Искусство династии Сун читать ~7 мин.
Вклад китайского искусства эпохи Сун сопоставим со значением наследия более ранней династии Тан (618–906), которая считается высшей точкой в развитии культуры средневекового Китая. История династии Сун делится на два периода: Северная Сун (Бэй Сун, 960–1127) со столицей в Бяньцзине (современный Кайфэн), контролировавшая большую часть внутреннего Китая, и Южная Сун (Нань Сун, 1127–1279), чьей столицей стал Линьань (современный Ханчжоу).
В период Южной Сун империя уступила контроль над бассейном Жёлтой реки — колыбелью китайской цивилизации — и остальной частью Северного Китая чжурчжэньской династии Цзинь. Чжурчжэни считаются предками маньчжуров, правивших Китаем в эпоху династии Цин (1644–1911).
За время правления династии Сун население Китая удвоилось, достигнув примерно 120 миллионов человек. Этот рост был обусловлен расширением рисоводства в центральных и южных регионах. Некоторые города, расположенные вдоль главных водных путей и на юго-восточном побережье, насчитывали более миллиона жителей. В эту эпоху процветало покровительство искусствам, причём некоторые императоры сами были искусными мастерами живописи тушью. Богатые сословия активно коллекционировали предметы искусства и древности, ярким примером чего является деятельность поэта и государственного деятеля Су Ши (1037–1101). Живопись и каллиграфия считались наиболее престижными видами искусства, но также высокого развития достигли резьба по нефриту и производство лаковых изделий, особенно расписанных чёрным и красным. Период Северной Сун более известен своей живописью, а Южной — декоративными работами.
Период Сун стал временем научного прогресса. В эпоху Северной Сун на фоне обновления буддизма произошло слияние конфуцианской философии с элементами даосизма и буддизма, что привело к возникновению неоконфуцианства. Изобретение подвижного шрифта в 1040-х годах значительно упростило создание и распространение текстов. Это новшество, как и ксилография эпохи Тан, способствовало росту грамотности и доступности образования. В результате в китайском обществе произошёл переход от власти наследственной аристократии к правлению учёных-чиновников, которых отбирали на основе конкурсных экзаменов.
После эпохи Сун наступила эпоха искусства династии Юань (1271–1368) под руководством монгольского вождя Хубилай-хана. О влиянии культуры Сун и Юань на Корею см: Корейское искусство (с 3000 лет до н.э.). Подробнее об искусстве и ремёслах Азии см: Искусство Азии (с 38 000 лет до н.э.).
Живопись
Наиболее всего Северная Сун славится пейзажной живописью, одним из величайших достижений китайской культуры. Спасаясь от потрясений и хаоса конца правления династии Тан (618–906), художники X века уединялись в горах. Там, в природе, они находили то нравственное равновесие, которое тщетно искали в мире людей. В своих визионерских пейзажах они изображали величественную гору, возвышающуюся над всем остальным, подобно правителю, взирающему на своих подданных. Позднее эту идеализированную тему подхватили придворные художники эпохи Сун, превратив её в эмблему упорядоченного государства.
Важным следствием объединения Китая после бурного периода Пяти династий (907–960 гг.) стало формирование особого стиля придворной живописи. Его практиковали выпускники Императорской академии живописи, многие из которых служили при дворе. Со временем различные художественные течения, которые представляли эти мастера, слились в единый гармоничный академический стиль. Хотя он и отличался от западного «натурализма», но приблизился к реалистичному изображению физического мира и точной передаче натуры.
К выдающимся пейзажистам династии Сун относятся Фань Куан (ок. 960–1030) и Ли Чэн (919–967), автор знаменитой картины на шёлке «Одинокий храм среди чистых вершин» (ок. 960, Музей искусств Нельсона-Аткинса). В то же время развивался жанр пейзажа шань-шуй (буквально «горы и воды»), основанный на философском осмыслении природы. Его ярким представителем был Го Си (ок. 1020–1090), чей шедевр «Ранняя весна» (1072, Национальный дворцовый музей, Тайбэй) стал одним из эталонов этого стиля.
Среди других ведущих китайских художников династии Сун — Чжан Цзэдуань (1085–1145). Его шедевр, свиток «По реке в день поминовения усопших», (ок. 1100, Дворцовый музей, Пекин) детально иллюстрирует повседневную жизнь столицы Бяньцзин во время праздника Цинмин. Эта работа настолько яркая и масштабная, что её нередко называют «китайской Моной Лизой».
К числу других известных художников эпохи Сун относятся: Янь Вэньгуй (967–1044), Сюй Даонин (ок. 970–1051), Су Ши (1036–1101), Ли Гунлин (Ли Лунмянь, ок. 1049–1106), Ли Тан (ок. 1050–1130), Ми Фу (1051–1107), Ма Хэчжи (расцвет ок. 1131–1162), Ма Юань (расцвет 1190–1225) и Лян Кай (начало XIII века). См. также: Рисование пером и тушью.
Считается, что в эпоху Сун зародилась китайская традиция складывания бумаги, известная как «чжэчжи». Позднее, около 1600 года, в Японии на её основе возникло искусство оригами, получившее мировую известность.
Влияние неоконфуцианства на живопись Сун
Между живописью периода Северной Сун (960–1127) и Южной Сун (1127–1279) существует заметное различие. Искусство Бэй Сун формировалось под влиянием политической задачи наведения порядка в мире и решения глобальных общественных проблем. Поэтому на картинах того времени преобладают обширные, крупномасштабные пейзажи. В отличие от них, мастера Нань Сун были сосредоточены на преобразовании общества «снизу вверх», в более локальных масштабах. Их живописи свойственны небольшие, камерные и интимные сцены. Эта смена мировоззрения во многом была обусловлена растущим влиянием неоконфуцианства. (Примечание: Ключевые принципы, лежащие в основе искусства в Китае, см: Традиционное китайское искусство: Характерные черты.)
Гончарное искусство
Если образцом изобразительного искусства Сун является живопись, то его декоративное искусство лучше всего иллюстрирует изысканная китайская керамика, которой славились обе династии Сун.
Керамика периода Бэй Сун особенно редка и ценна. Большинство императорских печей, включая знаменитую печь Жу, находились на севере. Они были разрушены или заброшены после чжурчжэньского вторжения в 1127 году. В результате изделия из печи Жу, покрытые тонкими глазурями зелёных и серо-голубых оттенков, стали одними из самых ценных образцов китайской керамики.
Среди других значимых видов керамики Северной Сун — изделия Дин, Цзюнь, Цычжоу, северный селадон, а также керамика с коричневой и чёрной глазурью. Не менее высоко ценилась и керамика эпохи Нань Сун, особенно белые изделия из Цзиндэчжэня, посуда из Цзичжоу и знаменитая чёрная керамика из Фуцзяни. Селадоны из Лунцюаня и печей Гуань близ Линьаня считались одними из лучших в своём роде. В период Южной Сун также получило дальнейшее развитие производство глазурованного и полупрозрачного китайского фарфора и эмалированного селадона.
Подробнее об историческом фоне культуры династии Сун см: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Скульптура
Скромное возрождение буддизма после гонений в поздний период Тан дало толчок новому этапу развития китайской буддийской скульптуры. Ярким свидетельством этого стало продолжение работ над монументальными каменными скульптурами в пещерных комплексах Дацзу в провинции Сычуань. Подобно скульптурам в Дацзу, храм Миншань в Аньюэ (провинция Сычуань) содержит обширную коллекцию буддийских статуй и других изваяний эпохи Сун. Среди них — изображения Будды, бодхисаттв и других божеств в пышных одеяниях.
Архитектура
Архитектура Сун отличалась высотными постройками. Примером может служить Железная пагода в Бяньцзине, достигающая в высоту почти 57 метров. Характерной чертой стали также изогнутые вверх на углах карнизы крыш. До наших дней сохранилось несколько шести- и восьмиугольных пагод из кирпича и дерева. Крайняя скудость дошедших до нас памятников архитектуры древнего и средневекового Китая не позволяет в полной мере оценить достижения зодчих того времени.
Для интересного сравнения с архитектурой Юго-Восточной Азии того же периода можно обратиться к рельефам из песчаника и статуям Будд и Бодхисаттв в кхмерском храме Ангкор-Ват (1115–1145) в Камбодже.
Дополнительные ресурсы
О более ранних культурах Китая см:
Неолитическое искусство в Китае (7500–2000 до н.э.)
Искусство династии Шан (1600–1050 до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050–221 до н.э.)
Искусство династии Цинь (221–206 г. до н.э.)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Искусство периода Шести династий (220–618 гг. н.э.)
Искусство династии Суй (589–618 гг.)
Поздние китайские династии
Традиционное изобразительное искусство более поздних периодов истории Китая обычно подразделяют на следующие этапы:
Искусство династии Мин (1368–1644)
Искусство династии Цин (1644–1911)
Подробнее о других азиатских культурах см: Японское искусство, а также: Индия, живопись и скульптура.
- Этапы развития китайского искусства
- Хронология китайского искусства
- Китайское искусство
- Искусство династии Хань
- Искусство династии Тан
- Принты и тренды в летней моде - 2019
- Наскальные рисунки Капова, Россия
- Петроглифы
- Невероятная сложность: особенности техники создания гравюр
- Рисование и важность живого общения в группах художников
- Китайская буддийская скульптура
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?