Искусство династии Сун читать ~7 мин.
Вклад в китайское искусство эпохи Сун стоит в одном ряду с вкладом более ранней эпохи искусства династии Тан (618-906), которая сама по себе является высшей точкой в культуре средневекового Китая. Династия Сун делится на два совершенно разных периода: Северная Сун (Бэй Сун) (960-1127), основанная в Бяньцзине (современный Кайфэн), которая контролировала большую часть внутреннего Китая; и Южная Сун (Нань Сун) (1127-1279), основанная в Линьане (современный Ханчжоу).
Во время правления последней Сун уступила контроль над Жёлтой рекой (традиционным местом зарождения китайской цивилизации) и остальной частью Северного Китая династии Цзинь (Цзинь или Чжурчжэнь), татарским предкам маньчжуров, которые правили в эпоху искусства династии Цин (1644-1911).
Во время правления династии Сун население Китая удвоилось и достигло примерно 200 миллионов человек благодаря расширению выращивания риса в центральном и южном Китае: несколько городов вдоль главных водных путей и на юго-восточном побережье насчитывали более 1 миллиона жителей. Процветало покровительство многочисленным видам искусства – несколько императоров Сун гордились своим мастерством в живописи тушью и смывкой – не в последнюю очередь потому, что богатые классы стали заядлыми коллекционерами произведений искусства и древностей, примером чему служит деятельность поэта и государственного деятеля Су Ши (1037-1101). Китайская живопись и каллиграфия были самыми престижными видами искусства, но резьба по нефриту, а также черно-красная китайская лаковая посуда также процветали. (Период Бэй Сун наиболее известен своей живописью, Нань Сун – декоративными работами).
В период Сун также процветала наука, а в период Северной Сун, в результате обновления буддизма, философия конфуцианства была объединена с даосизмом и буддийским аскетизмом, в результате чего возникло неоконфуцианство. Между тем, изобретение подвижного шрифта в 1040-х годах значительно облегчило производство и распространение рукописей и текстов. Как и танская ксилография (см. также: Ксилография Укиё-э), это оказало важное влияние на грамотность и, следовательно, на возможности получения образования для менее обеспеченных слоёв населения. В результате китайское общество в период Сун характеризовалось значительным сдвигом от правления наследственных аристократов к правлению чиновников-учёных, отбираемых на конкурсных экзаменах.
После эпохи Сун наступила эпоха искусства династии Юань (1271-1368) под руководством монгольского вождя Хубилай-хана. О влиянии культуры Сун и Юань на Корею см: Корейское искусство (с 3000 лет до н.э.). Подробнее об искусстве и ремёслах Азии см: Искусство Азии (с 38 000 лет до н.э.).
Живопись
Больше всего Северная Сун славится пейзажной живописью, одним из самых прекрасных проявлений китайской культуры. Пытаясь спастись от потрясений и беспорядков, произошедших в конце правления династии Тан (618-906), несколько художников X века уединились в горах, где они нашли в природе нравственное равновесие, которое они тщетно искали в мире людей. В этих провидческих пейзажных картинах они изображали великую гору, возвышающуюся над всем остальным, как правителя, наблюдающего за своими подданными: идеализированная тема была подхвачена более поздними придворными художниками эпохи Сун, которые превратили её в эмблему упорядоченного государства.
Важным проявлением объединения Сун после бурного периода Пяти династий (907-60 гг.) стало появление отличительного стиля придворной живописи, практикуемого выпускниками Императорской академии живописи, многие из которых стали служить нуждам императорского двора. Позже различные художественные направления, воплощённые этими придворными художниками, объединились в единый гармоничный тип академического искусства, который – хотя и отличался от западного «натурализма» – приблизился к натуралистическому изображению физического мира и точной передаче объекта.
Лучшие пейзажисты династии Сун это Фань Куан (ок. 960-1030) и Ли Чэн (919-967), ответственный за замечательную картину на шёлке «Одинокий храм среди чистых вершин» (ок. 960, Музей искусств Нельсона-Аткинса). Между тем, шань-шуй (горно-водное) пейзажное искусство было воплощено такими художниками, как Го Си (ок. 1020-90), и его шедевр «Ранняя весна» (1072, Национальный дворцовый музей, Тайбэй).
Среди других ведущих китайских художников династии Сун были: Чжан Цзэдуань (1085-1145), учёный художник, чей шедевр «Жизнь вдоль реки накануне праздника Цин Мин» (ок. 1100 г., Национальный дворцовый музей, Пекин) представляет собой подробную иллюстрацию повседневной жизни в столице Бяньцзин. Эта работа, представляющая собой набор картин на шёлковом свитке, изображает жителей города во время праздника. Картины настолько яркие и всесторонние, что их часто называют «китайской Моной Лизой».
Среди других известных художников эпохи Сун были: Янь Вэньгуй (967-1044), Сюй Даонин (ок. 970-1051), Су Ши (1036-1101), Ли Гунлин/Ли Лунмянь (ок. 1049-1106), Ли Тан (ок. 1050-1130), Ми Фу (1051-1107), Ма Хэчжи (расцвет ок. 1131-62), Ма Юань (расцвет 1190-1225), Лян Кай (начало 13 века). См. также: Рисование пером и тушью.
В эпоху Сун, как сообщается, зародилась китайская традиция складывания бумаги, известная как «чжэчжи» – более известная на Западе благодаря японской версии под названием Оригами, изобретённой около 1600 года.
Влияние неоконфуцианства на живопись Сун
Между живописью периода Северной Сун (960-1127) и Южной Сун (1127-1279) существует заметное различие. Искусство Бэй Сун формировалось под влиянием доминирующей политической задачи наведения порядка в мире и, в процессе, решения основных проблем, затрагивающих общество в целом. Поэтому на картинах, как правило, изображались обширные, масштабные пейзажи. В отличие от них, Нань Сун занимались реформированием общества снизу вверх и в гораздо меньших масштабах. Поэтому на их картинах, как правило, изображались небольшие, более интимные сцены. Это изменение в мировоззрении во многом было обусловлено растущим влиянием неоконфуцианства. (Примечание: Ключевые принципы, лежащие в основе искусства в Китае, см: Традиционное китайское искусство: Характерные черты.)
Гончарное искусство
Если образцом изобразительного искусства Сун является живопись, то его декоративное искусство лучше всего иллюстрирует изысканная китайская керамика, которой славились как Северная, так и Южная династии Сун.
Керамическое искусство Бэй Сун особенно редко и ценно, поскольку большинство императорских печей (включая знаменитую печь Ру) находились на севере, где они были разрушены или закрыты после вторжения татар в 1127 году. В результате посуда Ру с её тонкими зелёными и сине-серыми глазурями стала самой ценной из китайских керамических изделий.
Среди других ценных керамических изделий Северной Сун – посуда Дин, Чжун, Чичжоу, северный селадон, а также изделия с коричневой и чёрной глазурью. Не менее почитаемой была (и остаётся) керамика эпохи Нань Сун, особенно белая керамика Цзиндэчжэнь, изделия из Цзичжоу и знаменитая чёрная керамика Фуцзянь. Селадон из Лунцюаня, а также селадон, изготовленный в печах Гуань, недалеко от Линьаня, были одними из лучших в своём роде. Южная Сун также стала свидетелем дальнейшего развития глазурованного и полупрозрачного китайского фарфора, а также эмалированного селадона.
Подробнее об историческом фоне культуры династии Сун см: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Скульптура
Скромное возрождение буддизма, после его подавления при поздних Тангах, вызвало новый этап китайской буддийской скульптуры. Об этом наглядно свидетельствует продолжение строительства монументальных каменных скульптур на городище Дацзу в провинции Сычуань. Как и скульптура в Дазу, храм в Миншань в Анюе, провинция Сычуань, содержит обширную экспозицию буддийских статуй и других скульптур эпохи Сун, включающую изображения Будды, а также боддхисаттв и других божеств, облачённых в пышные одеяния.
Архитектура
Архитектура Сун характеризовалась высокими зданиями, такими как 110-метровая пагода в Бяньцзине, а также карнизами крыш, которые архитекторы Сун загибали вверх на углах. От эпохи Сун сохранилось несколько шести- или восьмиугольных кирпичных или деревянных пагод. Именно крайняя скудость сохранившихся сооружений, относящихся к древнему или средневековому Китаю, продолжает, совершенно несправедливо, преуменьшать значение китайских архитекторов и дизайнеров этих времен.
Для увлекательного сравнения с архитектурой Юго-Восточной Азии периода Сун, посмотрите рельефы из песчаника, а также статуи Будд и Бодхисаттв в кхмерском храме Ангкор-Ват (1115-1145) в Камбодже.
Дополнительные ресурсы
О более ранних культурах Китая см:
Неолитическое искусство в Китае (7500-2000 до н.э.)
Искусство династии Шан (1600-1050 до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050-221 до н.э.)
Искусство династии Цинь (221-206 г. до н.э.)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Искусство периода Шести династий (220-618 гг. н.э.)
Искусство династии Суй (589-618 гг.)
Поздние китайские династии
Традиционное изобразительное искусство более поздних периодов истории Китая обычно делится следующим образом:
Искусство династии Мин (1368-1644)
династии Цин (1644-1911)
Подробнее о других азиатских культурах см: Японское искусство, а также: Индия, живопись и скульптура.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?