Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века читать ~3 мин.
Аннибале Карраччи (итал. Annibale Carracci) и Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio) — два наиболее влиятельных итальянских художника начала XVII века. Современники признавали, что оба мастера вернули в живопись натурализм, противопоставив его маньеризму, который доминировал во второй половине XVI столетия. Однако их творческие методы кардинально различались.
Классицизм Аннибале Карраччи
Аннибале Карраччи (1560–1609), испытавший влияние Федерико Бароччи (1526–1612) и других мастеров, создал идеалистический натурализм, основанный на классических образцах. Хотя он мог изображать повседневные сцены с поразительной достоверностью, его мир — это идеализированное пространство, построенное на классических представлениях о гармонии и равновесии. Его последователи, известные как болонская школа, также развивали спокойный классицизм, который решительно отличался от сурового и драматичного реализма Караваджо.
Ведущими фигурами болонской школы, помимо братьев Карраччи — Лодовико (1555–1619) и Агостино (1557–1602), — были Франческо Альбани (1578–1660), Доменикино (Доменико Дзампьери, 1581–1641), Джованни Ланфранко (1582–1647), Гверчино (Джованни Франческо Барбьери, 1591–1666) и Гвидо Рени (1575–1642). Все они внесли значительный вклад в развитие живописи барокко в Риме, Венеции и Неаполе в XVII веке (см. статью «Живопись в Неаполе»).
Наиболее последовательным классицистом из учеников Аннибале Карраччи был Доменикино. Его фрески в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме отличаются простотой и строгостью, которой лишены более чувственные и сентиментальные произведения других художников, например, Гвидо Рени. Этим сдержанным стилем живописи восхищался французский художник-классицист Николя Пуссен (1594–1665). Следует также отметить работы Карло Маратты (1625–1713), ставшего ведущим художником барокко в Риме после смерти Бернини.
Одной из важнейших категорий искусства, которую развивали «классики» XVII века, стала пейзажная живопись. В картине Аннибале Карраччи «Бегство в Египет» (1604) фигуры полностью поглощены пейзажем. Несмотря на множество натуралистичных деталей, это строго упорядоченное видение природы. Эта работа сыграла ключевую роль в становлении идеального пейзажа — жанра, особенно связанного с творчеством французских художников Пуссена и Клода Лоррена (1600–1682). Эта форма пейзажной живописи оставалась доминирующей вплоть до XIX века.
Натурализм Караваджо
В отличие от Карраччи, Караваджо (1571–1610), уроженец Ломбардии, был крайне противоречивой фигурой. Человек необузданного нрава, он был при этом энергичным, продуктивным и чрезвычайно влиятельным художником. Его авторский стиль, известный как караваджизм, нашёл подражателей по всей Европе. Вдохновлённые новаторским использованием светотени и более театрального тенебризма, его многочисленные последователи известны как караваджисты. К ним относятся такие мастера, как Рембрандт (1606–1669) и Веласкес (1599–1660). Особенно сильным его влияние было в Неаполе — см. Караваджо в Неаполе — и в творчестве художников неаполитанской школы живописи, таких как Баттистелло Караччоло (1578–1635) и испанский мастер Хусепе де Рибера (1591–1652).
Большую часть своей жизни Караваджо скрывался от правосудия. В 1609 году в Неаполе на него было совершено покушение, оставившее на его лице шрамы. Последние месяцы жизни художник провёл в бегах. Он скончался от лихорадки в Порто-Эрколе по пути в Рим, где надеялся получить папское помилование. Несмотря на бурную жизнь, его творчество с самого начала было новаторским и революционным. Отвергая как искусственность маньеризма, так и идеализм, который возрождали Карраччи, Караваджо сделал своих героев — Христа, Мадонну и святых — похожими на простых людей с улицы.
Например, в картине «Призвание апостола Матфея» (ок. 1600) он изображает Христа, явившегося святому в простой таверне, а в картине «Смерть Марии» (1606), по слухам, моделью для Девы Марии послужила утонувшая куртизанка. Другие известные работы в этом натуралистическом ключе: «Ужин в Эммаусе» (1601), «Распятие святого Петра» (1601) и «Мученичество святого Матфея» (1600). «Уличный натурализм» Караваджо соответствовал запросу искусства католической Контрреформации на больший реализм, хотя консервативные церковные круги считали, что художник зашёл слишком далеко.
Работы Аннибале Карраччи, Караваджо и других художников-реалистов XVII века можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
О более поздних проявлениях классицизма можно прочитать в статьях: «Классическое возрождение в современном искусстве» и «Неоклассические рисунки Пикассо (1906–1930)». Хронологию развития живописи можно найти в материале «Хронология истории искусства».
- Итальянский романтизм
- Джузеппе Арчимбольдо: итальянский маньеристский портретист
- Живопись барокко
- Выставка «Метаморфозы» Ирины Глуховской в Российской академии Художеств
- Выставка художника Владимира Глухова посвящена людям с потерянной родиной
- Фестиваль «Peace and love: Мир глухих» в парке Сокольники
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?