Кубизм читать ~12 мин.
В изобразительном искусстве термин «кубизм» описывает революционный стиль живописи, созданный Пабло Пикассо (1881–1973) и Жоржем Браком (1882–1963) в Париже в период с 1907 по 1912 год. Их художественный метод, на который изначально повлияли геометрические формы в пейзажах постимпрессиониста Поля Сезанна, коренным образом изменил представление об изобразительном искусстве и, в меньшей степени, о скульптуре. Кубизм возвестил о появлении совершенно новых способов изображения реальности, ознаменовав конец эпохи Возрождения и начало эры современного искусства.
Революционное абстрактное искусство
В значительной степени это направление относится к полуабстрактному искусству, хотя порой оно приближается к полной беспредметности. Кубизм традиционно делят на три этапа:
- Ранний кубизм (протокубизм, 1907–1909)
- Аналитический кубизм (1909–1912)
- Синтетический кубизм (1912–1914)
Кроме Брака и Пикассо, к другим известным художникам, тесно связанным с этим движением, относятся Хуан Грис (1887–1927), Фернан Леже (1881–1955), Робер Делоне (1885–1941), Альбер Глез (1881–1953), Андре Лот (1885–1962), Роже де ла Френе (1885–1925), Жан Метценже (1883–1956), Франсис Пикабиа (1879–1953), художник-универсал Марсель Дюшан (1887–1968) и скульпторы Жак Липшиц (1891–1973) и Александр Архипенко (1887–1964). (См. Художники-кубисты и Скульпторы XX века.) Кубизм стал отправной точкой или важным элементом для ряда других движений в современном искусстве, включая футуризм (1909–1914), орфизм (1910–13), вортицизм (1914–1915), русский конструктивизм (ок. 1919–1932) и дадаизм (1916–1924).
Каковы были истоки кубистского искусства
После трёх десятилетий искусства, вдохновлённого импрессионизмом, и его кульминации в виде фовизма (к которому, кстати, принадлежал и Брак), Пикассо почувствовал, что этот путь в живописи зашёл в тупик, исчерпав свой интеллектуальный потенциал. В этом настроении он открыл для себя африканское племенное искусство. В Испании он начал работу над картиной «Авиньонские девицы» (1907, МоМА, Нью-Йорк) — своим новаторским шедевром. Плоские, расколотые плоскости в этой работе заменили традиционную линейную перспективу, что ознаменовало разрыв с натуралистическими традициями западного искусства.
В то же время Жорж Брак, бывший студент престижной Школы изящных искусств в Париже, был потрясён работами Сезанна, представленными в 1907 году на парижском Осеннем салоне и в галерее Бернхейм-Жён. Особенно его вдохновили «Большие купальщицы» (1894–1905). Художники познакомились в октябре 1907 года и в течение следующих двух лет совместно разработали то, что впоследствии назовут кубизмом — совершенно новый метод изображения видимого мира.
Чтобы увидеть, как нефигуративная живопись импрессионистов привела к появлению такого абстрактного искусства, как кубизм, см. статью «От реализма к импрессионизму» (1830–1900). Чтобы понять, почему кубизм связан с классицизмом, см. статью «Классическое возрождение в современном искусстве» (ок. 1900–1930).
Происхождение термина «кубизм»
Летом 1908 года, находясь в Эстаке близ Марселя, Брак написал серию пейзажей. В том же году они были выставлены в парижской галерее арт-дилера Даниэля-Анри Канвейлера. Обозревая эту выставку, известный художественный критик Луи Воксель отметил, что Брак сводит «достопримечательности, фигуры и дома к геометрическим схемам, к кубам». В следующем году Воксель использовал выражение «кубические причуды» (bizarreries cubiques), которое, как считается, впервые произнёс Анри Матисс. К 1911 году термин «кубизм» вошёл в обиход. Это описание подходит для блочных форм в некоторых ранних пейзажах Брака и Пикассо, но не для их более поздних работ, где формы разбиты на грани, а не на кубы. Этот термин использовали и сами художники — Альбер Глез и Жан Метценже — в своей влиятельной книге 1912 года «О кубизме».
Как понять кубизм
Оценить кубизм по-настоящему можно, только внимательно изучив его произведения. Хорошим началом будет сравнение ранних кубистских натюрмортов с традиционными работами этого жанра, например, эпохи барокко или голландского реализма. Это позволит оценить радикальный характер кубизма в сравнении с традиционным западным искусством. Важно также помнить, что кубизм не был единым стилем: аналитический кубизм разительно отличается от более позднего синтетического. Первый сосредоточен на структуре — на том, как изобразить объект, — в то время как второй работает исключительно с поверхностью картины и тем, что может быть на неё нанесено. Кубизм — это символическое, сложное и идейное искусство, которое не всегда ставит своей целью традиционную эстетическую привлекательность.
Каковы характеристики кубизма
Со времён Ренессанса, а возможно, и раньше, художники создавали картины, придерживаясь единой, фиксированной точки зрения, подобно тому как делается фотография. Иллюзия глубины достигалась с помощью стандартных приёмов линейной перспективы (например, удалённые объекты изображались меньшими) и за счёт изображения фигур и предметов с закруглёнными, затенёнными поверхностями для создания трёхмерного эффекта. Кроме того, сцена или объект изображались в определённый момент времени.
Брак и Пикассо же полагали, что полное представление об объекте можно составить, лишь показав его с нескольких ракурсов и в разные моменты времени. Они отказались от идеи единой точки обзора, заменив её множеством ракурсов. Объект как бы собирался заново из фрагментов этих различных видов, словно сложная головоломка. Таким образом, множество разных видов одного предмета одновременно отображались на одной и той же плоскости. В некотором смысле это можно сравнить с созданием нескольких фотографий одного объекта с разных ракурсов и в разное время, которые затем разрезаются и собираются заново на одной плоскости.
Такая фрагментация и перекомпоновка формы означали, что картина теперь воспринималась не как окно в мир, а скорее как физический объект, на котором запечатлена субъективная реакция на мир. В техническом плане кубизм показал, как можно создавать ощущение объёма и живописной структуры без традиционной перспективы или моделировки.
Таким образом, стиль фокусировался на плоской, двумерной поверхности холста и отвергал традиционные приёмы передачи пространства, такие как линейная перспектива и кьяроскуро (использование светотени). Вместо создания иллюзии трёхмерных объектов художники-кубисты предложили новый тип изображений, собранных из двумерных фрагментов, которые показывали предметы с нескольких сторон одновременно. Если импрессионисты и фовисты стремились выразить личное ощущение от сцены, то кубисты пытались передать интеллектуальную идею, или форму, объекта и его связь с другими предметами.
О других важных стилистических направлениях, схожих с кубизмом, читайте в разделе «Художественные движения, периоды, школы» (примерно со 100 г. до н.э.).
Кубистские выставки
У кубизма было два лица: публичное и частное. Стиль был разработан совместно Пабло Пикассо и Жоржем Браком под влиянием творчества Сезанна и, в некоторой степени, этнографического примитивизма, который Пикассо исследовал в период своего увлечения африканским искусством. Брак дебютировал с персональной выставкой, организованной Канвейлером в ноябре 1908 года. Однако после этого они с Пикассо практически отошли от публичных показов. Знамя кубизма подхватили другие художники, так называемые «салонные кубисты» — Робер Делоне, Альбер Глез, Фернан Леже, Анри Ле Фоконье и Жан Метценже, — выставившиеся в Салоне Независимых в 1911 году.
В 1912 году группа кубистов, называвшая себя «Золотое сечение» (Section d’Or) во главе с Делоне, провела выставку в галерее La Boétie. Обозревая это шоу, искусствовед Гийом Аполлинер (1880–1918) придумал термин «орфизм», применив его, в частности, к работам Делоне. Первым опубликованным теоретическим трудом о кубизме стала книга Альбера Глеза и Жана Метценже «О кубизме» («Du Cubisme»), вышедшая в 1912 году. За ней последовала работа Аполлинера «Художники-кубисты» («Les Peintres Cubistes»), опубликованная в 1913 году. В том же году состоялась знаменитая Арсенальная выставка в Нью-Йорке, где картина Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице, № 2» (1912) стала предметом споров и даже скандала. (Позже работа была приобретена Художественным музеем Филадельфии.)
Примерно в начале 1912 года Пикассо и Брак перешли от аналитического кубизма к синтетическому — новому, более декоративному и ориентированному на плоскость стилю, в котором использовались такие техники, как коллаж и папье-колле (бумажные наклейки). Включение в картины бытовых предметов и мусора (детрита) можно считать предвестием появления джанк-арта, или «мусорного искусства». На этом этапе к ним присоединился Хуан Грис.
Во время Первой мировой войны вынужденный отъезд Даниэля-Анри Канвейлера привёл к тому, что главным дилером художников-кубистов в Париже стал Леонс Розенберг (1879–1947). Его брат Поль Розенберг (1881–1959) был основным дилером Пикассо в межвоенные годы.
Символ художественной и интеллектуальной моды
Кубизм был претенциозным стилем. Он был иконоборческим и бросал вызов устоям. Он был сосредоточен на идеях, а не на эстетике. Но он уловил дух времени — эпохи сложных французских музыкантов Клода Дебюсси (1862–1918), Эрика Сати (1866–1925) и Мориса Равеля (1875–1937). Аналитический кубизм, в частности, перекликался с идеями французского философа Анри Бергсона (1859–1941), чья концепция длительности (la durée) утверждала, что прошлое проникает в настоящее, которое, в свою очередь, перетекает в будущее. В то же время изобразительное искусство находилось на распутье. Импрессионизм стал вчерашним днём, Прекрасная эпоха парижского плаката завершилась, Тулуз-Лотрек умер, модерн клонился к упадку, и даже красочный фовизм исчерпывал себя. В своём отрицании художественных принципов, унаследованных от эпохи Возрождения, кубизм отражал призывы к переменам во многих других сферах, а также в мире в целом. Анализ некоторых великих кубистских работ Пикассо и других см. в статье: Анализ современной живописи (1800–2000).
Кубистская скульптура
Подобно конструктивизму, кубизм оказался слишком радикальным, чтобы стать частью художественного мейнстрима. Тем не менее идеи кубизма были восприняты и адаптированы мастерами, работавшими в других дисциплинах, таких как абстрактная скульптура, а также архитектура и прикладное искусство. Кубистская скульптура развивалась из техник коллажа и папье-колле, что привело к появлению ассамбляжа. Новые методы не только позволили скульпторам использовать новые материалы, но и заставили их воспринимать скульптуру как объект, который конструируется, а не лепится или высекается. Математические и архитектурные качества, присущие работам Гриса, оказали здесь большое влияние, что видно в произведениях Архипенко, Осипа Цадкина, Раймона Дюшана-Вийона и Анри Лорана, литовца Жака Липшица, французского скульптора венгерского происхождения Жозефа Чаки (1888–1971), а также чешских скульпторов Эмиля Филлы (1882–1953) и Отто Гутфрёйнда (1889–1927).
Известные произведения в стиле кубизм
Пикассо (1881-1973)
«Голова женщины» (1909) МоМА, Нью-Йорк.
«Гитара» (1912) Музей Пикассо, Париж.
Раймон Дюшан-Вийон (1876-1918)
«Большая лошадь» (1914) Национальный музей современного искусства, Париж.
Анри Лоран (1885-1954)
«Голова женщины» (1915) МоМА, Нью-Йорк.
Александр Архипенко (1887-1964)
«Идущая женщина» (1912) Частная коллекция.
«Шагающий солдат» (1917) Частная коллекция.
Наум Габо (1890-1977)
«Голова женщины» (1917-20) МоМА, Нью-Йорк.
Жак Липшиц (1891-1973)
«Человек с гитарой» (1915) МоМА, Нью-Йорк.
«Матрос с гитарой» (1915) Национальный музей современного искусства, Париж.
«Купальщицы III» (1917) Фонд Барнса.
Кубистский дизайн в Чехословакии
Чешские художники, скульпторы, дизайнеры и архитекторы с энтузиазмом восприняли кубистские теории дизайна. Они перенесли характеристики кубистской живописи (упрощённые геометрические формы, контрасты света и тени, призматические грани, угловатые линии) в архитектуру и декоративное искусство, включая мебель, ювелирные изделия, посуду, керамику и ландшафтный дизайн. Наиболее заметными представителями этого направления стали члены «Группы художников-пластиков» (Skupina výtvarných umělců), основанной в 1911 году Филлой для работы в русле кубизма. Группа действовала в Праге до 1914 года и включала скульпторов Филлу и Гутфрёйнда, а также архитекторов и дизайнеров Павла Янака, Йозефа Гочара (1880–1945), Йозефа Хохола (1880–1956), Властислава Хофмана (1884–1964) и Отакара Новотны.
«Дом у Чёрной Богоматери» (1911–1912), универмаг по проекту Гочара, стал первым образцом кубистской архитектуры. Расположенное на втором этаже «Гран-кафе Ориент» с кубистским интерьером и светильниками быстро стало местом встреч авангарда вплоть до своего закрытия в середине 1920-х годов. В настоящее время в здании располагается Музей чешского кубизма, открытый в 1994 году, с постоянной экспозицией живописи, мебели, скульптуры и фарфора. Хотя родиной кубизма был Париж, именно в Праге его принципы были наиболее полно исследованы в архитектуре и дизайне.
Наследие
В конечном счёте, кубизм важен не столько как самостоятельный художественный стиль, сколько как демонстрация новых возможностей изобразительного искусства. Он расширил границы искусства, предложив альтернативу традиционной единой точке зрения; он показал, что произведения искусства можно создавать из любых материалов, включая бытовые отходы; и он поставил важные вопросы о природе реальности в искусстве. Это было одно из важнейших движений, связанных с Парижской школой, которое внесло значительный вклад в авангардное искусство начала XX века. В частности, кубизм оказал широкое влияние на разнообразные течения в живописи, в том числе на футуризм (ок. 1909–1914) — см., например, «Женщина на балконе» (1912, частная коллекция) Карло Карра (1881–1966). Другие движения, испытавшие влияние кубизма, включают французский орфизм (ок. 1910–1913), английский вортицизм (ок. 1913–1919), русский лучизм (ок. 1912–1915) и конструктивизм (ок. 1914–1925), голландскую группу «Де Стейл» (1917–1931), а также американские стили, такие как синхромизм (ок. 1913–1918) и прецизионизм (1920-е годы). Его антихудожественные элементы послужили толчком к возникновению дадаизма в 1916 году и сюрреализма в 1924-м.
Величайшие кубистские картины
Пабло Пикассо
«Дома на холме» (1909) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
«Женщина с веером» (1909) ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.
«Портрет Амбруаза Воллара» (1910), ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.
«Девушка с мандолиной (Фанни Телье)» (1910) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
«Натюрморт с плетёным стулом» (1912) Музей Пикассо, Париж.
«Три музыканта» (1921) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
«Герника» (1937) Музей королевы Софии, Мадрид.
«Плачущая женщина» (1937) Галерея Тейт, Лондон.
Жорж Брак
«Дома в Эстаке» (1908) Художественный музей, Берн.
«Большая обнажённая» (1908) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
«Натюрморт с селёдкой» (1909-11), МоМА, Нью-Йорк.
«Португалец» (1911) Художественный музей, Базель.
«Блюдо с фруктами и бокал» (1912) Частная коллекция.
Хуан Грис (1887-1927)
«Портрет Мориса Рейналя» (1911) Частная коллекция.
«Портрет Пабло Пикассо» (1912) Художественный институт Чикаго.
«Скрипка и гитара» (1913) Частная коллекция.
«Натюрморт с фруктами и бутылкой воды» (1914) Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.
«Пакет кофе» (1914) Музей Ульма, Ульм.
Фернан Леже (1881-1955)
«Обнажённые в лесу» (1909-11) Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.
«Свадьба» (1911) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
«Солдаты, играющие в карты» (1917) Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.
Марсель Дюшан (1887-1968)
«Обнажённая, спускающаяся по лестнице, № 2» (1912) Художественный музей Филадельфии.
«Король и королева в окружении быстрых обнажённых» (1912) Художественный музей Филадельфии.
Робер Делоне (1885-1941)
«Окно» (1912) Коллекция Мортона Дж. Неймана, Чикаго.
«Круговые формы: Солнце и Луна» (1912) Кунстхаус, Цюрих.
Франсис Пикабиа (1879-1953)
«Удни, молодая американская девушка» (1913) Национальный музей современного искусства.
Альбер Глез (1881-1953)
«Портрет Жака Нейраля» (1911) Тейт Модерн, Лондон.
«Женщина с животными» (1914) Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция.
Жан Метценже (1883-1956)
«Чаепитие (Женщина с чайной ложкой)» (1911) Художественный музей Филадельфии.
«Танцовщица в кафе» (1912) Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.
Лионель Фейнингер (1871-1956)
«Францисканская церковь» (1924) Государственная галерея, Штутгарт.
Роже де ла Френе (1885-1925)
«Артиллерия» (1911) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?