Марк Тоби:
экспрессионист и абстракционист, каллиграф читать ~6 мин.
Необычный абстрактный экспрессионизм американского художника Марка Тоби (Mark Tobey) выделяется на фоне Нью-Йоркской школы благодаря своей деликатной восточной и духовной составляющей. Будучи в основном самоучкой, он начал карьеру как иллюстратор в Чикаго и Нью-Йорке. В 1918 году художник обратился в веру Бахаи, которая предлагает синтез мировых религий.
Примерно в то же время он познакомился с нью-йоркскими современными художниками, включая Марселя Дюшана (1887–1968) и Марсдена Хартли (1877–1943), хотя его собственные творческие амбиции были ещё неясны. В 1922 году он переехал в Сиэтл, где начал изучать каллиграфию, а затем провёл несколько лет в путешествиях по Европе, преимущественно останавливаясь в Париже.
Хотя Тоби начинал как представитель изобразительного искусства, в Англии он разработал свой абстрактный метод «белого письма», нанося белые знаки на тонированный или затемнённый холст и бумагу. К середине 1940-х годов он выставлялся по всей Европе и Америке, а в 1948 и 1958 годах участвовал в Венецианской биеннале. К этому времени его признали ключевым представителем абстрактного экспрессионизма, хотя его фирменные каллиграфические метки были необычным вкладом в это движение.
Зрелый стиль Тоби обычно демонстрирует сложное наложение крошечных каллиграфических знаков, которые выглядят спокойными и светящимися. В его абстрактных картинах чувствуется тишина и пустота, что отражает его умение соединять древние и современные культуры. Сейчас его считают одним из самых инновационных художников XX века. Примерами его картин являются «Нью-Йорк» (1945, частная коллекция), «Край августа» (1953, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Белый путь» (1956, коллекция Бейелера, Базель) и «Северо-западный дрейф» (1958, Тейт, Лондон). О другом художнике, известном своим схожим абстрактным каллиграфическим стилем, см.: Сай Твомбли (1928–2011).
Ранняя карьера
Тоби родился в Сентервилле, штат Висконсин, и его семья переехала в Сиэтл, когда ему было три года. Его формальное художественное образование ограничилось серией субботних занятий в Институте искусств Чикаго между 1906 и 1908 годами. В 1911 году он переехал в Нью-Йорк и до 1917 года работал дизайнером моды и интерьеров. Он посетил знаменитую Арсенальную выставку 1913 года, которая познакомила американцев с последними течениями современного искусства из Европы.
Примерно в то же время он встретил Марселя Дюшана, пионера дадаизма, чья футуристическо-кубистская работа «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» (1912, Художественный музей Филадельфии) вызвала огромный скандал. Тоби также познакомился с Марсденом Хартли, художником-модернистом, позже известным своей абстрактной работой «Портрет немецкого офицера» (1914, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В 1917 году состоялась его первая персональная выставка, на которой он представил ряд рисунков углём.
Духовные и творческие поиски
В 1918 году Тоби познакомился с портретисткой Джульеттой Томпсон (1873–1956), ученицей Абдул-Баха и художницей, исповедовавшей веру Бахаи. Вскоре Тоби стал последователем этой веры, что побудило его к исследованию духовного начала в искусстве. В 1923 году он встретил китайского художника и студента Вашингтонского университета Тэнг Куэя, который познакомил его с древним искусством китайской каллиграфии.
Следующие несколько лет Тоби провёл в путешествиях по Европе, в основном живя в Париже. В 1922 году он вернулся в Америку и до 1930 года жил в Сиэтле. Он недолго сотрудничал с Корнишским колледжем искусств. В 1929 году у него состоялась первая персональная выставка в галерее в Нью-Йорке. Там его заметил младший куратор Музея современного искусства (MoMA), который отобрал несколько его работ для выставки «Живопись и скульптура живущих американцев», открывшейся в 1930 году. Однако времена были финансово тяжёлыми, и Тоби принял предложение преподавать в Дартингтон-Холле в Англии.
«Белое письмо»: каллиграфическая абстрактная живопись
В Англии Тоби подружился с гончаром Бернардом Личем (1887–1979), который вырос в Японии. В 1934 году они вместе путешествовали по Франции, Италии, Китаю и Японии. Тоби провёл несколько месяцев в дзен-буддийском монастыре недалеко от Киото, изучая поэзию и каллиграфию. Он постепенно двигался к личной форме абстрактного искусства, на которую сильно повлияли восточная культура и японские гравюры на дереве.
Его картина «Бродвей» (1936, Метрополитен-музей) показывает его искусство на переходном этапе. Движение и здания ещё можно различить, но сильно текстурированный каллиграфический стиль уже начинает поглощать формы, превращая их в абстракцию. Этот стиль стал известен как «белое письмо». Эта работа отражала его видение энергий современного ночного города, человеческой деятельности и духовного просветления.
Влияние веры Бахаи
Вера Бахаи с её центральными идеями о единстве Бога, единстве религий и единстве человечества оказала глубокое влияние на философию Тоби. Он стремился создать универсальный визуальный язык, который мог бы преодолеть культурные барьеры. Для него искусство стало средством выражения духовной реальности, лежащей в основе материального мира. Это отличало его от многих современников, чьи работы были сосредоточены на формальных экспериментах или психологическом самовыражении.
Техника «белого письма»
Стиль «белое письмо» — это не просто белые линии на тёмном фоне. Это сложная, паутинообразная сеть мелких каллиграфических знаков, которая равномерно покрывает всю поверхность холста. Таким образом Тоби устранял традиционное для западной живописи разделение на фигуру и фон. Вместо этого он создавал вибрирующее, неглубокое пространство, которое приглашало зрителя к медитативному созерцанию. Техника требовала большой концентрации и была для художника сродни духовной практике.
Зрелая карьера и признание
С началом Второй мировой войны Тоби вернулся в Сиэтл и работал в рамках Федерального художественного проекта. К середине 1940-х годов его переход к полной абстракции завершился. В 1950-е он уже считался важной фигурой в движении абстрактной экспрессионистской живописи. Его работы были представлены на Венецианской биеннале 1958 года, где он получил главный приз за живопись, и в Музее американского искусства Уитни в 1951 году.
Персональные выставки прошли в Музее современного искусства в 1962 году и в Стеделейк-музее в Амстердаме в 1966 году. В 1956 году он получил международную премию Гуггенхайма, а в 1961 году — премию Карнеги. Будучи более влиятельным в Европе, чем в Америке, Тоби внёс важный вклад в ар информель и ташизм. Он умер в 1976 году.
Стиль и наследие Тоби
Хотя стиль «белого письма» был одним из его важнейших достижений, зрелое творчество Тоби демонстрирует поразительное разнообразие цвета и масштаба. На первый взгляд его картины могут показаться плоскими, но при внимательном изучении они раскрывают многослойную глубину. Что объединяет его работы, так это общее ощущение тишины и пустоты: они, кажется, сплавляют древние и современные культуры в уникальной форме мистического искусства.
Некоторые из его работ имеют поверхностное сходство с композициями «живописи действия» Джексона Поллока. Однако идеи, лежащие в их основе, совершенно различны. Поллока интересовал сам процесс живописи, в то время как Тоби руководствовался духовной целью и видел в живописи форму медитации, а не действия. Хотя он начал поздно — его следует считать современником Пикассо, а не Поллока, — он остаётся выдающимся и влиятельным художником.
Северо-западная школа
Марк Тоби является центральной фигурой так называемой «Северо-западной школы» — группы художников из штата Вашингтон, в которую также входили Гай Андерсон, Кеннет Каллахан и Моррис Грейвс. В отличие от нью-йоркских абстрактных экспрессионистов, которые черпали вдохновение в урбанизме и психоанализе, художники Северо-запада обращались к природе Тихоокеанского побережья, мистицизму и эстетике азиатского искусства. Их работы характеризуются более созерцательным и интроспективным подходом.
Картины Марка Тоби можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру.
Абстрактные экспрессионисты
К другим художникам, работавшим в русле абстрактного экспрессионизма, относятся: Марк Ротко (1903–1970), Виллем де Кунинг (1904–1997) и Роберт Мазервелл (1915–1991).
- Нью-Йоркская школа: американский абстрактный экспрессионизм
- Аршил Горки, абстрактный экспрессионист
- Абстрактный экспрессионизм
- Абстрактный экспрессионизм
- Арт-информель: европейский абстрактный экспрессионизм
- Премьера спектакля «Эгоисты» в Рязанском драматическом театре
- «Feed» Мэттью Андерсона, краткое содержание
- «Охотники на снегу» Тобиаса Вольфа, краткое содержание
- «Старая школа» Тобиаса Вольфа, краткое содержание
- «Скажи да» Тобиаса Вулфа, краткое содержание
- Эксперты отказываются устанавливать подлинность работ абстракционистов
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?