Школа дизайна Баухаус читать ~14 мин.
Bauhaus (Баухаус) — немецкое слово, означающее «дом строительства». Так называлась немецкая школа дизайна Staatliches Bauhaus (Государственный Баухаус), основанная в Веймаре Вальтером Гропиусом (1883–1969). Школа действовала с 1919 по 1933 год, и её программа объединяла искусство и ремёсла. Она стала известна своим модернистским подходом к художественному образованию, который отвергал традиционное разделение между «изящным» и «прикладным» искусством и переосмысливал отношения между искусством, дизайном и промышленными технологиями. Миссия Баухауса, по словам Гропиуса, заключалась в том, чтобы задумать и создать «здание будущего», которое объединило бы архитектуру, скульптуру и живопись в единой форме. Это требовало воспитания новой гильдии мастеров без классовых различий. Ключевой идеей было обучение универсальных специалистов, одинаково хорошо разбиравшихся в дизайне, ремесле и методах массового производства.
Школа работала в трёх городах:
Веймар, 1919–1925;
Дессау, 1925–1932; и
Берлин, 1932–1933.
Ей руководили три разных директора: Вальтер Гропиус (1919–1928), Ханнес Мейер (1928–1930) и Людвиг Мис ван дер Роэ (1930–1933). В итоге школа была закрыта нацистским правительством. Несмотря на постоянные изменения в местоположении, преподавательском составе и учебной программе, Баухаус завоевал международную репутацию благодаря своим новаторским работам в области архитектуры, дизайна интерьеров, промышленного дизайна и ремёсел.
ДИЗАЙН, ИСКУССТВО И РЕМЁСЛА
О других направлениях дизайна см.:
Ар-нуво (1895–1910)
Ар-деко (1920-е / 30-е годы)
Подробнее о направлениях в искусстве конца XIX и начала XX веков см.: Современное искусство. Подробнее о стилях эпохи модернизма: Движения современного искусства.
ХУДОЖНИКИ С 1800 ГОДА
Подробную информацию о лучших современных живописцах с 1800 года см.: Известные художники.
Истоки Баухауза
Баухаус возник на фоне радикальных экспериментов во всех видах искусства (например, дадаизма) и нового стремления создавать прекрасное, отвечающее потребностям общества. Эту идею ранее провозгласило английское Движение искусств и ремёсел, основанное дизайнером Уильямом Моррисом. Кроме того, с 1907 года Немецкий Веркбунд (влиятельное объединение немецких художников, архитекторов и промышленников) активно продвигал идею сближения ремесла и промышленности. Таким образом, некоторые дизайнерские инновации, традиционно связанные с Баухаусом, были частично разработаны в Германии ещё до его основания.
Одной из ведущих фигур Веркбунда был молодой архитектор Вальтер Гропиус. На него оказал сильное влияние архитектор и пионер промышленного дизайна Петер Беренс (1868–1940). Гропиус страстно верил в единство изобразительного искусства, ремёсел и архитектуры и искал любую возможность для творческого синтеза в своих проектах. Примерами могут служить его участие в работе над турбинным цехом AEG в Берлине и проект фабрики «Фагус». На преподавателей Баухауза также повлияли модернистские проекты из Америки, в частности архитектура «стиля прерий» Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959), яркими образцами которой являются Храм Единства (1908) и Дом Роби (1910).
ИСТОРИЯ БАУХАУСА
Веймар: 1919–1925
В 1919 году Вальтер Гропиус объединил Веймарскую высшую школу изобразительных искусств (Hochschule für Bildende Kunst) и Веймарскую школу искусств и ремёсел (Kunstgewerbeschule), основав на их базе Баухаус. В первый преподавательский состав Гропиус пригласил швейцарского художника Йоханнеса Иттена, немецко-американского художника Лионеля Фейнингера и немецкого скульптора Герхарда Маркса. В следующем году к ним присоединились художник, скульптор и дизайнер Оскар Шлеммер и швейцарский художник Пауль Клее, а в 1922 году — русский художник Василий Кандинский и, на временной основе, русский конструктивист Эль Лисицкий. Многие из этих преподавателей были мастерами конкретного искусства (направления в геометрической абстракции), а также живописи, гравюры и дизайна.
В своём манифесте Гропиус сформулировал три основные цели:
объединить все виды искусства, чтобы художники, скульпторы и ремесленники могли гармонично работать над совместными проектами;
поднять статус прикладного и декоративного искусства до уровня изящных искусств;
поддерживать тесную связь с ведущими ремесленными и промышленными предприятиями страны, чтобы школа отвечала их насущным потребностям.
Гропиус глубоко ценил традиции готики и Ренессанса, в которых архитектура была основой всей творческой деятельности. Он считал средневековые соборы прекрасным примером сотрудничества архитекторов, скульпторов, художников и мастеров, работавших над витражами, резьбой по дереву, мозаикой и другими элементами. По его мнению, архитекторы и художники должны были вновь осознать синтетическую природу здания, а не создавать отвлечённое «салонное искусство». Миссией Баухауса стала подготовка «универсального дизайнера», способного с равным успехом работать в архитектуре, ремёслах и промышленности. Исходя из этого, Гропиус превратил Баухаус в школу, основанную на системе мастерских, которыми совместно руководили художник (мастер формы) и ремесленник (мастер поделки), чтобы устранить различие между изящным и прикладным искусством.
Важную роль в веймарский период играл Йоханнес Иттен, преподававший вводный курс «Воркурс» (Vorkurs). Все студенты были обязаны пройти этот шестимесячный курс, который знакомил с основами формы, цвета и свойств материалов, стимулируя их творческие способности. Иттен был приверженцем «изящных искусств», а его педагогика находилась под сильным влиянием немецкого экспрессионизма, в частности группы «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) и творчества Оскара Кокошки. Однако его мистический и экспрессивный подход всё больше расходился со стремлением Гропиуса к рациональности и ориентации на промышленность. В 1923 году Иттен покинул школу, и его заменил венгерский дизайнер Ласло Мохой-Надь, который переработал программу Воркурса, сместив акцент в сторону промышленного дизайна.
1919
Обучение начинается в классах и мастерских: открываются мастерские металлообработки, переплётного дела, ткачества, гравюры и живописи. Архитектурного отделения ещё нет, но возможно индивидуальное обучение.
1920
Добавляются мастерские скульптуры из дерева и камня, керамики, мебельного дизайна, витража и настенной живописи. Учебная программа теперь полностью соответствует модели ремесленного обучения.
1921
Тео ван Дусбург, лидер голландского движения Де Стейл, читает лекции в Веймаре. Он ставит под сомнение экспрессионистские тенденции школы и её ориентацию на ремесло, продвигая новую, конструктивистскую концепцию дизайна, нацеленную на массовое производство.
1922
Гропиус реагирует на критику реструктуризацией концепции Баухауса. Отныне основной упор делается на создании прототипов для промышленного производства. В апреле открывается первая выставка работ студентов. Ведущую роль играют ткацкая и гончарная мастерские, поскольку только они приносят школе существенный доход от продажи своей продукции.
1923
В Цюрихском музее искусства и ремёсел проходит выставка работ из мастерских Баухауса. Школа также участвует в Лейпцигской ярмарке. В августе в Веймаре проводится «Неделя Баухауса» с выставками и лекциями, включая презентацию экспериментального дома «Ам Хорн». Гропиус формулирует новый девиз: «Искусство и технология — новое единство», который отражает главенство промышленного производства.
1924
Кризисный год, отмеченный политическими спорами о финансировании. Баухаус всё ещё зависит от государственных средств Тюрингии. В феврале 1924 года новое консервативное правительство вдвое сокращает финансирование школы, что приводит к её закрытию в Веймаре в следующем году. Для поддержки школы Гропиус создаёт «Круг друзей Баухауза», в который входят такие знаменитости, как Марк Шагал, Альберт Эйнштейн и Герхарт Гауптман.
Баухаус в Дессау: 1925–1932
1925
Баухаус переезжает в Дессау, в новый комплекс зданий, спроектированный Гропиусом. В марте городской совет Дессау предоставляет школе статус муниципального учреждения. Мастерские керамики и скульптуры не возобновляют работу. Гропиус объявляет новую программу: научный подход к проектированию современного жилья, от бытовых предметов до целых зданий. Для коммерческой реализации продукции школы создаётся компания Bauhaus GmbH. Выходят первые «Книги Баухауса» (Bauhausbücher), издаваемые Гропиусом и Мохоли-Надем, с работами Клее, Кандинского, Пита Мондриана и других.
1926
В октябре статус школы официально повышается: мастера становятся профессорами, а Баухаус получает название «Высшая школа дизайна» (Hochschule für Gestaltung). Диплом Баухауса приравнивается к университетскому. В декабре в Дессау открывается впечатляющее новое здание школы, спроектированное Гропиусом и оснащённое мастерскими. Здание, построенное в стиле, близком к проектам Ле Корбюзье (1887–1965), быстро приносит школе международную известность.
1927
В апреле открывается долгожданное архитектурное отделение, которое возглавляет швейцарский архитектор Ханнес Мейер (1889–1954), приглашённый Гропиусом.
1928
Гропиус уходит с поста директора, чтобы сосредоточиться на собственной архитектурной практике, и назначает Мейера своим преемником. Этот шаг имел неоднозначные последствия. С одной стороны, под руководством Мейера Баухаус получил два крупнейших заказа на строительство: пять жилых кварталов в Дессау и здание школы профсоюзов (ADGB) в Бернау. Рациональная методология Мейера и использование стандартизированных компонентов для снижения затрат оказались успешными, и в следующем году Баухаус впервые получил прибыль.
Однако Мейер был убеждённым коммунистом и привнёс в школу политику. Студенты стали активно вовлекаться в левые движения. Попытки Мейера организовать программу обмена с советским ВХУТЕМАСом (Высшими художественно-техническими мастерскими) вызвали резкое недовольство консервативных политиков и нацистской партии (НСДАП).
1929
Весной в Базельском музее искусств и ремёсел проходит выставка работ студентов Баухауса. В июле мастерские по металлу, столярному делу и настенной живописи объединяются в единый «отделочный» цех под руководством профессора Альфреда Арндта. Это усиливает главенство архитектуры: Баухаус проектирует здания и сам же их оснащает. К концу года в школе открывается отделение фотографии.
1930
Политическая деятельность Мейера становится слишком радикальной. По настоянию Гропиуса его увольняют. Новым директором становится знаменитый архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969), автор принципа «меньше — значит больше», связанного с минимализмом.
Мис ван дер Роэ реорганизует учебную программу, разделив её на пять направлений: строительство, дизайн интерьера, ткачество, фотография и изобразительное искусство. Обучение сокращается до пяти семестров, а преподавание архитектуры становится центральным, с сильным акцентом на эстетике в ущерб промышленному дизайну.
1931–32
Несмотря на все усилия Миса ван дер Роэ избавить школу от её левого политического имиджа, нацистская партия, обещавшая закрыть Баухаус, побеждает на местных выборах в ноябре 1931 года.
1932
В октябре городской совет Дессау издаёт указ о закрытии Баухауса.
Баухаус в Берлине: 1932–1933
На средства от продажи лицензионных прав Мис ван дер Роэ арендует заброшенную телефонную фабрику в районе Штеглиц в Берлине и вновь открывает школу как частный институт. С небольшим штатом (Кандинский, Йозеф Альберс, Хильберзаймер, Райх и Петерханс) и 14 студентами школа просуществовала около шести месяцев, пока в апреле 1933 года гестапо окончательно её не закрыло. Вскоре Мис ван дер Роэ был вынужден эмигрировать из Германии.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БАУХАУСА
Архитектура Баухауса
Полноценное архитектурное отделение в Баухаусе появилось лишь в 1927 году. Поэтому с 1919 по 1927 год архитектурные проекты в стиле «Баухаус», такие как конкурсный проект башни Chicago Tribune, дом Зоммерфельда (Берлин), дом Отте (Берлин), дом Ауэрбаха (Йена) и здание школы в Дессау, были работами самого Гропиуса. Студенты в этот период занимались отделкой и оснащением этих зданий, создавая мебель, светильники и керамику. При Мейере Баухаус получил два крупных архитектурных заказа, которые также были полностью реализованы силами мастерских. Под руководством Миса ван дер Роэ школа больше не получала заказов на проектирование.
Хотя Баухаус продвигал определённый стиль стандартизированной архитектуры, он не занимался массовым строительством жилья для рабочих. Развитие крупномасштабных жилищных проектов не было главным приоритетом ни для Гропиуса, ни для Мейера, ни для Миса. На самом деле, этот тип работ выполнялся городскими архитекторами, не связанными с Баухаусом, такими как Ханс Пёльциг, Бруно Таут и особенно Эрнст Май, которые активно строили тысячи единиц социального жилья в Дрездене, Берлине и Франкфурте.
Стиль дизайна, воплощённый Вальтером Гропиусом, стал известен как интернациональный стиль современной архитектуры. Позже он распространился в США, где его развивали Мис ван дер Роэ (1886–1969) и другие европейские эмигранты, например, Рихард Нойтра (1892–1970).
Живопись Баухауса
Хотя архитектура всегда была конечной целью обучения в Баухаусе, на раннем этапе его преподавательский состав состоял почти исключительно из художников: Фейнингера, Иттена, а затем Шлеммера, Клее, Кандинского и Мохой-Надя. Эти выдающиеся педагоги обеспечили уровень подготовки, которому было мало равных. Студенты пробовали себя в живописи и рисунке, но подход к обучению не был академическим. Главная цель заключалась в том, чтобы стимулировать творческие способности ученика, а не в том, чтобы научить его рисовать как старые мастера.
Гравюра и графика Баухауса
Мастерская эстампа работала только в веймарский период. Её художественным руководителем был Лионель Фейнингер, а мастером-руководителем — литограф Карл Заубицер. Мастерская была открыта и для преподавателей, и для студентов. Здесь были созданы «Двенадцать гравюр на дереве» Фейнингера, а также портфолио работ школы. Был начат проект «Новая европейская графика», освещавший все основные течения международного авангарда — от футуризма и дадаизма до конструктивизма и сюрреализма. Кроме того, мастерская выполняла внешние заказы, например, печатала литографии для Пита Мондриана и Александра Родченко.
Мастерская также стала пионером в области типографики и графического дизайна, создавая плакаты для различных внутренних проектов. Здесь же производились знаменитые открытки в стиле Баухаус. Их шрифт и визуальный стиль стали важным рекламным инструментом для школы.
Скульптура Баухауса
В веймарский период в Баухаусе действовали две скульптурные мастерские: одна по камню, другая по дереву. Сначала обеими руководил Йоханнес Иттен, а в 1922 году его сменил Оскар Шлеммер. Мастером-руководителем был скульптор Йозеф Хартвиг (позже прославившийся своим дизайном шахмат в стиле Баухаус). В Дессау единственную скульптурную мастерскую в 1925 году возглавил Йост Шмидт.
Поскольку основное внимание уделялось архитектуре, в Веймаре студенты занимались преимущественно архитектурной скульптурой. Например, в 1921–22 годах мастерская резьбы по дереву создала рельефы для дома Зоммерфельда, а в 1922–23 годах мастерская по камню изготовила настенные украшения для зданий самой школы.
Если в Веймаре акцент делался на свободном художественном творчестве, то в Дессау занятия по скульптуре были больше сосредоточены на образовательных задачах. Студенты изучали сценографию, создание макетов и архитектурную скульптуру.
Прикладное искусство Баухауса
Следуя примеру Уильяма Морриса, студенты активно занимались графическим дизайном и другими видами декоративно-прикладного искусства. Интересно, что самым прибыльным продуктом Баухауса были его обои. Кроме того, модели тканей и некоторые светильники, разработанные в Баухаусе, были запущены в массовое производство. Школа также преуспела в дизайне современной мебели. Консольный стул голландского дизайнера Марта Стама и стул «Василий», спроектированный Марселем Брёйером, — два ярких примера.
Наследие Баухауза
Большинство историков искусства признают, что подход Баухауса к дизайну оказал огромное влияние на искусство и архитектуру в Западной Европе, Северной Америке и Израиле. Во многом это произошло потому, что многие из его ведущих преподавателей бежали из нацистской Германии и заняли должности в зарубежных университетах. Вальтер Гропиус и Марсель Брёйер преподавали в Гарвардской высшей школе дизайна, повлияв на таких архитекторов, как Бэй Юймин, Лоуренс Халприн и Пол Рудольф. Герберт Байер в 1938 году организовал большую выставку Баухауса в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Мис ван дер Роэ переехал в Чикаго, где при поддержке Филипа Джонсона (1906–2005) — одного из самых влиятельных американских архитекторов — стал ведущей фигурой в американской архитектуре и спроектировал знаменитый небоскрёб Сигрем-билдинг. Мохой-Надь также обосновался в Чикаго и вместе с меценатом Уолтером Пэпке основал Новый Баухаус, который позже стал Институтом дизайна при Иллинойсском технологическом институте. Художник Йозеф Альберс преподавал в колледже Блэк-Маунтин, а затем возглавил факультет дизайна в Йельском университете. Он получил всемирную известность благодаря своему беспредметному искусству, в частности серии картин «Посвящение квадрату».
Важные коллекции искусства и дизайна Баухауса
Bauhaus-Archiv, Museum für Gestaltung (Архив Баухауса, Музей дизайна), Берлин.
Музей Буш-Райзингера, Гарвардский университет.
Музей изящных искусств Сан-Франциско.
Институт искусств Миннеаполиса.
Центр Пауля Клее, Берн, Швейцария.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ
Чтобы узнать о конкретном и беспредметном искусстве, см.: Абстрактные картины: Топ 100. Список важных стилей см. в разделе «Движения в абстрактном искусстве».
САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ИСКУССТВА В МИРЕ
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всём мире см.: Хронология истории исусства.
САМОЕ ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ИСКУССТВО В МИРЕ
Список шедевров абстрактной живописи и скульптуры, выполненных известными художниками: Величайшие картины всех времён — масляные краски, акварель, акрил лучших художников. Величайшие скульптуры всех времён — лучшие трёхмерные изображения из мрамора, камня, бронзы, дерева, стали и других материалов.
- ОСКАР ШЛЕММЕР: ТАНЦУЮЩИЙ ХУДОЖНИК
- Одесситы узнали, что снится бабочкам
- В Одессе открылась выставка «Сон разума», навеянная творчеством Франциско Гойи
- «Женская жесть» - Одесса в шоке от современных художниц?
- Арт-проект Сюрприз Анна Быкова (Харьков) ЭЦСИ «Чайная фабрика» Одесса
- Арт-проект «Noise» Александр Ельцин (Киев) в Одессе
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?