Похищение дочерей Левкиппа, Рубенс читать ~5 мин.
«Похищение дочерей Левкиппа» признано одной из величайших картин в истории живописи.

Название: «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)
Художник: Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens) (1577–1640)
Материал: Масло на холсте
Жанр: Мифологическая живопись
Направление: Искусство барокко
Стиль: Классицизм
Местонахождение: Старая Пинакотека, Мюнхен
Описание
Автор лучших картин барокко, Рубенс достиг успеха во всех жанрах. Он внёс выдающийся вклад в католическое искусство Контрреформации. Художник также был востребован в исторической, портретной и пейзажной живописи. В настоящее время его считают ведущим представителем фламандского барокко. Его работы служат связующим звеном между классицизмом итальянского Возрождения и динамизмом и драматизмом барокко, что ярко демонстрирует его шедевр — «Похищение дочерей Левкиппа».
Рубенс был под сильным влиянием цветовых решений, используемых Тицианом и другими художниками в венецианских алтарных образах. В XVII веке, с появлением художественной критики, Рубенс считался мастером цвета, а Никола Пуссен — мастером композиции. Среди других выдающихся работ Рубенса — «Самсон и Далила» (1609, Национальная галерея, Лондон), «Снятие с креста» (1612–1614), «Минерва защищает Пакса от Марса» (1629–1630, Национальная галерея, Лондон) и «Суд Париса» (1632–1636, Национальная галерея, Лондон).
Похищение Левкиппид Диоскурами
Картина Рубенса в натуральную величину иллюстрирует мифическую историю, изложенную поэтами Феокритом (около 300–250 гг. до н.э.) и Овидием (43 г. до н.э. – 18 г. н.э.). Она повествует о похищении дочерей аргосского царя Левкиппа братьями-близнецами Кастором и Полидевком, известными как Диоскуры.
Согласно древнегреческой мифологии, у этих близнецов была общая мать, Леда, но разные отцы. Кастор был смертным сыном Тиндарея, царя Спарты, а Полидевк — божественным сыном Зевса, который соблазнил Леду, приняв облик лебедя. Братья намеревались жениться на Гилайере и Фибе, дочерях Левкиппа, которые также были известны как Левкиппиды.
Однако девушки уже были обручены с братьями-близнецами Линкеем и Идасом из Фив, сыновьями Афарея, брата Тиндарея. Чтобы осуществить свои намерения, Кастор и Полидевк похитили обеих девушек и увезли их в Спарту, где вступили с ними в законный брак. Впоследствии у них родились сыновья: Фиба родила Полидевку Мнесилея, а Гилайера родила Кастору Аногона.
На картине изображён кульминационный момент похищения Гилайеры и Фибы Диоскурами. Слева укротитель коней Кастор, узнаваемый по доспехам и послушному коню, хватает сопротивляющуюся Гилайеру. Справа атлет Полидевк, выделяющийся обнажённой грудью и непокорной лошадью, борется с брыкающейся Фибой.
Поводья коня Кастора держит херувим с чёрным крылом — таким образом Рубенс указывает на предначертанную судьбу всадника.
Несмотря на кажущуюся жестокость сцены, четыре фигуры и две лошади тщательно расположены в плоскости картины, создавая динамичную, но при этом уравновешенную композицию. Фигуры искусно переплетены в сложную, но тщательно продуманную массу, так что все движения сосредоточены внутри группы, что усиливает общий эффект. Бурное действие смягчается спокойствием прекрасного голубого неба и раскинувшегося на заднем плане пейзажа.
Рубенс всегда стремился соответствовать классицизму и героическому величию искусства Возрождения, и этот шедевр не является исключением. Мощные тела двух братьев напоминают фигуры, изображённые на фреске Микеланджело «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле. Насыщенные красные, золотые и зелёные цвета женских одежд отсылают к Тициану и венецианской школе живописи (1500–1576). Однако пышные женские обнажённые тела являются отличительной чертой стиля Рубенса.
Композиция картины построена на двух различных диагоналях, расходящихся от нижнего края полотна. В этом месте ноги Полидевка и Фивы расположены рядом, а светлая кожа обнажённых блондинок создаёт резкий контраст со смуглыми телами их похитителей. Этот контраст усиливает динамизм сцены и привлекает внимание к центральным фигурам.
До сих пор искусствоведы продолжают обсуждать значение картины «Похищение дочерей Левкиппа». Один из исследователей предполагает, что Рубенс создал это произведение по заказу аристократа, желавшего отметить двойной брак Людовика XIII Французского и его сестры Елизаветы с подростком Филиппом IV Испанским и его сестрой Анной. На момент бракосочетания возраст этих монарших особ составлял от одиннадцати до пятнадцати лет.
Другой историк приходит к выводу, что художник посредством этой картины поощряет естественные порывы чувств над традиционными запретами. Также существует мнение, что Рубенс просто иллюстрирует возвышение женщин до божественного статуса. Они в прямом и переносном смысле возносятся к небесным высотам Олимпа, обители богов. Возможно, это произведение представляет собой апофеоз прекрасного пола.
О значении других знаменитых шедевров см.: Анализ знаменитых картин (1250–1800).
«Похищение дочерей Левкиппа» — это не только мифологический сюжет, но и глубокое исследование человеческих страстей и стремлений. Рубенс мастерски передаёт эмоциональное напряжение и физическую мощь персонажей, используя свой уникальный барочный стиль. Работа служит ярким примером того, как художник объединял классические мотивы с динамизмом и драматизмом, характерными для его эпохи.
Изображение похищения, несмотря на свою драматичность, также несёт в себе символический смысл. Оно может рассматриваться как аллегория силы судьбы и неизбежности событий, которые меняют жизни героев. Взаимодействие света и тени, а также использование насыщенных цветов создают ощущение объёма и движения, что делает картину невероятно живой и притягательной для зрителя.
Исследователи также отмечают, что Рубенс, будучи католиком, возможно, вложил в картину и религиозный подтекст. В эпоху Контрреформации, когда была создана картина, искусство играло важную роль в утверждении католических догматов. Таким образом, «Похищение дочерей Левкиппа» может быть интерпретировано не только как мифологический эпизод, но и как размышление о божественном вмешательстве и предопределении.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?