Искусство барокко читать ~13 мин.
В изобразительном искусстве термин «барокко» (от португальского barroco — «жемчужина неправильной формы») описывает сложный художественный стиль, зародившийся в Риме. Он процветал в период с 1590 по 1720 год, охватив живопись, скульптуру и архитектуру.
После идеализма эпохи Возрождения (1400–1530) и нарочитой манерности маньеризма (1530–1600), искусство барокко отразило религиозное напряжение своей эпохи. В первую очередь оно было связано со стремлением католической церкви в Риме утвердить свои позиции после протестантской Реформации, что было провозглашено на Тридентском соборе (1545–1563). Поэтому стиль барокко стал практически синонимом искусства католической Контрреформации того периода.
Многие католические монархи Европы были заинтересованы в успехе церкви, поэтому королевские дворы Испании, Франции и других стран заказывали большое количество архитектурных проектов, картин и скульптур. Эти заказы шли параллельно с общей кампанией Ватикана. Продвигаемое им христианское искусство было призвано прославить божественное величие церкви и укрепить её политическое влияние.
Для сравнения, в протестантских регионах, таких как Голландия, искусство барокко имело гораздо менее выраженное религиозное содержание. Вместо этого оно в основном удовлетворяло культурные запросы торговцев и растущего среднего класса.
Стили и виды искусства барокко
Чтобы выполнять свою пропагандистскую роль, вдохновлённое католицизмом искусство барокко тяготело к созданию крупномасштабных публичных произведений, таких как монументальные настенные росписи и огромные фрески на потолках и сводах дворцов и церквей. Живопись барокко иллюстрировала ключевые элементы католической догмы — либо напрямую в библейских сюжетах, либо иносказательно в мифологических или аллегорических композициях. Наряду с этим монументальным подходом художники стремились передать сильное чувство движения, используя спиралевидные линии, устремлённые ввысь композиции и роскошные цветовые схемы, чтобы ослепить и поразить зрителя.
Для создания нужной атмосферы были разработаны новые живописные техники — тенебризм и кьяроскуро. Художники часто использовали широкие мазки и густое импасто. Однако театральность и мелодраматичность барочной живописи не были оценены поздними критиками, такими как влиятельный Джон Рёскин (1819–1900), который считал её неискренней. Скульптура барокко, как правило, создавалась в натуральную величину и характеризовалась схожим ощущением динамичного движения и активным взаимодействием с пространством.
Архитектура барокко была призвана создавать зрелище и иллюзию. Прямые линии эпохи Возрождения сменились плавными изгибами, купола и крыши стали более масштабными, а интерьеры тщательно продумывались для создания впечатляющих эффектов света и тени. Это был эмоциональный стиль, который по возможности использовал театральный потенциал городского ландшафта. Яркий пример — площадь Святого Петра (1656–1667) в Риме, ведущая к базилике Святого Петра. Её создатель, Бернини, один из величайших архитекторов барокко, окружил площадь колоннадами, чтобы у посетителей возникало ощущение, будто их заключает в объятия сама католическая церковь.
Хотя большая часть архитектуры, живописи и скульптуры XVII века известна как «барокко», этот стиль ни в коем случае не был монолитным. Существовало как минимум три различных направления барокко:
Грандиозный стиль
Триумфальное, экстравагантное, почти театральное и порой мелодраматичное религиозное искусство, создававшееся по заказу католической Контрреформации и дворов абсолютных монархий Европы. Этот тип барокко иллюстрируют смелая скульптура и архитектура Бернини (1598–1680), иллюзорные потолочные фрески (тромплёй) Пьетро да Кортоны (1596–1669) — например, его шедевр «Аллегория Божественного Провидения» (1633–1639), — и грандиозные полотна фламандского мастера Рубенса (1577–1640).
Реализм
Новый, более натуралистичный стиль фигурной композиции. Этот подход отстаивали Караваджо (1571–1610), Франсиско Рибальта (1565–1628), Веласкес (1599–1660) и Аннибале Карраччи (1560–1609). Смелость и физическое присутствие фигур Караваджо, реалистичный подход к религиозной живописи у Веласкеса, новая форма движения и экспрессии, предложенная Аннибале Карраччи, и реалистичная крестьянская библейская живопись Кастильоне (1609–1664) с изображениями животных — все эти элементы были частью нового и динамичного стиля, известного как барокко. Смотрите также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Станковая живопись
В отличие от масштабных, публичных, религиозных произведений художников из католических стран, искусство барокко в протестантской Голландии (период, часто называемый «золотым веком голландской живописи») было представлено новым видом станкового искусства — утончённой жанровой живописью, ориентированной на зажиточного бюргера. Эта новая нидерландская школа реалистической жанровой живописи также способствовала развитию реализма в портрете и пейзаже, цветочных композициях, анималистике и новых формах натюрморта, включая вдохновлённый протестантской этикой жанр, известный как живопись vanitas (процветал в 1620–1650-е годы). Различные города и регионы имели свои «школы» или стили, такие как Утрехт, Делфт, Лейден, Амстердам, Харлем и Дордрехт. Смотрите: голландские художники-реалисты.
Чтобы ещё больше усложнить картину, Рим — центр движения барокко — одновременно был домом и для «классического» стиля, представленного в исторических полотнах Николы Пуссена (1594–1665) и пейзажах Клода Лоррена (1600–1682).
Другие важные исторические стилистические тенденции см. в разделе «Художественные движения, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
История искусства барокко
После того как Тридентский собор определил, как искусство может служить религии, и на фоне растущего авторитета Римско-католической церкви, стало ясно, что для поддержки католической Контрреформации необходим новый стиль библейского искусства. Этот стиль должен был быть более мощным, эмоциональным и реалистичным. Архитектура, живопись и скульптура, испытавшие сильное влияние иезуитов (из-за чего барокко иногда называют «иезуитским стилем»), должны были взаимодействовать для создания единого ансамбля. Толчком послужило прибытие в Рим в 1590-х годах Аннибале Карраччи и Караваджо (1571–1610). Их творчество пробудило новый интерес к реализму и античным формам, который подхватили и развили Алессандро Альгарди (в скульптуре) и Бернини (в скульптуре и архитектуре).
Питер Пауль Рубенс, который находился в Риме до 1608 года, был одним из величайших художников католического барокко. В то же время Рембрандт и другие голландские художники испытали влияние как караваджизма, так и Бернини. Во Франции барокко приобрело более светский характер, что лучше всего иллюстрирует архитектура Версальского дворца. Ключевой фигурой во французском искусстве барокко XVII века был Шарль Лебрен (1619–1690), влияние которого вышло далеко за пределы его страны. Например, см.: Мануфактура Гобеленов, которой он руководил. Испания и Португалия с большим энтузиазмом восприняли этот стиль, как и католические регионы Германии, Австрии, Венгрии и Нидерландов.
Кульминацией движения стало высокое барокко (ок. 1625–1675), а апогеем его грандиозности — феноменальная квадратура, известная как «Апофеоз святого Игнатия» (1688–1694, церковь Сант-Иньяцио, Рим). Эту фреску создал мастер иллюзионистической росписи Андреа Поццо (1642–1709). Она считается одной из величайших картин барокко XVII века.
Неаполь, второй по величине город Европы после Парижа в 1600-х годах, был важным центром искусства барокко эпохи Контрреформации. Представителями неаполитанской школы были Караваджо, Рибера, Артемизия Джентилески, Маттиа Прети (1613–1699), Лука Джордано (1634–1705), Франческо Солимена (1657–1747) и другие. Подробнее см.: Живопись в Неаполе (1600–1700) и Караваджо в Неаполе (1607, 1609–1610). О начале XVII века см.: Неаполитанская школа живописи (1600–1656); о более поздних событиях: Неаполитанская живопись барокко (ок. 1650–1700).
Стиль барокко добрался до России с опозданием. Лишь в период петровского искусства в Санкт-Петербурге при Петре I (1686–1725) архитекторы, такие как Бартоломео Растрелли, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Готфрид Шедель, Жан-Батист Леблон, Николо Микетти и Георг Маттарнови, начали проектировать в стиле русского барокко.
Для получения подробной информации о развитии искусства барокко за пределами Италии см.: фламандское барокко (ок. 1600–1680), голландское барокко (ок. 1600–1680) и испанское барокко (1600–1700).
К концу XVII века великий стиль барокко, как и его главный покровитель, Италия, находился в упадке. Новым культурным лидером становилась Франция, где зарождался новый, контрастирующий с ним стиль декоративного искусства. Этот более лёгкий стиль вскоре охватил архитектуру, все формы интерьерного дизайна, мебель, живопись, скульптуру и фарфор. Это было «рококо».
Знаменитые художники в стиле барокко (и их картины)
Вот краткий список величайших старых мастеров периода барокко, а также некоторые из их работ:
Аннибале Карраччи (1560–1609) из болонской школы (1590–1630)
Христос в терновом венце (1585–1587, Картинная галерея, Дрезден)
Фрески в галерее Фарнезе (1590-е, Рим)
Бегство в Египет (1604, Галерея Дориа-Памфили, Рим)
Вместе со своим братом Агостино Карраччи (1557–1602) и двоюродным братом Лодовико Карраччи (1555–1619) Аннибале основал художественную академию под названием Accademia dei Desiderosi, позднее переименованную в «Академию вступивших на правильный путь» (Accademia degli Incamminati). Она стала ядром Болонской школы живописи.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640)
Снятие с креста (1612–1614), Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен.
Похищение дочерей Левкиппа (1618), Старая пинакотека, Мюнхен.
Суд Париса (1632–1635), Национальная галерея, Лондон.
Караваджо (1571–1610)
Призвание апостола Матфея (1600), Капелла Контарелли, Рим.
Мученичество святого Матфея (1600), Капелла Контарелли, Рим.
Обращение по пути в Дамаск (1601), Капелла Черази, Рим.
Ужин в Эммаусе (1601), Национальная галерея, Лондон.
Распятие Святого Петра (1601), Капелла Черази, Рим.
Успение Богоматери (1601–1606), Лувр, Париж.
Положение во гроб (1601–1603), Музеи Ватикана, Рим.
Доменикино (1581–1641)
Последнее причастие святого Иеронима (1614), Пинакотека, Ватикан.
Фрески «Сцены из жизни святого Андрея» (1622–1627), церковь Сант-Андреа-делла-Валле.
Симон Вуэ (1590–1649)
Психея, созерцающая спящего Амура (1626), Музей изобразительных искусств, Лион.
Принесение во храм (1641), Лувр, Париж.
Артемизия Джентилески (1593–1656)
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620), Галерея Уффици, Флоренция.
Никола Пуссен (1594–1665)
Похищение сабинянок (1634–1635), Метрополитен-музей.
Аркадские пастухи (1637), Лувр, Париж.
Диего Веласкес (1599–1660)
Продавец воды из Севильи (1618–1622), Эпсли-хаус, Лондон.
Христос Распятый (1632), Прадо, Мадрид.
Сдача Бреды (Копья) (1634–1635), Прадо, Мадрид.
Венера с зеркалом (1647–1651), Национальная галерея, Лондон.
Портрет папы Иннокентия X (1650), Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Менины (1656), Музей Прадо, Мадрид.
Рембрандт (1606–1669)
Урок анатомии доктора Тульпа (1632), Маурицхёйс.
Ночной дозор (1642), Рейксмюсеум.
Аристотель, созерцающий бюст Гомера (1653), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Вирсавия с письмом царя Давида (1654), Лувр.
Портрет Яна Сикса (1654), Коллекция Сикса, Амстердам.
Синдики цеха суконщиков (Сталмейстеры) (1662), Рейксмюсеум.
Самоубийство Лукреции (ок. 1666), Институт искусств Миннеаполиса.
Еврейская невеста (ок. 1665–1668), Рейксмюсеум.
Карло Маратта (Маратти) (1625–1713)
Константин приказывает уничтожить языческих идолов (1648), Рим.
Портрет папы Климента IX (1669), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Среди других выдающихся художников барокко: портретист Ван Дейк (1599–1641) — см. также: Портреты в стиле барокко, — и выдающийся художник-анималист и автор натюрмортов Франс Снейдерс (1579–1657). Среди великих художников католического барокко из Испании — экспрессивный реалист Хосе де Рибера (1591–1652), благочестивый мастер кьяроскуро и тенебризма Франсиско де Сурбаран (1598–1664) и Бартоломе Эстебан Мурильо (1618–1682) из Севильи, известный своими идеализированными и сентиментальными религиозными картинами.
Во французском искусстве барокко главным художником-караваджистом был Жорж де Латур (1593–1652). В Италии следует упомянуть пармского художника Джованни Ланфранко (1582–1647), известного своей экстремальной техникой ракурса (di sotto in su), и генуэзского художника-декоратора Бачиччо (1639–1709), знаменитого своей техникой канджанте — использованием ярких, меняющихся цветов для передачи оттенков.
К представителям голландского реализма эпохи барокко относятся портретисты Франс Халс (1582–1666) и Рембрандт (1606–1669); жанровые художники Хендрик Тербрюгген (1588–1629), Ян Стен (1626–1679) и Ян Вермеер (1632–1675); мастер интерьерной и перспективной живописи Самуэль ван Хогстратен; авторы натюрмортов Франс Снейдерс (1579–1657), Ян Давидс де Хем (1606–1684) и Виллем Кальф (1619–1693); художница-автор натюрмортов Рашель Рюйш (1664–1750); а также пейзажисты Саломон ван Рёйсдал (1600–1670), Альберт Кёйп (1620–1691), Якоб ван Рёйсдал (1628–1682) и Мейндерт Хоббема (1638–1709).
О других художниках и скульпторах: Итальянские художники барокко и французские художники барокко. Смотрите также: Испанские художники барокко. О барокко в Германии: Немецкие художники барокко.
Знаменитые скульпторы в стиле барокко (и их скульптуры)
Джованни Бернини
Величайший скульптор барокко, известный такими работами, как:
Похищение Прозерпины (1621–1622), Галерея Боргезе, Рим.
Аполлон и Дафна (1622–1625), Галерея Боргезе, Рим.
Экстаз святой Терезы (1647–1652), капелла Корнаро, церковь Санта-Мария-делла-Виттория.
Хуан Мартинес Монтаньес (1568–1649)
Испанский виртуоз-резчик по дереву:
Милосердный Христос (1603), Севильский собор.
Алтарь монастыря Сан-Исидоро-дель-Кампо в Сантипонсе (1613).
Йорг Цюрн (1583–1638)
Немецкий мастер-резчик, известный благодаря:
Главному алтарю Девы Марии (1613–1616) в церкви Святого Николая в Юберлингене.
Франсуа Дюкенуа (1597–1643)
Классический стиль, скульптуры из мрамора, камня, бронзы:
Статуя святого Андрея (1629–1633), собор Святого Петра, Ватикан.
Статуя святой Сусанны (1630–1633), церковь Санта-Мария-ди-Лорето, Рим.
Алессандро Альгарди (1598–1654)
Представитель классицизма в стиле высокого барокко:
Гробница папы Льва XI (1634–1644), собор Святого Петра, Рим.
Экстаз святого Филиппа Нери (1638), церковь Санта-Мария-ин-Валличелла, Рим.
Рельеф «Встреча папы Льва I с Аттилой» (1646–1653), собор Святого Петра, Рим.
Алонсо Кано (Гранада, 1601–1667)
Известен как «испанский Микеланджело»:
Статуя «Непорочное зачатие» (1655), собор Гранады.
Пьер Пюже (1622–1694)
Величайший скульптор барокко во Франции XVII века:
Милон Кротонский (1671–1682).
Франсуа Жирардон (1628–1715)
Скульптор классического барокко, пользовавшийся популярностью у Людовика XIV:
Аполлон и нимфы (1666–1675).
Надгробие кардинала Ришельё (1675–1694).
Похищение Прозерпины (1677–1699).
Антуан Куазевокс (1640–1720)
Скульптор, работавший в манере Бернини, известен портретами и бюстами:
Шарль Лебрен (1676).
Людовик XIV (1686).
Андреас Шлютер (1664–1714)
Берлинский скульптор и архитектор; известен своими статуями Фридриха III, в том числе:
Конная статуя Фридриха Вильгельма Великого (1689–1703).
Смотрите также: Искусство немецкого барокко (1550–1750).
Гийом Кусту Старший (1677–1746)
Французский скульптор барокко, известный своими конными статуями.
Кони Марли (1739–1745).
Среди других скульпторов позднего барокко: Бальтазар Пермозер (1651–1732) и Луи-Франсуа Рубильяк (1695–1762). Кроме того, для биографических сведений об одном из величайших резчиков по дереву того периода см. Гринлинг Гиббонс (1648–1721).
Подробнее о скульптуре XVII века см.: Скульпторы барокко.
Известные архитекторы в стиле барокко (и их проекты)
Пьетро Берреттини да Кортона (1596–1669)
Архитектор папы Урбана VIII.
Церковь Санти-Лука-э-Мартина (1635–1664, Рим).
Фасад церкви Санта-Мария-делла-Паче (1656–1657, Рим).
Церковь Санта-Мария-ин-Виа-Лата (1658–1662, Рим).
Бернини (1598–1680)
Величайший из всех архитекторов и скульпторов барокко.
Палаццо Барберини (1628–1632, Рим).
Площадь Святого Петра (1656–1667).
Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658–1671, Рим).
Франческо Борромини (1599–1667)
Главный соперник Бернини.
Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане (1634–1668, Рим).
Церковь Сант-Иво-алла-Сапиенца (купол и фасад) во дворце Сапиенца (1640–1660, Рим).
Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (1653, Рим).
Луи Лево (1612–1670)
Один из главных архитекторов Версальского дворца.
Отель Ламбер (1642–1644, Париж).
Церковь Сен-Сюльпис (1646, Париж).
Мраморный двор (1669, Версальский дворец).
Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708)
Один из архитекторов Версальского дворца и автор купола собора Дома инвалидов в Париже.
Дворец Марли (1679–1686, Марли-ле-Руа).
Купол собора Дома инвалидов (1679–1691, Париж).
Большой Трианон (1687–1688, Версальский дворец).
Кристофер Рен (1632–1723)
Ведущий церковный архитектор в Лондоне.
Собор Святого Павла (1675–1710).
Джон Ванбру (1664–1726)
Лидер английского барокко.
Замок Говард (1702–1712).
Бленхеймский дворец (1705–1724).
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656–1723)
Выдающийся австрийский архитектор барокко, перенёсший итальянские стили в Центральную Европу.
Коллегиенкирхе (1694–1707, Зальцбург).
Городской дворец (Штадтпале) (1695–1698, Вена).
Карлскирхе (церковь Святого Карла) (1716–1730, Вена).
Бальтазар Нейман (1687–1753)
Ведущий немецкий архитектор позднего барокко, придворный архитектор семьи Шёнборн.
Паломническая церковь в Гёсвайнштайне (1730–1739).
Лестница Вюрцбургской резиденции (1737).
Лестница дворца Аугустусбург (1743–1748, Брюль).
Бартоломео Растрелли (1700–1771)
Ведущий архитектор русского барокко.
Смольный собор (1748–1764, Санкт-Петербург).
Зимний дворец (1754–1762, Санкт-Петербург).
Реконструкция Екатерининского дворца (1752–1756, Царское Село).
О других художественных движениях и периодах читайте в статье об Истории искусства.
- Барокко
- Барокко
- Архитектура барокко
- Голландские художники-реалисты XVII века
- Французские художники барокко
- Ричард Кингстон: ирландский художник-пейзажист
- Реализм в русском искусстве XIX века
- Художественный музей Иркутска знакомит горожан с искусством Японии
- Новые рекорды на аукционе Sotheby’s
- Сборная выставка картин «Осенние грёзы» в Екатеринбурге.
- Выставка двух петербуржских художников «ГЕНЕРАТОР ВСЕЛЕННЫХ» в галерее Design club
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?