Виллем де Кунинг:
художник абстрактного экспрессионизма читать ~7 мин.
Виллем де Кунинг (нидерл. Willem de Kooning) — выдающийся американский художник голландского происхождения, ключевая фигура в искусстве XX века. Его творчество находится на стыке абстракции и фигуративности. Он был одним из самых последовательных и влиятельных участников послевоенного абстрактного экспрессионизма и знаковой фигурой авангарда.
Художник известен своей мощной, экспрессивной манерой письма, использованием техники импасто и диссонирующих цветовых сочетаний. Он стал ярким представителем «живописи жеста» в рамках Нью-Йоркской школы. В этом направлении также работали Франц Клайн (1910–1962), Джексон Поллок (1912–1956) и Ли Краснер (1908–1984), основатели «живописи действия».
Наибольшую известность де Кунингу принесла серия работ с изображением женщин, в частности картина «Женщина I» (1950–1952, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Эта тема привлекала его желанием встроиться в многовековую художественную традицию, восходящую к полотну «Венера Урбинская» Тициана (1538, Уффици, Флоренция). Работы этой серии демонстрировали его стремление сохранить фигуративный элемент, в отличие от жестикуляций Поллока и полностью абстрактных произведений представителей живописи цветового поля, таких как Клиффорд Стилл (1904–1980), Марк Ротко (1903–1970) и Барнетт Ньюман (1905–1970).
Для анализа работ художников, творивших в стилистике живописи жеста, таких как Виллем де Кунинг, смотрите статью: Анализ современной живописи (1800–2000).
Творчество де Кунинга формировалось под влиянием кубизма и сюрреализма, в особенности работ Пабло Пикассо (1881–1973) и Аршила Горки (1904–1948). Среди других его знаменитых произведений: «Женщина и велосипед» (1952, Музей американского искусства Уитни), «Женщина III» (1953, частная коллекция), «Мэрилин Монро» (1954, частная коллекция), «Полицейская газета» (1955, частная коллекция), «Дверь к реке» (1960, Музей американского искусства Уитни) и «Без названия XII» (1983, Центр искусств Уокера). На протяжении своей карьеры его стиль претерпевал значительные изменения. Часто неудовлетворённый результатом, художник уничтожал многие свои холсты. Тем не менее большинство критиков считают его одним из величайших художников-абстракционистов современности.
Художественное образование
Виллем де Кунинг родился в Роттердаме. С 1916 по 1924 год он на протяжении восьми лет посещал вечерние занятия в роттердамской Академии изящных искусств и технических наук (Academie voor Beeldende Kunsten en Technische Wetenschappen). Одновременно он проходил обучение в фирме, занимавшейся коммерческим искусством и декорированием. В академии он изучал прикладное искусство и станковую живопись. Классическая подготовка помогла ему в совершенстве овладеть рисунком, что позволяло создавать выразительные фигуративные произведения. В первой половине 1920-х годов он работал помощником арт-директора в универмаге Роттердама, а затем ещё два года (1924–1926) изучал искусство в Брюсселе и Антверпене.
Эмиграция в Америку
В 1926 году де Кунинг безбилетным пассажиром отплыл на британском грузовом судне в Америку. После недолгого пребывания в Нью-Джерси, где он подрабатывал маляром, в 1927 году художник окончательно обосновался в Нью-Йорке. Он зарабатывал на жизнь росписью и декором, а вечерами занимался живописью.
Абстрактный экспрессионизм: живопись жеста
В 1930-е годы де Кунинг создал несколько монументальных росписей для Федерального художественного проекта. Там он познакомился с Гарольдом Розенбергом, который позже стал одним из ведущих художественных критиков. В 1936 году де Кунинг решил полностью посвятить себя искусству. Его ранние работы были фигуративными, но постепенно, по мере усложнения цветовой палитры, начал формироваться новый абстрактный стиль, испытавший влияние кубизма Пикассо и сюрреализма. Подобно своему другу Аршилу Горки, с которым он делил студию, де Кунинг стремился синтезировать плоскостность кубизма с энергией сюрреализма.
В 1938 году он начал работать над серией мужских фигур, параллельно создавая абстрактные полотна. Из-за бедности он не мог позволить себе качественные художественные краски для масляной живописи и использовал чёрно-белые эмали. В 1948 году в галерее Чарльза Игана в Нью-Йорке состоялась его первая персональная выставка. Представленные на ней чёрно-белые абстракции, выполненные в чрезвычайно энергичной манере, утвердили его в качестве одного из лидеров жестикуляционного крыла абстрактного экспрессионизма, наряду с Джексоном Поллоком. (Для сравнения стилей см. статью: Картины Джексона Поллока 1940–1956). В 1950 году Чикагский институт искусств приобрёл его монументальную композицию «Раскопки». В том же году художник начал преподавать в Школе искусств Йельского университета.
Картины серии «Женщины»
В начале 1950-х де Кунинг сосредоточился на изображении женщин, создавая в своих работах сложное напряжение между свободой и контролем, агрессией и красотой, абстракцией и фигуративностью. Его «Женщины» с гипертрофированными чертами тела вызывали ожесточённые споры. Многие критики обвиняли художника в женоненавистничестве и жестоком обращении с человеческим образом, который он деформировал яростными мазками и стекающей краской. Этот подход разительно контрастировал с традиционным изображением женщин в искусстве как чувственных богинь.
Однако каждая работа была тщательно спланирована. Композиции строились из полос густой краски, нанесённой в технике импасто, с использованием контрастных цветов. В образах своих «Женщин» художник сочетал архетипы древних богинь плодородия с образами современных голливудских звёзд и девушек с обложек журналов. Сегодня период с 1950 по 1963 год считается вершиной его творчества. Наиболее известные работы этого времени включают картины «Женщины I – VI» (1950–1953), «Женщина и велосипед» (1952, Музей американского искусства Уитни) и серию «Corps de Dame».
Концептуальное искусство: «Стёртый рисунок де Кунинга»
Статус Виллема де Кунинга как одного из ведущих художников Америки был подчёркнут в 1953 году, когда Роберт Раушенберг (1925–2008) создал одно из первых произведений концептуального искусства. Он попросил у де Кунинга один из его рисунков и стёр его. Работа под названием «Стёртый рисунок де Кунинга» (1953) поставила важные вопросы о природе искусства. Сегодня она хранится в Музее современного искусства Сан-Франциско. Влияние де Кунинга распространилось и на европейских художников, например, на голландского абстракциониста Карела Аппеля (1921–2006).
В конце 1950-х и начале 1960-х годов работы де Кунинга стали почти полностью абстрактными. Примерами служат «Болтон Лэндинг» (1957) и «Дверь к реке» (1960). Он также писал абстрактные пейзажи.
1960-е: переезд и скульптура
В 1963 году де Кунинг переехал в Ист-Хэмптон на Лонг-Айленде. Свет и водные пейзажи этих мест вдохновили его на смену палитры и стиля. Он начал создавать пейзажи с более светлыми тонами и менее неистовой манерой письма. Однако некоторые критики считают, что после 1963 года работы де Кунинга утратили былую мощь и направление, отличаясь блёклой палитрой и хаотичной композицией. С середины 1960-х он увлёкся скульптурой, а в 1969 году создал свою первую статую, вылепленную из глины и позже отлитую в бронзе.
Последний период и наследие
В 1970-х годах художник создал серию плотных, насыщенных по цвету абстрактных картин, а позже — серию преимущественно белых композиций в каллиграфическом стиле. Его поздние работы вызывают споры. Одни критики считают их значительно слабее предыдущих, связывая это с развитием болезни Альцгеймера и последствиями алкоголизма. Другие настаивают, что эти смелые, пророческие произведения ещё не получили должной оценки.
Несмотря на болезнь, де Кунинг продолжал работать до конца 1980-х годов. Его последние картины, созданные в период с 1981 по 1987 год, отличаются изящными линиями и светлыми, почти прозрачными цветами. Эти произведения вызывают дискуссии о границах авторства и творчества в условиях угасания когнитивных функций. Виллем де Кунинг умер на Лонг-Айленде в 1997 году в возрасте 92 лет.
Ретроспективы и награды
В 1968 году в музее Стеделейк в Амстердаме прошла крупная ретроспектива его работ. В 1974 году Центр искусств Уокера в Миннеаполисе организовал выставку его рисунков и скульптур, а в 1978 году выставка состоялась в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1979 году он был удостоен премии Эндрю У. Меллона, что привело к выставке в Музее искусств Института Карнеги в Питтсбурге.
Сегодня Виллем де Кунинг признан одной из центральных фигур в развитии современного искусства, а его картины продаются на аукционах за рекордные суммы. Его работы находятся в коллекциях лучших художественных музеев мира, включая Музей американского искусства Уитни и Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?