Искусство династии Тан читать ~7 мин.
Важный вклад в китайское искусство, и высшая точка китайской цивилизации, династия Тан, обеспечила первую реальную стабильность после падения династии Хань в 220 г. н.э. Опираясь на политические и административные структуры, созданные её предшественницей династией Суй (589-618 гг.), и используя все возможности своего растущего населения для доминирования в Центральной Азии и королевствах вдоль Шёлкового пути, Тан возглавила период роста и процветания, отмеченный успешными военными и дипломатическими кампаниями, активизацией торговли по сухопутным торговым путям (в Сирию и Рим), а также расширением морской торговли со странами всего мира. Это процветание в сочетании с расширением культурных контактов с азиатскими соседями (в частности, с Кореей, Японией и Вьетнамом), а также с ближневосточными и европейскими народами помогло возродить былую практику искусства династии Суй, и вызвало ренессанс многих различных видов искусства, включая музыку и поэзию, а также китайскую живопись и керамику.
Управляемый из своей столицы Чанган (современный Сиань) – тогда самого густонаселённого и культурно разнообразного города в мире – танский Китай быстро стал одной из величайших империй средневековой эпохи. В то же время буддизм продолжал процветать, и его религиозное искусство продолжало оказывать значительное влияние на танскую скульптуру и архитектуру вплоть до конца правления династии Тан, когда он был запрещён, чтобы освободить место для даосизма.
О влиянии китайской культуры династии Тан на её соседей в Корее см: Корейское искусство (~3000 лет до н.э. и далее).
Искусство и культура Тан
Являясь сплавом различных религий, философий и школ мысли, искусство и ремесла Тан отражали калейдоскоп международных влияний, которые были усвоены в основном через завоевания и торговлю. Танские армии обеспечивали более безопасный доступ по Шёлковому пути, который поддерживал поток товаров и идей между Китаем, Центральной Азией, Индией и Персией. Сложная сеть морских путей связывала китайские порты, такие как Гуанчжоу, с Индией, Персидским заливом и восточным побережьем Африки.
Настенные росписи гробниц и фигурная скульптура показывают влияние иностранных товаров на моду, аксессуары и культурные привычки танской элиты. Подверженность внешнему влиянию также оказалась важным стимулом для китайских художников и скульпторов, особенно в восьмом веке во время правления императора Сюаньцзуна (правил в 712-56 гг.), период, который считается классическим периодом китайского изобразительного искусства и литературы. Эта эпоха установила стандарты, к которым стремились последующие поколения китайских художников.
Подробнее об историческом фоне культуры династии Тан см: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – по настоящее время). См. также Искусство Азии (с 38 000 до н.э.).
Живопись
В искусстве живописи во время правления династии Тан (впервые) доминировала пейзажная живопись, известная как шань-шуй (горно-водная) живопись, которая состояла из живописных видов гор, рек и водопадов, изображённых пером и тушью, а не красками. (См.: Рисунки пером и тушью) В этих обычно монохромных картинах желаемой целью был не натурализм – воспроизведение природы – а передача «сути» или основного «ритма» природы. Эти пейзажи выполнялись в основном на вертикальных или горизонтальных свитках, что отвечало более сдержанным требованиям практиков шань-шуй, многие из которых были скорее учёными, чем профессиональными художниками, и предпочитали выставлять свои работы в своём избранном кругу.
Одним из лучших пейзажистов во времена династии Тан был Ван Вэй (699-759), признанный лидер южной школы живописи. Его стиль живописи тушью и смывкой послужил образцом для последующих поколений. Основные принципы, лежащие в основе искусства в Китае, см: Традиционное китайское искусство: Характерные черты.
Чжоу Фан (ок. 730-800 гг.) был ещё одним выдающимся художником-свиткописцем того времени. Первоначально ему поручали писать религиозные сюжеты для императора, но наиболее известен он своими картинами с изображением придворных фигур, особенно придворных дам в минуты досуга. Он также известен своим проникновенным портретным искусством.
Другим важным придворным художником эпохи Тан был Хань Гань (ок. 706-83 гг.). Он тоже писал буддийские сюжеты, хотя его главным вкладом в королевскую коллекцию императора Сюаньцзуна (712-56) были изображения императорских лошадей.
Величайшим мастером фигурной живописи был У Даоцзы (расцвет 710-760 гг.), который выполнил более 300 фресок в буддийских и даосских храмах в Лояне и Чангане. Он также известен своим пейзажным искусством, но его работы сегодня сохранились только в виде гравюр с гравированных камней. См. также родственное искусство – Каллиграфия.
Скульптура
Пластическое искусство во времена династии Тан было образцом каменной скульптуры Будд и боддхисаттв, особенно в середине периода Тан. К сожалению, в Китае сохранилось мало китайской буддийской скульптуры, хотя примеры можно увидеть в Японии, которая испытала глубокое влияние искусства и культуры китайской эпохи Тан. Однако резьба по нефриту оставалась самой престижной формой скульптуры.
Хотя буддизм и буддийские искусства поощрялись в начале и середине Тан, в IX веке ситуация изменилась, так как привлекательность чужих культур стала ослабевать, и возобновились более традиционные китайские верования. Кульминация этого процесса пришлась на 842-46 годы, когда танские власти начали кампанию репрессий против буддизма, манихейства, зороастризма и несторианского христианства.
Ксилография
Династия Тан внесла заметный вклад в искусство печати, изобретя ксилографию, которая оставалась самым распространённым дальневосточным методом печати изображений и текстов вплоть до 19 века. Известная и на Западе, китайская ксилография помогла повысить уровень грамотности в Китае и сделала письменное слово доступным для гораздо большей аудитории.
Миниатюрная буддийская дхарани-сутра, обнаруженная в 1974 году археологами в Сиане, бывшей танской столице, была датирована 650-670 годами, что делает её одним из старейших сохранившихся печатных текстов в мире. Танские ксилографы также ответственны за создание «Алмазной сутры» (868), самой ранней известной в мире полноформатной книги обычного размера с иллюстрациями. См. также: Ксилография Укиё-э (1670-1900).
Керамика
Китайская керамика в эпоху Тан достигла значительных успехов после искусства периода Шести династий (220-589). Танские керамисты, например, первыми создали настоящий твердопастовый китайский фарфор, полупрозрачный белый корпус которого был самой тонкой и в то же время самой твёрдой керамической формой, хотя в эпохи искусства династии Сун (960-1279) и династии Юань (1271-1368) были сделаны усовершенствования. Танский фарфор экспортировался в Аравию, где он высоко ценился.
Другие новшества эпохи Тан включали трёхцветный фарфор (свинцово-глазурованный санькай), предназначенный для погребальной посуды, черноглазурированную керамику и разновидность селадона, большая часть которого была изготовлена с использованием иностранных форм и мотивов. Популярна была и надгробная скульптура: многочисленные фигурные произведения производились в виде миниатюрных статуэток, изготовленных из низкообожженного фаянса.
Металлические изделия
Ювелирное искусство периода Тан включало много серебра, а также золота, нефрита и других драгоценных металлов. В моде были также украшенные бронзовые зеркала. Танское ювелирное искусство также было отмечено ритуальными предметами, выполненными в иноземных и мистических формах, а также в традиционных китайских формах. Многие золотые и серебряные сосуды уже не отливались, а выковывались из тонких листов.
О других видах декоративного искусства см: Китайские лаковые изделия (4500 г. до н.э. и далее).
Период пяти династий (907-960)
После падения династии Тан в 906 году страной правили военные вожди, которые управляли в так называемый период пяти династий. Этот период совпал с появлением одного из самых значительных китайских художников Дун Юаня (ок. 934-962), который прославился своими фигурными рисунками и пейзажными картинами, которые оставались парадигмами кистевой живописи вплоть до XIX века. Дун Юань стал основателем южной школы пейзажной живописи, для которой характерны свободная работа кистью и импрессионистический стиль. В то же время северная школа пейзажной живописи, основанная Цзин Хао (ок. 870-925) и его учеником Гуань Туном (расцвет ок. 907-923), сосредоточилась на традиционной живописи с её формальными атрибутами, вниманием к деталям и традиционным использованием цвета.
Подробнее об искусстве и ремёслах других азиатских культур см: Японское искусство, а также: Индия, живопись и скульптура.
Поздние китайские династии
К более поздним культурным периодам в истории Китая относятся:
Искусство династии Мин (1368-1644)
Искусство династии Цин (1644-1911)
Для получения дополнительной информации о декоративно-прикладном искусстве других азиатских культур см.: Японское искусство, а также: Индия, живопись и скульптура.
О более ранних культурах Китая:
Неолитическое искусство в Китае (7500-2000 гг. до н.э.)
Искусство династии Шан (1600-1050 гг. до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050-221 до н.э.)
Искусство династии Цинь (221-206 до н.э.)
Искусство династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.)
Более поздние культурные периоды в истории Китая включают:
Искусство династии Мин (1368-1644)
Искусство династии Цин (1644-1911)
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВ
Чтобы узнать о датах появления других ранних культур, см.: Хронология доисторического искусства. Более поздняя хронология: Хронология истории искусства. О конкретных движениях: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?