Жанровая живопись читать ~12 мин.
Жанровая живопись — один из пяти основных видов живописи, составляющих традиционную иерархию жанров. В число этих пяти жанров входят: историческая живопись, портрет, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт.
Определение и особенности жанровой живописи
В изобразительном искусстве термин «жанровая живопись» (также «бытовой жанр») относится к картинам, изображающим сцены и ситуации из повседневной жизни. Сюжеты таких произведений обычно включают домашний быт, интерьеры, приёмы пищи, праздники, таверны, крестьянскую жизнь, рынки и другие уличные сцены.
Ключевая особенность жанровой живописи заключается в том, что сцена представлена в неидеализированной манере, в отличие от классического подхода с его героическими, благородными или драматическими образами. Сравните, например, неприукрашенных персонажей в крестьянских сценах Курбе с идеализированными уличными мальчишками севильского художника Бартоломе Эстебана Мурильо. Вероятно, лучшие образцы этого направления появились в XVII веке в голландской реалистической школе жанровой живописи, которую возглавлял великий делфтский мастер Иоганнес (Ян) Вермеер (1632–1675).
Возникает некоторая путаница, поскольку слово «жанр» само по себе обозначает любую категорию живописи, такую как историческая живопись, портрет, пейзаж, натюрморт или бытовые сцены. Для получения дополнительной информации см.: Жанры живописи.
Разница между жанровыми сценами, пейзажами и натюрмортами
Где проходит грань между пейзажем и жанровой живописью? На этот вопрос нет точного ответа, так как границы между этим видом изобразительного искусства и другими жанрами часто размыты. Например, знаменитый шедевр Джозефа Райта из Дерби «Эксперимент с птицей в воздушном насосе» (1768) — это произведение, сочетающее в себе черты жанровой, портретной и исторической живописи. Великий французский реалист Жан-Франсуа Милле (1814–1875) написал ряд сельских сцен (например, «Анжелюс»), которые можно интерпретировать как пейзажи, жанровые картины или и то и другое.
Точно так же картины с интерьерами, например, «Интерьер» Петера Вильхельма Ильстеда (1896), могут рассматриваться как натюрморты, а не как бытовые сцены. Как правило, жанровая живопись изображает обыденные события, в которых человеческие фигуры играют важную роль. Напротив, типичный пейзаж не содержит значимого фигуративного элемента, в то время как «интерьер» или «натюрморт» — это, как правило, домашняя сцена с искусственно расположенными предметами (и лишь изредка — с фигурой). Тем не менее, можно утверждать, что «Маленькая улочка» (1658) Вермеера является одновременно и городским пейзажем, и жанровой картиной.
Повествовательные и декоративные цели
Упомянутая выше иерархия жанров была официальной «системой ранжирования», принятой Французской академией изящных искусств. В этой системе жанровая живопись занимала третье место после исторической живописи и портрета. Это было связано с тем, что бытовые сцены не считались «вдохновляющими», в отличие от истории или портретного искусства, из-за отсутствия в них «послания» или «повествования».
Действительно, многие жанровые сцены заказывались и ценились за их эстетическую привлекательность, декоративные или ностальгические качества, а также за виртуозность художника. Однако, как и в натюрмортах, значительное количество жанровых картин содержит моральный подтекст. Иногда его необходимо расшифровать, изучив символику на холсте. Таким образом, вопреки «академическому» взгляду, жанровые картины вполне способны нести моралистические послания.
Истоки жанровой живописи
Искусство эпохи Возрождения, на котором основано большинство западных изобразительных искусств, было преимущественно публичным. Оно создавалось по заказу пап, церкви и светских правителей с целью вдохновить массы религиозными и моральными ценностями. Поэтому большинство произведений (фрески, алтарные образы, скульптура) были крупномасштабными и представляли собой вдохновляющие послания, легко понятные зрителю. Просторные итальянские церкви предоставляли достаточно места для таких масштабных произведений, а климат благоприятствовал созданию фресок.
Реформация и новый заказчик
В 1517 году произошла Реформация — восстание протестантских стран, таких как Голландия, Германия и Фландрия, против Римской церкви. В результате религиозные и квазирелигиозные произведения искусства резко утратили свою значимость в большей части Северной Европы. С падением спроса на крупномасштабные религиозные картины в XVI веке постепенно появился новый тип заказчика из среды процветающих торговцев, которые желали украсить свои дома картинами нового, мелкомасштабного формата. Этот новый покровитель был особенно заметен в протестантской Голландии, где станковые портреты, жанровые картины и натюрморты стали очень популярными.
Ранние примеры жанровых сцен создавали: Квентин Массейс (ок. 1465–1530) — «Меняла и его жена» (1514); Маринус ван Реймерсвале (1490–1567), специализировавшийся на сценах, обличающих грехи алчности и тщеславия; Лукас ван Лейден (1494–1533) — см. его «Игроков в карты» (1517); и Питер Брейгель Старший (1525–1569) — см. «Крестьянскую свадьбу» (1568) и «Крестьянский танец» (1568).
Жанровая живопись не была неизвестна и в Италии. Элементы бытового жанра можно найти в итальянском искусстве XIV и XV веков, например, у венецианца Витторе Карпаччо в работе «Две венецианки» (1510, Музей Коррер, Венеция). Однако там он служил скорее фоном для преобладающих религиозных тем. И хотя жанр получил развитие у более поздних итальянцев, таких как Караваджо, Джузеппе Мария Креспи и Джакомо Черути, он играл незначительную роль до появления венецианского художника XVIII века Пьетро Лонги (1702–1785).
Голландский реализм: золотой век
Жанровая живопись выросла как самостоятельная форма искусства в городах протестантской Северной Европы. Первыми великими представителями жанровой живописи были голландские художники-реалисты XVII века, чей неподражаемый стиль «голландского реализма» возник в рамках пяти основных школ.
1. Утрехтская школа, возглавляемая Хендриком Тербрюггеном (1588–1629). В неё входили и другие художники, например Геррит ван Хонтхорст (1592–1656), один из главных последователей Караваджо.
2. Гарлемская школа, в которую входили Адриан Брауэр (1605–1638), специализировавшийся на сценах в тавернах; Адриан ван Остаде (1610–1685), писавший крестьян в их домах; Ян Стен (1626–1679), мастер многолюдных сцен; Герард Терборх (1617–1681) и Давид Тенирс Младший (1610–1690).
3. Лейденская школа, в состав которой входили Герард Доу (1613–1675), создатель многочисленных миниатюрных этюдов, и его ученики Габриэль Метсю (1629–1667), известный своими интимными жанровыми сценами, и Франс ван Мирис Старший (1635–1681), писавший сцены из жизни богатых современников.
4. Делфтская школа под руководством Яна Вермеера (1632–1675), величайшего из всех нидерландских жанровых художников, и Питера де Хоха (1629–1684), известного своими изображениями быта горожан и солдат. Для детального анализа работ Вермеера см.: Анализ известных картин.
5. Школа Дордрехта, главной фигурой которой был Николас Мас (1634–1693), известный своими ранними сценами из жизни прислуги.
Обзор: Голландская живопись XVII века (1600–1680).
Созданная реалистами голландского барокко, жанровая живопись распространилась во Фландрию, Англию, Испанию, Италию и Францию. В Италии работали художники группы «Бамбоччанти», которые повлияли на развитие бытового жанра по всей Европе. В Испании возникла особая форма жанровой картины, известная как «бодегон» (сцены в трактире или на кухне), ярким примером которой является «Продавец воды из Севильи» (1618–1622) Веласкеса.
История и развитие жанровой живописи
Жанровые картины XVIII века
Во Франции одними из первых мастеров жанровой живописи были братья Ленен: Луи (ок. 1600–1648), Антуан (ок. 1600–1648) и Матье (ок. 1607–1677). Они известны своими небольшими портретами крестьянских групп, например: «Пейзаж с крестьянами» (1640) и «Семья за столом» (ок. 1643). За ними последовал Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779), один из величайших художников XVIII века, создавший множество изысканных натюрмортов и жанровых сцен с поразительным реализмом, таких как «Мыльные пузыри» (1734), «Юная учительница» (ок. 1735), «Рисовальщик» (1737), «Гувернантка» (1739) и «Возвращение с рынка» (1739). Его современник Жан-Батист Грёз (1725–1805) специализировался на картинах с сентиментальным моральным повествованием, таких как «Разбитые яйца» (1756) и «Прачка» (1761). Смотрите также: «Качели» (1767) Жана-Оноре Фрагонара.
Хотя Италия оставалась под сильным влиянием гуманистических традиций Возрождения, жанровая живопись наконец появилась и здесь в XVIII веке, не в последнюю очередь благодаря венецианскому художнику Пьетро Лонги (1702–1785), который посвятил этому жанру всю жизнь, изображая сцены из жизни аристократов и простолюдинов в таких картинах, как «Театральная сцена» (1752) и «Показ слона» (1774).
В Англии ранним представителем жанровой живописи был Уильям Хогарт (1697–1764). Его сцены современной жизни, такие как серии «Карьера мота» и «Модный брак», изображают человеческое поведение с ясным моральным посланием. Для сравнения, картины Томаса Гейнсборо (1727–1788) применяли изысканную манеру для изображения сцен из жизни зажиточного сельского дворянства.
Жанровые картины XIX века
В то время как религиозная и историческая живопись в XIX веке пришли в упадок, всё больше художников искали вдохновение в повседневной жизни простых людей. Реалисты, особенно во Франции, пошли дальше, размещая свои бытовые жанровые сцены на крупномасштабных полотнах, ранее предназначавшихся для возвышенных исторических работ.
В Англии наиболее популярными жанровыми художниками XIX века были шотландец Дэвид Уилки (1785–1841), в число работ которого входили «Слепой скрипач» (1806, Галерея Тейт, Лондон) и «Чтение завещания» (1820, Новая пинакотека, Мюнхен), и Уильям Пауэлл Фрит (1819–1909). Фрит был летописцем викторианской жизни, изображая сцены на скачках, на море и во время путешествий в таких картинах, как «День Дерби» (1858) и «Железнодорожный вокзал» (1862). Уолтер Сикерт (1860–1942) — ведущий британский художник эпохи импрессионизма и постимпрессионизма — предпочитал более скромные сюжеты: уличные сцены, дешёвые интерьеры и мюзик-холлы, изображая их без гламура в палитре мутных цветов.
Во Франции в первой половине XIX века двумя великими жанровыми художниками были реалисты Жан-Франсуа Милле (1814–1875) и Гюстав Курбе (1819–1877). Милле, будучи сыном фермера, сконцентрировался на сценах сельской Франции, в которых он изображал тяжёлую, но достойную жизнь крестьянства в таких работах, как «Сборщицы колосьев» (1857), «Анжелюс» (1859) и «Человек с мотыгой» (1862). Курбе расширил тематику, включив в неё сцены из всей провинциальной жизни; его наиболее известными работами являются «Дробильщики камня» (1849) и «Похороны в Орнане» (ок. 1850). Оноре Домье (1808–1879), острый наблюдатель и карикатурист, использовал гравюры и акварели для запечатления повседневной жизни. Среди его огромного наследия — «Прачка» (1860) и «Вагон третьего класса» (1864). См. также изысканные миниатюрные работы Эрнеста Мейссонье (1815–1891). Другим направлением жанровой живописи, которое исследовали французские художники, был ориентализм, как правило, изображавший бытовые сцены в Северной Африке. Одним из ведущих ориенталистов был Жан-Леон Жером (1824–1904).
Другим важным художником жанровых сцен был немецкий художник Адольф фон Менцель (1815–1905), чьи тихие интерьеры предвосхитили импрессионизм почти на 30 лет.
Жанровая живопись достигла нового пика в эпоху импрессионизма и постимпрессионизма. Большинство импрессионистов, за исключением пуристов, таких как Моне, Писсарро и Сислей, сосредоточились на повседневных сценах парижской жизни. Примеры:
Фредерик Базиль (1841–1870)
Мастерская Базиля (1870)
Мэри Кассат (1844–1926)
Молодая женщина, шьющая в саду (1886)
Поль Сезанн (1839–1906)
Игроки в карты (1892–1896)
Гюстав Кайботт (1848–1894)
Парижская улица в дождливую погоду (1877)
Паркетчики (1875)
Эдгар Дега (1834–1917)
Скаковые лошади перед трибунами (1866–1868)
Балетный класс (1871–1874)
Абсент (1876)
Гладильщицы (1884)
Женщина, расчёсывающая волосы (1887–1890)
Эдуар Мане (1832–1883)
Завтрак на траве (1863)
Балкон (1868)
Дорожные рабочие на улице Берн (1878)
Бар в «Фоли-Бержер» (1882)
Клод Моне (1840–1926)
Женщины в саду (1867)
Лягушатник (1869)
Берта Моризо (1841–1895)
Колыбель (1873)
Пьер Огюст Ренуар (1841–1919)
Бал в Мулен де ла Галетт (1876)
Завтрак гребцов (1880–1881)
Качели (1876)
Жорж Сёра (1859–1891)
Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1886)
Купальщики в Аньере (1884)
Джон Сингер Сарджент (1856–1925)
Эль Халео (1882, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер)
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)
«В Мулен Руж» (1892)
В России величайшими жанровыми художниками были Илья Репин (1844–1930), прославившийся картинами «Бурлаки на Волге» (1870–1873) и «Крестный ход в Курской губернии» (1883); Константин Савицкий (1844–1905), известный работой «Ремонтные работы на железной дороге» (1874); и Абрам Архипов (1862–1930), известный картинами «В гостях» (1915) и «Прачки» (1899).
В Америке доминирующей школой жанровой живописи был реализм. Его представителями были Уинслоу Гомер (1836–1910), известный сценами Гражданской войны и морскими пейзажами, и Томас Икинс (1844–1916) с его картиной «Клиника Гросса». Также к этому направлению относятся работы Джорджа Уэсли Беллоуза (1882–1925) и более поздние ностальгические жанровые картины журнального иллюстратора Нормана Роквелла (1894–1978), такие как «Свобода от нужды» (1943). Другими влиятельными художниками были члены движения «American Scene Painting», такие как Эдвард Хоппер (1882–1967), и его ответвление — американский регионализм, представленный Томасом Хартом Бентоном (1889–1975) и Джоном Стюартом Карри (1897–1946).
Для интерпретации картин жанра XIX или XX века, пожалуйста, смотрите: Анализ современной живописи (1800–2000).
Жанровые картины XX века
В начале XX века художники различных школ продолжали создавать высококачественные жанровые сцены, от тихих интерьеров, таких как «Интерьер с девушкой за клавиром» (1901) датского художника Вильгельма Хаммершёя, до шедевров экспрессионизма, таких как «Берлинская уличная сцена» (1913) Эрнста Людвига Кирхнера. Появились и другие уникальные художественные стили, например, «спичечные человечки» Л. С. Лоури в картине «Возвращение с фабрики» (1930). Колорист Пьер Боннар также создавал выдающиеся произведения, см. «Зелёная блузка» (1919) и «Терраса в Верноне» (1939). Кроме того, появились школы, ориентированные на бытовой жанр, такие как лондонские движения Camden Town Group и Euston Road Painters.
Середина и конец XX века стали свидетелями роста стилистической абстракции, что привело к упадку жанрового искусства. Эдвард Хоппер (1882–1967) — редкое исключение с такими шедеврами, как «Полуночники» (1942). Таким же исключением был и Алекс Колвилл (1920–2013) с работами вроде «Пловцы» (1959). Джек Веттриано — успешный шотландский художник, работающий в схожей манере, хотя его живописные качества критики оценивают иначе, чем у Хоппера и Колвилла.
- Лучшие жанровые художники: 1600-настоящее время
- Геррит ван Хонтхорст: Жанровый живописец, Утрехтская школа, последователь Караваджо
- Жан-Батист Грёз: Французский художник, XVIII век
- Якоб Йорданс: жанровый художник фламандского барокко
- Маньеризм
- Величайшие картины эпохи Возрождения
- Маньеризм. Кризис гуманизма
- Маньеризм
- Тигуан
- «Молитвы за украденных» Дженнифер Клемент, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?