Фреска «Страшный суд», Сикстинская капелла, Микеланджело читать ~9 мин.
Считается одной из величайших картин всех времён.

Название: «Страшный суд» (1536–1541)
Художник: Микеланджело (1475–1564)
Материал: Фреска
Жанр: Религиозная историческая живопись
Направление: Маньеризм
Находится: Алтарная стена Сикстинской капеллы, Ватикан, Рим.
Описание
Масштабная фреска «Страшный суд», написанная на алтарной стене Сикстинской капеллы, была заказана папой Климентом VII (1523–1534) незадолго до его смерти. Заказ был подтверждён в 1535 году его преемником, папой Павлом III из рода Фарнезе (1468–1549). Это монументальное произведение христианского искусства стало самой большой настенной росписью XVI века. Микеланджело работал над ней с 1536 по 1541 год, завершив её более чем через двадцать лет после своего предыдущего цикла библейских фресок — росписи потолка «Бытие».
Как следует из названия, «Страшный суд» изображает Судный день во время Второго пришествия Христа, описанный в Библии. Фреска считается величайшим произведением религиозного искусства XVI столетия. Её относят либо к последним шедеврам живописи Высокого Возрождения, либо к первым крупным образцам живописи маньеризма — нового стиля, пришедшего на смену классицизму. Теоретик искусства Джорджо Вазари считал Микеланджело главным источником вдохновения для художников-маньеристов.
Изменения в Сикстинской капелле и вопросы дизайна
Точные мотивы, побудившие папу Климента VII из рода Медичи заказать новую роспись алтарной стены Сикстинской капеллы в 1533 году, остаются неизвестными. Возможно, он хотел продолжить библейский нарратив фресок капеллы, который Микеланджело начал по заказу папы Юлия II. Проект потребовал замуровать два окна и уничтожить росписи эпохи кватроченто — фрески Пьетро Перуджино «Нахождение Моисея» и «Рождество Христово», а также портреты пап. Также были утрачены алтарный образ кисти Перуджино и работа самого Микеланджело — «Предки Христа» в двух люнетах.
Решение художника использовать всю стену целиком, отказавшись от обрамления, радикально изменило облик капеллы. Это устранило горизонтальный акцент, создаваемый непрерывными рядами окон и фресок, и привнесло в интерьер мощный вертикальный элемент.
Замысел Микеланджело для фрески «Страшный суд»
Микеланджело переосмыслил традиционную иконографию Страшного суда в духе искусства позднего Ренессанса и маньеризма. Ранее такие сцены имели строгую и упорядоченную композицию, подчёркивающую центральное место Бога и его власть над судьбой человека. Композиция традиционно делилась на два яруса.
В небесной зоне Христа-Судью окружали апостолы, ангелы, святые, мученики и патриархи. В земной зоне слева изображалось Воскресение мёртвых, а справа — низвержение проклятых в ад. Каждая группа персонажей занимала своё место и выражала предсказуемые эмоции: радость у избранных и мучения у проклятых.
Микеланджело же представил «Страшный суд» как вихрь тел — обнажённых мужчин и женщин, что соответствовало его гуманистической философии. Фигуры вращаются вокруг динамичного образа Христа, каждая из них находится в движении или напряжении. На смену предсказуемости пришла тревожная неопределённость. Если традиционная иконография была статичной и иерархичной, то видение Микеланджело представляет собой динамичное, взрывное событие. Художник отказался от пышных одежд, полагая, что все предстанут перед Господом без званий и символов земного статуса.
Хотя Микеланджело избегал чёткого разделения на секции, характерного для его предшественников, он ввёл зоны, соотносящиеся с фресками на боковых стенах. Область люнетов вверху заполнена ангелами с орудиями Страстей. Ниже расположены плотные группы избранных. Ещё ниже — переходная зона, где одни фигуры уже окружают Христа, а другие только поднимаются или низвергаются. В нижней части стены слева открываются гробницы, из которых восстают мёртвые, а справа изображён ад, где перевозчик Харон доставляет проклятых в подземный мир.
«Страшный суд» является примером триумфа disegno (рисунка и замысла) над colorito (цветом и живописностью).
Особенности перспективы и отсутствие рамы
Некоторые ранние художники, например Джотто, создавали иллюзию глубины, изображая ряды фигур в схожих позах, уходящих в перспективу. Микеланджело же вместо линейной перспективы использовал наложение плотных групп фигур, которые образуют цепочки, указывающие направление движения. По мере удаления вглубь пространства фигуры теряют чёткость и иногда написаны очень тонким слоем краски.
Одним из самых заметных нововведений Микеланджело стал отказ от рамы. Фигуры по краям композиции обрезаны, что создаёт впечатление, будто зритель видит лишь часть огромной сцены, продолжающейся во всех направлениях. Вместо ощущения упорядоченности Микеланджело передаёт состояние неопределённости людей, движимых непреодолимой силой к ещё неизвестной им судьбе. Обнаружив своё предназначение, они выражают удивление, радость или ужас.
Особенности картины
Люнеты
В двух люнетах в верхней части «Страшного суда» изображены символы Страстей Христовых: крест, столб для бичевания, лестница, губка и терновый венец. Все эти атрибуты несут бескрылые ангелы. Их присутствие подчёркивает, что Воскресение, изображённое ниже, стало возможным только благодаря жертвенной смерти и последующему Воскресению Христа.
Ангелы с трубами
В центре стены, под фигурой Христа, другая группа ангелов трубит в трубы, исполняя его волю: “и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров”.
Христос и Богородица
Величественная фигура Христа доминирует во всей композиции. Он изображён на фоне золотого сияния, которое окружает и его мать, Деву Марию, прижавшуюся к его боку. В ранних эскизах Христос сидел, но в окончательной версии он будто делает шаг вперёд, поднимаясь на ноги.
Его поза напоминает изображения воскресшего Христа, выходящего из гробницы. Художественные критики XVI века, Джорджо Вазари и Асканио Кондиви, описывали жест правой руки Христа как гневный, однако его бесстрастное лицо этому противоречит. Скорее, это жест повеления, приводящий в движение всё событие. Он показывает раны на руках, ногах и боку, напоминая о своих страданиях и о цене, которой была завоёвана вечная жизнь.
Богородица отворачивает голову и скрещивает руки, словно говоря, что время её милосердного заступничества прошло. Золотой свет за Христом, для которого Микеланджело использовал яркие жёлтые пигменты, становится солнцем, вокруг которого вращается всё происходящее. Эта визуальная особенность породила сравнения образа Христа с Аполлоном, богом Солнца.
Избранные
Вокруг Христа и Богородицы собрались святые, мученики и другие души, вознёсшиеся в рай. Некоторых можно опознать по их атрибутам: святого Лаврентия с решёткой, святого Варфоломея с ножом и содранной кожей, святого Петра с ключами, святого Андрея с крестом, святого Себастьяна со стрелами, святого Власия с гребнями для шерсти и святую Екатерину с колесом. Фигуры благоразумного разбойника Дисмаса и Симона Киринейского, нёсшего крест, ещё раз напоминают о значении жертвы Христа.
Вознесение
В левой нижней части фрески, где гробницы отдают мёртвых, тела поднимаются к избранным. Некоторые летят сами, других несут ангелы. Одна пара, держась за чётки, возносится мускулистым ангелом, что символизирует силу веры.
Проклятые
Справа от центра, в противоположность возносящимся, изображены грешники, низвергаемые в ад. Ангелы избивают тех, кто отчаянно пытается подняться. Других демоны тащат вниз. По словам Кондиви, грешников тянут за ту часть тела, которой они согрешили: гордых — за волосы, развратных — за гениталии. Многие фигуры представляют собой аллегории пороков, как, например, человек с кошельком, символизирующий алчность.
Харон
В классической мифологии Харон — лодочник, перевозящий души умерших через реку Стикс (или Ахерон) в подземный мир. Микеланджело заимствовал этот образ, а также образ Миноса, из «Божественной комедии» Данте. В поэме Харон описан как демон, который мучает проклятых и подгоняет их ударами весла. Включение языческого персонажа в христианскую живопись подверглось резкой критике в эпоху католической Контрреформации (ок. 1560–1700).
Пещера
У подножия фрески, в центре, находится тёмная пещера, заполненная демонами. Что именно она символизирует, до конца неясно, однако современные эксперты полагают, что это образ Чистилища. Учение о Чистилище, которое оспаривали протестанты, было подтверждено Тридентским собором. Считалось, что месса, которую священник служит у алтаря, помогает душам, страдающим в Чистилище.
Ад
В правом нижнем углу тональность резко меняется. В «Аду» Данте свет настолько тусклый, что формы едва различимы. Чтобы передать эту мрачную атмосферу, Микеланджело нуждался в более тёмной палитре, чем позволяла техника фрески. Здесь нет лазурного неба; вместо него — мутные воды Стикса и зловещие фигуры во мгле.
Для достижения нужного эффекта художник покрыл белый слой штукатурки (интонако) красновато-коричневой умброй, а затем наносил полутона и светлые участки. В некоторых местах он использовал масляные краски для нанесения определённых пигментов, несовместимых с фреской, следуя примеру Себастьяно дель Пьомбо.
Как сообщает Вазари, Микеланджело изобразил Миноса (судью душ в аду) с ослиными ушами и чертами лица папского церемониймейстера Бьяджо да Чезены, который критиковал наготу на фреске. Когда Чезена пожаловался папе, тот, по преданию, ответил: “Моя юрисдикция не распространяется на ад!”. (См. также: Цветовая палитра эпохи Возрождения.)
Почему был написан «Страшный суд»?
Некоторые исследователи прошлого рассматривали «Страшный суд» как своего рода «искупление» после разграбления Рима в 1527 году войсками императора Карла V. Эти события многие восприняли как проявление божественного гнева. Согласно этой точке зрения, фреска отражала покаянные настроения, последовавшие за трагедией.
Однако современные историки считают, что католическая церковь довольно быстро восстановила уверенность в себе. Папа Климент заключил мир с Карлом V, заказал фреску и скончался в 1534 году. Работу курировал папа Павел III, в правлении которого не было признаков чрезмерного раскаяния. Таким образом, фреска, скорее всего, была символом не упадка, а возрождающейся мощи папства.
Реакция на фреску Микеланджело «Страшный суд»
Сразу после открытия в 1541 году фреска была признана одной из величайших религиозных картин итальянского Возрождения и стала образцом для художников. Художник Арменини вспоминал, что в молодости часовня была полна рисовальщиков, обсуждавших мельчайшие детали работы. Она стала своего рода школой анатомии, лучшим местом в мире для изучения обнажённой натуры.
В то же время, моделировка фигур Микеланджело вызывала и критику. В конце XVI века маньерист Аннибале Карраччи находил тела в «Страшном суде» «слишком анатомичными». Даже во Флоренции, где Микеланджело почитали как величайшего из лучших художников всех времён, критик Раффаэлло Боргини предостерегал от слепого копирования его анатомии. Художникам советовали не наделять нежные женские фигуры мускулатурой атлетов и не преувеличивать рельеф мышц.
Объяснение картин маньеристов
Более подробную информацию о картинах маньеристов см. в следующих статьях:
- Преображение (ок. 1518–1520) Рафаэля.
Важный предшественник маньеризма.
- Мадонна с длинной шеей (1535) Пармиджанино.
Изящная Богоматерь с Младенцем с аллегорическим посланием.
- Погребение графа Оргаса (1586–1588) Эль Греко.
Изображает легендарные похороны дона Гонсало де Руиса.
- Вид на Толедо (1595–1600) Эль Греко.
Дикий, атмосферный пейзаж любимого города Эль Греко — Толедо.
- Раздевание Христа (1577) Эль Греко.
Драматическая сцена, в которой Христа раздевают перед распятием.
- «Изгнание торговцев из храма» (1600) Эль Греко.
Иллюстрирует библейскую историю очищения или освящения храма.
Значение других картин см.: Анализ известных картин.
- Фреска
- Настенная роспись
- Фреска «Бытие», Сикстинская капелла, Микеланджело
- В Вене спорят об авторстве случайно найденной фрески
- В Помпеях обнаружена прекрасно сохранившаяся фреска с изображением греческого мифа
- «Вечная война» Джо Холдемана, краткое содержание
- «Девяносто пять тезисов» Мартина Лютера, краткое содержание
- «Инферно» Данте Алигьери, краткое содержание
- Греческая скульптура
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?