Величайшие картины старых мастеров читать ~29 мин.
В наш список из более чем 250 шедевров входят работы величайших старых мастеров Европы (таких как Ян ван Эйк, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, Вермеер, Гойя и многих других), выполненные в техниках энкаустики, темперы, масляной живописи и акварели. Список охватывает все жанры живописи — повествовательный (религиозные, мифологические и исторические сюжеты), портрет, пейзаж, натюрморт и бытовой жанр — и иллюстрирует все основные направления в искусстве, возникшие в период с 800 по 1800 год. Надеемся, этот материал послужит основой для дальнейшего изучения изобразительного искусства. Для анализа см. также статью «Анализ знаменитых картин» (1250–1800 гг.).
Альбрехт Альтдорфер (1480–1538)
Немецкий художник, лидер дунайской школы живописи; известен пейзажами, офортами и гравюрами на дереве.
«Битва Александра при Иссе» (1529), масло, дерево, Старая пинакотека, Мюнхен.
Андреа дель Сарто (1486–1530)
Флорентийский художник, известный как «безупречный живописец» (pittore senza errori), обладал венецианским чувством цвета и тона.
«Мадонна с гарпиями» (1517), масло, дерево, Галерея Уффици, Флоренция.
Фра Анджелико (ок. 1400–1455)
Доминиканский монах, флорентийский художник Раннего Возрождения, мастер религиозной живописи.
«Алтарь Линаиуоли» (1433), темпера, дерево, Музей Сан-Марко, Флоренция.
Фреска «Благовещение» (ок. 1450), Музей Сан-Марко, Флоренция.
Анонимные художники (600–800)
Имена художников-писцов, создавших первые иллюминированные рукописи, нам неизвестны. К счастью, многие из их миниатюрных картин сохранились, о чём свидетельствует замечательная Келлская книга — см., в частности, её впечатляющую страницу с монограммой «Хи-Ро» (ок. 800). Другие средневековые шедевры, созданные неизвестными художниками, включают «Уилтонский диптих» (1395–1399).
Антонелло да Мессина (1430–1479)
Сицилийский художник, познакомивший венецианскую школу с нидерландской техникой масляной живописи, которую он перенял, возможно, у одного из учеников Яна ван Эйка. Оказал влияние на Джованни Беллини.
«Христос в терновом венце» (Ecce Homo) (ок. 1475), масло, дерево, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Портрет мужчины» (ок. 1475), масло, дерево, Национальная галерея, Лондон.
«Кондотьер» (1475), масло, дерево, Лувр, Париж.
Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593)
Итальянский художник-маньерист, известный своими сюрреалистическими портретами, составленными из фруктов, овощей и цветов.
«Зима» (1573), масло, холст, Лувр, Париж.
«Садовник» (перевёртыш), масло, дерево, Городской музей, Кремона.
«Император Рудольф II в образе Вертумна» (1591), масло, дерево, Замок Скоклостер, Швеция.
Бачиччо (Джованни Баттиста Гаулли) (1639–1709)
Итальянский художник-декоратор, известный своими иллюзионистскими фресками в стиле барокко.
Фреска «Триумф имени Иисуса» (1674–1679), церковь Сант-Иньяцио, Рим.
Ханс Бальдунг Грин (1484–1545)
Живописец и график немецкого Возрождения, известный своей фантазией и гротескными образами.
«Коронование Богоматери» (Фрайбургский алтарь) (1512–1516), масло, дерево, собор, Фрайбург-им-Брайсгау.
«Три возраста и смерть» (ок. 1540), масло, дерево, Прадо, Мадрид.
Якопо Бассано (1517–1592)
Венецианский художник, считавшийся одним из ведущих мастеров своего времени наряду с Тицианом, Тинторетто и Веронезе.
«Тайная вечеря» (1547), масло, холст, Галерея Боргезе, Рим.
Джентиле Беллини (ок. 1429–1507)
Известен своими историческими картинами (ведутами) Венеции и портретами дожей.
«Процессия на площади Сан-Марко» (1496), темпера, холст, Галерея Академии, Венеция.
Джованни Беллини (1430–1516)
Выдающийся художник раннего венецианского Возрождения.
«Алтарь Святого Иова» (ок. 1487), темпера, масло, дерево, Галерея Академии, Венеция.
«Стигматизация святого Франциска» (ок. 1480), масло, дерево, Собрание Фрика, Нью-Йорк.
«Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501), масло, дерево, Национальная галерея, Лондон.
«Алтарь Сан-Дзаккария» (1505), масло, холст (переведена с дерева), церковь Сан-Дзаккария, Венеция.
Бернардо Беллотто (1721–1780)
Венецианский художник-пейзажист, племянник и ученик Каналетто.
«Вход в Большой канал, Венеция» (ок. 1741), масло, холст, Музей Фицуильяма, Кембридж.
«Вид на Понте делле Нави в Вероне» (ок. 1747), масло, холст, частная коллекция.
Уильям Блейк (1757–1827)
Английский художник-романтик, поэт, визионер и гравёр.
«Бог судит Адама» (1795), цветной офорт, Галерея Тейт, Лондон.
Иероним Босх (ок. 1450–1516)
Нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Известен своими фантасмагорическими и религиозно-аллегорическими картинами, предвосхитившими сюрреализм.
Триптих «Воз сена» (1512–1515), масло, дерево, музей Прадо, Мадрид.
«Сад земных наслаждений» (1500–1510), масло, дерево, музей Прадо, Мадрид.
«Страшный суд» (Триптих) (1482–1516), масло, дерево, Академия изобразительных искусств, Вена.
«Несение креста» (Ecce Homo) (ок. 1515–1516), масло, дерево, Музей изящных искусств, Гент.
Алессандро Боттичелли (1445–1510)
Один из величайших флорентийских художников Раннего Возрождения.
Фреска «Наказание Корея, Дафана и Авирона» (1481–1482), Сикстинская капелла, Ватикан.
«Рождение Венеры» (1484–1486), темпера, холст, Уффици, Флоренция.
«Весна» (La Primavera) (ок. 1482), темпера, дерево, Уффици, Флоренция.
Франсуа Буше (1703–1770)
Французский художник, рисовальщик, гравёр и дизайнер, яркий представитель стиля рококо.
«Портрет мадам де Помпадур» (1758), масло, холст, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Дирк Баутс (ок. 1415–1475)
Нидерландский художник, испытавший влияние Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена.
«Положение во гроб» (ок. 1450), темпера, холст, Национальная галерея, Лондон.
«Тайная вечеря» (центральная панель алтаря) (1464–1467), масло, дерево, церковь Святого Петра, Лёвен, Бельгия.
Мельхиор Брудерлам (ок. 1350 – после 1409)
Фламандский придворный художник Филиппа Смелого, герцога Бургундского.
«Дижонский алтарь» (1394–1399), темпера, золото, дерево, Музей изящных искусств, Дижон.
Аньоло Бронзино (1503–1572)
Флорентийский художник-маньерист, ученик Понтормо, придворный живописец Козимо I Медичи.
«Портрет Лукреции Панчатики» (ок. 1541), масло, дерево, Уффици, Флоренция.
«Аллегория с Венерой и Амуром» (ок. 1545), масло, дерево, Национальная галерея, Лондон.
«Портрет Лодовико Каппони» (ок. 1550–1555), масло, дерево, Собрание Фрика, Нью-Йорк.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569)
Один из величайших художников-жанристов Северного Возрождения.
«Нидерландские пословицы» (1559), масло, дуб, Берлинская картинная галерея.
«Безумная Грета» (Dulle Griet) (1562), масло, дерево, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен.
«Вавилонская башня» (1563), масло, дерево, Музей истории искусств, Вена.
«Охотники на снегу» (1565), масло, дерево, Музей истории искусств, Вена.
«Перепись в Вифлееме» (1566), масло, дерево, Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
«Избиение младенцев» (ок. 1565–1567), масло, дерево, Музей истории искусств, Вена.
«Притча о слепых» (1568), темпера, холст, Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
«Крестьянская свадьба» (1568), масло, дуб, Музей истории искусств, Вена.
Робер Кампен (1375–1444)
Нидерландский художник, известный как Мастер из Флемаля; один из основоположников фламандской школы живописи.
Триптих Зайлерна («Положение во гроб») (ок. 1410), темпера, золото, дерево, Институт искусства Курто, Лондон.
«Алтарь Мероде» (Триптих Благовещения) (ок. 1427), масло, дерево, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Алтарь Верля» (Диптих) (1438), масло, дерево, Музей Прадо, Испания.
Каналетто (1697–1768)
Венецианский художник (ведутиста), известный точными архитектурными пейзажами (ведутами) Венеции.
«Мол у дворца дожей» (до 1740), масло, холст, Частная коллекция.
«Бассейн Сан-Марко в День Вознесения» (ок. 1740), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
Караваджо (1571–1610)
Итальянский художник XVII века, реформатор европейской живописи, мастер светотени (кьяроскуро) и основоположник реализма.
«Юдифь и Олоферн» (ок. 1599), масло, холст, Палаццо Барберини, Рим.
«Призвание апостола Матфея» (1599–1600), масло, холст, капелла Контарелли, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
«Мученичество святого Матфея» (1599–1600), масло, холст, капелла Контарелли, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
«Обращение Савла» (1601), масло, холст, капелла Черази, церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
«Ужин в Эммаусе» (1601), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
«Распятие Святого Петра» (1601), масло, холст, капелла Черази, церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
«Смерть Марии» (1601–1606), масло, холст, Лувр, Париж.
«Положение во гроб» (1602–1603), масло, холст, Музеи Ватикана, Рим.
«Амур-победитель» (Amor Vincit Omnia) (1602), масло, холст, Берлинская картинная галерея, Берлин.
Аннибале Карраччи (1560–1609)
Живописец болонской школы, один из ключевых художников, осуществивших переход от маньеризма к барокко.
Фрески «Любовь богов» в галерее Фарнезе (1597–1608), Палаццо Фарнезе, Рим.
Жан Шарден (1699–1779)
Один из лучших художников натюрморта во Франции. Известен изысканными камерными работами.
«Скат» (1728), масло, холст, Лувр, Париж.
«Серебряный кубок» (ок. 1735), масло, холст, Лувр, Париж.
«Серебряная супница» (1728), масло, холст, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Натюрморт с атрибутами искусств» (1731), масло, холст, Художественный музей Северной Каролины.
Петрус Кристус (ок. 1410–1475)
Выдающийся фламандский художник, последователь Яна ван Эйка.
«Оплакивание Христа» (ок. 1450), масло, дерево, Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
«Портрет молодой девушки» (ок. 1470), масло, дерево, Берлинская картинная галерея, Берлин.
Джон Синглтон Копли (1738–1815)
Один из величайших портретистов и исторических живописцев американского колониального искусства.
«Смерть майора Пирсона» (1782–1784), масло, холст, Галерея Тейт, Лондон.
Корреджо (1489–1534)
Итальянский художник Высокого Возрождения из Эмилии, известный своими алтарными образами и иллюзионистскими фресками.
Фреска «Вознесение Девы Марии» (1524–1530), купол Пармского собора, Парма.
«Юпитер и Ио» (ок. 1532), масло, холст, Музей истории искусств, Вена.
Лукас Кранах Старший (1472–1553)
Немецкий живописец и гравёр, известный своими портретами, изображениями обнажённой натуры и историческими картинами.
«Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины фон Бора» (Диптих) (1529), масло, дерево, Уффици, Флоренция.
Алберт Кёйп (1620–1691)
Голландский художник из Дордрехта, один из лучших пейзажистов золотого века голландской живописи.
«Вид Дордрехта с севера» (ок. 1650), масло, холст, коллекция Ротшильдов.
«Речной пейзаж со всадниками и крестьянами» (ок. 1658), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
Жак-Луи Давид (1748–1825)
Величайший французский неоклассик; ведущий представитель исторической живописи.
«Клятва Горациев» (1784), масло, холст, Лувр, Париж.
«Смерть Марата» (1793), масло, холст, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Дионисий (ок. 1440–1502)
Ведущий деятель московской школы иконописи XV века.
Росписи собора Рождества Богородицы (1502), Ферапонтов монастырь, Россия.
Дуччо ди Буонинсенья (1255–1319)
Самый известный художник сиенской школы Проторенессанса.
«Маэста» (1308–1311), полиптих, темпера, дерево, Музей собора, Сиена.
«Мадонна с младенцем» (Мадонна Строганова) (ок. 1300), темпера на дереве, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Альбрехт Дюрер (1471–1528)
Немецкий гравёр и живописец; величайший художник Северного Возрождения. Особо отмечен автопортретами, натюрмортами и графическими работами.
«Автопортрет» (1498), масло, дерево, Прадо, Мадрид.
«Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (ок. 1500), масло, дерево, Старая пинакотека, Мюнхен.
«Молодой заяц» (1502), акварель, гуашь, галерея Альбертина, Вена.
«Большой кусок дёрна» (1503), акварель, гуашь, галерея Альбертина, Вена.
«Адам и Ева» (диптих) (1507), масло, дерево, Музей Прадо, Мадрид.
«Четыре апостола» (две панели) (1526), масло, дерево, Старая пинакотека, Мюнхен.
Антонис ван Дейк (1599–1641)
Фламандский живописец, работавший в Англии, известный своими аристократическими портретами в стиле барокко, в особенности портретами Карла I.
«Портрет кардинала Гвидо Бентивольо» (1623), масло, холст, Палаццо Питти, Флоренция.
«Тройной портрет короля Карла I» (1635), масло, холст, Британская королевская коллекция.
«Конный портрет Карла I» (ок. 1638), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
Эль Греко (1541–1614)
Греческий художник, работавший в Испании, крупнейший мастер испанского Ренессанса, известный своими экспрессивными религиозными картинами.
«Святая Троица» (1577–1579), масло, холст, Музей Прадо, Мадрид.
«Совлечение одежд с Христа (Эль Эсполио)» (1577), масло, холст, собор, Толедо.
«Погребение графа Оргаса» (1586–1588), масло, холст, церковь Санто-Томе, Толедо, Испания.
«Вид Толедо» (1595–1600), масло, холст, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Христос изгоняет торговцев из Храма» (1600), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
«Портрет кардинала» (ок. 1600), масло, холст, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Портрет Феликса Ортенсио Паравичино» (ок. 1609), масло, холст, Музей изящных искусств, Бостон.
Адам Эльсхаймер (1578–1610)
Немецкий пейзажист, офортист и рисовальщик, известный миниатюрными картинами на меди.
«Бегство в Египет» (1609), масло, медь, Старая пинакотека, Мюнхен.
Ян ван Эйк (1390–1441)
Делит с Робером Кампеном звание величайшего художника фламандской школы; пионер и реформатор техники масляной живописи.
«Гентский алтарь» (1432), масло, дерево, собор Святого Бавона, Гент.
«Портрет мужчины в красном тюрбане» (1433), масло, дерево, Национальная галерея, Лондон.
«Портрет четы Арнольфини» (1434), масло, дерево, Национальная галерея, Лондон.
«Мадонна канцлера Ролена» (1435), масло, дерево, Лувр, Париж.
Фра Филиппо Липпи (1406–1469)
Флорентийский художник Раннего Возрождения, вдохновлённый Мазаччо, известный своими религиозными фресками.
«Благовещение с двумя донаторами» (ок. 1445), масло, дерево, Национальная галерея старинного искусства, Рим.
Жан Фуке (1420–1481)
Величайший художник французского Возрождения XV века.
«Меленский диптих» (1452–1455), масло, дерево, Королевский музей изящных искусств, Антверпен и Берлинская картинная галерея.
«Портрет Карла VII» (1445–1450), масло, дерево, Лувр, Париж.
Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806)
Один из величайших художников французского рококо, ученик Франсуа Буше.
«Качели» (1767), масло, холст, Собрание Уоллеса, Лондон.
«Читающая девушка» (ок. 1770), масло, холст, Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Задвижка» (ок. 1777), масло, холст, Лувр, Париж.
Иоганн Генрих Фюссли (1741–1825)
Швейцарский художник-романтик, рисовальщик, работавший в Англии.
«Ночной кошмар» (1781), масло, холст, Детройтский институт искусств.
Томас Гейнсборо (1727–1788)
Величайший портретист и пейзажист Англии XVIII века.
«Дочери художника с кошкой» (ок. 1761), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
«Голубой мальчик» (Портрет Джонатана Баттолла) (ок. 1770), масло, холст, Хантингтонская библиотека, Сан-Марино.
Артемизия Джентилески (1593 – ок. 1654)
Итальянская художница эпохи барокко, одна из самых известных последовательниц Караваджо (караваджистов).
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (ок. 1620), масло, холст, Уффици, Флоренция.
Доменико Гирландайо (1449–1494)
Флорентийский художник-фрескист, получивший образование ювелира, известный своими популярными религиозными картинами.
«Портрет старика с внуком» (ок. 1490), темпера, дерево, Лувр, Париж.
Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) (1477/78–1510)
Венецианский гений, считается одним из основоположников станковой пейзажной живописи.
«Гроза» (ок. 1508), масло, холст, Галерея Академии, Венеция.
«Спящая Венера» (ок. 1510), масло, холст (пейзаж дописан Тицианом), Галерея старых мастеров, Дрезден.
Джотто ди Бондоне (1267–1337)
Художник эпохи Проторенессанса, известный отходом от византийских канонов и созданием нового, более реалистичного и гуманистического стиля живописи.
Фрески капеллы Скровеньи (1304–1306), Падуя, Италия.
«Поцелуй Иуды» (ок. 1305)
«Оплакивание Христа» (ок. 1305)
Томас Гёртин (1775–1802)
Английский акварелист, пионер английской пейзажной живописи, которым восхищался Тёрнер.
«Замок Берри Померой, Девон» (ок. 1798), акварель, частная коллекция.
Гуго ван дер Гус (ок. 1440–1482)
Нидерландский художник, чья техника оказала значительное влияние на живопись Флоренции.
«Алтарь Портинари» (ок. 1475), масло, дерево, Уффици, Флоренция (внешние створки выполнены в технике гризайль).
Ян Госсарт (Мабюз) (ок. 1478–1532)
Нидерландский художник, стиль которого преобразился под влиянием итальянской живописи.
«Даная» (1527), масло, дерево, Старая пинакотека, Мюнхен.
Маттиас Грюневальд (ок. 1475–1528)
Величайший художник немецкого Возрождения после Альбрехта Дюрера, мастер экспрессивной религиозной живописи.
«Изенгеймский алтарь» (1512–1516), масло, дерево, Музей Унтерлинден, Кольмар.
Франческо Гварди (1712–1793)
Венецианский художник, известный своими импрессионистическими пейзажами-ведутами и фантазиями-каприччи.
«Серая лагуна» (ок. 1765), масло, холст, Музей Польди-Пеццоли, Милан.
«Венецианское каприччио» (конец XVIII века), масло, холст, частная коллекция.
Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) (1591–1666)
Итальянский художник-классицист болонской школы, известный своим драматическим освещением.
«Аврора» (1621–1623), фреска, Вилла Людовизи, Рим.
Франс Халс (1582–1666)
Первый великий портретист золотого века голландской живописи (XVII век).
«Банкет офицеров роты Святого Георгия» (1616), масло, холст, Музей Франса Халса, Харлем.
«Смеющийся кавалер» (1624), масло, холст, Собрание Уоллеса, Лондон.
Ян Давидс де Хем (1606–1683)
Ведущий голландский художник-натюрмортист в стиле барокко.
«Натюрморт с лобстером и кубком «Наутилус»» (1634), масло, холст, Государственная галерея, Штутгарт.
«Десерт» (1640), масло, холст, Лувр, Париж.
Жакмар де Эсден (ок. 1355–1414)
Ведущий фламандский художник, известный своими иллюминированными рукописями в стиле интернациональной готики.
«Благовещение» (1400), миниатюра из «Малого часослова герцога Беррийского», Национальная библиотека Франции, Париж.
Николас Хиллиард (1547–1619)
Величайший мастер портретной миниатюры при дворе Елизаветы I и Якова I.
«Портрет жены художника» (1578), акварель на пергаменте, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
«Молодой человек среди роз» (ок. 1587), акварель на пергаменте, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Мейндерт Хоббема (1638–1709)
Последний из великих голландских художников-пейзажистов-реалистов.
«Аллея в Мидделхарнисе» (1689), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
Уильям Хогарт (1697–1764)
Пионер английской сатирической живописи и графики.
«Карьера мота» (серия из 8 картин) (ок. 1735), масло, холст, Музей сэра Джона Соуна, Лондон.
«Модный брак» (серия из 6 картин) (ок. 1743), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
Ганс Гольбейн Младший (1497–1543)
Немецкий художник, работавший в Базеле и Лондоне, почитаемый за свои ренессансные портреты монархов, аристократов и гуманистов.
«Портрет Эразма Роттердамского» (1523), масло, дерево, Национальная галерея, Лондон.
«Портрет сэра Томаса Мора» (1527), масло, дерево, Собрание Фрика, Нью-Йорк.
«Портрет дамы с белкой и скворцом» (1527–1528), масло, дерево, Национальная галерея, Лондон.
«Портрет купца Георга Гизе» (1532), масло, дерево, Берлинская картинная галерея, Берлин.
«Портрет Томаса Кромвеля» (1532–1533), масло, дерево, Национальная портретная галерея, Лондон.
«Послы» (1533), масло, дерево, Национальная галерея, Лондон.
«Портрет Генриха VIII» (1540), масло, дерево, Национальная галерея старинного искусства, Рим.
Питер де Хох (1629–1684)
Важная фигура в жанровой живописи делфтской школы голландского реализма. Последователь Вермеера.
«Дворик в Делфте» (1658), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
Самюэл ван Хогстратен (1627–1678)
Голландский художник, известный бытовыми жанровыми сценами и мастерским использованием линейной перспективы для создания «обманок».
«Туфли» (1655–1662), масло, холст, Лувр, Париж.
«Вид вдоль коридора» (1662), масло, холст, Дирхэм-парк, Великобритания.
Хуан де Хуанес (Висенте Хуан Масип) (1510–1579)
Ведущий художник валенсийской школы XVI века.
«Тайная вечеря» (ок. 1560), масло, дерево, Прадо, Мадрид.
Виллем Калф (1619–1693)
Голландский реалист, один из ведущих представителей натюрморта в Голландии XVII века.
«Натюрморт с китайским фарфоровым кувшином» (1662), масло, холст, Берлинская картинная галерея, Берлин.
Изучите также наши образовательные статьи для студентов и учителей:
Оценка искусства: как понимать искусство
Как понимать картины
Жорж де Латур (1593–1652)
Французский художник эпохи барокко, известный использованием тенебризма и драматического освещения.
«Кающаяся Магдалина» (ок. 1640), масло, холст, Лувр, Париж.
Томас Лоуренс (1769–1830)
Портретист, преемник Джошуа Рейнольдса в роли королевского портретиста Георга III.
«Пинки» (Портрет Сары Гудин Барретт Моултон) (1794), масло, холст, Хантингтонская библиотека, Сан-Марино.
Леонардо да Винчи (1452–1519)
Один из величайших художников и изобретателей итальянского Возрождения, гений, известный своим методом воздушной перспективы и светотеневой моделировки (сфумато).
«Мадонна в скалах» (1483–1486), масло, дерево, Лувр, Париж.
«Дама с горностаем» (1489–1490), масло, дерево, Музей Чарторыйских, Краков.
Фреска «Тайная вечеря» (1495–1498), темпера, масло, гипс, трапезная монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
«Мона Лиза» (1503–1506), масло, дерево, Лувр, Париж.
Братья Лимбург — Поль, Жан, Эрман (ок. 1385–1416)
Нидерландские миниатюристы, создавшие по заказу герцога Беррийского один из самых знаменитых иллюминированных манускриптов.
«Великолепный часослов герцога Беррийского» (1413–1416), темпера на пергаменте, музей Конде, Шантийи.
Филиппино Липпи (1457–1504)
Ученик своего отца Фра Филиппо Липпи и Сандро Боттичелли.
«Мадонна с младенцем и святыми» (Мадонна Отто) (1485), темпера, дерево, Уффици, Флоренция.
Стефан Лохнер (ок. 1400–1451)
Лучший художник Кёльна XV века, известный своими алтарными образами.
«Алтарь трёх королей» (ок. 1440), масло, дерево, Кёльнский собор.
«Страшный суд» (ок. 1435), масло, дерево, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
«Мадонна в беседке из роз» (ок. 1448), масло, дерево, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Амброджо Лоренцетти (ок. 1290–1348)
Ведущий представитель сиенской школы живописи XIV века.
«Аллегория доброго и дурного правления» (1338–1339), фреска, Палаццо Пубблико, Сиена.
Клод Лоррен (1600–1682)
Французский художник, известный своими идеализированными пейзажами с классическими пасторальными сценами. Он был первым художником, который последовательно вводил повествование в пейзажный жанр.
«Пейзаж с бракосочетанием Исаака и Ревекки» (1648), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
Лоренцо Лотто (1480–1556)
Оригинальный художник эпохи Возрождения и маньеризма, работавший в Венеции и других городах Италии.
«Благовещение» (ок. 1534), масло, холст, Городская пинакотека, Реканати.
Андреа Мантенья (1431–1506)
Влиятельный художник Раннего Возрождения, известный своими смелыми ракурсами и иллюзионистическими приёмами (trompe-l’œil).
Фрески «Камеры дельи Спози» (1465–1474), Герцогский дворец, Мантуя.
«Двор Людовико II Гонзага» (1465–1474), фреска, Герцогский дворец, Мантуя.
«Мёртвый Христос» (ок. 1480), темпера, холст, Пинакотека Брера, Милан.
Симоне Мартини (1284–1344)
После Дуччо — величайший из художников сиенской школы.
«Благовещение» (1333), темпера, дерево, Галерея Уффици, Флоренция.
Томмазо Мазаччо (1401–1428)
Вместе со скульптором Донателло и архитектором Брунеллески считается одним из основоположников искусства Раннего Возрождения во Флоренции.
Фрески капеллы Бранкаччи (1424–1428), церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.
Фреска «Чудо со статиром» (ок. 1425)
Фреска «Изгнание из рая» (ок. 1425)
Фреска «Троица» (1425–1427), церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Ханс Мемлинг (ок. 1433–1494)
Нидерландский художник немецкого происхождения, работавший в Брюгге.
Триптих «Страшный суд» (1467–1471), масло, дерево, Национальный музей, Гданьск.
«Алтарь Донна» (ок. 1480), масло, дуб, Национальная галерея, Лондон.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564)
Один из величайших мастеров эпохи Высокого Возрождения, гениальный скульптор, художник, архитектор и поэт.
Роспись потолка Сикстинской капеллы (Книга Бытия) (1508–1512), фреска, Ватикан, Рим.
«Сотворение Адама» (ок. 1511), фрагмент росписи.
Фреска «Страшный суд» (1536–1541), алтарная стена Сикстинской капеллы, Ватикан.
См. также: Фрески Сикстинской капеллы, Ватикан, Рим.
Джованни Баттиста Морони (1520/24–1578)
Художник-маньерист, наиболее известный своими реалистичными портретными работами.
«Портрет дона Габриэля де ла Куэва-и-Хирона» (1560), масло, холст, Берлинская картинная галерея, Берлин.
«Портной» (ок. 1570), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
Братья Ленен: Луи (ок. 1600–1648), Антуан (ок. 1599–1648) и Матье (ок. 1607–1677)
Семья французских художников, известных своими жанровыми картинами из крестьянской жизни.
«Кузница» (1640), масло, холст, Лувр, Париж.
Михаэль Пахер (ок. 1435–1498)
Австрийский/тирольский художник и скульптор эпохи Возрождения, испытавший влияние Андреа Мантеньи.
«Алтарь отцов церкви» (1483), масло, дерево, Старая пинакотека, Мюнхен.
Пармиджанино (1503–1540)
Родился в Парме, художник и гравёр-маньерист, испытавший влияние Корреджо и Рафаэля.
«Мадонна с длинной шеей» (1534–1540), масло, дерево, Уффици, Флоренция.
Иоахим Патинир (1485–1524)
Нидерландский художник, новатор в области панорамного пейзажа.
«Переправа через Стикс» (1515–1524), масло, дерево, Прадо, Мадрид.
«Отдых на пути в Египет» (ок. 1515), масло, дерево, Королевский музей изящных искусств, Антверпен и Прадо, Мадрид.
Перуджино (ок. 1450–1523)
Живописец умбрийской школы эпохи Возрождения, мастер масляной живописи, известный фресками Сикстинской капеллы.
Фреска «Христос передаёт ключи апостолу Петру» (1481–1482), Сикстинская капелла, Ватикан.
«Оплакивание Христа» (Пьета) (1495), темпера, дерево, Уффици, Флоренция.
Пьеро делла Франческа (ок. 1420–1492)
Художник из Умбрии, знаток линейной перспективы, один из пионеров Раннего Возрождения.
«Крещение Христа» (ок. 1450), темпера, дерево, Национальная галерея, Лондон.
«Бичевание Христа» (ок. 1460), масло и темпера, дерево, Национальная галерея Марке, Урбино.
«Портреты Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца» (1465–1472), темпера, дерево, Уффици, Флоренция.
«Алтарь Монтефельтро» (Мадонна Брера) (1472–1474), масло и темпера, дерево, Пинакотека Брера, Милан.
Пьеро ди Козимо (1462–1522)
Эксцентричный флорентийский художник-затворник, наиболее известный своими аллегорическими картинами.
«Портрет Симонетты Веспуччи» (ок. 1482), темпера, дерево, Музей Конде, Шантийи.
Пьетро да Кортона (1596–1669)
Мастер квадратуры, известный своими потолочными фресками в стиле высокого барокко с эффектом trompe-l’œil.
«Аллегория божественного провидения и власти Барберини» (1633–1639), фреска, Палаццо Барберини, Рим.
Якопо Понтормо (1494–1557)
Ученик Андреа дель Сарто и Леонардо; влиятельный итальянский художник-маньерист.
«Портрет Козимо Медичи Старшего» (1519–1520), масло, дерево, Уффици, Флоренция.
«Снятие с креста» (1525–1528), масло, дерево, Капелла Каппони, Флоренция.
Николя Пуссен (1594–1665)
Величайший французский художник XVII века; один из лучших художников-историков в истории искусства; его стиль стал эталоном для академической живописи.
«Вакханалия» (ок. 1627–1628), масло, холст, Лувр, Париж.
«Аркадские пастухи» (1637–1638), масло, холст, Лувр, Париж.
«Похищение сабинянок» (1637–1638), масло, холст, Лувр, Париж.
«Святое семейство на ступенях» (1648), масло, холст, Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Андреа Поццо (1642–1709)
Художник-иезуит, архитектор; величайший представитель иллюзионистической живописи (квадратуры) в стиле барокко.
Потолочная фреска «Апофеоз святого Игнатия» (1691–1694), церковь Сант-Иньяцио, Рим.
Жан Пюсель (ок. 1300–1334)
Французский художник-готик, миниатюрист, известный своими изысканными иллюминированными рукописями.
«Бельвильский бревиарий» (ок. 1323–1326), манускрипт, Национальная библиотека Франции, Париж.
«Часослов Жанны д’Эврё» (1324–1328), гризайль, темпера, пергамент, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Ангерран Картон(де Шарантон) (ок. 1410 – ок. 1466)
Ведущая фигура провансальской школы живописи.
«Авиньонская пьета» (Пьета из Вильнёв-лез-Авиньон) (ок. 1455), темпера, дерево, Лувр, Париж.
Генри Ребёрн (1756–1823)
Ведущий шотландский портретист, рисовавший прямо на холсте без предварительных эскизов.
«Священник Роберт Уокер, катающийся на коньках по озеру Даддингстон» (ок. 1795), масло, холст, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Рафаэль Санти (1483–1520)
Один из величайших мастеров эпохи Высокого Возрождения.
Станцы Рафаэля (1508–1524), фрески, Апостольский дворец, Ватикан, Рим.
«Афинская школа» (1510–1511), фреска в Станца делла Сеньятура.
«Сикстинская Мадонна» (1513–1514), масло, холст, Галерея старых мастеров, Дрезден.
«Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1514–1515), масло, холст, Лувр, Париж.
«Папа Лев X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи де Росси» (1518), масло, дерево, Уффици, Флоренция.
«Преображение» (1518–1520), масло, дерево, Ватиканская пинакотека, Ватикан.
Рембрандт ван Рейн (1606–1669)
Несравненный голландский живописец, один из лучших портретистов в истории живописи.
«Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), масло, холст, Маурицхёйс, Гаага.
«Ночной дозор» (1642), масло, холст, Рейксмюсеум, Амстердам.
«Аристотель с бюстом Гомера» (1653), масло, холст, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Вирсавия с письмом царя Давида» (1654), масло, холст, Лувр, Париж.
«Портрет Яна Сикса» (1654), масло, холст, Коллекция Сикса, Амстердам.
«Иаков благословляет сыновей Иосифа» (1656), масло, холст, Картинная галерея, Кассель.
«Заговор Юлия Цивилиса» (1661), масло, холст, Национальный музей, Стокгольм.
«Синдики» (Staalmeesters) (1662), масло, холст, Рейксмюсеум, Амстердам.
«Самоубийство Лукреции» (ок. 1666), масло, холст, Институт искусств Миннеаполиса.
«Еврейская невеста» (Исаак и Ревекка) (ок. 1665), масло, холст, Рейксмюсеум, Амстердам.
«Возвращение блудного сына» (1666–1669), масло, холст, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Джошуа Рейнольдс (1723–1792)
Возможно, величайший портретист XVIII века в Англии, первый президент Королевской академии художеств.
«Портрет Нелли О’Брайен» (1762), масло, холст, Собрание Уоллеса, Лондон.
«Миссис Абингтон» (1771), масло, холст, Йельский центр британского искусства.
«Портрет Чарльза Бёрни» (1781), масло, холст, Национальная портретная галерея, Лондон.
Хусепе де Рибера (1591–1652)
Испанский художник в стиле Караваджо, работавший в Неаполе.
«Святая Троица» (1635), масло, холст, Музей Прадо, Мадрид.
«Святой Павел Отшельник» (1640), масло, холст, Прадо, Мадрид.
«Хромоножка» (1642), масло, холст, Лувр, Париж.
Франсиско Рибальта (1565–1628)
Художник-реалист, чей тенебризм проложил путь для Веласкеса, Риберы и Сурбарана.
«Христос, обнимающий святого Бернарда» (1625–1627), масло, холст, Прадо, Мадрид.
Гиацинт Риго (1659–1743)
Французский портретист эпохи барокко, наиболее известный своими парадными портретами французской королевской семьи.
«Портрет Людовика XIV» (1701), масло, холст, Лувр, Париж.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640)
Фламандский живописец, величайший художник эпохи барокко в Северной Европе; его стиль характеризуется пышными, полнокровными формами, динамикой и драматизмом.
«Самсон и Далила» (1609–1610), масло, дерево, Национальная галерея, Лондон.
«Снятие с креста» (1612–1614), масло, дерево, Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен.
«Похищение дочерей Левкиппа» (1618), масло, холст, Старая пинакотека, Мюнхен.
«Суд Париса» (1632–1636), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
Андрей Рублёв (ок. 1360–1430)
Величайший мастер московской школы иконописи.
Икона «Святая Троица» (ок. 1411 или 1425–1427), темпера, дерево, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Якоб ван Рёйсдал (1628–1682)
Ученик своего дяди Саломона ван Рёйсдала, один из величайших голландских художников-пейзажистов.
«Мельница в Вейке-бей-Дюрстеде» (ок. 1670), масло, холст, Рейксмюсеум, Амстердам.
«Еврейское кладбище» (ок. 1655–1670), масло, холст, Галерея старых мастеров, Дрезден.
Рашель Рюйш (1664–1750)
Под сильным влиянием Яна Давидса де Хема, Рюйш специализировалась на цветочных картинах и натюрмортах.
«Корзина с цветами» (1711), масло, холст, Уффици, Флоренция.
«Цветы, фрукты и насекомые» (1716), масло, холст, Палаццо Питти, Флоренция.
Саломон ван Рёйсдал (1602–1670)
Один из величайших голландских художников-пейзажистов-реалистов, работавший в Харлеме.
«Речной пейзаж близ Арнема» (1651), масло, холст, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547)
Итальянский художник, смешавший венецианский колоризм с монументальными формами римской школы.
«Воскрешение Лазаря» (1517–1519), масло, холст (переведена с дерева), Национальная галерея, Лондон.
Хармен ван Стенвейк (1612 – после 1656)
Один из ведущих представителей живописи ванитас в голландском искусстве XVII века.
«Аллегория бренности человеческой жизни» (ок. 1640), масло, дерево, Национальная галерея, Лондон.
Гилберт Стюарт (1755–1828)
Вместе с Джоном Синглтоном Копли был величайшим представителем портретной живописи в ранней Америке.
«Джордж Вашингтон» (Портрет Лансдауна) (1796), масло, холст, Национальная портретная галерея, Вашингтон.
Феофан Грек (ок. 1340–1410)
Византийский и русский иконописец, работавший в Новгороде и Москве. Его экспрессивный стиль оказал огромное влияние на русскую иконопись.
«Донская икона Божией Матери» (1382–1395), темпера, дерево, Третьяковская галерея, Москва.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770)
Венецианский гений иллюзионистской фресковой живописи в стиле рококо.
Фрески Вюрцбургской резиденции «Аллегория планет и континентов» (1750–1753).
Потолочная фреска «Аполлон и континенты» (1752–1753), Вюрцбургская резиденция.
«Бракосочетание Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской» (1752), фреска, Вюрцбургская резиденция.
Тинторетто (Якопо Робусти) (1518–1594)
Величайший венецианский художник XVI века после Тициана.
«Адам и Ева» (ок. 1550), масло, холст, Галерея Академии, Венеция.
«Распятие» (1565), масло, холст, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция.
«Рождество» (1579–1581), масло, холст, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция.
«Тайная вечеря» (1592–1594), масло, холст, церковь Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция.
Тициан (ок. 1488/90–1576)
Величайший художник венецианской школы, мастер колорита.
«Мужчина со стёганым рукавом» (ок. 1509), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
«Вознесение Девы Марии» (Ассунта) (1516–1518), масло, дерево, Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция.
«Мадонна Пезаро» (1519–1526), масло, холст, Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция.
«Вакх и Ариадна» (1520–1523), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
«Вакханалия андрийцев» (1523–1526), масло, холст, Прадо, Мадрид.
«Венера Урбинская» (1538), масло, холст, Уффици, Флоренция.
«Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546), масло, холст, Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
«Венера и Адонис» (1553), масло, холст, музей Прадо, Мадрид.
«Похищение Европы» (1559–1562), масло, холст, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
Паоло Уччелло (1397–1475)
Художник флорентийского Раннего Возрождения, известный своими смелыми экспериментами с перспективой.
«Битва при Сан-Романо» (ок. 1438–1440), темпера, дерево, Национальная галерея, Лондон; Уффици, Флоренция; Лувр, Париж.
«Охота в лесу» (ок. 1470), темпера и масло, дерево, Музей Ашмола, Оксфорд.
Джорджо Вазари (1511–1574)
Художник-маньерист, известный прежде всего своим монументальным трудом «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» — основополагающим источником по истории искусства Возрождения.
«Свадьба Эсфири и Артаксеркса» (1548), масло, дерево, Государственный музей, Ареццо.
Диего Веласкес (1599–1660)
Величайший представитель золотого века испанской живописи.
«Продавец воды из Севильи» (1618–1622), масло, холст, Эпсли-хаус, Лондон.
«Распятый Христос» (1632), масло, холст, Музей Прадо, Мадрид.
«Сдача Бреды» (Las Lanzas) (1634–1635), масло, холст, Прадо, Мадрид.
«Венера с зеркалом» (1647–1651), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
«Портрет папы Иннокентия X» (1650), масло, холст, Галерея Дориа-Памфили, Рим.
«Менины» (1656), масло, холст, Прадо, Мадрид.
Ян Вермеер (1632–1675)
Лидер делфтской школы голландского реализма; умер в нищете и был практически забыт, пока его не открыли заново в XIX веке.
«Солдат и смеющаяся девушка» (ок. 1658), масло, холст, Собрание Фрика, Нью-Йорк.
«Молочница» (ок. 1658–1660), масло, холст, Рейксмюсеум, Амстердам.
«Маленькая улица» (ок. 1657–1658), масло, холст, Рейксмюсеум, Амстердам.
«Молодая женщина с кувшином воды» (ок. 1662), масло, холст, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Женщина, держащая весы» (1662–1663), масло, холст, Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Женщина с жемчужным ожерельем» (ок. 1662–1664), масло, холст, Берлинская картинная галерея, Берлин.
«Девушка с жемчужной серёжкой» (ок. 1665), масло, холст, Маурицхёйс, Гаага.
«Аллегория живописи» (ок. 1666–1673), масло, холст, Музей истории искусств, Вена.
«Кружевница» (ок. 1669–1670), масло, холст, Лувр, Париж.
«Девушка в красной шляпе» (ок. 1666–1667), масло, холст, Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Паоло Веронезе (1528–1588)
Родился в Вероне, работал в рамках венецианской школы живописи вместе с Тицианом и Тинторетто.
«Брак в Кане Галилейской» (1563), масло, холст, Лувр, Париж.
«Пир в доме Левия» (1573), масло, холст, Галерея Академии, Венеция.
Антуан Ватто (1684–1721)
Величайший французский художник своей эпохи; ключевая фигура в стиле рококо.
«Паломничество на остров Киферу» (1717), масло, холст, Лувр, Париж.
Бенджамин Уэст (1738–1820)
Первый известный американский художник, работавший в Британии, известный своими историческими картинами и портретами.
«Смерть генерала Вольфа» (1770), масло, холст, Национальная галерея Канады, Оттава.
Рогир ван дер Вейден (1400–1464)
Величайший нидерландский художник середины XV века.
«Снятие с креста» (ок. 1435–1440), масло, дуб, музей Прадо, Мадрид.
«Алтарь семи таинств» (1445–1450), масло, дерево, Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
«Положение во гроб» (ок. 1450), масло, дерево, Галерея Уффици, Флоренция.
Полиптих «Страшный суд» (ок. 1450), масло, дерево, госпиталь Отель-Дьё, Бон.
«Поклонение волхвов» (Алтарь Колумба) (ок. 1455), масло, дерево, Старая пинакотека, Мюнхен.
Ричард Уилсон (1714–1782)
Считается «отцом» английской школы пейзажной живописи.
«Гибель детей Ниобы» (1760), масло, холст, Йельский центр британского искусства.
Эмануэл де Витте (1617–1692)
Голландский художник, известный своими архитектурными пейзажами церковных интерьеров.
«Интерьер Ауде Керк в Амстердаме» (1669), масло, холст, Частная коллекция.
Джозеф Райт из Дерби (1734–1797)
Живописец английской индустриальной эпохи, мастер тенебризма; последователь Караваджо.
«Эксперимент с птицей в воздушном насосе» (1768), масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
«Везувий из Позиллипо» (ок. 1780), масло, холст, Йельский центр британского искусства.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664)
Испанский художник, известный своими строгими религиозными картинами, натюрмортами и портретами.
«Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой» (1633), масло, холст, Музей Нортона Саймона, Пасадина.
«Христос на кресте» (1627), масло, холст, Чикагский институт искусств.
«Святой Лука как художник перед распятием» (ок. 1639), масло, холст, Музей Прадо, Мадрид.
- Вопросы об известных художниках
- Интерес к старым мастерам падает. Смогут ли они вновь стать популярными?
- «Братья Систерс» Патрика Девитта, краткое содержание
- «Фрикономика: Экономист-хулиган и журналист-сорвиголова исследуют скрытые причины всего на свете» Стивена Левитта и Стивена Дабнера, краткое содержание
- «Оригинальная копия»
- Эмануэль де Витте: голландский художник церковных интерьеров
- Витторе Карпаччо: венецианский художник эпохи Возрождения
- Энкаустика
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?