Кельтские узоры читать ~7 мин.
Узоры, созданные древними кельтами как на континенте Европы, так и на островах Британии и Ирландии, как правило, характеризуются двухмерной графикой, характеризующейся использованием сложных узоров, основанных на ряде повторяющихся мотивов. Эти мотивы включают узлы, зооморфные изображения, переплетения узоров, спирали, и кресты, и появляются на самых разных артефактах и произведениях искусства, включая монументальную каменную кладку (напр. Туроуский камень), фалеры, монеты, драгоценные изделия из металла, личные украшения и ювелирные изделия. В эпоху раннего христианства кельтский стиль широко использовался при создании иллюминированных манускриптов и кольцевой скульптуры с высоким крестом.
Древние кельтские узоры: Богатый сплав европейских стилей
В период своего расцвета в III-IV веках до н.э. кельты занимали весь континент Европы, от Балтики до Средиземноморья и от Заднего моря до Атлантики.
В результате кельтское искусство и дизайн этого периода, известные как стиль Ла Тене, опирались на огромный спектр художественных традиций, от балканцев, греков, этрусков, римлян, египтян и многих других.

В поздний христианский период (V-X вв. н.э.) кельтские художники и мастера по металлу использовали мотивы, техники и стилистические формы англосаксонских и германских художников, а также христианские фигуративные образы. Эта комбинация, известная как Ultimate La Tene, Insular Art или Hiberno-Saxon Art, представила Золотой век в истории ирландского искусства.
История кельтского дизайна
Зародившись на Кавказе, кельтская культура была перенесена мигрирующими племенами в район Верхнего Дуная в Австрии, откуда она распространилась (ок. 600-100 гг. до н.э.) в долины рек Рейн и Рона, а затем на юго-восток в Этрурию и на Балканы, на юго-запад в Испанию и на Иберийский полуостров, и на запад в Британию и Ирландию. Археологи и антропологи выделили две ранние формы кельтского дизайна: Халльштатт и Ла Тене.
Кельтские орнаменты гальштатского стиля (ок. 800-475 гг. до н.э.)
Орнаменты гальштатского стиля использовались в основном для украшения высококачественного железного оружия, конных предметов, а также некоторых личных вещей. Мотивы гальштатского орнамента включали фигуры птиц, возможно, заимствованные из раннего этрусского искусства, другие узоры животных (зооморфы), а также многочисленные абстрактные геометрические узоры, включая узелки и лепные изделия, но мало растительных узоров. Симметрия была важна, поэтому фигуры часто располагались парами.
Кельтские узоры в латенском стиле (ок. 480-100 гг. до н.э.)
На латенские узоры повлияли более широкие торговые контакты между кельтами и другими народами Средиземноморья, включая этрусков, римлян, македонцев, греков и карфагенян. Таким образом, формальные мотивы были заимствованы из греческого искусства, раннего римского искусства и Причерноморья, но кельтские мастера по металлу быстро разработали свои собственные уникальные интерпретации абстрактных плавных узоров.
В результате возникла высокостилизованная форма криволинейного искусства, основанная в основном на растительных и лиственных изображениях, а также спиралях, трискелях и трубчатых формах. Геометрический декор был расширен и включал в себя мотивы креста, перекрёстной штриховки, «селёдочной кости», концентрических кругов и другие.
Кельтский островной художественный стиль в Британии и Ирландии (ок. 650-1100 гг. н.э.)
Когда в I веке н.э. могущество Рима достигло своего зенита, большинство континентальных кельтов были поглощены и интегрированы в романизированные территории Галлии, Испании и других стран. Только на островных территориях Британии (частично) и Ирландии (полностью) языческая кельтская традиция дизайна беспрепятственно сохранилась в том, что называется Ultimate La Tene, Insular Art или Hiberno-Anglo-Saxon Art. Эта форма искусства представляла собой абстрактный стиль, характеризующийся horror vacui (ужасом перед пустым пространством), и поэтому отличалась плотными узорами абстрактных конфигураций или стилизованным расположением животных. Создавались и образные повествования, в частности, на ирландских кельтских высоких крестах IX и X веков н.э.
Кельтские орнаменты улучшили существующие стили
Кельтские орнаменты, включающие узлы, спирали и другие криволинейные стили, не были оригинальными – многие другие ранние культуры использовали такие мотивы на протяжении веков. Например, знаменитые гравировки на камне неолитической проходной гробницы Ньюгрейндж (Dún Fhearghusa), входящей в состав всемирно известного комплекса Бру-на-Бойнн в графстве Мит и созданной примерно за 2000 лет до появления кельтов, включают многочисленные спиральные узоры.
Однако справедливо будет сказать, что кельтские дизайнеры вдохнули новую жизнь в эти существующие узоры, сделав их более сложными и изощрёнными, и таким образом превратили их в отличительную и узнаваемую черту кельтского искусства.
Кельтские узоры были восприняты христианскими художниками
Кельты были языческим народом, принявшим христианство примерно в V веке н.э. и далее. Однако их характерные дизайнерские работы не исчезли после обращения. Напротив, наследие и традиции кельтского искусства были полностью усвоены новыми поколениями писцов, металлургов и скульпторов, которым покровительствовала растущая христианская церковь, особенно в монастырях и скрипториях Ирландии, Ионы и Северной Англии.
В этом искусстве завитки оставались важнейшим декоративным элементом, но в VII веке филигранное литье, штамповка декоративной фольги, методы золочения и грануляции были заимствованы кельтскими мастерами из германского мира, и с их помощью они создавали ослепительные и очень красочные работы. Этот сплав христианских, кельтских и германских мотивов можно увидеть в иллюминированных евангельских текстах, церковных предметах и отдельно стоящей высокой крестовой скульптуре раннехристианского инсулярного периода (ок. 600-1100 гг. н.э.).
Основные черты кельтских орнаментов
Кельтские спирали
Древнейшими символами, связанными с кельтами, являются спирали. Выгравированные на древних языческих камнях, спиральные узоры (включая трискель или трискелион) являются ещё одной квинтэссенцией древнего кельтского искусства.
Зооморфные изображения
Обычные кельтские зооморфы изображают птиц и змей, хотя также используются изображения гончих, лошадей, оленей, львов и кабанов, а также многочисленных воображаемых животных, часто в гротескных формах, включая частично человека, частично зверя.
Зооморфы регулярно появляются в иллюминированном евангельском тексте Келлской книги, в котором каждому из четырёх евангелистов соответствует свой символ животного: человек для Матфея, лев для Марка, телец для Луки и орёл для Иоанна. См. также прекрасную декоративную работу на странице с монограммой Христа в Келлской книге.
Кельтские узлы
Существует восемь основных типов узлов, от которых происходят почти все переплетённые узоры в кельтском декоративном искусстве. Два из них образуются из трехшнуровой косички, остальные шесть – из четырёхшнуровой косички. Узелки встречаются во многих видах кельтского искусства, включая изделия из металла, а также иллюминированные библейские тексты, в которых некоторые фигуры нарисованы со сложными узлами в волосах. (Этот тип кельтского дизайна был позже заимствован художниками модерна в 1890-х годах).
Узелки также считались имеющими духовное значение: например, при создании узоров на личных вещах дизайнеры верили, что каждая пересечённая линия обеспечивает дополнительную защиту владельцу. Примером такого переплетения могут служить страницы ковров в знаменитой Книге Дурроу.
Кресты
Возможно, заимствованный из ранней коптской церкви, языческий кельтский крест состоит из обычного креста с кольцом, расположенным в центре на пересечении. Когда христианство распространилось в Ирландии и Британии, языческий кельтский крест был объединён с христианским (учёные считают, что Святой Патрик стремился использовать уже знакомые ирландцам символы), примером чему служат повсеместно распространённые средневековые христианские высокие кресты Ирландии (например, кельтский крест Муиредах, графство Лут).
Ключевые узоры
Они стали популярны в период инсулярного искусства (ок. 650-1100 гг. н.э.) и обычно состояли из прямых линий, образующих замысловатые блочные узоры, иногда описываемые как «квадратные спирали».
Музеи кельтского искусства
Из-за широкого расселения кельтских племён по Европе традиционные кельтские артефакты находятся в некоторых из лучших художественных музеев и центров наследия по всему континенту, а также в Ирландии и Великобритании. Здесь представлена небольшая подборка мест, в чьих коллекциях есть образцы кельтского дизайна: вы можете поискать в их онлайн-коллекциях больше изображений кельтского искусства.
Археолосский музей, Загреб
Ашмолеанский музей, Оксфорд
Бернский исторический музей, Берн
Британская библиотека, Лондон
Британский музей, Лондон
Cabinet des Medailles, Национальная библиотека, Париж
Немецкий национальный музей, Нюрнберг
Исторический музей, Базель
Музей Мадьяра Немзети, Будапешт
Кантональный археологический музей, Невшатель
Музей Денон, Шалон-сюр-Саон
Национальный музей античности, Сен-Жермен-ан-Лайе
Музей Гране, Экс-ан-Прованс
Муниципальный музей, Ангулем
Музей Шваба, Бьенн
Музей Томаса Добри, Нант
Королевские музеи искусства и истории, Брюссель
Национальный археологический музей Марке, Анкона
Музей Каролино-Августеум, Зальцбург
Музей Vor-und-Fruhgeschichte, Саарбрукен
Музей истории, Бухарест
Народный музей, Прага
Народный музей, Любляна
Национальный музей Ирландии, Дублин
Национальный музей, Копенгаген
Натурно-исторический музей, Вена
Дойче Культурбезитц, Государственный музей, Берлин
Рейнский земельный музей, Бонн
Рейнский земельный музей, Трир
Королевский музей Шотландии, Эдинбург
Швейцарский земельный музей, Цюрих
Словенский народный музей, Братислава
Библиотека Тринити-колледжа, Дублин
Ольстерский музей, Белфаст
Форарльбергерский земельный музей, Брегенц
Воргесхихтлихес музей, Фридрих-Шиллер-Университет, Йена
Вюртембергский земельный музей, Штуггарт
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?