Рисунки эпохи Возрождения читать ~6 мин.
Эпоха Возрождения в Италии, охватывающая Раннее Возрождение (около 1400–1490), Высокое Возрождение (около 1490–1530) и Маньеризм (около 1520–1600), подарила миру одни из величайших образцов рисунка в истории искусства.
По словам Джорджо Вазари (1511–1574), знаменитого флорентийского художника и историографа, рисунок — отец всех изобразительных искусств. Его суждения отражают суть оживлённой интеллектуальной дискуссии, которая велась во Флоренции с конца XV до середины XVI века, о том, какая форма искусства — скульптура или живопись — совершеннее. Вазари выразил общее мнение, что в основе обеих дисциплин лежит рисунок, или disegno. Этот термин переводится и как «рисунок», и как «замысел», охватывая и формулирование идеи в уме художника, и её физическое воплощение на бумаге.
Материалы и техника рисунка в эпоху Возрождения
Благодаря трактатам «Книга об искусстве» (Libro dell’Arte) Ченнино Ченнини (1370–1440), изданному в конце 1390-х годов, а также «О живописи» (Della Pittura) Леона Баттисты Альберти (1404–1472) и «Комментариям» (Commentarii) Лоренцо Гиберти (1378–1455), опубликованным в 1430-х годах, мы имеем достаточно полное представление о материалах и методах, которые использовали рисовальщики того времени.
В качестве основы для рисования служили многоразовые деревянные дощечки, покрытые составом из толчёной кости и слюны, пергамент (веллум) из обработанной известью козьей, свиной или телячьей кожи, а также бумага (часто тонированная), лён и холст.
Инструменты варьировались от простого стилуса — тонкой металлической палочки, оставлявшей на подготовленной поверхности лишь вдавленный след, — до металлического штифта, который изготавливался из более мягкого металла и оставлял видимую линию. Наибольшей популярностью пользовался серебряный штифт, но применялись также свинцовые, золотые и медные. Этот инструмент был особенно востребован художниками, работавшими в технике фрески и темперы.
Широко распространены были и рисунки пером и чернилами. Их выполняли гусиным или тростниковым пером, используя железно-галловые чернила или бистр (сажу). Часто такие рисунки дополняли размывкой и высветлением, для чего иногда применяли кисть.
Стилус, металлический штифт и перо относят к инструментам для создания тонких линий, в отличие от угля и мела, которыми выполняли рисунки с широкими линиями. Меловые рисунки эпохи Возрождения создавались в основном чёрным или красным мелом. Этот материал ценили за способность легко растушёвываться, что позволяло добиваться широкого диапазона тональных переходов. Рисунки углём также были популярны, но до наших дней их сохранилось мало, поскольку уголь легко стирается с поверхности.
Для усиления эффекта трёхмерности и выделения наиболее освещённых участков рисунки, выполненные как тонкими, так и широкими линиями, часто дополняли белилами. Это можно было сделать тремя способами: белым мелом, влажным пигментом (например, гуашью на основе свинцовых белил), нанесённым кистью, или же просто оставляя незакрашенные участки бумажной основы.
Виды и коллекции рисунков
Большинство рисунков эпохи кватроченто (XV век) и чинквеченто (XVI век) были рабочими, то есть подготовительными эскизами для архитектурных проектов, живописных полотен, скульптур, а также произведений декоративного искусства: мозаик, гобеленов, витражей и книжных иллюстраций. Однако благодаря Леонардо да Винчи и Микеланджело рисунок стал восприниматься и как самостоятельное произведение искусства. Сегодня эти работы хранятся во многих ведущих художественных музеях мира, но лучшие коллекции сосредоточены в Лувре в Париже, галерее Уффици во Флоренции и Британском музее в Лондоне.
Подробнее о главных центрах живописи и скульптуры в эпоху Ринасименто можно прочитать в статьях: «Возрождение во Флоренции» (около 1400–1490), «Возрождение в Риме» (около 1490–1550) и «Возрождение в Венеции» (около 1400–1600).
Выдающиеся рисунки эпохи Возрождения (1400–1550)
Ниже представлен список наиболее значимых графических работ, созданных в период итальянского Возрождения. Работы сгруппированы по авторам в хронологическом порядке.
Леонардо да Винчи (1452–1519)
- «Этюд драпировки для сидящей фигуры» (1470-е). Британский музей, Лондон.
Кисть, серая темпера, белила, следы чёрных чернил на льне. - «Дева с Младенцем и кошкой» (1470-е). Британский музей, Лондон.
Перо, чернила поверх эскиза стилусом. - «Бюст воина в профиль» (1470-е). Британский музей, Лондон.
Серебряный штифт на тонированной бумаге кремового цвета. - «Вид на долину Арно» (1473). Кабинет рисунков и гравюр, Уффици.
Перо, чернила. - «Поклонение волхвов» (1481). Лувр, Париж.
Этюд перспективы. Перо, чернила поверх наброска стилусом и свинцовым штифтом. - «Голова гротескного человека» (около 1503). Лувр, Париж.
Красный мел со следами стилуса. Считается одним из прототипов искусства карикатуры.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564)
- «Иньюдо» (около 1511). Лувр, Париж. (Этюд для фрески «Сотворение мира»).
Чёрный мел, белила поверх наброска стилусом. - «Идеальная голова женщины» (около 1525–1528). Британский музей, Лондон.
Чёрный мел. - «Портрет Андреа Кваратези» (около 1528–1532). Британский музей, Лондон.
Чёрный мел. - «Падение Фаэтона» (1533). Королевская коллекция, Виндзор.
Чёрный мел. - «Этюд для купола собора Святого Петра» (конец 1550-х). Дворец изящных искусств, Лилль.
Чёрный мел, коричневая размывка.
Рафаэль Санти (1483–1520)
- «Этюд к алтарному образу Николы из Толентино» (1500). Дворец изящных искусств, Лилль.
Чёрный мел поверх эскиза стилусом, перо, чернила. - «Головы Богородицы и Младенца» (1504–1508). Британский музей, Лондон.
Металлический штифт на розовой тонированной бумаге. - «Картон для ‘Святой Екатерины Александрийской’» (около 1507). Лувр, Париж.
Чёрный мел. - «Этюд обнажённой натуры для ‘Диспуты’» (1508). Штеделевский художественный институт, Франкфурт.
Перо, чернила поверх наброска чёрным мелом и стилусом. Подробнее об изображении наготы см.: «Женская обнажённая натура в истории искусства» и «Мужская обнажённая натура в истории искусства». - «Этюд для ‘Мадонны Альба’» (около 1509–1511). Дворец изящных искусств, Лилль.
Красный мел. - «Этюд для Фригийской сивиллы в церкви Санта-Мария-делла-Паче» (1511–1512). Британский музей, Лондон.
Красный мел поверх эскиза стилусом. - «Картон для ‘Мадонны Макинтоша’» (около 1512). Британский музей, Лондон.
Чёрный мел, белила. - «Святой Павел, расправляющий свои одежды» (1514–1515). Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Металлический штифт, усиленный белой гуашью, на сиренево-серой бумаге.
О рисунках Тициана, Тинторетто и Паоло Веронезе читайте в статье «Венецианский рисунок (около 1500–1600 годов)».
Другие художники эпохи Возрождения
Среди других выдающихся мастеров рисунка и наброска Раннего и Высокого Возрождения выделяются:
- Джентиле да Фабриано (около 1370–1427)
Влиятельный художник интернациональной готики, работавший во Флоренции. - Филиппо Брунеллески (1377–1446)
Флорентийский архитектор и скульптор, один из создателей линейной перспективы. - Паоло Уччелло (1397–1475)
Флорентийский живописец и мозаичист, известный мастерством в изображении перспективы. - Томмазо Мазаччо (1401–1428)
Один из величайших художников Раннего Возрождения, автор фресок в капелле Бранкаччи. - Пьеро делла Франческа (1420–1492)
Живописец умбрийской школы, теоретик искусства и новатор в области перспективы. - Антонелло да Мессина (1430–1479)
Сицилийский живописец, который одним из первых в Италии освоил нидерландскую технику масляной живописи. - Донато Браманте (около 1444–1514)
Величайший архитектор Высокого Возрождения, известный своими архитектурными чертёжами. - Джорджоне (1477–1510)
Таинственный и влиятельный мастер венецианской школы живописи. - Тициан (около 1488–1576)
Ведущий представитель венецианской школы, непревзойдённый мастер колорита. - Якопо Бассано (1515–1592)
Художник-маньерист, известный библейскими сценами с элементами жанровой живописи. - Тинторетто (1518–1594)
Венецианский живописец, создатель монументальных драматических полотен. - Паоло Веронезе (1528–1588)
Один из ведущих колористов венецианской школы, мастер пышных многофигурных композиций.
Наследие техник рисования
Открытие и использование графита привело к созданию грифельного карандаша и развитию карандашного рисунка. Позднее появились такие техники, как рисунки соусом и сангиной, а также рисунки пастелью, которые расширили выразительные возможности художников.
- Архитектура эпохи Возрождения
- Цветовая палитра эпохи Возрождения: пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения
- Портреты эпохи Возрождения (1400-1600)
- Искусство эпохи Возрождения во Флоренции
- Папа Юлий II: покровитель искусства эпохи Возрождения в Риме
- Выбираем типы планшетов для рисования стилусом
- Женщина со стилусом: Что портрет может рассказать нам о женщинах Древнего Рима
- Выставка компьютерной графики «Цифровые сны»
- Приложения операционной системы Андроид для рисования
- Диптих
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?