Искусство династии Тан читать ~8 мин.
Важный вклад в китайское искусство, а также высшая точка китайской цивилизации — это период династии Тан. Она обеспечила первую значительную стабильность после падения династии Хань в 220 году н.э. Династия Тан (618–907 гг.) опиралась на политические и административные структуры, созданные её предшественницей, династией Суй (589–618 гг.). Используя потенциал своего растущего населения, Тан доминировала в Центральной Азии и регионах вдоль Шёлкового пути.
Этот период ознаменовался ростом и процветанием, что было результатом успешных военных и дипломатических кампаний, активизации сухопутной торговли (с Западной Азией и Европой) и расширения морской торговли со странами по всему миру. Такое процветание, в сочетании с обширными культурными контактами с азиатскими соседями (Корея, Япония, Вьетнам), а также с народами Ближнего Востока и Европы, способствовало возрождению художественных практик искусства династии Суй. Это вызвало расцвет многих видов искусства, включая музыку, поэзию, китайскую живопись и керамику.
Танский Китай, управляемый из своей столицы Чанъань (современный Сиань), которая на тот момент была самым густонаселённым и культурно разнообразным городом в мире, быстро стал одной из величайших империй средневековой эпохи. В этот период буддизм продолжал активно развиваться, и его религиозное искусство оказывало значительное влияние на танскую скульптуру и архитектуру. Влияние сохранялось до конца правления династии Тан, когда буддизм был запрещён, уступая место даосизму.
О влиянии китайской культуры династии Тан на её соседей в Корее см.: Корейское искусство (~3000 лет до н.э. и далее).
Искусство и культура Тан
Искусство и ремесла Тан представляли собой синтез различных религий, философий и школ мысли, отражая широкий спектр международных влияний. Эти влияния были усвоены преимущественно через завоевания и торговлю. Танские армии обеспечивали более безопасный доступ по Шёлковому пути, что способствовало постоянному обмену товарами и идеями между Китаем, Центральной Азией, Индией и Персией. Развитая сеть морских путей связывала китайские порты, такие как Гуанчжоу, с Индией, Персидским заливом и восточным побережьем Африки.
Настенные росписи гробниц и фигурная скульптура демонстрируют влияние импортных товаров на моду, аксессуары и культурные привычки танской элиты. Внешние контакты также стали значимым стимулом для китайских художников и скульпторов, особенно в VIII веке, во время правления императора Сюаньцзуна (712–756 гг.). Этот период считается классическим для китайского изобразительного искусства и литературы, установив стандарты, к которым стремились последующие поколения китайских художников.
Подробнее об историческом фоне культуры династии Тан см.: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. — по настоящее время). См. также Искусство Азии (с 38 000 до н.э.).
Живопись
В период правления династии Тан в искусстве живописи впервые доминировала пейзажная живопись, известная как шань-шуй (горно-водная) живопись. Она включала живописные изображения гор, рек и водопадов, выполненные пером и тушью, а не красками. (См.: Рисунки пером и тушью) В этих преимущественно монохромных картинах целью был не натурализм, то есть точное воспроизведение природы, а передача «сути» или основного «ритма» природы. Эти пейзажи создавались в основном на вертикальных или горизонтальных свитках, что соответствовало более сдержанным требованиям практиков шань-шуй. Многие из них были скорее учёными, чем профессиональными художниками, и предпочитали представлять свои работы в узком кругу.
Одним из выдающихся пейзажистов эпохи Тан был Ван Вэй (699–759 гг.), признанный лидер южной школы живописи. Его стиль живописи тушью и смывкой послужил образцом для последующих поколений. Основные принципы, лежащие в основе искусства в Китае, см.: Традиционное китайское искусство: Характерные черты.
Чжоу Фан (около 730–800 гг.) был ещё одним значительным художником-свиточником того времени. Изначально ему поручалось писать религиозные сюжеты для императора, но наиболее известен он своими картинами с изображением придворных фигур, особенно придворных дам в моменты досуга. Он также известен своим глубоким портретным искусством.
Другим важным придворным художником эпохи Тан был Хань Гань (около 706–83 гг.). Он также писал буддийские сюжеты, однако его главным вкладом в императорскую коллекцию Сюаньцзуна (712–756 гг.) были изображения императорских лошадей.
Величайшим мастером фигурной живописи был У Даоцзы (расцвет 710–760 гг.), который выполнил более 300 фресок в буддийских и даосских храмах в Лояне и Чанъане. Он также известен своим пейзажным искусством, но его работы сегодня сохранились только в виде гравюр с гравированных камней. См. также родственное искусство — Каллиграфия.
Скульптура
Пластическое искусство времён династии Тан было преимущественно представлено каменной скульптурой Будд и бодхисаттв, особенно в середине танского периода. К сожалению, в самом Китае сохранилось немного образцов китайской буддийской скульптуры. Тем не менее, примеры можно увидеть в Японии, которая испытала значительное влияние искусства и культуры китайской эпохи Тан. Резьба по нефриту оставалась наиболее престижной формой скульптуры.
Хотя буддизм и буддийские искусства поощрялись в начале и середине Тан, в IX веке ситуация изменилась, поскольку привлекательность чужих культур стала ослабевать, и возобладали более традиционные китайские верования. Кульминация этого процесса пришлась на 842–846 годы, когда танские власти начали кампанию репрессий против буддизма, манихейства, зороастризма и несторианского христианства.
Ксилография
Династия Тан внесла заметный вклад в искусство печати, изобретя ксилографию. Этот метод оставался наиболее распространённым дальневосточным способом печати изображений и текстов вплоть до XIX века. Известная и на Западе, китайская ксилография способствовала повышению уровня грамотности в Китае и сделала письменное слово доступным для значительно более широкой аудитории.
Миниатюрная буддийская дхарани-сутра, обнаруженная в 1974 году археологами в Сиане, бывшей танской столице, датируется 650–670 годами. Это делает её одним из старейших сохранившихся печатных текстов в мире. Танские ксилографы также ответственны за создание «Алмазной сутры» (868 год), самой ранней известной в мире полноформатной книги обычного размера с иллюстрациями. См. также: Ксилография Укиё-э (1670–1900 гг.).
Керамика
Китайская керамика в эпоху Тан достигла значительных успехов после искусства периода Шести династий (220–589 гг.). Например, танские керамисты первыми создали настоящий твердопастовый китайский фарфор. Его полупрозрачный белый корпус представлял собой наиболее тонкую и одновременно наиболее твёрдую керамическую форму. В эпохи искусства династии Сун (960–1279 гг.) и династии Юань (1271–1368 гг.) были внесены дальнейшие усовершенствования. Танский фарфор экспортировался в Аравию, где он высоко ценился.
Другие новшества эпохи Тан включали трёхцветный фарфор (свинцово-глазурованный санькай), предназначенный для погребальной посуды, черноглазурированную керамику и разновидность селадона. Большая часть этих изделий производилась с использованием иностранных форм и мотивов. Надгробная скульптура также была популярна: многочисленные фигурные произведения создавались в виде миниатюрных статуэток из низкообожжённого фаянса.
Металлические изделия
Ювелирное искусство периода Тан включало значительное количество изделий из серебра, а также из золота, нефрита и других драгоценных металлов. Украшенные бронзовые зеркала были в моде. Танское ювелирное искусство также отличалось ритуальными предметами, выполненными как в иноземных, так и в традиционных китайских формах. Многие золотые и серебряные сосуды теперь не отливались, а выковывались из тонких листов.
О других видах декоративного искусства см.: Китайские лаковые изделия (4500 г. до н.э. и далее).
Период пяти династий (907–960)
После падения династии Тан в 906 году страной правили военные вожди, что привело к так называемому периоду Пяти династий. Этот период совпал с появлением одного из наиболее значительных китайских художников — Дун Юаня (около 934–962 гг.), который прославился своими фигурными рисунками и пейзажными картинами. Его работы оставались образцом кистевой живописи вплоть до XIX века. Дун Юань стал основателем южной школы пейзажной живописи, для которой характерны свободная манера работы кистью и импрессионистический стиль.
В то же время северная школа пейзажной живописи, основанная Цзин Хао (около 870–925 гг.) и его учеником Гуань Туном (расцвет около 907–923 гг.), сосредоточилась на традиционной живописи с её формальными атрибутами, вниманием к деталям и классическим использованием цвета.
Подробнее об искусстве и ремёслах других азиатских культур см.: Японское искусство, а также: Искусство Индии: живопись и скульптура.
Поздние китайские династии
К более поздним культурным периодам в истории Китая относятся:
- Искусство династии Мин (1368–1644 гг.)
- Искусство династии Цин (1644–1911 гг.)
Для получения дополнительной информации о декоративно-прикладном искусстве других азиатских культур см.: Японское искусство, а также: Искусство Индии: живопись и скульптура.
О ранних культурах Китая:
- Неолитическое искусство в Китае (7500–2000 гг. до н.э.)
- Искусство династии Шан (1600–1050 гг. до н.э.)
- Искусство династии Чжоу (1050–221 гг. до н.э.)
- Искусство династии Цинь (221–206 гг. до н.э.)
- Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Поздние культурные периоды в истории Китая включают:
- Искусство династии Мин (1368–1644 гг.)
- Искусство династии Цин (1644–1911 гг.)
Эволюция искусств
Чтобы узнать о датах появления других ранних культур, см.: Хронология доисторического искусства. Более поздняя хронология: Хронология истории искусства. О конкретных движениях: История искусства.
- Этапы развития китайского искусства
- Хронология китайского искусства
- Китайское искусство
- Искусство династии Хань
- Искусство династии Сун
- Герберт Рид: британский критик современного искусства
- МФУ Epson L3050 с заводской СНПЧ для дома и офиса
- Правильный выбор саженцев роз: на какие детали стоит обратить внимание
- Великий роман Льва Толстого в британском списке литературных шедевров. И это не «Война и мир»
- Андреа дель Кастаньо: художник раннего Возрождения, Флоренция
- Выставка современной австрийской художницы Ксении Хауснер: в главной роли — женщины
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?