известен сценами в толпе.
Стив Броднер (р. 1954)
Уроженец Бруклина, политический сатирик и художник-акварелист. Известен сатирическими изображениями американских политиков XXI века, таких как Барак Обама и Сара Пэйлин.
Роберт Риско (р. 1956)
Американский художник, использующий ретро-технику аэрографии. Под руководством Энди Уорхола и под влиянием нью-йоркского возрождения Деко. Его работы публиковались в Vanity Fair, Rolling Stone, Playboy и Esquire.
Ян Оп Де Беек (р. 1958)
Бельгийский карикатурист и эксперт по штриховке и размазыванию пальцев. Известен своими книгами по искусству карикатуры. В 2003 году удостоен звания «Лучший карикатурист мира».
Себастьян Крюгер (р. 1963)
Немецкий художник, известный своими реалистичными, но гротескными искажениями лиц знаменитостей, выполненными акриловыми красками. Известен изображениями Мадонны, а также Кита Ричардса и Мика Джаггера из The Rolling Stones. Его карикатуры регулярно публикуются в журнале Playboy, а также в Stern, Der Spiegel, L’Espresso и USA Today.
Герман Мехия (р. 1973)
Венесуэльский художник-карикатурист, известный регулярными публикациями в журнале MAD. Работы включают черно-белые иллюстрации с сильной штриховкой и акварельные работы. Получил премию Рубина от Национального общества карикатуристов в 2003 году.
Эд Стекли (р. 1973)
Художник из Милуоки, рисующий для журнала Cracked.
Среди других известных современных карикатуристов – Том Ричмонд из журнала Mad Magazine, Сэм Норкин, Серхио Арагонес, Руди Кристиано, Панчо Вилмарт, Билл Плимптон и Брюс Блитц.
- Как я стал карикатуристом
- Кубинец и норвежец стали лучшими карикатуристами
- Выставка графики в Литературном музее Москвы - к юбилею войны 1812 года
- «Весёлый дом: Семейная трагикомедия» Элисон Бехдель, краткое содержание
- Игорь Дрёмин: Персональная выставка Игоря Макарова
- «Обыкновенная благодать» Уильяма Кента Крюгера, краткое содержание
- Словесное искусство: живопись, гравюры и скульптура на основе текста
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?