Искусство династии Мин читать ~8 мин.
В 1368 году китайские войска изгнали последних сторонников монгольской династии Юань (1271-1368) и основали династию Мин. По сравнению с упадком китайского искусства, который произошёл в предшествующий период искусства династии Юань, правление Мин стало периодом восстановления и расширения культуры, что привело к повсеместному обновлению традиционных видов искусства, таких как китайская керамика (особенно сине-белый китайский фарфор), которая превзошла даже стандарты, установленные искусством династии Сун (960-1279), а также китайская живопись вместе с её родственницей каллиграфией.
Однако новый режим Мин, возглавляемый милитаристским императором Хунхуа Чжу Юаньчжаном (правил в 1368-98 гг.), также ввёл систему культурного контроля, навязывая определённые стили в искусстве. Например, художникам Мин, работавшим на императорский двор, было приказано вернуться к дидактическим и реалистическим формам изобразительного искусства, подобным идиоме, которую пропагандировала Императорская академия живописи Южной Сун (1127-1279 гг.).
Как и монголы Юань, императоры династии Мин выбрали Пекин в качестве своей столицы, тем самым закрепив режим в районе Жёлтой реки, родине китайской цивилизации. Династия Мин просуществовала до 1644 года, когда после ряда финансовых проблем, неурожаев, наводнений и эпидемий её сменили маньчжуры, положившие начало эпохе искусства династии Цин (1644-1911). О влиянии китайской культуры династии Мин на её ближайших соседей см: Корейское искусство (ок. 3 000 до н.э. и далее). О современном искусстве Индии см: Постклассическая индийская живопись (14-16 века).
Архитектура династии Мин
К 1400 году империя Мин стала процветающей и стабильной, и китайская архитектура была одной из первых среди изобразительных искусств. Крупные строительные проекты включали возведение Запретного города в Пекине (1406-1420 гг.); буддийскую «Фарфоровую пагоду» высотой 262 фута или Баоэнси (Храм Благодарности) в Нанкине, построенную примерно 100 000 рабочих и мастеров в период с 1412 по 1431 год, со стенами из белого фарфорового кирпича и 72 дверными проёмами, отделанными цветной глазурованной плиткой; а также монументальную реставрацию и расширение Великой стены (начатую в 1449 году). Кроме того, архитекторы были призваны спроектировать и построить множество роскошных гробниц и храмов, используя драгоценные материалы и предметы со всего Китая.
Другие статьи об искусстве и культуре Азии см: Искусство Азии (начиная с 38 000 лет до н.э. и далее).
Живопись эпохи Мин
Живопись эпохи Мин поддерживала традиции более ранней академии живописи Южной Сун, а также традиции династии Юань: школа художников Чжэцзян (Zhejiang) придерживалась описательного стиля туши и смывки Сун, а школа Сучжу (Suzhou) практиковала более интенсивную и выразительную каллиграфическую идиому художников-учёных Юань. В последней каждая картина строится из серии мазков, точно выражающих личность и чувства художника, а не только его техническую компетентность: такой подход продемонстрировал учёный-художник эпохи Мин Сюй Вэй (1521-93) в своём рисунке тушью «Бамбук» (1540, Галерея искусств Фрир, Смитсоновский музей), который иллюстрирует его технику широких, смелых мазков тушью и свободных линий. Именно свобода самовыражения Сюй Вэя в сочетании с его эмоциональной связью с материалами создали ему репутацию основателя современной китайской живописи.
Среди других важных китайских художников эпохи Мин были Ни Цзан (1301-74) и Дун Цичан (1555-1640), а также Четыре мастера династии Мин, а именно Шэнь Чжоу (1427-1509), Тан Инь (1470-1523), более известный под вежливым именем Тан Боху, Вэнь Чжэнмин (1470-1559) и Цю Ин (1500-60). Самым популярным жанром живописи была пейзажная живопись – обычно крупномасштабная – наряду с композициями из цветов и птиц, а также повествовательная фигурная живопись, которая позволяла художникам максимально широко восхвалять новых правителей династии Мин.
Керамика династии Мин
Династия Мин стала всемирно известной благодаря уникальному качеству своей керамики: в частности, кобальтово-синего и белого фарфора, селадоновой глазури морского цвета и скульптуры из белого фарфора (работы таких художников, как Хэ Чаоцзун), которые экспортировались по всему миру, в основном в Европу, на Ближний Восток, в Японию и Юго-Восточную Азию. Техника династии Мин – добавления марганца в кобальтовую синь для получения более чётких линий в подглазурном декоре, которые в противном случае могли бы расплыться в глазури.
Карп золотого цвета, водная растительность и другие мотивы наносились поверх глазури с помощью эмалевых красок, а надглазурная роспись обжигалась при более низкой температуре печи. Основными центрами производства фарфора династии Мин были императорские печи на юге Китая, в частности в Цзиндэчжэне в провинции Цзянси – идеальном месте благодаря обилию минералов, таких как петунцзе (фарфоровый камень) и каолин (фарфоровая глина), а также большому количеству древесины для обжига печей.
Цзиндэчжэнь был также известен своим типом твёрдого белого фарфора, разработанного на основе Шуфу, названного так из-за двухсимвольных надписей, которые появлялись на некоторых изделиях. Шуфу может означать, что изделия были заказаны для армии (Шумиюань). Эти изделия имеют толстую, слегка непрозрачную глазурь белого цвета со слабым сине-зелёным оттенком. Другим важным местом был Дехуа в Фуцзяни, где производился белый фарфор с глазурью из слоновой кости. Большая часть селадона эпохи Мин по-прежнему производилась в Лонгкуане, в восточной прибрежной провинции Чжэцзян, и в восточной провинции Сучжоу.
Чтобы увидеть, как культура династии Мин вписывается в общую эволюцию искусства и ремёсел в Китае, см: Древняя керамика (с 18 000 до н.э.) и Хронология китайского искусства (18 000 до н.э. – настоящее время). Чтобы увидеть, как керамика династии Мин вписывается в эволюцию керамики, см: Хронология керамики (26 000 лет до н.э. – 1900 г.).
Исторически основными гончарными периодами династии Мин были период Юнлэ (1402-24), период Сюаньдэ (1425-35), период Чэньхуа (1464-87), период Чжэндэ (1505-21), период Цзяцзин (1521-67) и период Ваньли (1572-1620). В период Мин появились новые типы китайской керамики, такие как: «посуда сватоу», «санькай» (трёхцветная посуда), «куриные кубки» (кубки для вина с куриными мотивами) и посуда из Исина. В течение всего этого времени производство, декорирование и надглазурная роспись фарфора и других керамических изделий постоянно совершенствовались, часто под влиянием иностранного влияния. Развитие сине-белой посуды и перегородчатой эмали, например, произошло отчасти благодаря тесным контактам с миром исламского искусства, в то время как другие разработки отражали влияние Западной Азии.
Декоративное искусство и ремёсла династии Мин
Декоративное искусство династии Мин основывалось на богатом разнообразном наследии монгольской династии Юань, которое включало в себя как традиционное китайское искусство, так и иностранные стили. В то же время новые правила обеспечивали соблюдение единого стандарта мастерства, чтобы сохранить качество и защитить экспорт.
Основными видами прикладного искусства, развитыми в этот период, были: резьба по рогу и слоновой кости; ювелирное дело, перегородчатая гравюра, ювелирное искусство, другие виды обработки металла; резьба по нефриту; шелка и текстиль, китайская лаковая посуда.
Многие из этих ремёсел развивались в культурных центрах региона Цзяннань, плодородной области к югу от реки Янцзы, где выращивалось много полезного сырья, а южные порты были активными центрами торговли для импорта слоновой кости и рога носорога.
Слоновая кость и рог носорога импортировались из Индии, Малайзии, Таиланда и Индонезии. Во времена династии Мин слоновая кость использовалась для создания маленьких фигурок богов, а из рога носорога делали разнообразные кубки, а также различные формы скульптуры – в том числе декоративную рельефную скульптуру, для украшения сундуков и других предметов домашнего обихода.
Ювелирное дело также процветало: драгоценные металлы, минералы и драгоценные камни использовались множеством различных способов. Например, около 2,5 млн. унций серебра было использовано для украшения буддийской «Фарфоровой пагоды» в Нанкине, к сожалению, разрушенной в 1854 году во время восстания тайпинов. Кроме того, огромные личные гробницы императоров династии Мин были наполнены драгоценными предметами. Например, в одной из таких гробниц, принадлежавшей императору Ваньли (правил в 1572-1620 гг.), саркофаг императора был окружён множеством красных и чёрных лакированных ящиков, в которых находилось 3 000 бесценных предметов из золота и серебра, а также драгоценных камней, жемчуга, фарфора, нефрита и шелка.
Подробнее о других культурах Дальнего Востока см: Японское искусство, а также: Индия, живопись и скульптура. Пример европейского увлечения китайским декором см: Шинуазри (17-18 век).
О старейшей керамике Китая см.: Пещерная керамика Сяньрэндун, датируемая 18 000 лет до нашей эры.
Дополнительные ресурсы
Чтобы узнать о датах появления ранних культур, см.: Хронология доисторического искусства, Хронология истории искусства. О конкретных движениях см.: История искусства.
Более ранние китайские культуры:
Неолитическое искусство в Китае (7500-2000 до н.э.)
Искусство династии Шан (1600-1050 до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050-221 до н.э.)
Китайские буддийские скульптуры (c.100 г. по настоящее время)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Искусство шести династий (220-618 гг.)
Искусство династии Суй (589-618)
Искусство династии Тан (618-906).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?