Рисунки эпохи Возрождения читать ~6 мин.
Эпоха Возрождения в Италии – охватывающая Раннее Возрождение (ок.1400-90), Высокое Возрождение (ок.1490-1530) и Маньеризм (ок.1520-1600) – создала одни из лучших рисунков в истории искусства.
Согласно Джорджо Вазари (1511-1574), знаменитому флорентийскому художнику и историку искусства, рисунок является отцом всего изобразительного искусства. Его комментарии относятся к концу активной интеллектуальной дискуссии, бушевавшей во Флоренции с конца XV до середины XVI века, о том, какая форма искусства – скульптура или живопись – является более совершенной. Вазари выразил общее мнение, что рисунок (disegno) является основой обеих дисциплин. Disegno переводится и как рисунок, и как дизайн, тем самым охватывая как формулирование идеи в голове художника, так и её выражение на бумаге.
Материалы и техника рисования эпохи Возрождения
Благодаря Libro dell’Arte Ченнино Ченнини (1370-1440), опубликованной в конце 1390-х гг, а также Della Pittura Леона Баттисты Альберти (1404-1472) и Commentarii Лоренцо Гиберти (1378-1455), опубликованным в 1430-х годах, мы имеем достаточное представление о материалах и методах рисования, используемых рисовальщиками эпохи Возрождения.
Средства для рисования эпохи Возрождения включали в себя различные многоразовые дощечки (например, стираемые деревянные дощечки со слоем измельчённой кости, смешанной со слюной), пергамент (веллум) из козьей, свиной или телячьей кожи, пропитанной известью, бумагу (часто тонированную), лён и холст.
Они варьировались от простейшего стилуса (тонкая металлическая палочка, оставляющая на подготовленной дощечке или бумаге только углубление) до металлопункта (как и стилус, но из более мягкого металла, оставляющего видимый след; наиболее популярным было серебряное острие, но были варианты свинцового, золотого и медного острия; в целом, металлическое острие было самым популярным инструментом для предварительного рисования у художников фрески и темперы); рисунки пером и тушью также были популярны (выполнялись пером или тростниковым пером, а также тушью из галстука или бистром из древесной сажи, часто в сочетании с размывкой и выделением: иногда вместо пера или в сочетании с ним использовалась кисть).
Такие инструменты для рисования, как стилус, металлическое острие и перо, обычно классифицируются как средства тонкой линии, в отличие от средств широкой линии, таких как уголь и мелки. Меловые рисунки эпохи Возрождения обычно выполнялись чёрными или красными мелками – мел был особенно популярен благодаря своим качествам размазывания и смешивания, которые позволяли художнику создавать широкий диапазон тональных вариаций. Рисунки углём также были распространены, хотя до наших дней дошло меньше примеров, поскольку уголь слишком легко стирается.
Рисунки, выполненные как тонкой, так и широкой линией, часто усиливались белым цветом, чтобы подчеркнуть наиболее ярко освещённые участки и усилить трёхмерный эффект моделирования. Усиление можно было сделать тремя способами: белым мелом, влажным пигментом (например, гуашью на свинцовых белилах), нанесённым кистью, или просто оставив подложку пустой.
Виды и коллекции рисунков
Большинство всех рисунков, выполненных в эпоху Возрождения кватроченто (XV век) и чинквеченто (XVI век), были рабочими рисунками – т.е, подготовительные эскизы, используемые в изобразительном искусстве, таком как архитектура, живопись, скульптура, а также в таких видах декоративного искусства, как мозаика, гобелен, витраж, иллюстрация и т.п. Однако после Леонардо и Микеланджело, в частности, автономные или самостоятельные рисунки стали все более и более приемлемыми. Хотя эти виды работ на бумаге можно увидеть в большинстве лучших художественных музеев Европы и Америки, лучшие коллекции хранятся в музее Лувр в Париже, галерее Уффици во Флоренции и Британском музее в Лондоне.
Подробнее о главных центрах живописи и скульптуры в эпоху Ринасименто, см: Возрождение во Флоренции (ок. 1400-90); Возрождение в Риме (ок. 1490-1550); и Возрождение в Венеции (ок. 1400-1600).
Лучшие и величайшие рисунки эпохи Возрождения (1400-1550)
Здесь представлен рекомендуемый нами список лучших графических работ, созданных в эпоху итальянского Возрождения более чем 40 лучшими рисовальщиками. (Все работы перечислены в хронологическом порядке по именам художников).
Этюд драпировки для сидящей фигуры (1470-е гг.) Британский музей, Лондон.
Кисть с серой темперой и белым выделением, следы кисти и чёрной туши на льне.
Дева с ребёнком и кошкой (1470-е гг.) Британский музей, Лондон.
Перо и чернила поверх стилуса.
Бюст воина в профиль (1470-е гг.) Британский музей, Лондон.
Металлическая точка на бумаге кремового цвета.
Вид на долину Арно (1473) Габинетто деи Дисегни и Стампе, Уффици.
Перо и чернила.
Поклонение волхвов (1481) Лувр, Париж.
Перо и чернила поверх следов стилуса и свинцового острия.
Голова гротескного человека (1503 г.) Лувр, Париж.
Красный мел со следами стилуса. Прототип искусства карикатуры.
Игнудо (ок. 1511 г.) Лувр, Париж. (этюд для Фреска Генезиса)
Чёрный мел со следами белого над стилусом.
Идеальная голова женщины (ок. 1525-8) Британский музей, Лондон.
Чёрный мел.
Падение Фаэтона (1533) Королевская библиотека, Виндзор.
Чёрный мел.
Портрет Андреа Кваратези (ок. 1528-32) Британский музей, Лондон.
Чёрный мел.
Этюд для купола базилики Святого Петра (конец 1550-х гг.) Художественный музей, Лилль.
Чёрный мел с коричневой смывкой.
Этюд: Алтарный образ Николая Толентинского (1500 г.) Музей изящных искусств, Лилль.
Чёрный мел поверх стилуса и чёрный мел с пером и чернилами.
Головы Богородицы и Младенца (1504-8) Британский музей, Лондон.
Металлическая точка на розовой тонированной бумаге.
Карикатура на Святую Екатерину Александрийскую (ок. 1507 г.) Лувр, Париж.
Чёрные мелки.
Этюд обнажённой натуры для Диспута (1508) Штадельсский Кунстинститут, Франкфурт
Перо и чернила поверх следов чёрного мела и стилуса. Подробнее о наготе в рисунке и живописи см: Женская обнажённая натура в истории искусства и её аналог Мужская обнажённая натура в истории искусства.
Этюд для Мадонны Альбы (ок. 1509-11) Музей изящных искусств, Лилль.
Красный мел.
Этюд для фригийской сивиллы в Санта-Мария делла Паче (1511-12) BM, Лондон.
Красный мел над стилусом.
Карикатура на Мадонну Макинтоша (ок. 1512) БМ, Лондон.
Чёрный мел с вкраплениями белого мела.
Святой Павел, расправляющий свои одежды (1514-15) Музей Дж Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Металлическая точка, усиленная белой гуашью, на сиренево-серой бумаге.
Другие рисунки Тициана, а также Тинторетто и Паоло Веронезе см: Венецианский рисунок (ок. 1500-1600 гг.).
Другие художники эпохи Возрождения
Другие выдающиеся мастера рисунка и набросков в эпоху Раннего и Высокого Возрождения включают:
Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427)
Влиятельный художник интернационального готического стиля, работавший во Флоренции.
Филиппо Брунеллески (1377-1446)
Флорентийский архитектор, скульптор.
Паоло Уччелло (1397-1475)
Мозаичист и живописец, работавший во Флоренции.
Томмазо Мазаччо (1401-1428)
Лучший художник раннего Возрождения, известен фресками капеллы Бранкаччи.
Пьеро делла Франческа (1420-1492)
Умбрийский живописец, пионер линейной перспективы.
Антонелло да Мессина (1430-1479)
Сицилийский живописец, испытавший влияние нидерландской масляной живописи и способствовавший её развитию.
Донато Браманте (ок. 1444-1514)
Величайший архитектор Высокого Возрождения; известен архитектурными чертёжами.
Джорджоне (1477-1510)
Загадочный художник венецианской школы.
Тициан (ок. 1477-1576)
Величайший представитель цветной живописи эпохи Возрождения.
Якопо Бассано (1515-1592)
Художник-маньерист, известный своими рисунками животных и библейской жанровой живописью.
Тинторетто (1518-1594)
Венецианский живописец, известный монументальными религиозными картинами.
Паоло Веронезе (1528-1588)
Ещё один из ведущих колористов Венеции.
Современные средства рисования
Графитовая точка привела к развитию грифельного карандаша и эволюции карандашных рисунков; в то время как более поздние инновации включали рисунки контурными мелками и рисунки пастелью.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?