Кельтские узоры читать ~7 мин.
Узоры, созданные древними кельтами как в континентальной Европе, так и на островах Британия и Ирландия, представляют собой двухмерную графику, для которой характерно использование сложных орнаментов на основе повторяющихся мотивов. Эти мотивы включают узлы, зооморфные изображения, переплетения, спирали и кресты. Они появляются на самых разных артефактах и произведениях искусства, в том числе на монументальных каменных сооружениях (например, на Туроуском камне), фалерах, монетах, предметах из драгоценных металлов, личных украшениях и ювелирных изделиях. В раннехристианскую эпоху кельтский стиль широко использовался при создании иллюминированных манускриптов и в скульптуре высоких кольцевых крестов.
Древние кельтские узоры: богатый сплав европейских стилей
В период своего расцвета в III – IV веках до н. э. кельты занимали значительную часть европейского континента: от Балтики до Средиземноморья и от Чёрного моря до Атлантики.
В результате кельтское искусство и дизайн этого периода, известные как латенский стиль, опирались на художественные традиции множества народов: балканских племён, греков, этрусков, римлян, египтян и многих других.

В раннехристианский период (V – X вв. н.э.) кельтские художники и мастера по металлу заимствовали мотивы, техники и стилистические формы у англосаксонских и германских мастеров, а также христианские фигуративные образы. Эта комбинация, известная как «Последний Латен» (Ultimate La Tene), островное (Insular Art) или гиберно-саксонское искусство (Hiberno-Saxon Art), стала предвестником Золотого века в истории ирландского искусства.
История кельтского дизайна
Зародившись в Центральной Европе, кельтская культура, связанная с гальштатской археологической культурой в районе Верхнего Дуная, была разнесена мигрирующими племенами (около 600–100 гг. до н. э.) в долины Рейна и Роны. Оттуда она распространилась на юго-восток — в Этрурию и на Балканы, на юго-запад — на Иберийский полуостров и на запад — в Британию и Ирландию. Археологи и антропологи выделяют два ранних периода в развитии кельтского дизайна: гальштатский и латенский.
Кельтские орнаменты гальштатского стиля (ок. 800–475 гг. до н.э.)
Орнаменты гальштатского стиля использовались в основном для украшения высококачественного железного оружия, конской сбруи, а также некоторых личных вещей. Мотивы гальштатского орнамента включали фигуры птиц, возможно, заимствованные из раннего этрусского искусства, другие зооморфные узоры, а также многочисленные абстрактные геометрические мотивы, при этом растительные орнаменты встречались редко. Важную роль играла симметрия, фигуры часто располагались парами.
Кельтские узоры в латенском стиле (ок. 480–100 гг. до н.э.)
На латенские узоры повлияли расширившиеся торговые контакты кельтов с другими народами Средиземноморья, включая этрусков, римлян, македонцев, греков и карфагенян. Таким образом, формальные мотивы были заимствованы из греческого, раннего римского искусства и искусства Причерноморья, но кельтские мастера по металлу быстро разработали собственные уникальные интерпретации, создав плавные абстрактные узоры.
В результате возникла высокостилизованная форма криволинейного искусства, основанная в основном на стилизованных растительных мотивах, таких как листья и побеги, а также на спиралях, трискелионах и S-образных изгибах. Геометрический декор был расширен и стал включать мотивы в виде крестов, перекрёстной штриховки, узоров «в ёлочку», концентрических кругов и другие.
Кельтский островной художественный стиль в Британии и Ирландии (ок. 650–1100 гг. н.э.)
Когда в I веке н. э. могущество Рима достигло своего зенита, большинство континентальных кельтов были ассимилированы и интегрированы в романизированные территории Галлии, Испании и других стран. Только на островных территориях Британии (частично) и Ирландии (полностью) языческая кельтская традиция дизайна сохранилась и развилась в стиле, который называют «Последним Латеном» (Ultimate La Tene), островным (Insular Art) или гиберно-саксонским искусством (Hiberno-Saxon Art). Этот абстрактный стиль искусства характеризовался horror vacui (боязнью пустого пространства), что проявлялось в заполнении всей поверхности плотными узорами из абстрактных элементов и стилизованных животных. Создавались и образные повествования, в частности, на ирландских высоких крестах IX – X веков.
Кельтские орнаменты улучшили существующие стили
Кельтские орнаменты, включающие узлы, спирали и другие криволинейные мотивы, не были оригинальными — многие другие ранние культуры использовали подобные узоры на протяжении веков. Например, знаменитые резные камни неолитической коридорной гробницы Ньюгрейндж (Dún Fhearghusa) украшены многочисленными спиральными узорами. Эта гробница, часть всемирно известного комплекса Бру-на-Бойнн в графстве Мит, была создана более чем за 2000 лет до прихода кельтов.
Однако справедливо будет сказать, что кельтские дизайнеры вдохнули новую жизнь в эти существующие узоры, сделав их сложнее и изысканнее. Таким образом они превратили их в отличительную и узнаваемую черту кельтского искусства.
Кельтские узоры были восприняты христианскими художниками
Кельты были языческим народом, начавшим принимать христианство с V века н. э. Однако их характерные орнаменты не исчезли после смены религии. Напротив, наследие и традиции кельтского искусства были полностью восприняты новыми поколениями писцов, мастеров по металлу и скульпторов, которым покровительствовала христианская церковь, в особенности монастыри и скриптории Ирландии, острова Иона и Северной Англии.
В этом искусстве завитки оставались важным декоративным элементом. В VII веке кельтские мастера заимствовали из германского мира такие техники, как филигрань, тиснение по фольге, золочение и зернь. С их помощью они создавали ослепительные и красочные произведения. Этот сплав христианских, кельтских и германских мотивов можно увидеть в иллюминированных Евангелиях, на предметах церковной утвари и в скульптуре отдельно стоящих высоких крестов раннехристианского островного периода (ок. 600–1100 гг. н.э.).
Основные черты кельтских орнаментов
Кельтские спирали
Древнейшими символами, связанными с кельтами, являются спирали. Выгравированные на древних языческих камнях, спиральные узоры (включая трискель, или трискелион) являются одним из ключевых мотивов древнего кельтского искусства.
Зооморфные изображения
В кельтских зооморфных орнаментах чаще всего встречаются птицы и змеи, хотя также используются изображения гончих, лошадей, оленей, львов и кабанов, а также многочисленных фантастических существ, часто гротескных, в том числе полулюдей-полузверей.
Зооморфные мотивы регулярно появляются в иллюминированном евангельском тексте Келлской книги, где каждому из четырёх евангелистов соответствует свой символ: человек для Матфея, лев для Марка, телец для Луки и орёл для Иоанна. См. также прекрасную декоративную работу на странице с монограммой Христа в Келлской книге.
Кельтские узлы
Существует восемь основных типов узлов, которые лежат в основе почти всех плетёных орнаментов в кельтском декоративном искусстве. Два из них образованы из трёхполосной плетёнки, а остальные шесть — из четырёхполосной. Узлы встречаются во многих видах кельтского искусства, включая изделия из металла, а также иллюминированные библейские тексты, в которых у некоторых персонажей волосы и бороды заплетены в сложные узлы. (Этот тип кельтского дизайна был позже заимствован художниками модерна в 1890-х годах).
Узлам также приписывали духовное значение: например, при создании узоров на личных вещах мастера верили, что каждое пересечение линий обеспечивает владельцу предмета дополнительную защиту. Примером таких переплетений могут служить страницы-ковры в знаменитой Книге из Дурроу.
Кресты
Кельтский крест, возможно, имеющий дохристианские корни и аналоги в искусстве коптской церкви, представляет собой крест с кольцом на пересечении перекладин. Когда христианство распространилось в Ирландии и Британии, этот символ был объединён с христианским крестом. (Существует предположение, что святой Патрик стремился использовать уже знакомые ирландцам символы.) Ярким примером служат высокие каменные кресты, распространённые в средневековой Ирландии (например, крест Муиредаха в графстве Лаут).
Ключевые узоры
Ключевые, или лабиринтовые, узоры стали популярны в период островного искусства (ок. 650–1100 гг. н.э.) и обычно состояли из прямых линий, образующих замысловатые блочные узоры, иногда описываемые как «квадратные спирали».
Музеи кельтского искусства
Из-за широкого расселения кельтских племён по Европе традиционные кельтские артефакты находятся в некоторых из лучших художественных музеев и центров наследия по всему континенту, а также в Ирландии и Великобритании. Здесь представлена небольшая подборка мест, в чьих коллекциях есть образцы кельтского дизайна: вы можете поискать в их онлайн-коллекциях больше изображений кельтского искусства.
Археологический музей, Загреб
Ашмолеанский музей, Оксфорд
Бернский исторический музей, Берн
Британская библиотека, Лондон
Британский музей, Лондон
Cabinet des Medailles, Национальная библиотека, Париж
Германский национальный музей, Нюрнберг
Исторический музей, Базель
Венгерский национальный музей, Будапешт
Кантональный археологический музей, Невшатель
Музей Денон, Шалон-сюр-Саон
Национальный музей античности, Сен-Жермен-ан-Лайе
Музей Гране, Экс-ан-Прованс
Муниципальный музей, Ангулем
Музей Шваба, Бьенн
Музей Тома-Добри, Нант
Королевские музеи искусства и истории, Брюссель
Национальный археологический музей Марке, Анкона
Музей Каролино-Августеум, Зальцбург
Музей доисторической и ранней истории, Саарбрюккен
Музей истории, Бухарест
Народный музей, Прага
Народный музей, Любляна
Национальный музей Ирландии, Дублин
Национальный музей, Копенгаген
Музей естественной истории, Вена
Государственные музеи Берлина
Рейнский краеведческий музей, Бонн
Рейнский краеведческий музей, Трир
Королевский музей Шотландии, Эдинбург
Швейцарский национальный музей, Цюрих
Словацкий национальный музей, Братислава
Библиотека Тринити-колледжа, Дублин
Ольстерский музей, Белфаст
Форарльбергский земельный музей, Брегенц
Музей предыстории при Университете Фридриха Шиллера, Йена
Вюртембергский земельный музей, Штутгарт
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?