Адольф Готлиб:
абстрактный экспрессионист читать ~4 мин.
Адольф Готлиб (Adolph Gottlieb; 1903–1974) — видный представитель абстрактного экспрессионизма и один из основателей группы «Десятка». Его творчество характеризуется использованием символических и схематичных форм. В начале 1940-х годов, после прибытия в Нью-Йорк европейских сюрреалистов, таких как Макс Эрнст, Марсель Дюшан и Андре Бретон, Готлиб испытал влияние сюрреализма.
Художник известен тремя основными сериями экспрессионистских картин. К ним относятся «Пиктограммы» (1941–1951), состоящие из сеток со схематичными формами; «Воображаемые пейзажи» (1951–1957) с небесными телами над условным ландшафтом; и «Взрывы» (1957–1974) — более свободная версия «Пейзажей». Эти работы ставят его в ряд жестовых художников, наряду с Хансом Хофманом, Виллемом де Кунингом и Робертом Мазервеллом. Готлиб также занимался гравюрой, скульптурой и создавал эскизы для витражей.
Ранние годы и образование
Адольф Готлиб родился в Нью-Йорке. В 1920–1921 годах он учился в Лиге студентов-художников у Роберта Генри и Джона Слоана, где познакомился с Барнеттом Ньюманом. Затем Готлиб отправился в Европу, путешествовал по Франции и Германии и недолго посещал Академию Гранд-Шомьер в Париже. Вернувшись в Нью-Йорк в 1923 году, он продолжил обучение в Школе дизайна Парсонса и в Купер-Юнион.
В 1930 году состоялась его первая персональная выставка в галерее Дуденсинг, принёсшая ему уважение современников. В 1935 году Готлиб вместе с Марком Ротко, Уильямом Базиотесом и другими основал группу «Десятка». Эти художники впоследствии стали ядром абстрактного экспрессионизма. Готлиб также участвовал в создании Федерации американских художников и скульпторов, объединения современных художников в поиске новых форм выражения.
Сюрреализм и аризонский период
Проработав недолго в Федеральном художественном проекте WPA, Готлиб провёл два года (1937–1939) в Аризоне. Он писал пейзажи пустыни, постепенно добавляя в них странные и несочетаемые предметы. Эти работы становились всё более сюрреалистичными, как, например, картина «Морской сундук» (1942). На его использование цвета, как и на Ротко, повлиял Милтон Эйвери, известный как «американский Матисс». Новый импульс сюрреализм Готлиба получил с прибытием в Америку европейских художников, бежавших от войны.
Пиктограммы (1941–1951)
Контакты с европейцами укрепили убеждение Готлиба в том, что искусство коренится в подсознании. Это привело его к созданию серии «Пиктограммы», начатой в 1941 году. В этих работах, таких как «Возвращение путешественника» (1946), использовались архетипические символы, напоминающие африканское, океаническое и индейское племенное искусство. Художник стремился, чтобы его символы воздействовали на зрителя своей элементарной природой, а не узнаваемостью, и отбраковывал любой образ, который не считал оригинальным.
В 1943 году Готлиб совместно с Марком Ротко и при участии Барнетта Ньюмана опубликовал в The New York Times манифест, излагающий их художественные принципы. Они заявляли: “Мы предпочитаем простое выражение сложной мысли. Мы за большие формы, потому что они обладают силой недвусмысленного высказывания”. Этот подход лежал в основе «Пиктограмм», где Готлиб стремился к созданию универсального языка для передачи трагического и вневременного опыта.
Признание и протест «Непримиримых»
Готлиб стал одним из первых представителей абстрактной экспрессионистской живописи, чьи работы приобрели крупные музеи. В 1945 году нью-йоркский Музей Гуггенхайма купил 11 его произведений, а в 1946 году Музей современного искусства приобрёл ещё одно. Несмотря на это, Готлиб вместе с коллегами протестовал против предвзятости кураторов к авангардному искусству.
Протест достиг апогея в мае 1950 года, когда Готлиб и семнадцать других художников, включая Виллема де Кунинга, Барнетта Ньюмана и Марка Ротко, подписали открытое письмо президенту Метрополитен-музея. Они бойкотировали выставку «Американская живопись сегодня — 1950» из-за консерватизма жюри. Журнал Life опубликовал знаменитую фотографию группы, иронично назвав их «Непримиримыми» («The Irascibles»), что закрепило за ними статус лидеров американского авангарда.
Воображаемые пейзажи (ок. 1951–1957)
В своей второй крупной серии, «Воображаемые пейзажи», Готлиб развил свои композиционные принципы. К этому времени его работы стали полностью абстрактными. Он сохранил свой изобразительный язык, но добавил ощущение пространства, разделяя холст на условные зоны переднего и заднего планов, хотя и не изображая конкретный пейзаж.
Взрывы (1957–1974)
В третьей и последней серии, «Взрывы», художник ещё больше упростил композицию, сведя её к базовым элементам солнца и земли. Обычно одно цветовое пятно, символизирующее солнце, доминирует в верхней части холста, а его спокойствие контрастирует с энергичным скоплением мазков внизу. Примером служит работа «Грань» (1959). Серия «Взрывы» имеет черты, близкие к живописи цветового поля, но остаётся по своей сути жестовой. Готлиб работал над ней до своей смерти в марте 1974 года.
Выставки и награды
За свою карьеру Готлиб получил множество наград, включая Гран-при на биеннале в Сан-Паулу в 1963 году, став первым американским художником с такой премией. При его жизни состоялось тридцать шесть персональных выставок, в том числе двойная ретроспектива 1968 года в Музее Гуггенхайма и Музее американского искусства Уитни. После смерти художника его выставки проходили в лучших художественных музеях мира, включая Галерею Коркоран в Вашингтоне (1981) и Музей искусств округа Лос-Анджелес (1981).
- Нью-Йоркская школа: американский абстрактный экспрессионизм
- Аршил Горки, абстрактный экспрессионист
- Абстрактный экспрессионизм
- Абстрактный экспрессионизм
- Арт-информель: европейский абстрактный экспрессионизм
- Орловский музей ИЗО представил выставку гравюр зарубежных художников из своей коллекции
- Эмануэль Готлиб Лойце: художник исторической живописи
- 2 вида благовоний для очищения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?