Гюстав Моро, французский художник-символист читать ~6 мин.
Ранний представитель символизма, и влиятельная фигура во французской живописи 19 века, художник Гюстав Моро был известен своим визионерским стилем мифологической живописи и образной исторической живописи. Как никакой другой художник, он обладал природным талантом привносить в живопись «магию» и включать в свои композиции непостижимое и бессознательное. Это сделало его одним из ведущих художников-символистов, но это также делает его важным источником для сюрреализма XX века.
Прирождённый декоратор, любитель текстурных эффектов, Моро писал густыми мазками, создавая роскошные, инкрустированные поверхности. Вначале он находился под влиянием романтизма, таких художников-романтиков, как Теодор Шассерио (1819-1856) и Эжен Делакруа (1798-1863), итальянской живописи от Византии до эпохи Возрождения, а также великого голландского реалиста Рембрандта (1606-1669).
Его работы отмечены мистическими образами – Саломея и Орфей были излюбленными темами. За свою жизнь он создал более 8 000 картин, рисунков и акварелей, причём последние были в основном абстрактными этюдами, которые, возможно, повлияли на движение Абстрактный экспрессионизм, а также на такие европейские движения живописи, как Искусство неформалов и Ташизм. К концу жизни Моро стал популярным преподавателем в Школе изящных искусств: среди его учеников были фовист Анри Матисс (1869-1954) и экспрессионист Жорж Руо (1871-1958). Одна из самых известных картин Моро – акварель «Наваждение» (1876, Лувр).
Ранняя жизнь и обучение
Моро родился в Париже в 1826 году, его отец, архитектор с талантом к рисованию, поощрял интерес сына к искусству. В возрасте 20 лет Моро поступил в Школу изящных искусств, где учился у Франсуа-Эдуара Пико (1786-1868). Пико был очень талантливым живописцем мифологических, религиозных и исторических сюжетов, который сам учился у великого неоклассициста Жака-Луи Давида (1748-1825).
Моро восхищался Делакруа (1798-1863), а также попал под влияние Теодора Шассерио, который в течение следующего десятилетия будет оказывать большое влияние как на его тематику, так и на стиль. Первой картиной Моро , написанной маслом, была «Пьета», которая сейчас находится в соборе Ангулема. В 1853 году он впервые участвовал в Салоне и Большой парижской выставке.
В 1856 году Моро отправился в Италию, чтобы изучить великих мастеров кватроченто, а также византийское мозаичное искусство. По возвращении в Париж он участвовал в Салоне 1864 года в Париже с картиной «Эдип и сфинкс» (1864, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Написанная в классическом стиле и отделанная по канонам академического искусства, картина демонстрирует понимание версии 1808 года, написанной Жаном Домиником Энгром, эскиз которой он уже хранил в Лувре. В ней также есть нотки художника раннего Возрождения Андреа Мантеньи (1431-1506). Как бы то ни было, эта картина принесла Моро – до того момента практически неизвестному художнику, несмотря на то, что ему было 38 лет, – успех в одночасье. В следующем году он продолжил её работой «Ясон» (1865, Лувр), а в 1866 году – «Орфей» (1866, Лувр), которая была куплена государством.
Стиль живописи
Выбор Моро мифологического сюжета в «Эдипе» и намеренное стремление к архаичному стилю живописи отличали его от реалистов и натуралистов, популярных в 1860-е годы. Хотя Моро был современником импрессионистов и Эдуарда Мане (1832-1883), его мазок не выдерживал никакого сравнения. Его работы были основаны не на современном искусстве и современном обществе, а на классическом, мифическом мире.
Писатель Эмиль Золя отверг картины Моро как «простую реакцию против современного мира», уточнив идеологические проблемы, когда добавил: “Опасность для науки невелика”. Моро использовал выраженное импасто, создавая богатство и роскошь, которые, по его мнению, необходимы для искусства.
Отказ от работы
Через пять лет после первой успешной выставки в Салоне Моро перестал выставлять свои работы и отказался от их репродукций. Вместо этого он уединился в своём доме и студии на улице Ларошфуко в Париже. В этом доме сейчас находится Национальный музей, где выставлена большая часть его работ – более 850 картин, 5 000 рисунков и 350 акварелей.
Картины Саломеи
Акварель Моро «Явление» (1876, Лувр) – одна из самых известных его работ. На ней изображена Саломея, которая, согласно Евангелиям, околдовала Ирода своими танцами: в награду она получила голову Иоанна Крестителя. Саломея была повторяющейся темой на картинах Моро, что, по мнению критиков, было связано с употреблением им опиума и сопутствующими галлюцинациями. Однако он был в хорошей компании: Караваджо написал свою Саломею с головой Иоанна Крестителя в 1607 году (Национальная галерея, Лондон), а до него Боттичелли написал Саломею с головой Иоанна Крестителя в 1488 году (Уффици, Флоренция). В акварели Моро создаётся ощущение Востока благодаря сложному использованию высветлений, насечек и граттажа.
Часто считается, что пьеса Оскара Уайльда «Саломея» (1893) была вдохновлена работами Моро, хотя нет никаких доказательств того, что эти двое когда-либо встречались. Рекламные офорты к пьесе Уайльда были созданы Обри Бердсли (1872-1898) в манере модерн, против чего Уайльд возражал, говоря “Мой Ирод похож на Ирода Гюстава Моро, укутанного в свои драгоценности и печали. Моя Саломея – мистик, сестра Саламбо, святая Тереза, поклоняющаяся луне”.
В 1884 году Уайльд отправился в Париж и посмотрел в Лувре картину Моро «Явление», которая была выставлена на Парижском салоне 1876 года и собрала большое количество зрителей. Моро положил начало символистским идеям и художественному увлечению роковой женщиной Саломеей, которую Уайльд позже переложил на слова для своей пьесы. Моро неоднократно возвращался к этой теме, создав 19 картин, 6 акварелей и более 150 рисунков. Среди других художников, запечатлевших эту тему, – Леонардо да Винчи (1452-1519), Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Альбрехт Дюрер (1471-1528), Доменико Гирландайо (1449-1494) и Теодор ван Тульден (1606-1669). Однако Оскар Уайльд заявил, что его удовлетворяет только Моро.
Символизм
Хотя импрессионизм был новым авангардным направлением 1880-х годов, именно картины Моро с их эмоциональным, сверхъестественным содержанием больше всего взволновали зарождающееся движение символистов. Эта школа была своего рода продолжением романтизма, и в неё входили такие художники, как Джон Генри Фюзели (1776-1837), Каспар Давид Фридрих (1774-1840) и Фернан Хнопф (1858-1921), а также Густав Климт (1862-1918), Одилон Редон (1840-1916), Эдвард Мунк (1863-1944), Фердинанд Ходлер (1853-1918) и художник-монументалист Пюви де Шаванн (1824-1898).
Символисты использовали мифологию и сновидческие образы для передачи своих идей. Символы, которые они использовали в своих картинах, не были общепринятой иконографией, а часто были личными, неоднозначными и частными. Этот стиль оказал значительное влияние на Les Nabis и Art Nouveau.
Сюрреализм
Несмотря на мистицизм и сверхъестественность его картин, многие критики не признают Моро в качестве вдохновителя художников-сюрреалистов, несмотря на то, что Андре Бретон (1896-1966) – основатель и «первосвященник» сюрреализма – при любой возможности посещал музей Гюстава Моро в Париже.
В 1891 году Моро начал преподавать в Школе изящных искусств. Его влияние на молодых художников распространялось на многие направления искусства, включая Матисса, Анри Мангена (1874-1949), Альбера Марке (1875-1947) и Жоржа Руо. Руо, его любимый ученик, стал хранителем музея Моро в Париже. Моро умер в Париже в 1898 году и похоронен на кладбище Монмартр. Картины Гюстава Моро находятся в лучших художественных музеях мира, включая Лувр в Париже.
- Фриз Кап-Блан: Мадленская рельефная скульптура, Дордонь
- Пюви де Шаванн: французский живописец, художник-декоратор
- Александр Прочухан о цифровых токенах и их использовании
- Где можно отдохнуть в России недорого?
- Без сахара! Сладко и полезно – заменители от природы
- «Сила природы» Джейн Харпер, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?