Фреска «Бытие», Сикстинская капелла, Микеланджело читать ~12 мин.
Шедевр библейского искусства, и одна из величайших картин эпохи Возрождения в Риме XVI века, впечатляющая фреска, покрывающая потолок Сикстинской капеллы, была заказана папой Юлием II в 1508 году, когда он поручил эту работу 33-летнему Микеланджело Буонаротти (1475-1564). Несмотря на то, что Микеланджело считал себя в душе скульптором, а не художником, он с неохотой принял заказ и приступил к работе, которая подорвала его здоровье, но принесла ему всемирную славу величайшего художника итальянского Возрождения.
В течение следующих четырёх лет (1508-12) он расписал более 1000 квадратных метров потолка яркими фигуративными росписями, иллюстрирующими некоторые эпизоды библейской Книги Бытия, а также другие сцены и персонажи из Ветхого Завета и классической мифологии. (См. также: Лучшие рисунки эпохи Возрождения, 1400-1550)

Недовольный традиционными методами работы, а также способностями и прилежанием своих помощников, Микеланджело решил практически в одиночку расписать всю работу. В результате он провёл почти четыре года, работая на лесах на высоте до 60 футов над землёй в ужасающих условиях. Большую часть времени он проводил, наклонившись назад, в тщетной попытке получить правильное представление о том, что он делает. В процессе работы у него развились сколиоз, артрит и мышечные спазмы, а также глазные инфекции от краски, капавшей на лицо.
Наконец, 11 октября 1512 года он закончил работу. Тот факт, что фрески на потолке сохранились в хорошем состоянии на протяжении пяти веков, свидетельствует о необычайном мастерстве Микеланджело, а также о том, что он получил обучение фресковой живописи в мастерской Доменико Гирландайо, одного из величайших флорентийских художников-монументалистов. Другим влиянием на Микеланджело было сокращение Мелоццо да Форли (1438-1494), что можно увидеть на сохранившихся фрагментах фрески «Вознесение Христа» (1478-80), которую он написал для купола церкви Святых Апостолов в Риме.
Сикстинская капелла
Сикстинская капелла, художественное сокровище эпохи Возрождения в Риме, перестроенная из более старого здания около 1480 года папой Сикстом IV, в честь которого она и названа, представляет собой прямоугольное помещение в Ватикане, где проходят самые священные церемонии католической церкви, в том числе избрание пап. Боковые стены были расписаны фресками в 1480-х годах группой самых выдающихся художников конца XV века, в том числе Боттичелли, Гирландайо и Перуджино — см., например, «Христос вручает ключи святому Петру» (1482). Позже был добавлен набор гобеленов Рафаэля. Потолок был окрашен в голубой цвет Пьеро Маттео д’Амелия в стиле, похожем на фрески Скровеньи в Падуе (место знаменитого цикла фресок Джотто) и украшен золотыми звёздами. Микеланджело должен был перерисовать этот дизайн звёздного ночного неба своими картинами из Ветхого Завета.
Дизайн потолка Микеланджело
Микеланджело использовал иллюзорную архитектурную конструкцию для своего фрескового дизайна, которая состоит из ряда различных элементов. (1) Неглубокий бочкообразный свод потолка разделён на серию из девяти чередующихся больших и маленьких панелей. Эти поля содержат основной сюжет потолка: девять сцен из Книги Бытия. (2) Каждая небольшая панель окружена четырьмя обнажёнными юношами или ангелами-мужчинами, называемыми Игнуди, каждая пара которых поддерживает бронзовый круглый медальон, иллюстрирующий сцену из книг Ветхого Завета, в основном из книг Царств и Маккавеев. (3) Под этими основными панно находятся фигуры двенадцати мужчин и женщин, предсказавших рождение Иисуса: 7 пророков Ветхого Завета и 5 классических сивилл. (4) Под этими пророками находится серия полумесяцевидных люнетов, содержащих предков Христа. (5) В серии треугольных спандрелов изображены ещё восемь групп фигур, некоторые из которых не сопоставлены с конкретными библейскими персонажами. (6) Дизайн завершают четыре угловых пентентива, каждый из которых изображает драматическую библейскую историю.
Фрески «Бытие»
Они расположены от алтаря к главному входу следующим образом:
Разделение света и тьмы
В виртуозном трюке Микеланджело придумал особое изображение для самого первого акта Сотворения. Сам Бог как будто принимает видимую форму перед нами, когда создаётся сам свет. Только в этом единственном случае художник показывает нам вид снизу. Его ноги обрезаны рамой, и кажется, что все небо заполнено Творцом. Рукой он отталкивает тьму, и свет вливается, как облака. Здесь, как и положено, первое лицо Троицы делит поле с ничем.
Создание Солнца, Луны и планет
Если предыдущая сцена спокойна, то эта — напряжённая. Здесь изображён свирепый Бог, летящий к нам с поднятыми руками и приказывающий небесным телам появиться. Одной рукой он указывает на Солнце, другой — на Луну, а затем проносится мимо нас по орбите, как планеты, которые он создаёт. Как и в «Сотворении Адама», Микеланджело создаёт впечатление энергичной скорости.
Разделение земли и воды
Хотя ранее художники не часто выбирали для изображения Сотворение мира, важность, приданная ему в фресках Сикстинской капеллы, полностью соответствует теологии Возрождения. Проповедники в Папской капелле часто восхваляли чудо сотворения мира и великолепие физического мира. Эта сцена наиболее близко отражает второй день сотворения мира, хотя в ней отсутствуют рыбы и другие существа, которые были частью работы того дня. Микеланджело показывает Бога, движущегося к нам, его огромный жест охватывает почти всю панель. Как и в предшествующем «Сотворении Адама», он окутан вихревым плащом и окружён ангелами. Внизу нет ничего, кроме спокойной воды.
Сотворение Адама
Микеланджело изобрёл новую иконографию для этой картины. На предыдущих картинах Бог стоял на земле, как в «Сотворении Евы». Здесь силы вялого Адама и энергичного Творца приближаются друг к другу. В центре фрески — встреча рук — символическая кульминация живописи Высокого Возрождения и один из самых сильных жестов в истории искусства. Адам, созданный по образу Бога, — это совершенное человеческое тело, которому не хватает только искры жизни. Пальцы протянутой руки Адама безжизненно свисают. Бог врывается в комнату, его волосы и одежда развеваются от порыва ветра, и он грациозно протягивает свою животворную руку.
Сотворение Евы
Согласно Библии, Адаму нужна была спутница, поэтому Бог погрузил его в глубокий сон. Он взял одно из рёбер Адама и создал из него Еву.Всё это изображено Микеланджело: Ева появляется из ребра Адама. Иконография здесь следует традиции изображения Бога, стоящего на Земле рядом со своими творениями, но художник удачно использует формат небольшого поля, показывая голову Бога, упивающуюся в раму. Сикстинская капелла была посвящена Деве Марии. Поскольку Мария считается второй Евой, которая стёрла первородный грех первой женщины, логично, что сцена, изображающая сотворение Евы, должна быть помещена в самом центре потолка.
Искушение Адама и Евы и Изгнание
Искушение предвещает распятие. Как сказал один из ранних христианских комментаторов: “Смерть через древо, жизнь через крест”. Поэтому Микеланджело изобразил дерево так, чтобы оно напоминало крест. В части, посвящённой изгнанию, Адам и Ева, лишённые Божьей благодати, смиренны и неловки. Их неуклюжие шаги не согласованы друг с другом. Красота и чувственность Евы превратились в тревогу и неловкость. Как художник, Микеланджело достиг своего расцвета после первоначальной неуверенности в серии с Ноем. Он разделил каждую сцену с Ноем примерно на тридцать частей, что указывает на его медленную работу.
Жертвоприношение Ноя
Ной стоит за алтарём, принося всесожжение в благодарность Богу. Готовятся жертвенные бараны и бык. Но это не благодарность Ноя за спасение от Потопа, а скорее указание на привычный долг Ноя перед Господом.
Потоп
Потоп был первой из сцен Бытия, которую Микеланджело выполнил. На картине Ковчег, конечно, является аллегорией Церкви, в которой будут спасены праведники. Микеланджело работал над этой сценой медленно и кропотливо: здесь двадцать девять giornate (пласты штукатурки), некоторые из которых, по-видимому, выполнены его помощниками.
В середине неба есть большой участок, который был заменён, и утрата продолжается в Иньюди выше. Это одна из немногих утрат, которые понёс потолок. За отличное состояние фресок сегодня мы должны отдать дань уважения технике Микеланджело, поэтому интересно, что эта настенная роспись — первая, над которой он работал — оказалась самой слабой. Художник XVI века и биограф маньеристов Джорджо Вазари (1511-1574) писал, что вскоре после того, как художник приступил к росписи, он обнаружил плесень на штукатурке, что свидетельствовало о том, что она не высыхала должным образом. Ему посоветовали для римского климата добавить в штукатурку больше песка, что он и сделал, после чего проблем больше не возникало.
Пьянство Ноя
На первый взгляд и на буквальном уровне изображено открытие последствий чрезмерного употребления вина. Ной посадил виноградник, затем попробовал свой урожай, опьянел и уснул, к смущению своего сына Хама и двух братьев. Эта история сталкивает нас с греховной природой человека и необходимостью искупления. Однако истинное значение заключается в аналогичном значении вина и Евхаристии.
Иньюди с медальонами
Обнажённые мужчины (ignudi), расположенные по углам небольших сцен из Книги Бытия, более понятны в своей функции, чем в своём значении. Они держат бронзовые медальоны на шёлковых лентах или поддерживают гирлянды из дубовых листьев, усыпанных желудями — явные отсылки к эмблемам семьи Делла Ровере.
Примечание: Франческо делла Ровере (1414-1484) стал папой Сикстом IV в 1471 году; кардинал Джулиано делла Ровере (1453-1513) был избран папой Юлием II в 1503 году и заказал фрески для потолка Сикстинской капеллы.
С формальной точки зрения, Игнуди играют важную роль в оживлении дизайна свода и побуждают зрителя продвигаться от ниши к нише. Уберите их, и дизайн станет статичным и слишком определённым архитектурными перегородками, обрамляющими каждую часть. Что касается их значения, то можно предположить, что Игнуди представляют ангелов: вездесущих слуг и посланников Бога.
Библейские сюжеты, изображённые на медальонах:
Пророки и сивиллы
На месте, где в первоначальном проекте должны были быть восседать двенадцать апостолов, Микеланджело расположил двенадцать фигур, пророчествующих или олицетворяющих какой-либо аспект пришествия Христа: семь пророков Ветхого Завета (четыре так называемых великих пророка: Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил; три малых пророка: Иоиль, Захария и Иона) и пять сивилл классического мира (Эритрейская, Дельфийская, Куманская, Ливийская и Персидская). Как были выбраны конкретные провидцы, остаётся неясным, хотя некоторые выборы, такие как Иона и Исайя, были очевидны. Эти могущественные фигуры являются самыми большими на потолке.
В искусстве Возрождения уже существовала традиция включать сивилл (прорицательниц) в число пророков. Тексты их пророчеств, вероятно составленные в раннем средневековье, были широко известны. Существовала также брошюра о сивиллах и их пророчествах, написанная Филиппо Барбьери и посвящённая папе Сиксту IV, опубликованная в 1481 году, которая использовалась в качестве источника иллюстраций для циклов эпохи Возрождения. Наиболее заметными и доступными были фрески в апартаментах Борджиа, написанные Пинтуриккио в начале 1490-х годов. Сивиллы стали так популярны потому, что их высказывания считались предсказаниями о пришествии Мессии и тем самым укрепляли убеждение гуманистов эпохи Возрождения в том, что христианская истина в некоторой мере была открыта язычникам. С щедростью, характерной для той эпохи, сивиллы были включены в процесс примирения языческой и христианской культур.
Предки Христа
Лунетты на боковых стенах над окнами и серии над ними заполнены предками Христа, названными в первой главе Евангелия от Матфея. Таким образом, их фигуры связывают Ветхий Завет и Новый Завет, Авраама и Иисуса Христа. Их можно опознать по именам на табличках в центре каждого люнета. Интерпретации предков различаются. Все сходятся в том, что они выглядят мрачными, бездельничают или просто коротают время. Иконографическая программа цикла предполагает, что они ждут Мессию.
Угловые пендетивы: библейские истории
Во всех четырёх углах часовни находится треугольная пендентива (или «парус»), занимающая пространство между стенами и аркой свода. Здесь Микеланджело изобразил четыре сцены, иллюстрирующие библейские истории, связанные с спасением Израиля, с участием четырёх великих героев и героинь еврейской истории: Моисея, Эстер, Давида и Юдифи. (См. также Еврейское искусство).
Смешение религии и гуманизма
Как ведущего представителя cinquecento (16 века) итальянского Возрождения, Микеланджело ждала сложная задача примирить идеи гуманизма Возрождения с теологией христианства XVI века.Это было связано с тем, что Церковь подчёркивала греховность и несовершенство человека, в то время как гуманизм фокусировался на красоте и благородстве человека. К сожалению, эти два взгляда несовместимы как визуально (свидетельством чему является полемика вокруг мужских и женских обнажённых натур Микеланджело), так и философски. Фактически, они могут сосуществовать только при условии, что гуманисты признают, что человек нуждается в Церкви как посреднике Бога.
Ответ на фреску «Бытие»
Фрески Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы оказали глубокое влияние на других художников ещё до того, как были завершены. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» рассказывает, что архитектор Высокого Возрождения Донато Браманте, хранивший ключи от капеллы, разрешал Рафаэлю смотреть на фрески, когда Микеланджело отсутствовал. Увидев пророков Микеланджело, Рафаэль вернулся к своей картине «Пророк Исайя», над которой он работал в церкви Сант-Агостино, и стёр её, чтобы переписать в стиле, более близком к Микеланджело.
Почти каждый элемент дизайна Микеланджело был впоследствии скопирован: включая иллюзорную архитектуру, мускулистую анатомию человека, сокращение, динамичное ощущение движения, яркую сияющую цветовую гамму и выразительность рисунка фигур, а также повсеместное расположение Иньюди путти. Среди художников, чьё творчество было особенно повлияно Микеланджело, можно назвать Понтормо, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Паоло Веронезе, Эль Греко и Корреджо, известного своей необыкновенной фреской «Успение Богородицы (Пармский собор)» (1526-30). Два десятилетия спустя сам Микеланджело поднял свои живописные и дизайнерские методы на новый уровень в своей фреске «Страшный суд» на алтарной стене капеллы.
Когда в октябре 1512 года фреска «Бытие мира» в Сикстинской капелле была представлена публике, она сразу же была признана одним из величайших произведений истории искусства. С этого момента Микеланджело был всеми признан величайшим художником своего времени — Il Divino — несмотря на свой относительно молодой возраст (37 лет): он превзошёл даже Леонардо и Рафаэля.
- Фреска
- Настенная роспись
- В Вене спорят об авторстве случайно найденной фрески
- В Помпеях обнаружена прекрасно сохранившаяся фреска с изображением греческого мифа
- Фреска «Страшный суд», Сикстинская капелла, Микеланджело
- Офисная мебель: эргономика или дизайн: советы по выбору
- «Интроверты. Как использовать особенности своего характера» Сьюзан Кейн, краткое содержание
- Проверить КБМ онлайн: как контролировать и оптимизировать расходы на ОСАГО
- Как выбрать надежную компанию по приемке квартиры: все аспекты профессионального технадзора
- «Интроверсия» современных художников стартовала в Киеве
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?