Голландская реалистическая школа жанровой живописи читать ~23 мин.
Истоки и история голландского реализма
Необычайный расцвет голландской живописи XVII века произошёл под воздействием нескольких факторов. Во-первых, в 1520 году произошёл церковный раскол между католическим Римом и протестантским религиозным движением Северной Европы. Это привело к появлению нового стиля протестантского искусства Реформации, известного как «голландский реализм», и резкому сокращению церковного патронажа крупномасштабной религиозной живописи в протестантских странах, таких как Голландия.
Римско-католические власти ответили на это барокко Контрреформацией, призванной вернуть первенство монументальному религиозному искусству (и тем самым восстановить свой утраченный престиж), но политические события были в седле. Католическая Испанская империя начала терять хватку в Нидерландах, чьё стремление к независимости подкреплялось ростом торговли и благосостояния.
Новый тип искусства для нового типа буржуазного мецената
В результате, во всяком случае, в Голландии, появилась новая группа заказчиков для нового типа искусства. Заказчиками стали новые представители голландского протестантского среднего класса – владельцы недвижимости, фабрик, купцы, мастера-ремесленники и другие респектабельные горожане таких богатых городов, как Амстердам, Лейден, Харлем и Делфт.
Они хотели (и получили) небольшие переносные произведения искусства, имеющие явно светский и буржуазный характер и отражающие их растущий статус и репутацию.
Сюда входили портреты – как индивидуальные, так и групповые, а также жанровая живопись, (бытовые сцены) натюрморты и пейзажи с изображением их загородных домов и домашнего скота.
Может быть, они и были богобоязненными, но если они платили, то хотели получать за свои деньги. Этот спрос на новый тип станкового искусства с лихвой удовлетворяли художники, привыкшие к живописной традиции Яна ван Эйка, с её акцентом на высокий блеск масляной живописи, точный натурализм и кропотливую рисовальную работу.
Все это набирало обороты с начала XVII в. под видом нового стиля искусства, который мы сегодня называем голландским реализмом, хотя на самом деле этот стиль процветал всего несколько десятилетий – примерно с 1648 г., когда Голландия стала независимой республикой, до 1672 г., когда произошло французское вторжение в страну и последовавший за ним крах голландской экономики.
Несмотря на это, благодаря творчеству таких художников, как Рембрандт и Ян Вермеер, движение все же смогло создать одни из самых незабываемых образов в истории искусства.
Новый покровитель голландских художников-реалистов
Кем же был этот новый голландский меценат? Как правило, это был городской житель и человек дела. Служба в армии и сложности растущей заморской торговли обострили его ум и придали ему редкую уверенность в себе. Он был патриотом, но его не интересовало ничего, что не служило бы его достоинству и комфорту. Прежде всего, он по праву гордился своим домом и хозяйством. В нём удивительным образом сочетаются бережливость и щедрость. Ни один костюм не является для него слишком изысканным или дорогим, ни одна еда или вино не являются слишком дорогими для его желудка. Он социально активен, постоянно вступает в торговые и купеческие гильдии, риторские палаты и благотворительные общества. Он благоразумно женится и гордится аккуратностью своего городского дома. Для его украшения он готов тратить деньги на керамику и картины, а также на тончайшие ткани для жены и детей.
Такой человек просит художника только об одной услуге – изобразить себя, а в широком смысле – своё имущество и семью. Это означает, что, во-первых, он хочет, чтобы его самого изобразили во всей его мужественной храбрости; он также готов заплатить за свой портрет в тех группах и корпорациях, к которым он принадлежит. Далее он хочет, чтобы были изображены его женщины, а также его дети. Ему нравится спокойствие его дома, и он приветствует изображения комнат, в которых находятся его женщины. Он очень дорожит своим городом, своей улицей и готов заплатить за хорошую картину на эти темы. Он любит пиршества и веселье и закажет изображение своей семьи, празднующей в одиночестве или с друзьями в соответствующей таверне. Он гордится своей кухней и посудой и поэтому является прекрасным заказчиком для художника, пишущего натюрморты. В пейзажах его вкус ограничен. Он предпочитает видеть картины своего собственного загородного дома со скотом или без него. Кроме того, ему нравятся этюды спокойного или сердитого моря, судьбы лодок и кораблей.
Развитие голландского реалистического искусства (портреты и жанровые работы)
Новый голландский вкус к искусству – прежде всего к портретам и жанровой живописи – изменил как характер меценатства, так и саму жанровую живопись. Картина должна быть такой, чтобы привлекать среднего зажиточного человека, не слишком большой, чтобы поместиться в скромном доме, и обеспечивать возможность выгодной перепродажи. Одним словом, экономические условия, с которыми сталкивался художник в Амстердаме времён Рембрандта, были очень похожи на те, с которыми он до сих пор сталкивается в Нью-Йорке, Лондоне или Париже.
В глазах голландских меценатов картина продавалась, как правило, за счёт верности естественной видимости, уловимой обычным глазом, и откровенно тонкого и тщательного исполнения. Рембрандт, лишь в исключительных случаях отвечавший одному из условий популярности, неизбежно умирал в бедности.
Если требовалась верность внешнему виду, то проблема заключалась в том, чтобы создать стиль в рамках этого ограничения. Здесь прецедентов действительно не было. Большие картины таверн и борделей Аертсена и Хемессена были написаны в стиле итальянской экзотики. В популярных рассказах и зрелищах Питера Брейгеля Старшего сложились свои законы, неприменимые к интимным и привычным сюжетам, вошедшим в моду. Голландский стиль нужно было создавать с нуля. Характерно, что это удалось сделать в рамках привычных для голландского жанрового живописца ограничений.
Рисуя в основном интерьеры, он видел человеческую фигуру, одиночную или групповую, с её криволинейной конструкцией, странно и счастливо контрастирующей с прямоугольными формами, которыми изобилует голландская комната. Очевидным для художника со вкусом было просто сыграть на этом контрасте, делая такие выделения, исключения и перестановки, которые могли бы послужить целям композиции.
Практически это означало искусную игру с заданными архитектурными контурами – четырёхугольники всех мыслимых форм, поскольку фундаментальные прямоугольники искажались в перспективе, – такое же разнообразие кубических и ромбовидных форм в мебели, оконных наличниках, дверных проёмах и самом помещении. Хотя расположение таких геометрических форм было в основном узорным, те же элементы рассматривались как факторы композиции в глубине. Комната открывается на комнату, извне открывается вид на внутреннее помещение и наоборот. Вся эта стилистическая игра должна была вестись с помощью освещения и колорита, которые, несмотря на общую тонкую условность, должны были выглядеть абсолютно естественно.
В этих жёстких рамках в течение примерно сорока лет, с 1630 по 1670 год, малые голландские мастера создали тысячи небольших картин, чьё внешне простое, но на самом деле очень сложное совершенство приводит в отчаяние современных художников.
Можно видеть, что эта формула уже легла в основу композиции лучших корпоративных групп Франса Халса и Рембрандта, была великолепно отработана в простых композициях Габриэля Метсю и Герарда Терборха и с наибольшей изощрённостью развита Яном Вермеером из Делфта. Конечно, такое проявление вкуса в композиции, как правило, бывает неосознанным. Но мы можем быть уверены, что когда Питер де Хуч глубоко разрабатывает свои кубические или ромбовидные элементы, или Вермеер создаёт столь удачную сложную лепную композицию, как мы видим в «Уроке музыки», и «Любовном письме», оба художника прекрасно знали, о чём они говорят.
См. также архитектурные росписи интерьеров церквей Питера Сенредама (1597-1665) и Эмануэля де Витте (1615-1692), которые приобретают вид жанровых картин, особенно в случае де Витте.
О самом обращении с голландскими картинами нужно сказать только несколько слов. За исключением использования коричневых препаратов вместо белых и появления новой «тёмной манеры» – художественный метод остаётся тем же, что и у великих готических пионеров масляной живописи. Например, техническое отличие живописи Хуберта ван Эйка от живописи таких реалистов, как Габриэль Метсю, Ян Вермеер или Герхард Терборх, действительно очень незначительно. Поверхность доведена до тончайшей полупрозрачной полировки. На неё экономно наносятся несколько загрунтованных штрихов пигмента, которые имеют большое значение как фактура и как яркие точки при освещении.
Начиная с Ван Эйков, голландские картины механически шлифовались агатовым или подобным ему шлифовальным станком, а затем добавлялись несколько загрунтованных штрихов, чтобы снять монотонность блеска и придать живость эффекту. В этой связи интересно отметить, как быстро произошёл отказ от более смелой, грубой и оптически более эффективной обработки Франса Хальса и его последователей. Отчасти она уступила новой «тёмной манере», отчасти – общему убеждению голландского мецената, что картина, которая блестит меньше, чем его собственные ухоженные сапоги, – это неряшливое дело. Таким образом, голландский художник готовил свои манящие изделия и в целом процветал. (См. также: Величайшие жанровые картины.)
И последнее, что следует отметить: независимо от своего названия, голландский реализм включал в свои картины многочисленные нити сложного символизма, дополняя точный натурализм повествованием и моралью. Поэтому он отнюдь не был чисто сентиментальным или декоративным видом искусства.
Школы голландского реализма
Искусствоведы иногда подразделяют голландский реализм на несколько различных «школ», в том числе на Утрехтскую (основана около 1610 г.) и Делфтскую (около 1650 г.), а также на Харлемскую, Лейденскую или Амстердамскую школы. Тем не менее, следует отметить, что большинство нидерландских художников не были ни географически статичными, ни стилистически приверженными той или иной трактовке.
Голландская реалистическая школа Утрехта
Поскольку утрехтская школа была ранней, достаточно влиятельной и несколько экзотичной, мы можем коротко рассказать о ней. Утрехт был и остаётся исключительной в Голландии католической территорией. И в религии, и в искусстве она была тесно связана с Италией. Преемственность Утрехта с классической традицией Ренессанса поддерживал не очень значительный художник Корнелис ван Поленберг (1586-1667). Он работал с итальянцем Абрахамом ван Бломаертом, затем три года провёл в Риме, где усердно изучал Эльсхаймера, Рафаэля и античность. Результатом этих занятий стали миниатюрные пейзажи, оживлённые группами обнажённых нимф или богинь. Эти безобидные идиллические картины сразу же завоевали популярность во многих странах. Он работал вплоть до Англии. Его картины хранятся в музеях от Мадрида до Санкт-Петербурга. В сущности, их гладко отделанные аркадские узоры имеют лишь небольшое значение. Симптоматично, что в них проявилась тоска по античной красоте, сохранившаяся в римско-католических форпостах империи.
Геррит ван Хонтхорст (1590-1656) – фигура гораздо более значительная. Он родился в 1590 г., в 1610 г. учился у художника-итальянца Бломаэрта, вскоре после этого уехал в Италию, где пробыл десять лет. Караваджо только что умер, но Хонтхорст внимательно изучал его картины и картины его многочисленных подражателей. Приняв тяжёлые тени тенебристов и их простые конструкции, Хонтхорст продолжил «тёмную манеру» в собственных экспериментах.
За удачные ночные сцены с сенсационным искусственным освещением он получил прозвище «Герард ночи» , «Герардо делле Нотти». Достаточно характерно его «Рождество Христово» во Флоренции. Его картины охотно продавались в Италии, и он вернулся в Утрехт знаменитым. Там он продолжал писать в большом масштабе итальянской картины, жанровые сюжеты и превосходные портреты. Его картины привлекали новизной и пользовались широким влиянием. Без примера Хонтхорста вряд ли можно представить себе молодого Рембрандта, принявшего «тёмную манеру», и этот выбор Рембрандта определил характер большей части голландской жанровой живописи.
Хонтхорст был одним из первых художников-космополитов, он работал далеко за пределами страны, служил не менее чем пяти государям – Тосканы, Польши, Дании, Голландии и Англии – и везде получал похвалу и деньги. Умер он в Утрехте в 1656 году. Его эволюционное значение велико. Он задал моду, которую Рембрандт и его лучшие подражатели превратили в стиль. Подробности его жизни см: Геррит ван Хонтхорст: Биография.
Но, несомненно, ведущим художником утрехтской школы голландского реализма был Хендрик Тербрюгген (1588-1629). Подробнее о его жизни и творчестве см: Хендрик Тербрюгген: Биография.
Голландская реалистическая школа Харлема
Самые ранние и лучшие голландские художники, изображавшие сцены из низменной и мещанской жизни, так или иначе были связаны с школой Харлема. Среди них выделяются такие художники, как Адриаен Брувер, Адриаен Остаде и Ян Стеен.
Адриаен Брувер (1605-1638), один из самых больших природных талантов голландской реалистической живописи XVII века, специализировался на сценах пьянства в низком обществе. Рубенс и Рембрандт были активными коллекционерами его работ. Подробнее о его недолгой карьере см. в разделе Адриаен Брувер: Биография.
Адриаен Ван Остаде (1610-1685) специализировался на жанровых сценах с крестьянами дома или в таверне. К его основным произведениям относятся: «Деревенский концерт» (1638), «Крестьянин, ухаживающий за пожилой женщиной» (1653) и «Алхимик» (1661). Подробнее см. Адриаен ван Остаде: Биография.
Ян Стен (1626-1679), хозяин таверны, писал в домах и трактирах шумные многолюдные сцены, часто содержащие откровенные призывы к порокам безделья, пьянства и распущенности. Примерами его изобразительного искусства являются: «Молодая женщина, играющая на клавесине» (1659 г.), «Игроки в кегли у трактира» (ок. 1660 г.) и «Праздник крещения» (1664 г.). В совокупности они охватывают, за исключением патрицианского этапа, весь спектр голландской жанровой живописи. Подробнее о его картинах и стиле реализма см: Ян Стеен: Биография.
Герард Терборх (1617-1681) – ещё один художник, испытавший влияние хаарлемского стиля, был одним из самых известных жанровых и фигуративных живописцев голландской школы реализма, писавший с острым глазом и большой любовью к своим предметам. Среди его работ: «Послание» (1658) и «Дама за туалетом» (1668). Подробнее см. Жерар Терборх: Биография.
Давид Тенирс Младший (1610-1690), один из самых надёжных старых мастеров Голландии XVII века, также был ранним последователем харлемской школы. Подробнее о его жизни и творчестве см. Давид Тенирс Младший: биография.
Голландская реалистическая школа Лейдена
Лейденская школа нелепо выросла из напряжённой и уродливой практики молодого Рембрандта, продолженной его учеником Герардом Доу (1613-1675). Такая мельчайшая лепка с сенсационными световыми эффектами была вполне уместна для молодого таланта, обнаружившего себя, и Рембрандт вскоре отказался от этого метода. Но переезд Рембрандта в Амстердам около 1630 года оставил его семнадцатилетнему ученику постоянный технический задел, которому он никогда не изменял.
Возможно, потому, что Лейден был университетским городом и центром книгоиздательства, его художники редко обращались к крестьянской жизни, к быту мостовой или таверны. Здесь они следовали примеру первопроходца, Герарда Доу, которого интересовали солидные средние слои. Пожалуй, лучшими, а точнее, наименее плохими его картинами являются многочисленные крошечные этюды одиночных фигур, бюстов или полуростов. В этой манере он написал мать и отца Рембрандта, свой собственный портрет, изображения отшельников, философов и т.д.
Ду преуспевал, в 1648 г. принял активное участие в создании гильдии живописцев в Лейдене, имел много учеников, некоторые из которых, как Габриэль Метсю и Франс Миерис, достигли известности. Популярностью пользовались и пользуются его крупные жанровые картины. Действительно, туристу, проходящему по большой галерее, приятно наткнуться на стиль искусства, который расставляет все точки над i, пересекает все точки над i и не требует особых усилий для оценки. Некоторые из больших картин, такие как «Молодая мать» и «Каплевидная женщина», обладают незначительной привлекательностью из-за очевидной любви Доу к своему материалу и его гордости за своё мастерство. За его картинами нет созерцательности, и, возможно, поэтому они нравятся.
Свою маленькую и изящную манеру Доу передал своим ученикам, но лучшие из них её переросли. Если бы нужно было выбрать одного голландского жанрового живописца, можно было бы остановиться на Габриэле Метсю (1629-1667). Хотя его вкус и воображение не принадлежат к первому разряду, он редко бывает ниже высокого уровня профессионализма; его проницательный добрый юмор неизменен; его любопытство и интерес распространяются на все аспекты домашней жизни, от рынка и кухни до гостиной и музыкальной комнаты. Через его картины можно увидеть жизнь процветающей голландской семьи, которая по многим причинам умиротворяет. Разумность и приятность домашней жизни – тема Метсю, и он иллюстрирует её с большим разнообразием и доброжелательностью. Подробнее о его жизни и творчестве см: Габриэль Метсю: Биография.
Плавный стиль Герарда Доу сохраняется, но с лучшим цветовосприятием, в работах другого его ученика, Франса ван Мириса (1631-1681). Мириса интересуют только богатые люди, их лёгкий образ жизни, их более или менее никудышная аристократия, их светские удовольствия, их рассеянность. На изображение вещей, шёлков, атласов, меховых бордюров он тратит себя, производя буквализм, к счастью, исключительный для голландских художников его таланта. Его действительно волнуют поверхности, а процветающая Голландия активно создавала французскую поверхность в костюме, нравах и морали. Эту поверхность Франс ван Мирис изобразил превосходно – изобразил так хорошо, как она того заслуживала. Но это искусство маложизнеспособное и совсем не расивое. Его многочисленные богато одетые, грузные женщины, играющие на лютне или принимающие внимание, можно найти в публичных музеях повсюду, потому что Франс ван Миерис был популярен и плодовит.
Он родился в Лейдене в 1631 году, был принят в гильдию в 1658 году, а умер в 1681 году в полном звании. Пожалуй, лучше всего мы видим его на картине его собственной мастерской. В картине много достойного восхищения, но композиция расслаблена. Интерес перешёл от создания чёткой и выразительной композиции в голландском стиле к созданию общего ощущения роскоши и аристократизма. Ведь Франс ван Мирис был прекрасным типом модного живописца. То же самое можно сказать и о таких его современниках, как Якоб ван Охтервельт, Эглон ван дер Неер и гейдельбержец Каспар Нетшер.
Полная глубина упадка достигается лишь в следующем поколении и в последние десятилетия века, когда у сына Франса ван Миериса, Виллема, и у Адриана ван дер Верфа не остаётся ничего, кроме неприятно маслянистой и скользкой техники, применяемой без разбора к одетой и неодетой женщине, которая с тонкой беспристрастностью в любом состоянии делается одинаково незначительной. У таких выдающихся учеников Рембрандта, как Фердинанд Бол и Николас Мас, в поздних портретах наблюдается та же деградация. Она теряет силу и характер, приобретает заимствованную у Ван Дейка элегантность.
Голландская реалистическая школа Делфта
Делфт, пожалуй, самый изысканно аккуратный и привлекательный из всех голландских городов, обнаружил в Яне Вермеере большого мастера, а в Питере де Хухе – значительный талант, но так и не создал последовательной школы. Поскольку большинство её художников следовали «тёмной манере» Рембрандта, их можно с полным основанием отнести к этому месту. В лице Михиля Янса Миревельта (1567-1641) Делфт имел прекрасного портретиста, работавшего скорее в старом космополитическом стиле. В Голландии и Англии он с верностью и спокойным отличием изобразил многих знаменитостей. Благодаря ему мы видим сегодня таких героев освобождения, как Вильгельм Молчаливый и Иоанн Барневельтский. Но Миревельт, находившийся в значительном отдалении от Делфта, мало чему мог научить подрастающего в 1640-е годы молодого художника. Такие живописцы, как Карел Фабрициус и Леонард Брамер, инстинктивно обратились к новому чуду Рембрандта в момент Ночного дозора.
Возможно, и Фабрициус, и Брамер принимали участие в обучении Вермеера, хотя у нас нет точных доказательств того, что это так. Карел Фабрициус (1624-1654) написал несколько очень чувствительных портретов в стиле Рембрандта, начиная с 1645 года. Среди них выделяется бюст энергичного и в то же время несколько меланхоличного молодого человека, который вполне может быть автопортретом. Кроме того, он создал изящную картину «Зяблик на своём доме» , подписанную и датированную 1654 годом. Из столь незначительного мотива Карел Фабрициус создал незабываемый шедевр, просто запечатлев игру света на стене, фактуру и оттенки оперения крошечной птички, её задорную и уверенную походку.
Длительное общение Карела Фабрициуса с Вермеером маловероятно, поскольку Фабрициус погиб от взрыва пороха в 1654 году, когда Вермееру было всего двадцать два года. Более или менее общепринятый список картин Фабрициуса опирается не столько на подписи или документы, сколько на стилистические атрибуции, и далеко не однозначен. Мы получаем представление об изысканном даре, не будучи уверенными в его конкретном выражении.
Леонард Брамер (1596-1667) – фигура, по крайней мере, значительная. Он получил образование в Италии, попал под влияние идиллизма Эльсхаймера, неоднократно возглавлял гильдию живописцев Делфта вплоть до 1665 г., когда Вермеер, вероятно, продолжал своё обучение. Брамер был человеком весьма культурным, и если нам нужно предположить посредника для объяснения переходного итальянизма Вермеера, то Брамер вполне подходит для этой цели.
Что касается картин Брамера, то в них, за исключением нескольких ранних караваджистских работ, нет итальянского влияния, а прослеживается фантастическая и театральная жилка Рембрандта начала 1640-х годов. Они используют его яркий свет и заимствуют кое-что из его магии. Ничего подобного двусмысленной привлекательности нет ни у Вермеера, ни у других художников.
Брамер родился в Делфте в 1596 году. С восемнадцати лет он несколько лет учился во Франции и Италии. В Риме тенебризм Караваджо был в новинку, и Брамер на время поддался его чарам. В 1625 г. он вернулся в Делфт и через четыре года вступил в гильдию. Таким образом, он стал законченным художником ещё до того, как Рембрандт выработал свой индивидуальный стиль. Однако Брамер внимательно изучал картины Рембрандта конца 1630-х – 1640-х годов и черпал из них свой стиль. Причём делал он это с большим умением и оригинальностью, чем большинство непосредственных учеников Рембрандта. В таких рембрандтовских картинах Брамера, как Саламан и царица Савская; Симеон в храме; Презентация в храме; Снятие с креста, есть шик и романтика, возможно, слишком настойчивая. С эволюционной точки зрения Брамер разделяет с Карелом Фабрициусом заслугу введения в Делфте стиля Рембрандта.
Непризнанный при жизни дельфтский художник Ян Вермеер (1632-1675) считается лидером дельфтской школы и величайшим из всех голландских жанровых живописцев. Хотя известно всего 35 его картин, среди них такие шедевры, как: Солдат и смеющаяся девушка (ок. 1658 г., Коллекция Фрика), Молочница (ок. 1658 г., Рейксмузеум), Маленькая улица (ок. 1657 г, Рейксмузеум), Молодая женщина с кувшином (ок. 1662 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Женщина с весами (1662-3 гг., Национальная галерея искусств, Вашингтон), Женщина с жемчужным ожерельем (ок. 1662г, Staatliche Museen Preussischer Kulturbesitz, Gemaldegalerie, Berlin), Урок музыки (Леди и джентльмен у вирджиналистов) (ок. 1665 г., Британское королевское собрание), Концерт (ок. 1665 г., Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, штат Пенсильвания – украдено), Девушка с жемчужной серьгой (ок. 1665 г., Маурицхёйс), «Аллегория живописи» (ок. 1666 г., Исторический музей), «Кружевница» (ок. 1669 г., Лувр) и «Девушка в красной шляпе» (ок. 1666 г., Национальная галерея искусств, Вашингтон). Несмотря на свои выдающиеся способности, Вермеер умер в долгах в возрасте 42 лет. Он оставался в безвестности вплоть до своего «повторного открытия» в XIX веке. Ян Вермеер: Биография.
Делфтский художник-жанрист Питер де Хох (1629-1683) начал со сцен крестьян и солдат, перешёл к освещённым солнцем дворам и интерьерам среднего класса и закончил изображением домов высшей буржуазии. Подробнее см: Питер де Хох: Биография.
Другие голландские художники-жанристы
Николас Мас (1634-1693) из Дордрехта, известный своими ранними изображениями жизни слуг «под лестницей», а также спящих женщин и кухонных принадлежностей. Среди известных голландских художников-анималистов (художников животных) – великий натюрмортник Франс Снайдерс (1579-1657), а также Паулюс Поттер (1625-54) из Амстердама, известный своими изображениями коров, лошадей и овец, а также натюрмортами-ванитас. Примером его работы является «Молодой бык» (1647).
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Парадоксально, но Рембрандт – самый известный из всех голландских живописцев – не был типичным представителем голландского реализма по той простой причине, что его творчество не могло быть ограничено рамками голландского вкуса, что лучше всего видно на примере его выдающегося группового портрета «Ночной дозор». Вместо этого он был одновременно и художником великой манеры, страстно любившим изображать драматические моменты библейской истории, и острым портретистом, чьи потрясающе честные портреты и автопортреты передают всю гамму человеческих эмоций. Полный текст статьи см: Рембрандт: биография.
Список голландских художников-реалистов
Здесь приведён хронологический список основных художников, связанных с голландским реализмом XVII века, классифицированных по их основному типу живописи.
Жанровая живопись и портреты
Франс Халс (1581-1666)
Первый голландский реалист-портретист, живший в Харлеме.
Хендрик Тербрюгген (1588-1629)
Ведущий художник утрехтской школы.
Геррит ван Хонтхорст (1590-1656)
Утрехтский итальянский портретист и жанрист, испытавший сильное влияние Караваджо.
Леонарт Брамер (1596-1667)
Делфтский художник, вдохновлённый Рембрандтом.
Адриан Брувер (1605-1638)
Харлемский художник, известный своими жанровыми изображениями таверн.
Рембрандт (1606-1669)
Уникальный стиль портретов, автопортретов, фигуративных картин.
Адриан ван Остаде (1610-1685)
Художник крестьянской сцены, живший в Харлеме.
Давид Тенирс Младший (1610-1690)
Крестьянские, караульные сцены. Практиковал в Антверпене, Риме, Брюсселе.
Геррит Доу (1613-1675)
Первый ученик Рембрандта, работал в Лейдене.
Говаерт Флинк (1615-1660)
Ученик Рембрандта, живший в Амстердаме.
Фердинанд Бол (1616-1680)
Ученик Рембрандта, живший в Амстердаме.
Герард Терборх (1617-1681)
Амстердам, Харлем
Карел Фабрициус (1622-1654)
Лучший ученик Рембрандта, работавший в Амстердаме и Делфте.
Ян Стен (1626-1679)
Прославился нравоучительными сценами в тавернах.
Самуэль ван Хоогстратен (1627-1678)
Жанровый живописец, создавший тромплей интерьеры с глубокой линейной перспективой.
Питер де Хох (1629-1683)
Один из великих жанровых живописцев, живший в Делфте.
Габриэль Метсю (1629-1667)
Прославился интимными малоформатными жанровыми сценами, работал в Амстердаме
Ян Вермеер (1632-1675)
Величайший из всех голландских художников-реалистов-жанристов. Лидер делфтской школы.
Николас Мас (1634-1693)
Известен своими ранними жанровыми картинами, жил в Дордрехте.
Натюрморт
Франс Снайдерс (1579-1657)
Фламандский художник-натюрморт, работавший в Антверпене.
Виллем Клас Хеда (1594-1680)
Специалист по натюрмортам ванитас, представитель харлемской школы.
Питер Клас (1597-1660)
Ведущий художник натюрмортов с завтраком (ontbijtjes).
Ян Давидс де Хем (1606-1684)
Знаменитый художник-натюрморт, представитель утрехтской школы голландского реализма.
Хармен ван Стенвик (1612-1656)
Ведущий представитель живописи ванитас (натюрморт с моралью).
Виллем Калф (1619-1693)
Амстердамский художник-натуралист, известный своими пронкстилевскими / ванитас картинами.
Рашель Рюйш (1664-1750)
Амстердамский художник-цветовод, возможно, величайший художник эпохи позднего барокко.
Пейзажи
Хендрик Аверкамп (1585-1634)
Известен своими зимними сценами, работал в Амстердаме.
Корнелис ван Поленберг (1586-1667)
Утрехтский живописец, известный своими аркадскими пейзажами.
Эсайас ван де Вельде (1591-1630)
Один из основоположников голландского реалистического пейзажа, живший в Харлеме.
Ян ван Гойен (1596-1656)
Выдающийся художник-пейзажист, живший в Лейдене.
Саломон ван Рёйсдаль (1600-1670)
Известный своими типично голландскими видами и речными пейзажами, работал в Харлеме.
Филипс Конинк (1619-1688)
Известен своими крупноформатными панорамными видами, выполненными в Роттердаме и Амстердаме.
Аэльберт Кюйп (1620-1691)
Один из крупнейших голландских пейзажистов, работавший в Дордрехте.
Якоб ван Рёйсдал (1628-1682)
Главный голландский пейзажист конца XVII века, живший в Амстердаме.
Мейндерт Хоббема (1638-1709)
Последний из великих голландских реалистов-пейзажистов.
Голландские художники-реалисты, специализировавшиеся в других жанрах
Питер Янс Саенредам (1597-1665)
Архитектурный живописец, живший в Харлеме.
Паулюс Поттер (1625-54)
Крупнейший художник, изображавший коров и других животных, работал в Амстердаме.
Виллем ван де Вельде (1633-1707)
Морской живописец, жил в Лейдене.
О других художниках голландского Золотого века см: Голландские художники-реалисты.
- Габриель Метсю: Голландский художник-реалист
- Музею Франса Хальса преподнесен дар стоимостью более 100 млн. евро
- Маурицхёйс готов к открытию после реконструкции
- Выставка голландских мастеров в Нью-Йорке собрала рекордное количество посетителей
- МАЛОМОБИЛЬНЫХ ПАССАЖИРОВ БУДУТ СОПРОВОЖДАТЬ ОТ МЕТРО ДО ДВЕРЕЙ МУЗЕЯ
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?