Искусство династии Мин читать ~6 мин.
В 1368 году китайские войска под предводительством Чжу Юаньчжана свергли монгольскую династию Юань (1271–1368) и основали новую правящую династию — Мин. После периода культурного упадка, характерного для позднего этапа искусства династии Юань, эпоха Мин ознаменовалась восстановлением и развитием национальных традиций. Это привело к обновлению таких видов искусства, как китайская керамика, живопись и каллиграфия. Особенно значительных высот достигло производство сине-белого китайского фарфора, превзошедшего даже стандарты искусства династии Сун (960–1279).
Новый режим, возглавляемый императором Чжу Юаньчжаном (девиз правления — Хунъу, 1368–1398), установил систему культурного контроля. Выходец из крестьянской семьи, он стремился укрепить свою власть, в том числе через искусство. Художникам, работавшим при императорском дворе, предписывалось вернуться к дидактическим и реалистичным формам изобразительного искусства, которые были характерны для Академии живописи Южной Сун (1127–1279).
Столицей новой империи Чжу Юаньчжан сделал Нанкин. Позднее третий император династии, Юнлэ (Чжу Ди), перенёс столицу в Пекин, закрепив политический центр в районе реки Хуанхэ — колыбели китайской цивилизации. Династия Мин правила до 1644 года. Череда финансовых кризисов, неурожаев и эпидемий ослабила империю, что привело к её завоеванию маньчжурами и началу эпохи искусства династии Цин (1644–1911). О влиянии культуры Мин на соседей см.: Искусство Кореи. Об искусстве Индии того же периода см.: Постклассическая индийская живопись (XIV – XVI века).
Архитектура династии Мин
К началу XV века империя Мин достигла стабильности и процветания, что способствовало расцвету архитектуры. Среди крупнейших строительных проектов этого времени выделяются возведение Запретного города в Пекине (1406–1420) по приказу императора Юнлэ и монументальное расширение Великой Китайской стены (начато в 1449 году).
Ещё одним шедевром стала буддийская Фарфоровая пагода (Баоэньсы — «Храм воздаяния за доброту») в Нанкине. Её строили с 1412 по 1422 год более ста тысяч рабочих. Пагода высотой около 80 метров была облицована кирпичами из белого фарфора, а её дверные проёмы украшены цветной глазурованной плиткой. Европейские путешественники называли её одним из чудес Китая. Сооружение было разрушено в 1856 году во время восстания тайпинов. Кроме того, архитекторы проектировали роскошные гробницы и храмы, используя для их отделки драгоценные материалы.
Другие статьи об искусстве и культуре Азии см: Искусство Азии (начиная с 38 000 лет до н.э. и далее).
Живопись эпохи Мин
Живопись эпохи Мин развивалась в двух основных направлениях, унаследованных от предыдущих династий. Школа Чжэ (Чжэцзян) продолжала традиции академической живописи Южной Сун, а школа У (Сучжоу) следовала экспрессивной каллиграфической манере художников-интеллектуалов эпохи Юань. В последней мазок кисти передавал не столько техническое мастерство, сколько личность и чувства автора.
Ярким представителем этого подхода был Сюй Вэй (1521–1593). Его работа тушью «Бамбук» (1540, Галерея искусств Фрир, Смитсоновский институт) выполнена смелыми, широкими мазками. Свобода самовыражения и эмоциональная связь с материалами принесли ему славу одного из основателей современной китайской живописи. Среди других значимых художников эпохи Мин — Дун Цичан (1555–1640) и Ни Цзан (1301–1374), мастер эпохи Юань, оказавший огромное влияние на минских живописцев.
Особую известность получили «Четыре мастера династии Мин»:
Шэнь Чжоу (1427–1509), сочетавший философскую глубину с личными переживаниями.
Вэнь Чжэнмин (1470–1559), прославившийся виртуозной каллиграфией.
Тан Инь (1470–1524), известный также как Тан Боху, новатор в жанровой живописи.
Цю Ин (ок. 1494–1552), доведший до совершенства детализированный стиль гунби. Самым популярным жанром оставалась пейзажная живопись, часто крупномасштабная. Также были распространены композиции с цветами и птицами и повествовательная фигурная живопись, позволявшая прославлять правителей династии Мин.
Керамика династии Мин
Династия Мин всемирно известна качеством своей керамики, которая активно экспортировалась в Европу, на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. Наибольшую славу получили кобальтово-синий и белый фарфор, селадоновая глазурь и скульптуры из белого фарфора, созданные такими мастерами, как Хэ Чаоцзун. Технологическим новшеством стало добавление марганца в кобальт, что позволяло получать более чёткие линии подглазурного рисунка.
Для надглазурной росписи использовали эмалевые краски, которые закреплялись при более низких температурах обжига. Основным центром производства стал город Цзиндэчжэнь в провинции Цзянси. Это место было богато необходимым сырьём — каолином (фарфоровой глиной) и петунцзе (фарфоровым камнем), а также лесными ресурсами для топок печей.
Цзиндэчжэнь также славился фарфором типа шуфу. Название происходит от двух иероглифов, которые ставились на изделиях, заказанных для Военного совета (Шумюань). Эти предметы имели толстую, слегка непрозрачную белую глазурь со слабым сине-зелёным оттенком. Другим важным центром был Дэхуа в провинции Фуцзянь, где производили знаменитый белый фарфор, известный в Европе как «блан-де-шин». Производство селадона продолжалось в Лунцюане (Чжэцзян) и Сучжоу.
Чтобы увидеть, как культура династии Мин вписывается в общую эволюцию искусства и ремёсел в Китае, см: Древняя керамика (с 18 000 до н.э.) и Хронология китайского искусства (18 000 до н.э. – настоящее время). Чтобы увидеть, как керамика династии Мин вписывается в эволюцию керамики, см: Хронология керамики (26 000 лет до н.э. – 1900 г.).
Ключевыми периодами в развитии керамики Мин считаются правления Юнлэ (1402–1424), Сюаньдэ (1425–1435), Чэнхуа (1464–1487), Чжэндэ (1505–1521), Цзяцзин (1521–1567) и Ваньли (1572–1620). В это время появились новые виды изделий: посуда «сватоу», «саньцай» (трёхцветная) и «куриные чаши». Техники декорирования постоянно совершенствовались, часто под влиянием исламского искусства и культуры Западной Азии, что особенно заметно в развитии сине-белой посуды и перегородчатой эмали.
Декоративное искусство и ремёсла династии Мин
Декоративное искусство эпохи Мин унаследовало традиции как китайского искусства, так и зарубежных стилей, пришедших во времена династии Юань. При этом строгие стандарты качества обеспечивали высокий уровень мастерства. Основными видами прикладного искусства были резьба по слоновой кости и рогу носорога, нефриту, изготовление изделий из лака, шёлка, а также ювелирное дело и обработка металлов.
Многие ремесленные центры располагались в регионе Цзяннань, к югу от реки Янцзы. Его порты были важными узлами для импорта слоновой кости и рога носорога из Индии, Малайзии, Таиланда и Индонезии. Из слоновой кости вырезали фигурки божеств, а из рога носорога — кубки и элементы рельефного декора для мебели.
Процветало и ювелирное искусство. Гробницы императоров династии Мин были наполнены драгоценными предметами. Например, в усыпальнице императора Ваньли (правил в 1572–1620 гг.) было найдено около трёх тысяч изделий из золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга, нефрита и шёлка, хранившихся в лакированных сундуках. Мебель эпохи Мин, ценимая за простые формы и плавные линии, изготавливалась из ценных пород древесины, таких как красное и пурпурное сандаловое дерево.
Подробнее о других культурах Дальнего Востока см: Японское искусство, а также: Индия, живопись и скульптура. Пример европейского увлечения китайским декором см: Шинуазри (XVII – XVIII века).
О старейшей керамике Китая см.: Пещерная керамика Сяньжэньдун, датируемая 18 000 лет до нашей эры.
Дополнительные ресурсы
Чтобы узнать о датах появления ранних культур, см.: Хронология доисторического искусства, Хронология истории искусства. О конкретных движениях см.: История искусства.
Более ранние китайские культуры:
Неолитическое искусство в Китае (7500–2000 до н.э.)
Искусство династии Шан (1600–1050 до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050–221 до н.э.)
Китайские буддийские скульптуры (c.100 г. по настоящее время)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Искусство шести династий (220–618 гг.)
Искусство династии Суй (589–618)
Искусство династии Тан (618–906)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?