Гюстав Моро, французский художник-символист читать ~6 мин.
Гюстав Моро — влиятельная фигура во французской живописи XIX века и ранний представитель символизма. Он прославился благодаря своему визионерскому подходу к мифологической и исторической живописи. Он обладал уникальным талантом наполнять живопись «магией», включая в свои композиции элементы непостижимого и бессознательного. Это качество не только сделало его одним из ведущих символистов, но и превратило в важного предшественника сюрреализма XX века.
Будучи прирождённым декоратором и ценителем текстурных эффектов, Моро писал густыми мазками, создавая роскошные, словно инкрустированные, поверхности. На раннем этапе творчества он находился под влиянием романтизма, в частности, таких художников, как Теодор Шассерио и Эжен Делакруа. Кроме того, на него повлияла итальянская живопись от византийского периода до эпохи Возрождения, а также творчество великого голландского реалиста Рембрандта.
Его работы наполнены мистическими образами, среди которых Саломея и Орфей были излюбленными темами. За свою жизнь он создал более 8000 картин, рисунков и акварелей. Многие из его акварелей представляют собой абстрактные этюды, которые, возможно, повлияли на абстрактный экспрессионизм и такие европейские течения, как информель и ташизм. К концу жизни Моро стал известным преподавателем в Школе изящных искусств, где его учениками были фовист Анри Матисс и экспрессионист Жорж Руо. Одной из самых знаменитых работ Моро является акварель «Явление» (1876, Лувр).
Ранняя жизнь и обучение
Моро родился в Париже в 1826 году. Его отец, архитектор, обладавший талантом к рисованию, поощрял интерес сына к искусству. В возрасте 20 лет Моро поступил в Школу изящных искусств, где его наставником стал Франсуа-Эдуар Пико (1786–1868). Пико, ученик великого неоклассициста Жака-Луи Давида, был известным живописцем, работавшим с мифологическими, религиозными и историческими сюжетами.
Моро восхищался Делакруа и испытал сильное влияние Теодора Шассерио, которое определило его тематику и стиль на последующее десятилетие. Его первой работой, выполненной маслом, стала «Пьета» (1852), которая сегодня хранится в соборе Ангулема. В 1853 году он дебютировал в Парижском салоне.
В 1856 году Моро отправился в Италию для изучения работ мастеров кватроченто и византийской мозаики. Вернувшись в Париж, он представил в Салоне 1864 года картину «Эдип и сфинкс» (1864, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Эта работа, выполненная в классическом стиле согласно канонам академического искусства, демонстрирует влияние одноимённой картины Энгра (1808), с которой Моро был знаком. В произведении также ощущается воздействие художника раннего Возрождения Андреа Мантеньи. Картина принесла 38-летнему Моро, до тех пор почти неизвестному, мгновенный успех. За ней последовали «Ясон» (1865, Лувр) и «Орфей» (1866, Лувр), приобретённый государством.
Стиль живописи
Выбор мифологического сюжета для «Эдипа» и сознательное обращение к архаизированному стилю отличали Моро от популярных в 1860-е годы реалистов и натуралистов. Хотя он был современником импрессионистов и Эдуарда Мане, его живописная манера была совершенно иной. Вдохновение для своих работ он черпал не в современном искусстве и жизни общества, а в классическом, мифическом мире.
Писатель Эмиль Золя отверг творчество Моро, назвав его «простой реакцией против современного мира». Он также добавил: “Опасность для науки невелика”. Моро, в свою очередь, использовал выразительное импасто, создавая богатство и роскошь, которые считал неотъемлемой частью подлинного искусства.
Затворничество
После Салона 1869 года Моро на несколько лет прекратил выставлять свои работы и отказался от их репродукции, уединившись в своём доме-студии на улице Ларошфуко в Париже. Сегодня в этом здании располагается Национальный музей Гюстава Моро, где хранится основная часть его наследия — более 850 картин, 5000 рисунков и 350 акварелей.
Картины с Саломеей
Акварель «Явление» (1876, Лувр) — одна из самых известных работ Моро. На ней изображена Саломея, которая, согласно Евангелию, танцем очаровала царя Ирода и в награду потребовала голову Иоанна Крестителя. Этот образ стал для художника сквозной темой. Некоторые критики связывали одержимость этим сюжетом с возможным употреблением опиума и вызванными им галлюцинациями. Сюжет Саломеи привлекал и других великих художников: до Моро к нему обращались Боттичелли (1488) и Караваджо (1607). В своей акварели Моро создаёт экзотическую, восточную атмосферу с помощью сложной техники, сочетающей высветления, насечки и граттаж.
Принято считать, что пьеса Оскара Уайльда «Саломея» (1893) была написана под впечатлением от работ Моро. Рекламные офорты к ней создал Обри Бёрдслей в стиле модерн. Уайльд, однако, был не вполне доволен, отмечая: “Мой Ирод похож на Ирода Гюстава Моро, укутанного в свои драгоценности и печали. Моя Саломея — мистик, сестра Саламбо, святая Тереза, поклоняющаяся луне”.
Известно, что в 1884 году Уайльд посетил Париж и видел в Лувре картину Моро «Явление», которая экспонировалась на Салоне 1876 года и привлекла большое внимание публики. Именно Моро во многом сформировал в искусстве символизма образ Саломеи как роковой женщины, который Уайльд затем воплотил в своей пьесе. Художник неоднократно возвращался к этой теме, создав 19 картин, 6 акварелей и более 150 рисунков. Хотя этот сюжет писали и до него, включая Леонардо да Винчи, Рубенса и Дюрера, Уайльд утверждал, что его вдохновил именно Моро.
Символизм
В 1880-е годы, когда авангардным течением считался импрессионизм, именно работы Моро с их эмоциональным и мистическим содержанием вдохновили зарождающееся движение символистов. Символизм, ставший своего рода преемником романтизма, объединил таких художников, как Одилон Редон, Густав Климт, Эдвард Мунк и Фердинанд Ходлер. В число его предшественников включают Генри Фюзели и Каспара Давида Фридриха, а одним из видных представителей был монументалист Пюви де Шаванн.
Символисты обращались к мифологии и сновидческим образам для выражения идей. Символы в их картинах не были частью общепринятой иконографии, а носили сугубо личный, многозначный и интуитивный характер. Этот стиль оказал значительное влияние на группу «Наби» и модерн.
Влияние на сюрреализм и наследие
Творчество Моро также считают важным предвестием сюрреализма. Андре Бретон, основатель этого движения, называл Моро «сюрреалистом в символизме» и часто посещал его музей в Париже, признавая его влияние на формирование нового художественного языка. Несмотря на это, многие критики не признают Моро в качестве прямого вдохновителя художников-сюрреалистов.
В 1891 году Моро стал профессором в Школе изящных искусств. Его преподавательская деятельность оказала воздействие на многих молодых художников, в том числе на Анри Матисса, Анри Мангена, Альбера Марке и Жоржа Руо. Руо, которого Моро считал своим лучшим учеником, позже стал первым хранителем его музея. Гюстав Моро умер в Париже в 1898 году и был похоронен на кладбище Монмартр. Сегодня его полотна хранятся в ведущих художественных музеях мира, включая Лувр.
- Культура «серебряного века»
- Символизм - обоснование в модерне
- Символизм
- Фриз Кап-Блан: Мадленская рельефная скульптура, Дордонь
- Пюви де Шаванн: французский живописец, художник-декоратор
- Александр Прочухан о цифровых токенах и их использовании
- Где можно отдохнуть в России недорого?
- Без сахара! Сладко и полезно – заменители от природы
- «Сила природы» Джейн Харпер, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?