Ранний кубизм в живописи читать ~8 мин.
Большинство искусствоведов сходятся во мнении, что движение, известное как кубизм, зародилось в 1907 году с появлением картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк). Эта работа положила начало экспериментальному периоду, в течение которого Пикассо и Жорж Брак совместно разработали ряд новых принципов модернизма.
Их сотрудничество началось не сразу. Лишь в 1908 году художники установили тесные рабочие отношения, которые сам Брак позже описал как связь «двух альпинистов на одной верёвке». Их творческий союз основывался на идеях Поля Сезанна (1839–1906), выраженных, в частности, в его шедевре «Большие купальщицы» (1894–1905). Это привело к появлению сначала аналитического кубизма (ок. 1909–1912), а затем синтетического кубизма (1912–1914).
Путь Пикассо к кубизму
В первый год своего пребывания в Париже Пикассо работал в манере, близкой к стилю Тулуз-Лотрека, но во всём проявлял творческое беспокойство, стремясь найти новое направление. За этим последовал «голубой период», сменившийся «розовым». Однако в конце 1906 года, находясь в постоянном поиске, Пикассо вновь изменил свой стиль, сделав важный шаг на пути к кубизму. Он начал придавать своим фигурам строгие скульптурные формы, подчиняя их геометрическим закономерностям.
Сначала эти изменения проявились в картине «Дама с веером» (1905, частная коллекция), а ещё более отчётливо — в работе «Женщина с хлебами» (1906, Художественный музей Филадельфии). Здесь геометрические объёмы плотно соединены, образуя компактное целое. Яйцевидное туловище венчает белый цилиндр головного убора, в котором угадываются упрощённые черты лица. Два хлеба на вершине композиции напоминают архитектурные элементы, венчающие колонну.
Картина «Женщина с хлебами» была написана летом 1906 года, хотя подпись ошибочно датирована 1905 годом. Ранее в том же году Пикассо начал работу над «Портретом Гертруды Стайн» (1906, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Американская писательница Гертруда Стайн, поселившаяся в Париже, была важным меценатом и одной из ключевых фигур международного авангарда. После восьмидесяти сеансов Пикассо стёр лицо на портрете. В остальной части картины уже тогда сильно ощущалось влияние Сезанна.
Вернувшись к работе после летнего перерыва, во время которого он создал «Женщину с хлебами», Пикассо под влиянием новых идей написал маскообразное лицо, резко контрастирующее с окружающими формами в стиле Сезанна. В его «Автопортрете» (1906, Художественный музей Филадельфии), созданном вскоре после этого, маскообразность усилилась, а суровая, примитивная манера распространилась и на изображение фигуры.
По собственному признанию художника, при создании «Женщины с хлебами», портрета Стайн и автопортрета он находился под влиянием архаичной доримской скульптуры Иберии. Однако эти два портрета также свидетельствуют о знакомстве Пикассо с африканской скульптурой. Таким образом, к этому моменту были собраны все составляющие кубизма: живопись Поля Сезанна с её концепцией объёма и пространства как абстрактной геометрии; примитивное искусство (африканская и архаичная иберийская скульптура) с его сведением природных форм к геометрическим эквивалентам; и, наконец, интуиция Пикассо и аналитический подход Брака, которые объединили эти элементы в поисках новых средств выражения.
Это новое направление вскоре получило название «кубизм». Но впервые оно проявилось в 1907 году в масштабной картине Пикассо, которая, несмотря на свою техническую неоднозначность, стала отправной точкой для всего движения. Композицию, изображающую пять обнажённых женщин, позднее в шутку назвали «Авиньонские девицы», и это название закрепилось.
Многие критики считают этих пятерых «девиц» одними из самых неэстетичных женских образов в истории искусства, и мало кто назовёт «Авиньонских девиц» безусловным шедевром. Однако ни один исследователь живописи XX века не отрицает её статус поворотного произведения. Это диссонансная картина, которая не только жестоко деформирует формы, но и поражает дисгармонией своих частей.
Фигура слева иератична и застыла в позе, напоминающей древнеегипетскую скульптуру. Но ближе к правой части полотна эта строгость сменяется ломаными, изрезанными линиями, а гротескные лица, напоминающие африканские маски, производят на зрителя мощное воздействие.
В целом, 1907 год был для Пикассо исключительно продуктивным. Он находился в середине своего «африканского», или «негритянского», периода (1906–1907), впитывая эстетику африканского племенного искусства. Этот процесс достиг кульминации в «Авиньонских девицах» и других работах, таких как «Голова» (1907, Фонд Барнса), «Бюст женщины» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и «Обнажённая (бюст)» (1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Другими яркими примерами его «африканских» картин того времени являются «Женщина с веером» (1907, Эрмитаж) и «Танец с покрывалами (Обнажённая с драпировкой)» (1907, Эрмитаж).
В 1908 году Пикассо продолжил работать в примитивистском стиле «Девиц», создав серию работ с угловатыми, подчёркнуто смоделированными телами. К ним относятся «Сидящая женщина» (1908, Эрмитаж), «Дриада» (1908, Эрмитаж) и «Крестьянка (в полный рост)» (1908, Эрмитаж). Влияние Сезанна начинает отчётливо проступать лишь в работах середины и конца 1908 года, таких как «Дружба» (1908, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва) и «Три женщины» (1908, Эрмитаж).
Путь Жоржа Брака к кубизму
В начале 1907 года Жорж Брак был известен как участник движения фовизм — модного течения, которое заявило о себе в парижском художественном мире в 1905 году. Однако два события 1907 года коренным образом изменили его творческий путь. Во-первых, он был глубоко впечатлён масштабной ретроспективой Сезанна на Осеннем салоне. Во-вторых, его дилер Даниель-Анри Канвейлер познакомил его с Гийомом Аполлинером и Пикассо. Брак посетил студию последнего в знаменитой коммуне художников Бато-Лавуар на Монмартре, где был покорён «Авиньонскими девицами». Он настолько увлёкся этой картиной, что отказался от фовизма и следующие шесть месяцев работал над полотном «Большая обнажённая» (1908, Центр Помпиду, Париж), для которого ему пришлось полностью переосмыслить свой живописный метод.
В отличие от Пикассо, Брак почти сразу перешёл от «Большой обнажённой» к более отчётливым кубистским формам в духе Сезанна, что особенно заметно в его пейзажах, написанных в Л’Эстаке. Таким образом, к концу 1908 года в стилистическом отношении он несколько опередил своего испанского коллегу.
Период становления кубизма, 1907–1909 годы, часто называют «сезанновской фазой» на основании таких картин, как «Дорога близ Л’Эстака» (1908, МОМА, Нью-Йорк) Брака, в которой сочетаются геометрическое упрощение и гранённые формы. Но, несмотря на геометричность, по духу картина далека от Сезанна. Формы здесь более смелые и явные, им свойственны нервозность, резкое, угловатое движение. Это усиливает ощущение живой энергии, характерное для пейзажей Сезанна, но жертвует классическим порядком, пронизывающим мир мастера из Экса.
Пикассо и Брак: сотрудничество (1908–1909)
В 1908 году, находясь под сильным влиянием пейзажей Поля Сезанна, Пикассо и Брак приступили к развитию идей своего наставника. Они создали серию пейзажей, в которых природные формы были сведены к простым геометрическим фигурам, а цветовая палитра состояла преимущественно из приглушённых синих и зелёных тонов, хотя Пикассо сохранял пристрастие к более тёплым охрам. Художники изображали дома в виде трёхмерных кубов: Брак — в Л’Эстаке, Пикассо — в Орта-де-Эбро в Испании. Именно об этих работах Брака с выставки 1908 года французский критик Луи Воксель написал, использовав выражение «bizarreries cubiques» («кубические странности»), что и дало название новому течению.
Теория кубизма
Первый теоретический трактат о новом стиле, озаглавленный «О кубизме» (Du Cubisme), был написан Альбером Глезом и Жаном Метценже. Его опубликовали в 1912 году и приурочили к выставке «Золотое сечение» (Section d’Or) в парижской галерее Ла Буэти.
Отказ от условностей перспективы
На раннем этапе протокубизма Пикассо и Брак использовали несколько приёмов для разрушения традиционной иллюзии пространства. Прежде всего, они отказались от условностей линейной перспективы. Вместо уменьшения объектов для обозначения глубины пространства перспектива передавалась с помощью цвета: тёплые красно-коричневые тона использовались для переднего плана, а холодные синие — для заднего.
Здания часто кажутся расположенными одно над другим, а не друг за другом. В картине «Дома на холме» (1909, MoMA) Пикассо использовал схожие кубические формы для объектов и фона. Изображая землю и небо одинаково, он придал картине большую целостность, но в то же время создал двусмысленность: разница между землёй и небом стала менее заметной.
Несколько источников света
Ещё один приём, который использовали Брак и Пикассо в ранних кубистских работах, — применение нескольких источников света. В традиционной живописи используется один источник света для создания иллюзии трёхмерного пространства. В кубистских полотнах свет, кажется, падает на объекты с разных сторон, заставляя зрителя сомневаться, являются ли формы выпуклыми или вогнутыми.
Выдающиеся картины раннего кубизма
В дополнение к уже упомянутым работам ниже приведён краткий список ранних картин в стиле Сезанна, которые можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Жорж Брак
Виадук в Л’Эстаке (1908) Центр Помпиду, Париж.
Дома в Л’Эстаке (1908) Художественный музей, Берн.
Дорога близ Л’Эстака (1908) Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Большая обнажённая (1908) Центр Помпиду, Париж.
Пабло Пикассо
Дом в саду (1908) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Маленький домик в саду (1909) ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.
Дома на холме (1909) Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Ваза с фруктами (1909) Эрмитаж.
Женщина с веером (1909) ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Кирпичный завод в Тортосе (1909) Эрмитаж.
К знаменитым работам Пикассо, созданным после основного периода кубизма, но сохранившим его черты, относятся «Герника» (1937, Центр искусств королевы Софии, Мадрид) и «Плачущая женщина» (1937, Галерея Тейт, Лондон).
О работах других художников-кубистов: Кубисты.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?