Аршил Горки, абстрактный экспрессионист читать ~5 мин.
Уроженец Армении, художник Аршил Горки, наряду с Марком Ротко (1903–1970), Джексоном Поллоком (1912–1956) и Виллемом де Кунингом (1904–1997), был членом Нью-Йоркской школы. Он стал одним из самых влиятельных художников-абстракционистов XX века и основополагающей фигурой в становлении абстрактного экспрессионизма.
Жизнь художника была полна трагедий, первой из которых стала смерть его любимой матери, умершей от голода у него на руках. Горки прибыл в Америку в 1920 году как беженец и прожил там до конца своих дней. Он учился в Центральной школе искусств в Нью-Йорке, а его ранние работы создавались под влиянием Поля Сезанна (1839–1906) и Пабло Пикассо (1881–1973). Одно из самых известных его произведений — «Художник и его мать» (1926–1936, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк), которое считается одним из самых пронзительных портретов XX века.

Со временем Горки отошёл от фигуративной живописи и сосредоточился на абстрактном искусстве, испытав сильное влияние абстрактных картин Хуана Миро (1893–1983). Его композиции стали более яркими, а формы — биоморфными. Жизнь Горки трагически оборвалась после серии личных несчастий: пожара в студии, диагностированного рака и автомобильной аварии. Он покончил с собой в 1948 году, находясь на пике своего творческого успеха.
Ранняя жизнь
Он родился между 1902 и 1905 годами в небольшой армянской деревне под именем Востаник Мануг Адоян. Псевдоним Аршил Горки он взял только в 1935 году. Имя было образовано от имени греческого героя Ахилла и фамилии русского писателя Максима Горького. Отец художника эмигрировал в Америку в 1910 году, чтобы избежать призыва в армию. В 1915 году, спасаясь от геноцида армян, его мать бежала вместе с Аршилом и его сестрой Вартуш. Она умерла от голода и истощения в 1919 году, оставив сыну на память лишь потрёпанную чёрно-белую фотографию. Она призывала сына быть «особенным» и стать поэтом. В 1920 году Горки воссоединился с отцом в Америке, но они так и не смогли стать по-настоящему близкими.
Нью-Йорк
В 1925 году Горки переехал в Нью-Йорк, где сначала учился, а затем преподавал в Центральной школе искусств. Он был популярным преподавателем и иногда приглашал на занятия скрипача, чтобы вдохновить учеников вкладывать эмоции в свои работы. Его ранняя живопись находилась под сильным влиянием постимпрессиониста Поля Сезанна, которого он называл “величайшим художником, который когда-либо жил”. К этому периоду относятся картины «Пейзаж в манере Сезанна» (1927) и «Пейзаж, Статен-Айленд» (1927–1928). Также на него повлияли кубизм и творчество Пабло Пикассо.
Своей картиной «Художник и его мать» (1926–1936) Горки показал, что способен интегрировать уроки европейских мастеров в собственный уникальный стиль. Полотно было написано на основе единственной сохранившейся у него фотографии матери. Молодой Горки стоит рядом с ней, словно жених, сжимая в руке цветок. Она сидит прямо, её глаза кажутся огромными, а лицо — измождённым, что предвещает её трагическую кончину.
Абстракция: 1930-е годы
В 1930-е годы Горки много времени посвящал попыткам синтезировать плоскостность кубизма с энергией сюрреализма. Влияние Пикассо всё ещё отчётливо прослеживается в искусстве Горки. Хотя художник покинул родину, её цвета и образы остались частью его иконографии. В это время он подружился с голландско-американским абстрактным экспрессионистом Виллемом де Кунингом, который вспоминал: “Я встречался со многими художниками — но потом я встретил Горки… У него был необыкновенный дар попадать гвоздём в голову; замечательный. Поэтому я сразу же привязался к нему, и мы стали очень хорошими друзьями. Это было приятно — быть иностранцами, встретившимися в каком-то новом месте”.
В 1935 году Горки принял участие в Федеральном проекте искусств, создав 10 фресок на тему авиации. Эти работы были выполнены в манере раннего американского модерниста Стюарта Дэвиса (1892–1964) и французского кубиста Фернана Леже (1881–1955). Однако публика сочла фрески слишком абстрактными, и до наших дней сохранились только две из них.
В те же годы манера письма Горки стала более свободной, балансируя между абстракцией и фигуративностью. Он попал под влияние художников-сюрреалистов, эмигрировавших в США, таких как Хуан Миро и Андре Массон (1896–1987). Темы его работ стали более личными, а образы — более органичными. Этот период совпал с летними месяцами, которые он проводил на ферме семьи своей жены, где делал зарисовки сельской местности, растений и животных.
Поиск своего индивидуального стиля: 1940-е годы
В последнее десятилетие своей жизни Горки освободился от влияния Пикассо и Сезанна и создал свой собственный язык абстрактного экспрессионизма. Андре Бретон назвал его картину «Печень — гребень петуха» (1944, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Нью-Йорк) “одной из самых важных картин, созданных в Америке” и провозгласил Горки сюрреалистом, что было высшим комплиментом из его уст. Картина была выставлена на последней выставке сюрреалистов в парижской Галерее Маг в 1947 году.
В 2010 году Почтовая служба США выпустила серию марок, посвящённую 10 работам в жанре абстрактного экспрессионизма, и «Печень — гребень петуха» была одной из них. Другой важной картиной этого периода является «Агония» (1947, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Кроме того, в последние годы жизни он работал над серией «Плуг и песня» — два этих символа он считал неотъемлемой частью армянской культуры.
В то время как творчество Горки достигло своего расцвета, на него обрушилась череда личных трагедий. В 1946 году сгорела его студия, уничтожив многие картины. В том же году ему диагностировали рак прямой кишки, и он перенёс операцию. В 1948 году художник сломал шею в автомобильной аварии, а вскоре после того, как от него ушла жена, он повесился. Ему потребовалось почти 20 лет, чтобы преодолеть влияние великих мастеров, Сезанна и Пикассо, и он ушёл из жизни именно тогда, когда обрёл свой собственный стиль. В 2009 году Музей искусств Филадельфии провёл крупную ретроспективу его работ, за которой последовали выставки в Тейт Модерн в Лондоне и в Музее современного искусства (MOCA) в Лос-Анджелесе в 2010 году.
Репутация
Человек нескольких культур, Аршил Горки способствовал синтезу европейского сюрреализма и американского абстрактного экспрессионизма. (Его часто называют последним сюрреалистом и первым абстрактным экспрессионистом). Его влияние на поколение де Кунинга, Поллока и Ротко было огромным, но, к сожалению, недолгим.
Картины Аршила Горки можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
- Нью-Йоркская школа: американский абстрактный экспрессионизм
- Абстрактный экспрессионизм
- Абстрактный экспрессионизм
- Арт-информель: европейский абстрактный экспрессионизм
- Творчество Джексона Поллока
- Год литературы в России ознаменовался открытием первой Национальной электронной библиотеки
- Реферат: Русская живопись
- Искусство написания реферата об искусстве
- Возвращение кинореликвий на фестивале «Белые столбы»
- Абстрактные картины, 100 лучших нерепрезентативных картин
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?