Фреска «Бытие», Сикстинская капелла, Микеланджело читать ~11 мин.
Фрески потолка Сикстинской капеллы — это шедевр библейского искусства и одно из величайших произведений эпохи Возрождения в Риме XVI века. Этот впечатляющий цикл был заказан папой Юлием II в 1508 году, который поручил работу 33-летнему Микеланджело Буонаротти (1475–1564). Микеланджело считал себя скульптором, а не художником, и принял заказ с неохотой. По одной из версий, его недоброжелатели убедили папу поручить роспись именно ему, рассчитывая, что он не справится со столь масштабной задачей и будет вынужден покинуть Рим. Тем не менее, эта работа, хоть и подорвала его здоровье, принесла ему всемирную славу величайшего художника итальянского Возрождения.
В течение следующих четырёх лет (1508–1512) он расписал более 1000 квадратных метров потолка яркими фигуративными росписями. Фрески иллюстрируют эпизоды из библейской Книги Бытия, а также другие сцены и персонажей Ветхого Завета и классической мифологии. (См. также: Лучшие рисунки эпохи Возрождения, 1400–1550)

Недовольный работой своих помощников, Микеланджело решил расписывать потолок практически в одиночку. Вопреки распространённому мифу, он делал это не лёжа, а стоя на специально сконструированных лесах, которые позволяли работать на высоте почти 20 метров. Мастер провёл почти четыре года в крайне тяжёлых условиях, постоянно держа голову запрокинутой. Эта изнурительная работа привела к развитию сколиоза, артрита, мышечных спазмов и глазных инфекций от краски, капавшей на лицо.
В октябре 1512 года работа была завершена. Тот факт, что фрески сохранились в хорошем состоянии на протяжении пяти веков, свидетельствует не только о мастерстве Микеланджело, но и о его превосходном знании техники фресковой живописи, полученном в мастерской Доменико Гирландайо. Он писал в технике аффреско — по сырой штукатурке, что обеспечило долговечность росписей. Также на художника повлияли работы Мелоццо да Форли (1438–1494), чьё мастерство в использовании ракурсов можно увидеть на фрагментах фрески «Вознесение Христа» (1478–1480).
Сикстинская капелла
Сикстинская капелла — художественное сокровище эпохи Возрождения в Риме. Она была перестроена из старого здания около 1480 года папой Сикстом IV, в честь которого и получила своё название. Это прямоугольное помещение длиной 40,5 метра, шириной 14 метров и высотой 20 метров, где проходят важнейшие церемонии католической церкви, включая выборы пап (конклавы). Боковые стены капеллы в 1480-х годах расписала группа выдающихся художников, включая Боттичелли, Гирландайо и Перуджино — см., например, «Христос вручает ключи святому Петру» (1482). Позже интерьер дополнили гобелены по картонам Рафаэля. Изначально потолок был окрашен Пьерматтео д’Амелией в синий цвет и украшен золотыми звёздами, подобно капелле Скровеньи в Падуе. Микеланджело предстояло заменить этот звёздный свод своими сценами из Ветхого Завета.
Дизайн потолка Микеланджело
Микеланджело использовал иллюзорную архитектурную конструкцию для своего фрескового дизайна, который состоит из ряда различных элементов. Бочкообразный свод потолка разделён на девять чередующихся больших и малых панелей, содержащих основной сюжет — девять сцен из Книги Бытия. Каждая малая панель окружена четырьмя обнажёнными юношами, Игнуди, которые поддерживают бронзовые медальоны со сценами из Ветхого Завета. Под этими основными панно находятся фигуры двенадцати провидцев, предсказавших рождение Иисуса: семь ветхозаветных пророков и пять античных сивилл. Ниже пророков расположена серия полукруглых люнетов с предками Христа. В треугольных спандрелах изображены ещё восемь групп фигур, некоторые из которых не сопоставлены с конкретными библейскими персонажами. Дизайн завершают четыре угловых паруса (пендентива), каждый из которых иллюстрирует драматическую библейскую историю.
Фрески «Бытие»
Девять центральных сцен расположены в хронологическом порядке от алтаря к главному входу:
Отделение света от тьмы
В этом виртуозном художественном решении Микеланджело нашёл особое изображение для самого первого акта Творения. Сам Бог словно обретает видимую форму перед зрителем в момент создания света. Только здесь художник использует ракурс снизу вверх. Фигура Творца заполняет собой всё пространство, его ноги обрезаны рамой. Одной рукой он отталкивает тьму, и свет вливается подобно облакам. Первое лицо Троицы делит изобразительное поле лишь с пустотой.
Сотворение Солнца, Луны и растений
Если предыдущая сцена была спокойной, то эта полна напряжения. Здесь изображён могучий Бог, летящий навстречу зрителю со вскинутыми руками и повелевающий небесным телам появиться. Одной рукой он указывает на Солнце, другой — на Луну, а затем проносится мимо, подобно планетам, которые он создаёт. Как и в «Сотворении Адама», Микеланджело создаёт впечатление стремительного движения.
Отделение суши от вод
Хотя ранее художники редко изображали Сотворение мира, фрески Сикстинской капеллы придают этому событию особое значение, что полностью соответствует теологии Возрождения. Проповедники в Папской капелле часто восхваляли чудо творения и великолепие материального мира. Эта сцена наиболее близко отражает второй день сотворения, хотя здесь отсутствуют рыбы и другие существа. Микеланджело изображает Бога, движущегося к нам; его жест охватывает почти всю панель. Как и в сцене «Сотворения Адама», он окутан вихревым плащом в окружении ангелов, а внизу видны лишь спокойные воды.
Сотворение Адама
Микеланджело создал новую иконографию для этой картины. В предшествующих произведениях Бог обычно стоял на земле. Здесь же вялая фигура Адама и энергичный Творец сближаются в полёте. Центральный элемент фрески — соприкосновение рук — стал символической кульминацией живописи Высокого Возрождения и одним из самых сильных жестов в истории искусства. Адам, созданный по образу и подобию Бога, представляет собой совершенное человеческое тело, которому недостаёт лишь искры жизни. Пальцы его протянутой руки безвольно опущены. Бог же врывается в пространство, его волосы и одежды развеваются, и он грациозно протягивает свою животворящую руку.
Сотворение Евы
Согласно Библии, Бог погрузил Адама в глубокий сон, взял одно из его рёбер и создал из него Еву. Микеланджело изображает именно этот момент: Ева появляется из ребра спящего Адама. Иконография здесь следует традиции, изображая Бога стоящим на земле рядом со своими творениями. Художник удачно использует малый формат панели, изображая голову Бога, которая словно упирается в раму. Сикстинская капелла была посвящена Деве Марии. Поскольку Мария считается «второй Евой», искупившей первородный грех, размещение этой сцены в самом центре потолка является логичным.
Грехопадение и изгнание из Рая
Сцена искушения предвещает Распятие. Как говорил один из ранних христианских комментаторов: “Смерть через древо, жизнь через крест”. Поэтому Микеланджело изобразил Древо познания так, чтобы оно напоминало крест. В сцене изгнания Адам и Ева, лишённые Божьей благодати, выглядят подавленными и смущёнными. Их шаги не согласованы. Красота Евы сменилась тревогой и неловкостью.
Жертвоприношение Ноя
Ной стоит за алтарём, принося всесожжение в благодарность Богу. Вокруг него готовят жертвенных баранов и быка. Эта сцена символизирует не столько благодарность Ноя за спасение от Потопа, сколько его постоянный долг перед Господом.
Всемирный потоп
Потоп был первой из сцен Бытия, написанных Микеланджело. Ковчег на картине является аллегорией Церкви, в которой спасутся праведники. Художник работал над этой сценой медленно и кропотливо: она состоит из двадцати девяти джорнат (дневных норм работы), некоторые из которых, вероятно, были выполнены его помощниками. Микеланджело разделил каждую из сцен с Ноем на множество частей, что свидетельствует о его тщательной работе на начальном этапе.
В центре неба виден большой участок заменённой штукатурки; повреждения также затронули фигуры Игнуди выше. Это одна из немногих значительных утрат, которые понёс потолок. Биограф Джорджо Вазари (1511–1574) писал, что вскоре после начала работы художник обнаружил на штукатурке плесень. Ему посоветовали добавлять в состав больше песка, что подходило для влажного римского климата. После этого проблем с высыханием больше не возникало.
Опьянение Ноя
На первый взгляд, сцена изображает последствия чрезмерного употребления вина. Ной посадил виноградник, опьянел от урожая и уснул, что вызвало смущение его сыновей. Эта история напоминает о греховной природе человека и необходимости искупления. Однако её более глубокий смысл связан с символическим значением вина в таинстве Евхаристии.
Игнуди с медальонами
Обнажённые юноши (Игнуди), расположенные по углам малых сцен из Книги Бытия, держат бронзовые медальоны на шёлковых лентах или поддерживают гирлянды из дубовых листьев и желудей — это явные отсылки к гербу семьи делла Ровере, к которой принадлежал папа Юлий II.
Примечание: Франческо делла Ровере (1414–1484) стал папой Сикстом IV в 1471 году; кардинал Джулиано делла Ровере (1453–1513) был избран папой Юлием II в 1503 году и заказал фрески для потолка Сикстинской капеллы.
С формальной точки зрения, Игнуди играют важную роль в оживлении композиции свода и побуждают взгляд зрителя двигаться от одной сцены к другой. Без них дизайн выглядел бы статичным и чрезмерно подчинённым архитектурным членениям. Что касается их значения, можно предположить, что Игнуди представляют ангелов — вездесущих слуг и посланников Бога.
Пророки и сивиллы
На месте, где по первоначальному замыслу должны были располагаться двенадцать апостолов, Микеланджело разместил двенадцать фигур, которые пророчествовали о пришествии Христа. Это семь пророков Ветхого Завета (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Иоиль, Захария и Иона) и пять сивилл из античного мира (Эритрейская, Дельфийская, Кумская, Ливийская и Персидская). Выбор конкретных провидцев не всегда очевиден, хотя фигуры Ионы и Исайи были закономерны. Эти могущественные образы — самые крупные на потолке.
В искусстве Возрождения уже существовала традиция включать сивилл (прорицательниц) в число пророков. Их пророчества, вероятно составленные в раннем Средневековье, считались предсказаниями пришествия Мессии. Это укрепляло веру гуманистов в то, что христианская истина была отчасти открыта и язычникам. С щедростью, характерной для той эпохи, сивиллы были включены в иконографическую программу для примирения античной и христианской культур.
Предки Христа
Люнеты на боковых стенах над окнами и в пространствах над ними заполнены фигурами предков Христа, перечисленных в первой главе Евангелия от Матфея. Таким образом, они символически связывают Ветхий и Новый Заветы. Их имена указаны на табличках в центре каждого люнета. Интерпретации этих фигур разнятся, но все сходятся во мнении, что они выглядят погружёнными в ожидание. Иконографическая программа цикла предполагает, что они ждут прихода Мессии.
Угловые паруса: библейские истории
В четырёх углах капеллы расположены треугольные паруса (пендентивы), занимающие пространство между стенами и аркой свода. Здесь Микеланджело изобразил четыре сцены спасения Израиля с участием великих героев и героинь еврейской истории: Моисея, Есфири, Давида и Юдифи. (См. также Еврейское искусство).
Смешение религии и гуманизма
Как ведущему представителю чинквеченто (XVI век), Микеланджело стояла сложная задача — примирить идеи ренессансного гуманизма с теологией христианства. Церковь подчёркивала греховность и несовершенство человека, в то время как гуманизм превозносил его красоту и благородство. Эти два взгляда были несовместимы как визуально (что подтверждает полемика вокруг мужских и женских обнажённых фигур Микеланджело), так и философски. Они могли сосуществовать лишь при условии, что гуманизм признаёт потребность человека в Церкви как посреднике между ним и Богом.
Реакция на фреску «Бытие»
Фрески Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы оказали глубокое влияние на других художников ещё до своего завершения. Вазари в «Жизнеописании Рафаэля» рассказывает, что архитектор Донато Браманте, хранивший ключи от капеллы, позволял Рафаэлю тайно изучать росписи в отсутствие Микеланджело. Увидев пророков Микеланджело, Рафаэль вернулся к своей фреске «Пророк Исайя» в церкви Сант-Агостино, уничтожил её и переписал заново в более монументальном стиле.
Почти каждый элемент дизайна Микеланджело впоследствии копировался: иллюзорная архитектура, мускулистая анатомия, смелые ракурсы, динамичное движение, яркая цветовая гамма и выразительность рисунка фигур, а также повсеместное использование Игнуди. Среди художников, на которых росписи оказали наибольшее влияние, — Понтормо, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Паоло Веронезе, Эль Греко и Корреджо, известный своей фреской «Вознесение Девы Марии» в Пармском соборе (1526–1530). Два десятилетия спустя сам Микеланджело развил свои живописные методы в монументальной фреске «Страшный суд» на алтарной стене капеллы.
Когда в октябре 1512 года фреска «Бытие» была представлена публике, она сразу же была признана одним из величайших произведений в истории искусства. С этого момента Микеланджело, несмотря на свой относительно молодой возраст (37 лет), был провозглашён величайшим художником своего времени — Il Divino («Божественный»), превзойдя даже Леонардо да Винчи и Рафаэля.
- Фреска
- Настенная роспись
- В Вене спорят об авторстве случайно найденной фрески
- В Помпеях обнаружена прекрасно сохранившаяся фреска с изображением греческого мифа
- Фреска «Страшный суд», Сикстинская капелла, Микеланджело
- Офисная мебель: эргономика или дизайн: советы по выбору
- «Интроверты. Как использовать особенности своего характера» Сьюзан Кейн, краткое содержание
- Проверить КБМ онлайн: как контролировать и оптимизировать расходы на ОСАГО
- Как выбрать надежную компанию по приемке квартиры: все аспекты профессионального технадзора
- «Интроверсия» современных художников стартовала в Киеве
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?