Школа дизайна Баухаус читать ~16 мин.
Bauhaus – немецкое слово, означающее «дом строительства», относится к Staatliches Bauhaus, немецкой школе дизайна, основанной в Веймаре Вальтером Гропиусом (1883-1969), действовавшей с 1919 по 1933 год и преподававшей сочетание искусства и ремёсел. Она стала известна своим модернистским подходом к художественному образованию, который отказался от традиционного разделения между «изящным» и «прикладным» искусством и переопределил отношения между искусством, дизайном и промышленными технологиями производства. В частности, её миссия, согласно Гропиусу, заключалась в том, чтобы задумать и создать новое здание будущего, сочетающее архитектуру, скульптуру и живопись в единой форме, что требовало обучения новой гильдии мастеров без классовых различий. Короче говоря, Баухаус обучал студентов одинаково хорошо разбираться в дизайне, ремесле и методах массового производства.
Школа действовала в трёх последовательных местах:
❶ Веймар 1919-1925;
❷ Дессау 1925-1932 годы; и
❸ Берлин 1932-1933, под руководством трёх разных директоров (Вальтер Гропиус 1919-1927; Ханнес Мейер 1927-1930; Мис ван дер Роэ 1930-1933), пока она не была окончательно закрыта нацистским правительством. Несмотря на ряд постоянных изменений в месте расположения, преподавательском составе, учебной программе и образовательной эстетике, школе Баухаус удалось завоевать международную репутацию благодаря новаторской работе в области архитектуры, дизайна интерьеров, промышленного дизайна и ремесел.
ДИЗАЙН, ИСКУССТВО И РЕМЁСЛА
О других направлениях дизайна см.:
Ар-нуво (1895-1910)
Ар-деко (1920-е / 30-е годы)
Подробнее о направлениях в искусстве конца 19-го и начала 20-го веков см.: Современное искусство. Подробнее о стилях эпохи модернизма: Движения современного искусства.
ХУДОЖНИКИ С 1800 ГОДА
Подробную информацию о лучших современных живописцах с 1800 года см.: Известные художники.
Истоки Баухауза
Баухаус родился на фоне радикальных экспериментов во всех искусствах (см., например, Дада) и нового стремления к прекрасному, которое отвечало бы потребностям общества (как это было провозглашено Движением английского искусства и ремёсел, основанным дизайнером Уильямом Моррисом), особенно в промышленном и интерьерном дизайне. К счастью, с 1907 года Deutscher Werkbund (авторитетная ассоциация немецких национальных дизайнеров) активно продвигала согласование ремесла и промышленности, поэтому некоторые дизайнерские инновации, традиционно связанные с Баухаусом, были частично разработаны в Германии ещё до того, как Баухаус был основан.
Одной из ведущих фигур Werkbund был молодой архитектор по имени Вальтер Гропиус. На него сильно повлиял архитектор, профессор и пионер индустриального искусства Питер Беренс (1868-1940). Гропиус страстно верил в единство изобразительного искусства, ремёсел и архитектуры и искал любую возможность включить определённые творческие элементы в свои строительные проекты, примером чего является его совместная работа над турбинным залом AEG в Берлине и цехами завода Fagus. На преподавателей Баухауза также оказали влияние модернистские проекты, пришедшие из Америки, в частности архитектура «Прерийской школы» Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959), примером которой являются Храм Единства (1908), Роби Хаус (1910) и Фоллингуотер (1936–37).
ИСТОРИЯ БАУХАУСА
Веймар 1919-1925
В 1919 году Вальтер Гропиус объединяет Веймарский институт изящных искусств (Hochschule fur Bildende Kunst) и Веймарскую школу искусств и ремёсел (Kunstgewerbeschule), чтобы основать Баухаус. Для начала Гропиус нанимает швейцарского художника Йоханнеса Иттена, немецко-американского художника Лионеля Файнингера и немецкого скульптора Герхарда Маркса, который вместе с ним становится штатным преподавателем школы. В следующем году он добавляет немецкого художника, скульптора и дизайнера Оскара Шлеммера и швейцарского художника Пауля Клее, а в 1922 году русского художника Василия Кандинского., и (временно) русского художника-конструктивиста и архитектора Эля Лисицкого. (Некоторые из этих инструкторов являются мастерами конкретного искусства – геометрической абстракции, а также живописи, гравюры и дизайна).
В своём проспекте Гропиус формулирует три основные цели:
❶ объединить все искусства, чтобы позволить художникам, скульпторам и мастерам гармонично работать над совместными проектами;
❷ Поднять статус мастеров прикладного и декоративного искусства до уровня мастеров изобразительного искусства;
❸ Поддерживать тесную связь с руководителями основных ремёсел и отраслей страны, чтобы школа работала в соответствии с их основными требованиями.
Гропиус твёрдо верит в традиции готики и ренессанса, согласно которым архитектурные строительные работы являются ключевой основой всей творческой деятельности. Например, он считает соборы прекрасным примером художественного сотрудничества между архитекторами, дизайнерами, скульпторами, художниками и мастерами, занимающимися витражами, резьбой по дереву и мозаикой, слесарными работами, иллюминированию рукописей, декоративной штукатуркой и каменной кладкой. По его мнению, архитекторы, художники, скульпторы и другие мастера должны ещё раз понять сложную художественную природу здания, а не продолжать отвлекаться на производство «салонного искусства». Миссией Баухауса является подготовка «универсального дизайнера», способного с равным творчеством работать в области архитектуры, ремёсел или промышленности. Гропиус должным образом превращает Баухаус в школу, основанную на мастерских, с классами, управляемыми совместно художниками и мастерами, чтобы устранить стандартное различие между изящным и прикладным искусством.
Ещё одно важное влияние в Веймаре – Йоханнес Иттен, который преподаёт «предварительный курс» (Воркурс). Все студенты обязаны начать учёбу с 6-месячного курса, который охватывает принципы формы, цвета и атрибутов различных материалов и побуждает участников развивать свои творческие способности. Иттен, по сути, человек «изящных искусств», чьи педагогические идеи находятся под сильным влиянием немецкого экспрессионизма, особенно группы Der Blaue Reiter (Синий всадник) из Мюнхена и австрийского экспрессиониста Оскара Кокошки (1886-1980). Влияние Иттена приводит к найму на работу Василия Кандинского (основателя Der Blaue Reiter), после чего Иттен вскоре вынужден уйти в отставку. Его сменил венгерский дизайнер Ласло Мохоли-Надь, который (с одобрения Гропиуса) меняет курс Воркурсов, чтобы отразить более сильную эстетику прикладного искусства.
1919
Вначале обучение искусству начинается в классах учителя, а курсы ремёсел проходят в мастерских: начальные курсы включают работу по металлу, переплётное дело, ткачество, гравировку и живопись. Уроки архитектуры не предлагаются, но есть возможность индивидуального обучения.
1920
Дополнительные семинары добавлены для дерева и каменной скульптуры, керамики, мебельного производства, росписи стекла и настенной живописи. Теперь учебная программа в целом соответствует обучению ремеслу.
1921
Тео ван Дусбург, лидер голландского дизайнерского движения De Stijl (Де Стейл), читает лекции в Баухаусе и ставит под сомнение экспрессионистские тенденции и ориентацию школы на ремесла. Он выступает за новую концепцию конструктивистского дизайна, способную обеспечить эффективное массовое производство.
1922
Гропиус отвечает реструктуризацией своей первоначальной концепции Баухауза. Отныне основное внимание уделяется созданию дизайнов, которые вписываются в промышленное производство. Первая выставка работ студентов Баухауса открывается в апреле. В настоящее время ведущую роль играют школьные ткацкие и гончарные мастерские, поскольку только они вносят значительный вклад в содержание школы за счёт продажи работ.
1923 г.
В Цюрихском музее искусств и ремёсел открывается выставка произведений из мастерских Баухауса. Кроме того, школа участвует в Лейпцигской ярмарке, демонстрируя свои тканые материалы, керамику и изделия из металла. В августе в Баухаусе проводится неделя выставок, лекций и других мероприятий. Школа получает широкую известность благодаря продукции мастерских, архитектуре Гропиуса, в том числе экспериментальному дому «Ам Хорн» в Веймаре, спроектированному мастерскими школы. Гропиус изобретает новый слоган Баухауза «Искусство и технология – новое единство», отражающий примат механизированного производства, который становится новым девизом всей деятельности Баухауза.
1924 г.
Неопределённый год, в котором преобладали политические споры по вопросам финансирования. Баухаус по-прежнему зависит от государственных средств штата Тюрингия. В феврале 1924 года новоизбранное националистическое правительство вдвое сократило финансирование школы, что привело к её закрытию через год. Тем временем Гропиус организует создание «Кружка друзей Баухауза», чтобы поддержать школу дизайна. В его состав входят такие выдающиеся личности, как Марк Шагал, Альберт Эйнштейн и Герхарт Гауптманн.
Баухаус в Дессау 1925-1932 гг.
1925
Баухаус вновь открывается в Дессау, в группе зданий, спроектированных Гропиусом. В марте городской совет Дессау принимает Баухаус в качестве муниципальной школы. Занятия начинаются в начале апреля. В Дессау нет ни гончарных мастерских, ни деревянных и каменных скульптур. Гропиус объявляет о новой программе научного проектирования для создания современного жилого комплекса, включающего все, от простейшего предмета домашнего обихода до полной конструкции. В июне первые книги Баухауса «Bauhausbucher» опубликованные Гропиусом, Мохоли-Надь, Клее, Кандинским и Питом Мондрианом, будут принадлежать вновь образованной компании, Баухаус Co. Ltd.
1926 г.
В октябре статус школы официально повышен; мастера искусства повышаются до профессоров; отныне Баухаус носит название «Школа дизайна». Учебный курс Баухауза теперь приравнивается к обучению в университете и ведёт к получению диплома Баухауса. В декабре в Дессау открывается впечатляющее новое здание школы Баухаус, спроектированное Гропиусом и оснащённое собственными мастерскими школы. Школа, построенная в стиле, очень похожем на проекты современного Ле Корбюзье (1887-1965), быстро привлекает международное внимание и известность.
1927
В апреле создаётся архитектурный факультет под руководством швейцарского архитектора Ханнеса Мейера (1889-1954), партнёра архитектурной практики Гропиуса.
1928
Гропиус уходит с поста директора Баухауза, чтобы сосредоточиться на собственной архитектурной практике, он называет Мейера своим преемником. Это даёт неоднозначные результаты. С одной стороны, Мейер наблюдает за приобретением Баухаусом двух его самых важных строительных комиссий: пяти кварталов квартир в городе Дессау и головного офиса Федеральной школы немецких профсоюзов (ADGB) в Бернау. Рациональная методология Мейера вместе с использованием стандартизированных архитектурных компонентов для снижения затрат оказывается привлекательной комбинацией, и Bauhaus должным образом получает свою первую прибыль в следующем году.
К сожалению, Мейер – очень политическая фигура. Как убеждённый коммунист, он привносит в учебную программу сильный политический тон. Студенты становятся задействованы в левой политике. Кроме того, Мейер пытается организовать программу обмена с Вхутемасом, российской государственной художественной школой и эквивалентом Баухауза. Это вызывает ещё большее возмущение со стороны нацистов (НСДАП) и консервативных политиков.
Модели бытовой техники Bauhaus используются для массового производства двумя производителями. Другие производители текстиля делают то же самое с несколькими проектами ткачества в стиле Баухаус. Число студентов увеличивается до 166; Круг друзей Баухауза насчитывает уже 460 членов.
1929
Весной в Базельском музее искусств и ремёсел демонстрируется репрезентативный образец работ студентов Баухауса. В июле мастерские по металлу, столярному делу и настенной росписи объединяются в одно отделочное отделение профессора Альфреда Арндта. Это усиливает первенство архитектуры: Баухаус проектирует здания, которые затем оснащаются его мастерскими. К концу года Баухаус открывает факультет Фото.
1930
Политическая деятельность Мейера в конечном итоге оказывается слишком навязчивой. Его увольняет Гропиус, а его место занимает известный представитель минимализма («меньше значит больше») – архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969).
Ван дер Роэ перестраивает учебную программу на пять разделов: строительство, дизайн интерьера, ткачество, фотография и изобразительное искусство. Программа имеет более интегрированное расписание и сокращена до пяти семестров. Уроки архитектуры становятся более важными и сильно ориентированы на эстетические вопросы. Принижается значение промышленного дизайна.
1931-22
Несмотря на все усилия Миса ван дер Роэ избавить школу от её левого политического имиджа, добивается успеха местная нацистская кампания и побеждает на выборах в ноябре 1931 года на их обещании закрыть Баухаус.
1932 г.
В октябре городской совет Дессау приказывает закрыть Баухаус.
Баухаус в Берлине 1932-1933 гг.
На средства от продажи гонораров Баухауса Мис ван дер Роэ арендует закрытую телефонную фабрику в Штеглице в Берлине, где он вновь открывает школу как частный институт. С 14 студентами вместе с сотрудниками Кандинским, Йозефом Альберсом, Хильберсаймером, Райхом и Петерхансом он просуществовал около 6 месяцев, пока нацисты окончательно не закрыли его в апреле 1933 года. Мис ван дер Роэ был изгнан из Германии.
КРЕАТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ BAUHAUS
Архитектура Баухауса
Лишь в 1927 году в Баухаусе начали предлагаться занятия по архитектуре, поэтому с 1919 по 1927 год проекты в стиле «Баухаус», такие как конкурсный дизайн башни Chicago Tribune, дома Зоммерфельд (Берлин), дома Отте (Берлин), дом Ауэрбаха (Йена) и школьные здания Баухаус 1926 года в Дессау – были исключительной работой Гропиуса. Работа студентов Баухауса в этот период была направлена на отделку и оснащение архитектурных проектов этих зданий, включая внутреннюю отделку и такие ремесленные работы, как шкафы, стулья и керамика. При Мейере Баухаус получил две крупные архитектурные комиссии, и они также были полностью выполнены мастерскими. Под руководством Мис ван дер Роэ школа больше не выигрывала проектных комиссий.
Хотя Баухаус продвигал определённый стиль популярного стандартизированного архитектурного дизайна – идеи, разделяемые несколькими другими профессиональными архитекторами по всей Германии, – он не участвовал в создании жилых комплексов для рабочих. Развитие масштабных жилищных проектов для рабочих не было главным приоритетом Гропиуса, Мейера или Миса. Этот тип архитектурных работ на самом деле был выполнен городскими архитекторами, не принадлежащими к Баухаусу, такими как Ханс Пельциг, Бруно Таут и особенно Эрнст Мэй, которые энергично отреагировали на обещание «минимального жилья», записанное в новой Веймарской конституции, и продолжили строительство тысяч социально прогрессивных жилищных единиц в Десдене, Берлине и Франкфурте, соответственно.
Стиль дизайна, воплощённый Вальтером Гропиусом, стал известен как интернациональный стиль современной архитектуры, а затем распространился на Соединённые Штаты, где его совершенствовали Мис ван дер Роэ (1886-1969) и другие европейские эмигранты, такие как Ричард Нейтра (1892-1970).
Живопись Баухауза
Хотя архитектура всегда была высшей целью обучения в Баухаусе, вначале штат состоял почти из одних художников: во-первых, Фейнингера и Иттена; затем Мухи, Шлеммера, Клее, Кандинского и Мохоли-Надь. Эти выдающиеся учителя обеспечили уровень технической и стилистической подготовки, с которым редко можно было равняться. С самого начала большинство студентов пробовали себя в живописи и рисунке – неакадемически. Основная цель заключалась в том, чтобы стимулировать и обострить творческие способности ученика, а не научиться рисовать как старые мастера.
Гравюра и графика Баухауса
Эстамп мастерская работала только тогда, когда школа была расположена в Веймаре. Её художественным руководителем был Лионель Фейнингер, а руководящим мастером – литограф Карл Заубицер. Открытая для использования как сотрудниками, так и студентами, она создала «Двенадцать гравюр на дереве» Фейнингера, а также портфолио Государственной школы Баухауза и начала проект Новой европейской графики, в котором освещаются все основные тенденции международного авангарда – от футуризма до дадаизма, Конструктивизм и сюрреализм. Кроме того, печатный цех выполнял внешние заказы, такие как изготовление литографий для Пита Мондриана и Александра Родченко.
Мастерская также была пионером типографики и графики, создавая плакаты и дизайн типографики для различных внутренних проектов. Это включало производство открыток в стиле Баухаус, широко распространённых в виде оригинальных графических миниатюр, шрифт и изображение которых стали важным средством рекламы для школы.
Скульптура Баухауса
В Веймарский период в Баухаусе действовали две отдельные скульптурные мастерские: одна по камню, другая по резьбе по дереву. Сначала Иоганнес Иттен руководил обеими, а в 1922 году его сменил Оскар Шлеммер. Руководящим мастером (позже известным своими шахматами в стиле Баухаус) был скульптор Йозеф Хартвиг. В Дессау единственная мастерская была основана в 1925 году Йостом Шмидтом.
В Веймаре, уделяя особое внимание архитектуре, студенты работали в основном над архитектурной скульптурой. Так, например, в 1921-22 годах деревянная мастерская создавала рельефы и деревянные украшения для дома Адольфа Зоммерфельда по проекту Гропиуса и Мейера, а в 1922-23 годах каменная мастерская производила настенные украшения для собственных школьных зданий Баухауза.
Если первоначальный акцент в Веймаре был сделан на бесплатном художественном творчестве, классы скульптуры в Дессау были больше сосредоточены на образовательных аспектах. Мастерская Йоста Шмидта проводила вводный курс по скульптуре, в то время как студенты также изучали сценический дизайн, создание макетов, а также архитектурную скульптуру.
Прикладное искусство Баухауса
Студенты широко изучали графический дизайн для ряда декоративных искусств, после более раннего примера Уильяма Морриса в Англии. Интересно, что самым прибыльным материальным продуктом Баухауза были его обои. Кроме того, как мы видели, ткацкие модели Bauhaus были приняты ведущими производителями для массового производства, как и некоторые из его электрических осветительных приборов. Баухаус также преуспел в дизайне современной мебели. Стул кантилевера от голландского дизайнера Марта и Wassily, разработанный Марселем Брейером – два примечательных примера.
Наследие Баухауза
Большинство историков искусства признают, что подход Баухауза к дизайну оказал большое влияние на искусство и архитектуру в Западной Европе, Северной Америке и Израиле, не в последнюю очередь потому, что многие из его влиятельных учителей бежали из Германии и заняли преподавательские должности за границей. Вальтер Гропиус и Марсель Брейер преподавали в Гарвардской высшей школе дизайна, оказав влияние на таких людей, как И. М. Пей, Лоуренс Халприн и Пол Рудольф, среди прочих; Герберт Байер организовал и спроектировал большую выставку работ Баухауза в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1938-9; Мис ван дер Роэ переехал в Чикаго, где он пользовался покровительством Филипа Джонсона (1906-2005) – одного из самых влиятельных американских архитекторов своего времени, с которым он позже спроектировал знаменитое здание Сиграмм-билдинг – и стал одной из ведущих фигур в Американской архитектуре; Мохоли-Надь также поселился в Чикаго и вместе с филантропом Уолтером Пепке основал школу New Bauhaus. Художник и гравёр из Баухауза Вернер Древес преподавал в Колумбийском университете и Вашингтонском университете Сент-Луиса, а Йозеф Альберс читал лекции в экспериментальном и влиятельном колледже Блэк-Маунтин, прежде чем возглавить факультет архитектуры и дизайна в Йельском университете. Он прославился на весь мир своим беспредметным искусством, а именно серией картин «Посвящение площади».
Важные коллекции искусства и дизайна Баухауса
Bauhaus-Archiv, Museum fur Gesaltung, Берлин.
Музей Буш-Райзингера, Гарвардский университет
Музей изящных искусств Сан-Франциско
Институт искусств Миннеаполиса
Центр Пауля Клее, Берн, Швейцария
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ
Чтобы узнать о конкретном и беспредметном искусстве, см.: Абстрактные картины: Топ 100. Список важных стилей см. В разделе «Движения в абстрактном искусстве».
САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ИСКУССТВА В МИРЕ
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всём мире см.: Хронология истории исусства.
САМОЕ ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ИСКУССТВО В МИРЕ
Список шедевров абстрактной живописи и скульптуры, выполненных известными художниками: Величайшие картины всех времён – масляные краски, акварель, акрил лучших художников. Величайшие скульптуры всех времён – лучшие трёхмерные изображения из мрамора, камня, бронзы, дерева, стали и других материалов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?