Аршил Горки, абстрактный экспрессионист читать ~6 мин.
Уроженец Армении, художник Аршил Горки, наряду с Марком Ротко (1903-1970), Джексоном Поллоком (1912-1956) и Виллемом де Кунингом (1904-1997), был членом Нью-Йоркской школы и одним из самых влиятельных абстрактных художников 20 века, а также основополагающей фигурой в формировании абстрактного экспрессионизма.
Его жизнь была омрачена трагедией, начиная с того, что на его руках от голода умерла его любимая мать. Горки попал в Америку в 1920 году в качестве беженца и оставался там до конца жизни. Учился в Центральной школе искусств в Нью-Йорке, его ранние работы были подражанием Полю Сезанну (1839-1906) и Пабло Пикассо (1881-1973). Наиболее известной его работой является «Художник и его мать» (1926-9, Музей Уитни, Нью-Йорк), один из самых сильных портретов 20-го века.
По мере развития своей карьеры он отошёл от репрезентативных работ и переключился на абстрактное искусство, находясь под большим влиянием абстрактных картин Хуана Миро (1893-1983). Его композиции стали более красочными, а формы – биоморфными. Жизнь Горки трагически оборвалась из-за ряда личных трагедий: пожар в студии, плохой диагноз (рак) и автомобильная авария. Он покончил жизнь самоубийством в 1948 году, на пике своего успеха.
Ранняя жизнь
Он родился между 1902 и 1905 годами в небольшой деревне в Армении, с именем Возданиг Мануг Адоян, и только в 1935 году он принял более западный псевдоним Аршил Горки. Имя было образовано от имени греческого героя Ахилла и русского писателя Максима Горького. Отец Горки эмигрировал в Америку в 1910 году, чтобы избежать военной службы, а в 1915 году мать Горки бежала вместе с Аршилом и его сестрой Вартуш, спасаясь от преследований турок. Она умерла от голода и истощения в 1919 году, и все, что осталось сыну на память о ней в последующие годы, – это потрёпанная черно-белая фотография. Красивая женщина, она призывала своего сына быть «особенным» в жизни, стать поэтом. В 1920 году Горки воссоединился с отцом в Америке, но им так и не суждено было стать близкими.
Нью-Йорк
В 1925 году он переехал в Нью-Йорк, где сначала учился, а затем преподавал в Центральной школе искусств. Он был популярным преподавателем, иногда нанимал скрипача для игры на уроках, чтобы побудить своих учеников вкладывать эмоции в свои работы. Его ранняя живопись находилась под сильным влиянием импрессиониста Поля Сезанна, которого он называл “величайшим художником, который когда-либо жил”. К картинам этого периода относятся «Пейзаж в манере Сезанна» (1927) и «Пейзаж, Статен-Айленд» (1927-1928). Он также попал под влияние кубизма и Пабло Пикассо.
Своей картиной «Художник и его мать» (1926-9) Горки продемонстрировал, что он может интегрировать уроки европейских мастеров в свой собственный индивидуальный стиль. Картина была основана на единственной фотографии матери, которая у него была. Молодой Горки стоит рядом с ней, как жених, сжимая в руках цветок. Она сидит прямо, её глаза огромны, а лицо исхудало, намекая на её трагическую смерть.
Абстракция: 1930-е годы
В 1930-е годы Горки проводил большую часть своего времени, пытаясь синтезировать плоскостность кубизма с энергией сюрреализма. Влияние Пикассо всё ещё ясно прослеживается в армянском искусстве. Хотя Горки покинул свою родину, её цвета и формы остались частью его иконографии. В это время он подружился с голландско-американским абстрактным экспрессионистом и жестуралистом Виллемом де Кунингом, который сказал: “Я встречался со многими художниками – но потом я встретил Горки… У него был необыкновенный дар попадать гвоздём в голову; замечательный. Поэтому я сразу же привязался к нему, и мы стали очень хорошими друзьями. Это было приятно – быть иностранцами, встретившимися в каком-то новом месте”.
В 1935 году Горки принял участие в Федеральном проекте искусств, расписав 10 фресок на тему авиации. Эти фрески были выполнены в манере раннего американского модерниста Стюарта Дэвиса (1892-1964) и французского кубиста Фернана Леже (1881-1955). Однако публика сочла эти работы слишком абстрактными, и сегодня сохранились только две.
В 1930-е годы масляная живопись Горки стала более свободной и витала между абстракцией и изображением. Он попал под влияние эмигрантов-сюрреалистов Хуана Миро и сюрреалиста Андре Массона (1896-1987), и его темы стали более личными, а абстрактные образы – более органичными. Этот период совпал с проведением летних месяцев на семейной ферме его жены, где он мог зарисовывать окружающую сельскую местность, растения и животных.
Поиск своего индивидуального стиля: 1940-е годы
В последнее десятилетие своей жизни стиль Горки вышел из-под влияния Пикассо и Сезанна, и он создал свою собственную абстрактную экспрессионистскую идиому. В картине «Печень – гребень петуха» (1944, галерея Олбрайт-Кнокс, Нью-Йорк) Бретон назвал её «одной из самых важных картин, созданных в Америке» и объявил Горки сюрреалистом, что было высшим комплиментом Бретона. Картина была выставлена на последней выставке сюрреалистов в Galerie Maeght в Париже в 1947 году.
В 2010 году почтовая служба США выпустила новый набор марок с изображением 10 образцов абстрактной экспрессионистской живописи: «Печень – гребень петуха» была одной из них. Другая важная картина этого периода – Агония (1947, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Кроме того, в последние годы жизни он работал над серией под названием Плуг и песня, два символа, которые он считал неотъемлемой частью армянской культуры.
В то время, когда творчество Горки достигло своего пика, на него обрушился ряд личных трагедий. В 1946 году его студия сгорела, уничтожив многие его картины. В том же году у него был обнаружен и прооперирован рак. В 1948 году он сломал шею в автомобильной аварии, а когда вскоре после этого от него ушла жена, он повесился. Ему потребовалось почти 20 лет, чтобы пройти через мастеров, Сезанна и Пикассо, и именно тогда, когда он нашёл свой собственный стиль, он умер. В 2009 году Музей искусств Филадельфии провёл крупную ретроспективу, за ней последовали Тейт Модерн в Лондоне и, в 2010 году, Музей современного искусства (MOCA) в Лос-Анджелесе.
Репутация
Человек нескольких разных культур, Аршил Горки помог объединить европейский сюрреализм с американским абстрактным экспрессионизмом. (Его часто называют последним сюрреалистом и первым абстрактным экспрессионистом). Его влияние на поколение Де Кунинга, Поллока и Ротко было очень значительным, но трагически недолгим.
Картины Аршила Горки можно увидеть во некоторых лучших художественных музеях мира.
- Нью-Йоркская школа: американский абстрактный экспрессионизм
- Абстрактный экспрессионизм
- Абстрактный экспрессионизм
- Арт-информель: европейский абстрактный экспрессионизм
- Творчество Джексона Поллока
- Год литературы в России ознаменовался открытием первой Национальной электронной библиотеки
- Реферат: Русская живопись
- Искусство написания реферата об искусстве
- Возвращение кинореликвий на фестивале «Белые столбы»
- Абстрактные картины, 100 лучших нерепрезентативных картин
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?