Искусство барокко читать ~13 мин.
В изобразительном искусстве термин «барокко» (производный от португальского «барокко», означающего «необычный жемчуг или камень») описывает довольно сложную идиому, возникшую в Риме, которая расцвела в период с 1590 по 1720 годы и охватила живопись, скульптуру, а также архитектуру. После идеализма эпохи Возрождения (1400-1530 гг.) и слегка «вынужденного» характера маньеризма (1530-1600 гг.), искусство барокко прежде всего отражало религиозную напряжённость эпохи, особенно желание католической церкви в Риме (как было провозглашено на Трентском соборе, 1545–1563 гг.) вновь заявить о себе после протестантской Реформации. Таким образом, «барокко» это почти синоним католического контрреформационного искусства того периода.
Многие католические императоры и монархи по всей Европе были заинтересованы в успехе католической церкви, поэтому большое количество архитектурных проектов, картин и скульптур было заказано королевскими судами Испании, Франции и других стран – параллельно с общей кампанией католической церкви. Христианское искусство, которым занимался Ватикан, было направлено на то, чтобы прославить божественное величие церкви и усилить её политическую позицию. Для сравнения, искусство барокко в протестантских районах, таких как Голландия, имело гораздо меньше религиозного содержания и вместо этого оно служило, в основном, для удовлетворения растущих культурных потребностей купцов и среднего класса.
Стили и виды барочного искусства
Чтобы выполнить свою пропагандистскую роль, вдохновлённое католиками искусство барокко имело тенденцию производить крупномасштабные произведения общественного искусства, такие как монументальные настенные росписи и огромные фрески для потолков и сводов дворцов и церквей. Барочная живопись иллюстрировала ключевые элементы католических догм, либо непосредственно в библейских сюжетах, либо косвенно, в мифологических или аллегорических композициях. Наряду с этим монументальным, целеустремлённым подходом художники обычно изображали сильное чувство движения, используя закрученные спирали, композиции, направленные вверх и роскошные цветовые схемы, чтобы ослепить и удивить. Новые техники тенебризма и кьяроскуро были разработаны для улучшения передачи атмосферы. Широкие мазки часто приводили к густому импасто. Тем не менее, театральность и мелодраматичность барочной живописи не были хорошо восприняты более поздними критиками, такими как влиятельный Джон Раскин (1819-1900), который считал её неискренней. Скульптура в стиле барокко, как правило, имеет натуральные размеры и характеризуется схожим чувством динамичного движения наряду с активным использованием пространства.
Архитектура в стиле барокко создаёт зрелище и иллюзию. Таким образом, прямые линии эпохи Возрождения были заменены плавными изгибами, в то время как купола и крыши были увеличены, а интерьеры тщательно выстроены, чтобы произвести впечатляющие эффекты света и тени. Это был эмоциональный стиль, в котором, по возможности, использовался театральный потенциал городского пейзажа – как на площади Святого Петра (1656-67) в Риме, ведущей к базилике Святого Петра. Ее дизайнер, Бернини, один из величайших архитекторов в стиле барокко, окружил площадь колоннадами, чтобы у посетителей создалось впечатление, что они находятся в объятьях католической церкви.
Хотя большая часть архитектуры, живописи и скульптуры, созданная в 17 веке, известна как «барокко», она ни в коем случае не является монолитным стилем. Существует как минимум три разных направления барокко, а именно:
❶ Религиозное Величие
Триумфальный, экстравагантный, почти театральный и порой мелодраматический стиль религиозного искусства по заказу католической контрреформации и судов абсолютных монархий Европы. Этот тип барочного искусства иллюстрируется смелой визионерской скульптурой и архитектурой Бернини (1598-1680), иллюзорными объёмными фресками на потолке (Тромплёй) Пьетро да Кортоны (1596-1669) – см. Его шедевр Аллегория Божественного Провидения (1633-39) и грандиозными полотнами фламандского мастера Рубенса (1577-1640).
❷ Большой реализм
Новый, более натуральный или натуралистический стиль фигуративной композиции. Этот новый подход отстаивали Карраваджо (1571-1610), Франсиско Рибальта (1565-1628), Веласкес (1599-1660) и Аннибале Карраччи (1560-1609). Смелость и физическое присутствие фигур Караваджо, жизненный подход к религиозной живописи, принятый Веласкесом, новая форма движения и изобилие, впервые предложенная Аннибале Карраччи и реалистическая форма деревенской библейской жанровой живописи Кастильоне (1609-1664), дополненной животными – все эти элементы были частью нового и динамичного стиля, известного как барокко. Смотрите также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
❸ Мольберт Арт
В отличие от масштабных, публичных, религиозных произведений художников барокко в католических странах, искусство барокко в протестантской Голландии (часто называемое «голландским золотым веком») было продемонстрировано новым видом станкового искусства – глянцевой формой жанровой живописи, нацеленного на зажиточного буржуазного домохозяина. Эта новая нидерландская Школа реалистического жанра также привела к усилению реализма в портретном искусстве и пейзажной живописи, цветочных картинах, композициях животных и к новым формам натюрморта, включая вдохновлённый протестантами жанр, известный как живопись Vanitas (процветала в 1620-50). Различные города и районы имели свои собственные «школы» или стили, такие как Утрехт, Делфт, Лейден, Амстердам, Харлем и Дордрехт. Смотрите: голландские художники-реалисты.
Кроме того, чтобы ещё больше усложнить ситуацию, Рим – самый центр движения – был также домом для «классического» стиля, как это видно на исторических картинах Николы Пуссена (1594-1665) и художника-пейзажиста Клода Лоррена. (1600-1682).
ПРИМЕЧАНИЕ. Другие важные исторические стилистические тенденции см. в разделе «Художественные движения, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
История искусства барокко
После заявлений, сделанных Советом в Тренте о том, как искусство может служить религии, вместе с ростом доверия к Римско-католической церкви, стало ясно, что новый стиль библейского искусства необходим для поддержки католической контрреформации. Этот стиль должен был стать более сильным, более эмоциональным и наполненным большим реализмом. Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют «иезуитским стилем») архитектура, живопись и скульптура должны были работать вместе, чтобы создать единый эффект. Первоначальный импульс пришёл с прибытием в Рим в 1590-х годах Аннибале Карраччи и Карраваджо (1571-1610). Их присутствие вызвало новый интерес к реализму, а также к античным формам, которые были подхвачены и развиты (в скульптуре) Алессандро Альгарди и Бернини (в скульптуре и архитектуре). Питер Пауль Рубенс, который оставался в Риме до 1608 года, был единственным великим католическим художником в стиле барокко, хотя Рембрандт и другие голландские художники находились под влиянием как караваджизма, так и Бернини. Франция имела свои собственные (более светские) отношения с барокко, лучшим примером архитектуры которого является Версальский дворец. Ключевой фигурой в искусстве французского барокко 17-го века был Чарльз Лебрен (1619-1690), который оказал влияние далеко за пределами своего собственного мира. Например, см.: Гобеленовая фабрика, руководителем которой он был. Испания и Португалия приняли его с большим энтузиазмом, как и католические районы Германии, Австрии, Венгрии и Нидерландов. Кульминацией движения было высокое барокко (ок. 1625-75), в то время как апогей грандиозности движения был отмечен феноменальной квадратурой, известной как Апофеоз св. Игнатия (1688-94, Св.Игнацио, Рим), потолочного художника-иллюзиониста Андреа Поццо (1642-1709). Это одна из лучших картин барокко 17-го века.
Неаполь, второй по величине город в Европе после Парижа в 1600 году, был важным центром искусства барокко контрреформации. Неаполитанская школа была разработана Караваджо, Риберой, Артемезией Джентилески, Маттиа Прети (1613–1699), Лукой Джордано (1634–1705), Франческо Солименой (1657–1747) и другими. Подробнее см.: Живопись в Неаполе (1600-1700) и Караваджо в Неаполе (1607-10). О начале 17 века см.: Неаполитанская школа живописи (1600–56); о более поздних событиях: Неаполитанская живопись барокко (ок. 1650-1700).
Примечание: стиль барокко занял больше времени, чтобы добраться до России. Только в период петровского искусства в Санкт-Петербурге при Петре I (1686-1725) архитекторы, такие как Растрелли, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Готфрид Шадель, Леблонд, Мичетти и Матарнови, начали проектировать в стиле русского барокко.
Для получения подробной информации о развитии искусства барокко за пределами Италии см.: фламандское барокко (ок. 1600–80), голландское барокко (ок. 1600–80) и испанское барокко (1600–1700).
К концу 17-го века великий стиль барокко находился в упадке, как и его главный спонсор, Италия. Новым культурным лидером становилась Франция, где начинал появляться новый и контрастный стиль декоративного искусства. Этот беззаботный стиль вскоре охватил архитектуру, все формы внутренней отделки, мебель, живопись, скульптуру и фарфоровый дизайн. Это было «Рококо».
Знаменитые художники в стиле барокко (и их картины)
Вот краткий список величайших старых мастеров периода барокко, а также некоторые из их работ:
Аннибале Карраччи (1560-1609) из Болонская Школа (1590-1630)
Христос в терновом венце (1585-7, Gemaldegalerie, Дрезден)
Галерея фресковых картин Фарнезе (1590-е годы, Рим)
Бегство в Египет (1604, Галерея Дория, Рим)
Вместе со своим братом Агостино Карраччи (1557-1602) и двоюродным братом Людовико Карраччи (1555-1619), Аннибале основал художественную академию под названием Accademia dei Desiderosi, позднее переименованную в Академию прогрессистов (Accademia degli Incamminati). Это было ядром Болонской школы живописи.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Снятие с Креста (Рубенс) (1612-14) Кафедральный собор, Антверпен.
Похищение дочерей Левкиппа (1618) Старая пинакотека, Мюнхен.
Суд Париса (1632-5) Национальная галерея, Лондон.
Карраваджо(1571-1610)
Вызов Святого Матфея (1600) Часовня Контарелли, Рим.
Мученичество святого Матфея (1600) Часовня Контарелли, Рим.
Встреча по дороге в Дамаск (1601) Часовня Серази, Рим.
Ужин в Эммаусе(1601) Национальная галерея, Лондон.
Распятие Святого Петра (1601) Часовня Керази, Рим.
Смерть Девы (1601-06) Лувр, Париж.
Погребение Христа (1601-3) Музеи Ватикана, Рим.
Доменикино(1581-1641)
Последнее причастие святого Иеронима (1614 г.) Пинакотека, Ватикан.
Сцены из жизни Андрея Первозванного (1622-7) Фрески, С. Андреа делла Валле.
СаймонВоэт (1590-1649)
Психея наблюдает за сном Амора (1626) Musee des Beaux-Arts, Лион
Презентация в храме (1641), Лувр, Париж.
Артемизия Джентилески (1593-1656)
Юдит с головой Олоферна (1620), Галерея Уффици, Флоренция.
Никола Пуссен (1594-1665)
Похищение Сабинянок (1634-35) Музей Метрополитен.
Аркадские пастухи (1637) Лувр, Париж.
Диего Веласкес (1599-1660)
Продавец воды в Севилье (1618-22) Апсли Хаус, Лондон.
Христос на кресте (1632) Прадо, Мадрид.
Сдача Бреды (Копья) (1634-35) Прадо, Мадрид.
Венера Рокби (1647-51) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Папы Римского Иннокентия X (1650) Галерея Дории Памфили, Рим.
Менины(1656) Музей Прадо, Мадрид.
Рембрандт (1606-1669)
Урок анатомии доктора Николаса Тулпа (1632) Маурицхёйс.
Ночной Дозор (1642) Рейксмузеум.
Аристотель созерцает бюст Гомера (1653) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Вирсавия с письмом царя Давида (1654), Лувр.
Портрет Яна Сикса (1654) Шестая коллекция, Амстердам.
Синдики (Изготовители шелка) (Сталмейстерс) (1662).
Самоубийство Лукреции (c.1666) Миннеаполисский институтИскусств.
Еврейская невеста (c.1665-68) Рейксмузеум.
КарлоМаратта (Маратти) (1625-1713)
Константин приказывает уничтожить языческие идолы (1648) Рим.
Портрет папы Климента IX (1669) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Среди других выдающихся художников в стиле барокко: портретист Ван Дейк (1599-1641), см. Также: Портреты в стиле барокко – и прежде всего художник натюрмортов Франс Снайдерс (1579-1657). Среди великих художников католического барокко из Испании – интенсивный художник-реалист Джузепе Рибера (1591-1652), благочестивый специалист по кьяроскуро и тенебрист Франциско Сурбаран (1598-1664) и Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682) из Севильи, известный своим идеализированным и сентиментальными религиозными картинами. Во французском искусстве барокко главным художником-караваджистом был Жорж де Латур (1593-1652). В Италии следует упомянуть пармского художника Джованни Ланфранко (1582-1647), известного своей экстремальной техникой ракурса (di sotto in su) и генуэзского художника-декоратора Бачиччо (1639-1709), известного своей кангианской техникой использования ярких цветов для передачи оттенков.
Экспоненты голландского реализма эпохи барокко включают в себя портретистов Франса Хальса (1581-1666) и Рембрандта (1606-1669); жанровых художников Хендрика Тербруггхена (1588-1629), Яна Стена (1626-1679) и Яна Вермейера (1632-1675); художника по интерьерам и перспективам Самуэля ван Хугстратена; художников по натюрмортам Франса Снайдерса (1579-1657), Яна Давидса де Хема (1606-1684) и Виллема Калфа (1619-1693); художника натюрмортов Рэйчел Рюйш (1664-1750); а также художников-пейзажистов Саломона ван Рёйсдала (1600-1670), Альберта Кёйпа (1620-1691), Якоба ван Рёйсдала (1628-1682) и Майндерта Хоббему (1638-1709).
О других художниках и скульпторах: Итальянские художники барокко и французские художники барокко. Смотрите также: Испанские художники барокко. О барокко в Германии: Немецкие художники барокко.
Знаменитые скульпторы в стиле барокко (и их скульптуры)
Джованни Бернини
Величайший барочный скульптор, известный такими произведениями как:
Похищение Прозерпины (1621-22) Галерея Боргезе, Рим.
Аполлон и Дафна (1622-25), Галерея Боргезе, Рим.
Экстаз святой Терезы (1647-52), часовня Корнаро, Санта Мария делла Виттория.
Хуан Мартинес Монтанес (1568-1649)
Испанский виртуоз-резчик по дереву:
Милосердный Христос (Христос Милосердия) (1603) Севильский кафедральный собор
Алтарь Сантипонсе (1613 г.).
Йорг Цурн (1583-1638)
Немецкий мастер-резчик, известный благодаря:
Главный алтарь Девы Марии (1613-16), церковь Святого Николая,Uberlingen.
Франсуа Дюкесной (1597-1643)
Классический стиль, скульптуры из мрамора, камня, бронзы:
Собор Святого Андрея (1629-33), базилика Сан-Пьетро, Ватикан
Святая Сусанна (1630-33) Санта Мария ди Лорето, Рим
Алессандро Альгарди (1598-1654)
Классик высокого барокко:
Гробница Папы Римского Льва XI (1634-44) Римский собор Святого Петра
Экстаз святого Филиппа Нери (1638) Санта-Мария-ин-Валичелла,Рим
Папа Лев в колеснице Аттилы у Римских ворот (1646-53) Римский собор Святого Петра
Алонсо Кано (Гранада, 1601-1667)
Известный как «испанский Микеланджело»:
Непорочное зачатие (1655, собор Гранады) и другие картины.
Пьер Пюже (1622-1694)
Величайший скульптор в стиле барокко во Франции 17 века:
Мило Кротона (1671-82)
Франсуа Жирардон (1628-1715)
Скульптор классического барокко, популярный у Людовика XIV:
Аполлон, окружённый Нимфами (1666-75)
Памятник Ришелье (1675-94)
Похищение Прозерпины (1677-99)
Антуан Койсевокс (1640-1720)
Скульптурная манера Бернини, известен портретами и бюстами:
Шарль Лебрен (1676 г.)
Людовик XIV (1686).
Андреас Шлютер (1664-1714)
Берлинский скульптор и архитектор; известен своими статуями Фридриха III, в том числе:
Конная статуяФридриха Вильгельма Великого (1689-1703).
Смотрите также: Искусство немецкого барокко (1550-1750).
Гийом Кусту (1677-1746)
Французский художник в стиле барокко известен своими конными статуями.
Лошади мергели (1739–45).
Среди других скульпторов позднего барокко: Бальтазар Пермозер (1651-1732) и Луи-Франсуа Рубильяк (1695-1762). Кроме того, для биографических деталей одного из величайших резчиков по дереву периода, см. Гринлинг Гиббонс (1648-1721).
Подробнее о скульптуре 17-го века см.: Скульпторы в стиле барокко.
Известные архитекторы в стиле барокко (и их проекты)
Пьетро Берреттини да Кортона (1596-1669)
Архитектор папе Урбану VIII
Святые Лука и Мартина (1635-64, Рим)
Святая Мария делла Паче, фасад (1656-57, Рим)
Святая Мария Виа Лата (1658-62, Рим)
Бернини (1598-1680)
Величайший из всех барочных архитекторов и скульпторов.
Палаццо Барберини (1628-32, Рим)
Площадь Святого Петра (1656-67)
Святой Андреа Аль Квиринале (1658-71, Рим)
Франческо Борромини (1599-1667)
Главный конкурент Бернини
Святой Карло алле Кватро Фонтане (1634-68, Рим)
Дворец Сапиенца и Святого Иво алла Сапиенца, купол и фасад (1640-60, Рим)
Базилика святой Агнессы (1653, Рим)
Луи Ле Во (1612-1670)
Главный со-архитектор Версальского дворца.
Отель Lambert (1642-44, Париж)
Сен-Сюльпис (1646 г., Париж)
Мраморный двор (1669, Версальский дворец)
Жюль Ардуэн Мансарт (1646-1708)
Со-архитектор Версальского дворца и купола Дома Инвалидов в Париже
Шато де Марли (1679-86, Марли-ле-Руа)
Купол Дома Инвалидов (1679-91, Париж)
Большой Трианон (1687-88, Версальский дворец)
Кристофер Рен (1632-1723)
Доминантный церковный архитектор в Лондоне.
Собор Святого Павла (1674-1710)
Джон Ванбруг (1664-1726)
Лидер английского барочного движения
Замок Говард (1702-12)
дворец Бленхейм (1705-24)
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723)
Выдающийся австрийский архитектор в стиле барокко, перенёсший итальянские стили в Центральную Европу.
Kollegienkirche (1694-1707, Зальцбург)
Штадпале (1695-8, Вена)
Церковь Святого Чарльза (1716-30, Вена)
Балтазар Нейман (1687-1753)
Ведущий немецкий дизайнер позднего барокко, королевский архитектор семьи Шенборнов.
Церковь пилигримов Wallfahrtskirche (1730-9, Гёсвайнштайн)
Лестница для Резиденции Вальцбург (1737)
Лестница для Августусбургского дворца (1743-8, Брюль)
Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Главный архитектор русского барокко.
Смольный собор (1748-57, Санкт-Петербург)
Зимний дворец (1754-62, Санкт-Петербург)
Редизайн Екатерининского дворца (1756 г., под Санкт-Петербургом).
О других художественных движениях и периодах читайте в статье об Истории искусства.
- Ричард Кингстон: ирландский художник-пейзажист
- Реализм в русском искусстве XIX века
- Художественный музей Иркутска знакомит горожан с искусством Японии
- Новые рекорды на аукционе Sotheby’s
- Сборная выставка картин «Осенние грёзы» в Екатеринбурге.
- Выставка двух петербуржских художников «ГЕНЕРАТОР ВСЕЛЕННЫХ» в галерее Design club
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?