Фреска «Страшный суд», Сикстинская капелла, Микеланджело 1 851 слово читать ~12 мин.Раздел в процессе наполнения и корректировки
Считается одной из величайших картин всех времён.

Название: «Страшный суд» (1536-41)
Художник: Микеланджело (1475-1564)
Материал: Фреска
Жанр: Религиозная историческая живопись
Направление: Маньеризм
Находится: Алтарная стена Сикстинской капеллы, Ватикан, Рим.
Описание
Написанная на алтарной стене Сикстинской капеллы, масштабная фреска «Страшный суд» была заказана папой Климентом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и подтверждена в 1535 году его преемником, папой Павлом III Алессандро Фарнезе (1468-1549). Это монументальное произведение христианского искусства было самой большой фреской XVI века, над которой Микеланджело работал четыре года. Он завершил её более чем через тридцать лет после завершения своего предыдущего цикла библейских фресок — фрески «Бытие» — на потолке Сикстинской капеллы.
Как следует из названия , «Страшный суд» изображает Судный день во время Второго пришествия Христа, как описано в Библии. Она считается величайшим шедевром религиозного искусства XVI века и представляет собой либо последний расцвет живописи Высокого Возрождения, либо первый крупный пример маньеристской живописи — нового стиля, сменившего классицизм Высокого Возрождения. (Примечание: Теоретик искусства XVI века Джорджо Вазари считал Микеланджело важным источником вдохновения для художников маньеризма на протяжении всего остального столетия.)
Изменения в Сикстинской капелле и вопросы дизайна
Мы не знаем, что побудило папу Медичи Климента VII (1523-34) в 1533 году перекрасить алтарную стену Сикстинской капеллы. Возможно, он просто хотел продолжить библейскую историю фресок Сикстинской капеллы, которые Микеланджело закончил в 1512 году по заказу папы Юлия II. В любом случае, проект требовал замуровывания двух окон-клиросов и уничтожения кватроченто декораций — фресок Пьетро Перуджино «Дочь фараона находит Моисея» и «Поклонение пастухов», а также портреты пап, которые окружали часовню и продолжались по алтарной стене. Также пришлось уничтожить алтарную картину, созданную Перуджино, и её раму, а также работу самого Микеланджело «Предки Христа» в двух люнетах.
Окончательное решение, принятое художником, чтобы использовать всю стену, даже без рамы, радикально изменило облик капеллы, устранив горизонтальный акцент, который ей придавали непрерывные полосы окон и фресок на этой и других стенах, и введя сильный вертикальный элемент.
Эскиз Микеланджело для фрески «Страшный суд»
Микеланджело переработал традиционное изображение Страшного суда в соответствии с поздним искусством Ренессанса маньеристского движения. До этого оно было строго организовано, чтобы передать центральное место Бога в упорядоченном космосе и его контроль над окончательной судьбой человека. Микеланджело разделил композицию на два яруса.
В небесной зоне Христос-Судья был окружён хорами апостолов, ангелов, святых, мучеников и патриархов. В земной зоне внизу слева было изображено Воскресение мёртвых, а справа — спуск проклятых в ад. Каждая послушная группа населения, собравшаяся на своём месте, исполняла свою роль с предсказуемыми эмоциями: избранные — с радостью, проклятые — в мучениях. Ряды были фиксированными и закрытыми.
Микеланджело задумывал свой «Страшный суд» как вихрь тел — обнажённых мужчин и обнажённых женщин, в соответствии со своей гуманистической философией — вокруг динамичного центра Христа, где каждая фигура либо находится в движении, либо напряжена от эмоций. Предсказуемость была сметена, заменившись тревожной неопределённостью, в то время как традиционная иконография была статичной и иерархичной, видение Микеланджело представляет собой динамическое взрывное событие. Плавные одежды были отброшены, поскольку, по мнению Микеланджело, мы все встретим Господа, лишённые всех званий и символов нашего земного статуса.
Хотя Микеланджело избегал резко разделённых секций, характерных для версий более ранних художников, он ввёл зоны, соответствующие разделениям фресок боковых стен. Область люнетов вверху заполнена ангелами и орудиями Страстей Христовых (крестом и столбом). Ниже мы видим плотно сгруппированные ряды избранных. Ниже зона обозначает переход между теми, кто уже находится среди избранных, окружающих Христа, и теми, кто поднимается или опускается. Линия продолжается по всей фреске, где внезапно открывается беспрепятственный вид на голубое небо. В крайнем правом углу этой зоны Симон Киринейский, кажется, кладёт свой крест на выступ антаблемента. В нижней части стены (слева) изображены могилы, которые открываются, чтобы выпустить своих обитателей вверх, к Христу, а справа — ад, где лодочник Харон переправляет проклятых через реку Стикс в подземный мир.
«Страшный суд» является примером триумфа disegno (дизайна) над colorito (цветом/краской).
Малая перспектива — отсутствие рамы
Некоторые более ранние художники, такие как Джотто, создавали иллюзию глубины в своих «Страшных судах», изображая хоры фигур в схожих позах, удаляющихся в перспективе. Вместо использования линейной перспективы, Микеланджело прибег к наложению фигур в плотно сгруппированных группах, образующих цепочки, чтобы обозначить направление движения. По мере удаления в пространстве фигуры теряют чёткость, иногда они написаны очень тонко.
Одним из самых замечательных нововведений Микеланджело является отказ от рамы. Фигуры обрезаны по краям, как будто подразумевая, что мы видим только часть, а сцена продолжается во всех направлениях, в стороны и вниз. Вместо того, чтобы создать ощущение, что все имеют здесь своё место и знают, кто они, Микеланджело изображает неопределённость мужчин и женщин, движимых силой, неподвластной им, к судьбе, которая им ещё неизвестна. Когда они обнаруживают своё предназначение, он показывает их удивление, радость или ужас.
Особенности картины
Лунеты
Две лунеты в верхней части «Страшный суд» изображают символы страстей Христовых: крест, столб, к которому его привязали для бичевания, лестницу, губку и терновый венец — все это несут бескрылые ангелы. Им уделяется необычное внимание, поскольку их включение в композицию ясно показывает, что окончательное Воскресение, изображённое ниже, стало возможным только благодаря жертвенной смерти Христа и его Воскресению.
Ангелы с трубами
В центре стены в нижней половине под Христом другая группа ангелов отвечает на приход Христа и его приказ: «И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и великой славой, и пошлёт Он Ангелов Своих с трубою громкою, и соберут избранных Его от всех четырёх ветров».
Христос и Богородица
Величественная фигура Христа доминирует на фреске «Страшный суд». Он изображён на фоне золотого ореола, в который также входит его мать, прижавшаяся к его боку. В ранних эскизах Микеланджело изображал Христа сидящим в традиционном положении, но на картине он, кажется, шагает вперёд, возможно, поднимаясь на ноги.
Его поза напоминает изображения Христа воскресшего, вырывающегося из гробницы. Художественные критики XVI века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви описывали жест правой руки Христа как гневный, но его бесстрастное лицо противоречит этой интерпретации. Его поднятая рука должна быть скорее понята как жест приказа, приводящий в движение события, которые мы видим перед собой: ангелы трубят в трубы, мёртвые воскресают, после чего они направляются к назначенным местам, либо поднимаясь, чтобы присоединиться к Христу на небесах, либо падая в бездну ада. Он показывает раны на руках, ногах и боку, напоминая нам, что он — воскресший Христос, а также о своих страданиях и о том, какой ценой была завоёвана для нас вечная жизнь.
Богородица отворачивает голову и скрещивает руки, как бы говоря, что время её милосердного заступничества прошло. Золотой свет за Христом, который Микеланджело с большим трудом нанёс на фреску яркими жёлтыми пигментами, которые он больше нигде не использовал, становится солнцем, вокруг которого все событие движется в неизбежном вращении. Эта визуальная особенность породила утверждения о сходстве Христа с Аполлоном, богом Солнца, вокруг которого вращаются все планеты.
Избранные
Вокруг Христа и Богородицы толпятся святые, мученики и другие вознёсшиеся в рай. Некоторые из них имеют атрибуты, по которым мы можем их идентифицировать, но большинство — нет. Мы узнаем святого Лаврентия с решёткой и святого Варфоломея с ножом и содранной кожей, святого Петра с ключами от Царства, святого Андрея с крестом, святого Себастьяна, держащего стрелы, которыми он был пронзён, святого Власия с гребнями для шерсти и святую Екатерину с колесом.
Две фигуры из распятия — добрый разбойник Дисмас и Симон Киринейский, который нёс крест Христа, — ещё раз напоминают нам о значении жертвенной смерти и воскресения Христа как необходимого предшественника изображённого события.
Вознесение
С левой нижней стороны, где могилы отдают мёртвых, тела поднимаются к избранным. Некоторые улетают, некоторые несутся ангелами, одна пара, держась за розарий, поднимается мускулистым ангелом, по-видимому, демонстрируя силу веры. Другие кардинальные добродетели можно узнать в других фигурах.
Проклятые
Напротив тех, кто слева поднимается к избранным, справа спускаются в ад. Некоторые из них избиваются ангелами, мешающими их отчаянным попыткам подняться; некоторые сбрасываются вниз головой, а другие тащатся демонами. Согласно Кондиви, грешники тащатся вниз за ту часть тела, которой они согрешили: гордые — за волосы, развратные — за половые органы. На самом деле многие фигуры кажутся аллегориями пороков, некоторые даже с атрибутами, как, например, кошелёк, обозначающий алчность.
Харон
В классической мифологии Харон — лодочник, перевозящий проклятых через реку Стикс (или Ахерон) в подземный мир. Как и Минос, также представленный здесь, Харон фигурирует в «Божественной комедии» Данте , где он описан как демон, мучающий проклятых их безнадёжным положением и избивающий нежелающих грести ударами весла. Поскольку в Священном Писании очень мало описаний загробной жизни, яркие образы Данте заполнили этот пробел для Микеланджело, который, по словам его современников, так хорошо знал Данте, что мог процитировать большую часть его произведений наизусть. Однако в эпоху католической Контрреформации (около 1560-1700 гг.) включение в произведение языческого персонажа, такого как Харон, подвергалось резкой критике.
Пещера
У подножия «Страшного суда» в центре картины находится чёрная пещера, заполненная демонами. Ещё одна фигура вырисовывается на фоне огненного сияния. Неясно, что именно символизирует эта пещера, хотя сейчас эксперты считают, что она означает Чистилище. Только из Чистилища можно сбежать, и священник у алтаря знал, что его месса помогает душам, страдающим в Чистилище. Собор в Тренто после Реформации быстро подтвердил существование Чистилища, несмотря на утверждения протестантов, что это циничное мошенничество, призванное обогатить Церковь за счёт продажи индульгенций.
Ад
В правом нижнем углу тональность резко меняется. В «Аду» Данте свет настолько тусклый, что трудно разглядеть формы. Таким образом, художник, следуя Данте, когда тот столкнулся с демонами и проклятыми у входа в ад, нуждался в более глубокой палитре, чем могла предоставить фреска с её техникой нанесения полупрозрачных тонов на белый фон. Здесь не проникает лазурное небо; вместо этого мы видим мутные воды реки Стикс и мрачные фигуры, едва различимые в запретной мгле.
Чтобы добиться желаемого мрачного эффекта, Микеланджело покрыл белый интонако красновато-коричневой умброй, а затем нанёс на него полутона и светлые тона. В нескольких местах этой зоны, где он хотел использовать определённые зелёные и синие металлические пигменты, несовместимые с фреской, он использовал масло в качестве связующего вещества, следуя успешному примеру Себастьяно дель Пьомбо в фресках капеллы Сан-Пьетро.
В одном из весёлых моментов своего изображения ада, как сообщает биограф Джорджо Вазари, Микеланджело нарисовал Миноса (судью душ) с ушами осла и лицом папского церемониймейстера Бьяджо да Чезена, который часто возражал Его Святейшеству против обнажённости фигур Микеланджело. Когда Чезена истерически пожаловался папе на эту дерзость, тот, как утверждается, ответил, что его руки связаны, поскольку его юрисдикция не распространяется на ад! (См. также: Палитра цветов Возрождения.)
Почему был написан «Страшный суд»?
В некоторых прошлых исследованиях «Страшный суд» Микеланджело рассматривался как «искупление», созданное после разграбления Рима в 1527 году войсками императора Карла V, которые опустошили город и вынудили Папу покинуть Ватикан и бежать в Орвието. Многие видели в этих событиях проявление божественного гнева. Согласно этой точке зрения, Рим, как Содом и Гоморра, был разрушен, потому что стал местом разврата и греха, и «Страшный суд» отражал настроение покаяния, которое последовало за этими трагическими событиями.
Заказ папы Климента Микеланджело был, по сути, описан как “иллюстрация катастрофы его правления”. Возможно, именно так протестанты оценили разграбление Рима, и, возможно, это было первоначальной реакцией некоторых католиков сразу после события. Однако современные историки сходятся во мнении, что католическая церковь гораздо быстрее восстановила свою самооценку. Папа Климент подписал мирный договор с Карлом V, а затем в 1533 году поручил Микеланджело «Страшный суд» и в 1534 году скончался. Таким образом, над работой наблюдал папа из рода Фарнезе, Павел III, и в его личности не было никаких признаков чрезмерного раскаяния.
Реакция на фреску Микеланджело «Страшный суд»
Как только фреска была открыта в 1541 году, она сразу же была признана одной из величайших религиозных картин итальянского Возрождения и стала новым образцом для художников. В 1586 году художник и писатель Арменини вспоминал, как в молодости, когда он рисовал в капелле, он находился среди многих других и слышал дискуссии о мельчайших деталях работы Микеланджело. Это стало своего рода школой анатомии, лучшим местом в Риме — да и во всём мире — для изучения обнажённой натуры.
Часто говорят, что моделирование фигур Микеланджело преувеличено. В конце XVI века великий маньерист Аннибале Карраччи описал обнажённые тела в «Страшном суде» — в отличие от фигур на потолке Сикстинской капеллы — как «слишком анатомичные». Даже критик Раффаэлло Боргини, писавший в 1584 году в родном городе Микеланджело, Флоренции, где Il Divino по-прежнему считался величайшим из лучших художников всех времён, предостерегал художников от чрезмерного копирования анатомии Микеланджело. Не давайте нежной женщине конечности и мускулатуру мужчины, говорили художникам. Моделирование мускулатуры не должно быть преувеличенным.
Объяснение картин маньеристов
Более подробную информацию о картинах маньеристов см. в следующих статьях:
Преображение (ок. 1518-20) Рафаэля.
Важный предшественник маньеризма.
Мадонна с длинной шеей (1535) Пармиджанино
Изящная Богоматерь с Младенцем с аллегорическим посланием.
Погребение графа Оргаса (1586-88) Эль Греко.
Изображает легендарные похороны дона Гонсало де Руис.
Вид на Толедо (1595-1600) Эль Греко.
Дикий, атмосферный пейзаж любимого города Эль Греко — Толедо.
Раздевание Христа (1577) Эль Греко.
Драматическая сцена, в которой Христа раздевают перед распятием.
«Изгнание торговцев из храма» (1600) Эль Греко.
Иллюстрирует библейскую историю очищения или освящения храма.
Значение других картин см.: Анализ известных картин.
- «Вечная война» Джо Холдемана, краткое содержание
- «Девяносто пять тезисов» Мартина Лютера, краткое содержание
- «Инферно» Данте Алигьери, краткое содержание
- Греческая скульптура
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.