Рокби Венера, Диего Веласкес:
Анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Рокебиская Венера, Диего Веласкес: Анализ Описание
Название: Рокебиская Венера (1647-51) Художник: Диего Веласкес (1599-1660) Среда: Масляная живопись на холсте Жанр: Мифологическая живопись (женский обнаженный образ) Направление: Живопись эпохи барокко Местонахождение: Национальная галерея, Лондон
Для понимания значения других известных шедевров, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250-1800).
Предыстория
Веласкес, ведущая фигура эпохи испанского барокко, преуспел во всех жанрах, включая повествовательную историческую живопись и жанровую живопись, а также портретную живопись для испанского двора. Испания была активным сторонником католической контрреформации в искусстве и стремилась бороться с распространением протестантизма. В результате, испанская живопись находилась под сильным влиянием религиозных убеждений, что контролировалось Испанской инквизицией. Это приводило к тому, что женские обнаженные образы были строго нежелательны, если только они не предназначались для королевской семьи или других влиятельных дворян. К счастью для искусства эпохи барокко, Рокебиская Венера, вероятно, была заказана знаменитым аристократом-донжуаном Гаспаром Мендесом де Харо, 7-м маркизом Карпио и близким соратником короля Филиппа IV. Завершенная, скорее всего, во время второго визита художника в Италию в 1648-52 годах, это его единственный сохранившийся обнаженный образ, хотя о трех других упоминается в испанских художественных коллекциях XVII века - Лежащая Венера, Венера и Адонис и Психея и Купидон. Две из них находились в королевской коллекции, но были уничтожены пожаром в 1734 году, который разрушил Королевский дворец Альказар в Мадриде. Третья была зафиксирована в коллекции испанского художника Доминго Герра Коронеля (ок. 1595-1651).
ВНИМАНИЕ: Для ознакомления с другими работами Веласкеса, см.: Водонос из Севильи (1622); Христос на кресте (1632); Сдача Бреды (1634-5); и Портрет папы Иннокентия X (1650).
Рокебиская Венера (названная так по имени Рокеби-парка, родового поместья ее владельца XIX века Джона Морритта) также называется Туалет Венеры, Венера у зеркала, Венера и Купидон. На картине изображена Венера (богиня любви и олицетворение женской красоты), лениво отдыхающая на своей кровати, смотрящая в зеркало, которое держит ее сын Купидон (бог физической любви). Композиция является сочетанием двух моделей, популяризированных венецианским Ренессансом - Лежащая Венера и Венера у зеркала с Купидоном.
Поскольку картина, вероятно, была написана в Риме, более либеральном городе, чем Мадрид, считается, что она была написана с натуры, хотя личность модели остается неясной. Некоторые ученые утверждают, что это была любовница Веласкеса; другие считают, что это та же женщина, которая появилась на Воздвижении Девы (1642) и Кружевщицах (Las Hilanderas) (1644-57), также известных как Притча об Артемиде, в Музее Прадо в Мадриде.
Известные Венеры, которые могли вдохновить Веласкеса, включают: Спящая Венера (1510, Галерея старых мастеров, Дрезден) Джорджоне и Венера Урбинская (1538, Уффици, Флоренция) Тициана, хотя они изображены спереди, в то время как Рокебиская Венера показана лежащей спиной к зрителю. Главный покровитель Веласкеса, король Филипп IV, владел несколькими (мифологическими) обнаженными женскими образами кисти таких художников, как Тициан и Рубенс, поэтому Веласкес мог чувствовать себя вполне уверенно, рисуя подобную картину. Тем не менее, он мог решить изобразить Венеру сзади, чтобы избежать необходимости обнажить ее грудь - ситуация, совершенно неизвестная испанским художникам эпохи барокко 1630-х и 40-х годов. Интересно, что в коллекции Харо Рокебиская Венера была сдвоена со своим зеркальным отражением - обнаженной Лежащей обнаженной женщиной в пейзаже XVI века - сейчас находящейся в Национальной галерее Лондона, которая приписывалась школе венецианской живописи после Тинторетто.
Интересно, что Рокебиская Венера изображена брюнеткой, а не блондинкой, и у нее современная прическа. Кроме того, в отличие от более пышнотелой Венеры у зеркала (1614-5, Музей Лихтенштейна) Рубенса и Венеры с зеркалом (1555, Национальная галерея искусств, Вашингтон) Тициана, у нее более стройная фигура и нет привычных мифологических аксессуаров, таких как украшения, розы или мирт. Даже Купидон лишен своего обычного лука и стрел.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?