Ранний кубизм в живописи читать ~9 мин.
Когда начался кубизм? Большинство искусствоведов сказали бы, что движение, известное как кубизм, началось в 1907 году с картины Пикассо «Девушки из Авиньона» (МОМА, Нью-Йорк). Эта работа ознаменовала начало экспериментального периода, в течение которого Пикассо и Жорж Брак объединились, чтобы сформулировать ряд новых и важных принципов современного искусства.
Это сотрудничество не возникло в одночасье: только в 1908 году оба художника установили тесные рабочие отношения («два альпиниста, связанные одной верёвкой»), основанные на идеях Поля Сезанна (1839-1906) — особенно в том виде, в котором они были выражены в его шедевре «Большие купальщицы (Les Grandes Baigneuses)» (1894-1905) — что привело к появлению сначала аналитического кубизма (ок. 19 09-1912), а затем синтетического кубизма (1912-14).
Как Пикассо открыл для себя кубизм?
В течение первого года своего пребывания в Париже Пикассо работал в манере, близкой к Тулуз-Лотреку, но везде прорываясь наружу своим беспокойством, как будто не терпелось перейти в новое русло. За этим быстро последовал «голубой период», который перешёл в «розовый период». Но с беспокойством исследователя или изобретателя Пикассо в конце 1906 года снова изменился, что стало важным первым шагом на пути к кубизму. Он начал дисциплинировать свои изящные фигуры, придавая им новые скульптурные формы с помощью решительных геометрических правил.
Вначале это было очевидно в «Дама с веером» (1905, частная коллекция), но ещё более ярко проявилось в «Женщина с хлебом» (1906, Филадельфийский музей искусств), где геометрические тела прочно соединены друг с другом, образуя компактное целое. Яйцевидная форма туловища увенчана белым цилиндром шапки, в котором прорезаны упрощённые скульптурные формы головы. Два хлеба лежат на вершине этой конструкции, как архитектурные элементы, увенчающие колонну.
«Женщина с хлебом» была написана летом 1906 года (несмотря на дату 1905 год, ошибочно добавленную под подписью). Ранее в том же году Пикассо начал работу над «Портретом Гертруды Стайн» (1906, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), американской писательницей, которая несколько лет назад обосновалась в Париже и уже стала важной меценатом, проповедницей и практиком международного интеллектуального авангарда. После восьмидесяти сеансов Пикассо стёр лицо с портрета. Каким бы ни было это лицо, очевидно, что в остальной части картины очень сильно присутствует Сезанн.
Когда Пикассо вернулся к картине после летнего перерыва, во время которого он написал «Женщину с хлебом», новая сила, действующая в его искусстве, породила маскообразное лицо, которое так контрастирует с окружающими его формами в стиле Сезанна. В его «Автопортрете» (1906, Музей искусств Филадельфии), написанном сразу после этого, маскообразность усилилась, а суровая полупримитивная манера распространилась и на фигуру.
По его собственному утверждению, в «Женщина с хлебом», портрете Стайн и своём собственном портрете Пикассо находился под влиянием архаичной скульптуры доримской Испании. Но эти два портрета показывают, что он уже открыл для себя африканскую скульптуру. В любом случае, ингредиенты кубизма были теперь собраны. Это были: живопись Поля Сезанна, с его концепцией объёма и пространства как абстрактной геометрии, с которой можно обращаться как угодно, отвергая их естественные взаимосвязи; примитивное искусство, то есть африканская и архаическая скульптура с их нетеоретическим, но захватывающим сведением природных форм к геометрическим эквивалентам; и, наконец, интуитивный гений Пикассо и дедуктивный ум Брак, которые объединили эти компоненты с элементами нескольких других в поисках новых средств выражения.
Это новое выражение вскоре получило название «кубизм» и было кодифицировано в теории. Но на тот момент оно проявилось в полузавершенном виде в 1907 году в большой картине Пикассо, которая, хотя и была технически неоднозначной, решительно стала отправной точкой кубизма. Композиция, включающая пять обнажённых женщин, традиционный мотив купальщиц, позже была названа «Девушки из Авиньона» в шутку, и это название осталось из удобства.
Все признают, что эти пять «девушек» являются одними из самых некрасивых женщин в истории искусства, и никто не утверждает, что «Девушки из Авиньона» (1907, МОМА, Нью-Йорк) является безусловным успехом во всех отношениях, но, с другой стороны, ни один исследователь живописи XX века не отрицает её статус как вехи в искусстве. Это диссонансная картина, не только потому, что она разрывает, ломает и смещает форму с такой жестокостью, которая, вероятно, потрясла бы Сезанна, но и из-за дисгармонии её частей. Слева стоящая фигура выглядит иератической в своей формальности, застыв в стандартной позе египетской скульптуры. Но к правой части картины эта формальность сменяется изрезанной, колеблющейся, разбивающейся линией, и африканская маска с полной силой воздействует на зрителя своими гротескными лицами.
Как и в целом, 1907 год был исключительно стимулирующим для Пикассо. Он находился в середине своего африканского или негритянского периода (1906-7), во время которого он впитывал эстетику африканского племенного искусства — процесс, который, как мы только что видели, достиг своего апогея в «Девушках из Авиньона», а также в таких картинах, как «Голова» (1907, Фонд Барнса), «Бюст женщины» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и «Обнажённая» (бюст) (1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Другие яркие примеры его «африканских» картин того времени: «Женщина с веером» (1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Танец с вуалями» (Обнажённая с драпировкой) (1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1908 году он продолжил примитивистский стиль «Девушки», создав ряд работ в этническом стиле с хорошо промоделированными угловатыми телами. К ним относятся: «Сидящая женщина» (1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Дриада» (1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Крестьянка» (в полный рост) (1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Только в своих работах середины-конца 1908 года, таких как «Дружба» (1908, Музей Пушкина, Москва) и «Три женщины» (1908, Музей Пушкина), начинает проступать влияние Сезанна.
Как Жорж Брак пришёл к кубизму?
В начале 1907 года Брак был известен как участник движения фовизм, модного стиля колоризма, который в 1905 году ворвался в парижский художественный мир. Однако два события 1907 года быстро изменили его жизнь. Во-первых, он был потрясён большой ретроспективой Сезанна на Осеннем Салоне. Во-вторых, его дилер Даниэль-Генри Канвейлер познакомил его с Аполлинером и Пикассо. Брак посетил последнего в его студии в полуразрушенном комплексе Бато-Лавуар на улице Равиньян на Монмартре, где он был глубоко впечатлён «Девушками». Он был настолько увлечён этой картиной, что отказался от фовизма и следующие шесть месяцев работал над новой картиной — «Большой обнажённый» (1908, Музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду), — для которой ему пришлось полностью изменить свой метод живописи.
Однако, в отличие от Пикассо, Брак перешёл непосредственно от своей «Большой обнажённой» к более явным кубистским образам (в манере Сезанна), а именно к своим пейзажам в Л’Эстаке. Таким образом, к концу 1908 года он стилистически немного опередил своего испанского партнера.
Период развития кубизма, 1907-1909 годы, часто называют «фазой Сезанна» на основании таких картин, как «Дорога возле Л’Эстака» (1908, Музей современного искусства, Нью-Йорк) Брака, в которой сочетаются геометрическая упрощённость и гранёные формы. Но, несмотря на геометричность, картина по духу далека от Сезанна. Сами формы более смелые и очевидные, чем у Сезанна, в них есть нервозность, настойчивость, импульс, резкое, угловатое движение, которое усиливает ощущение яркой жизни, характерное для пейзажей Сезанна, и жертвует ради этого классическим порядком, пронизывающим мир Сезанна.
Пикассо и Брак: сотрудничество (1908-9)
В 1908 году, к этому времени уже глубоко увлечённые геометрическими пейзажами Поля Сезанна, Пикассо и Брак приступили к развитию идей своего наставника. Сначала они завершили серию пейзажных картин, которые были очень похожи на работы Поля Сезанна. Таким образом, все природные формы были сведены к простым геометрическим фигурам, а цветовая палитра состояла преимущественно из приглушённых синих и зелёных оттенков. (Пикассо по-прежнему сохранял пристрастие к более тёплым охрам и сиеннам). Они рисовали дома в виде трёхмерных кубов: Браку в Л’Эстаке, Пикассо в Орта-дель-Эбро в Испании. Именно эти картины французский искусствовед Луи Вокссель описывал в 1909 году, когда он использовал выражение «bizarreries cubiques» (кубические странности), что привело к появлению слова «кубизм».
Теория кубизма
Первый трактат о новом стиле, озаглавленный «Du Cubisme» (1912), написанный Альбером Глез и Жаном Метценже, был опубликован в 1912 году, чтобы совпасть с выставкой кубистского искусства Section d’Or в Galerie La Boetie в Париже.
Отказ от условностей перспективы
На раннем этапе протокубизма Пикассо и Брак использовали несколько технических приёмов, чтобы разрушить иллюзию пространства. Для начала они отвергли все обычные конвенции линейной перспективы. Вместо уменьшения размера, обозначающего задний план, перспектива была передана с помощью цвета: тёплые красно-коричневые тона использовались для переднего плана, холодные синие — для заднего.
Здания кажутся расположенными одно над другим, а не друг за другом. В «Домах на холме» (1909, MoMA) Пикассо использовал похожие кубические образы для фона и переднего плана (дома). Изобразив землю и небо одинаково, он придал картине большую целостность, но в то же время внёс в неё неоднозначность: в конце концов, теперь разница между землёй и небом стала менее заметной.
Несколько источников света
Ещё одна техника, использованная как Браком, так и Пикасо в своих ранних кубистских работах, заключалась в использовании различных источников света. В то время как в традиционных картинах используется один источник света (для создания иллюзии трёхмерного пространства), в кубистских полотнах свет, кажется, проникает в композицию под разными углами, заставляя зрителя сомневаться, являются ли формы выпуклыми или вогнутыми.
Величайшие картины раннего кубизма
В дополнение к уже упомянутым работам, приводим краткий список ранних кубистских картин, выполненных в манере Сезанна, которые можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Жорж Брак
Виадук в Эстаке (1908) Национальный музей современного искусства.
Дома в Л’Эстаке (1908) Художественный музей, Берн.
Дорога возле Эстака (1908) Музей современного искусства, MoMA, Нью-Йорк.
Большой обнажённый натур (1908) Национальный музей современного искусства.
Пабло Пикассо
Дом в саду (1908) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Маленький домик в саду (1909) Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
Дома на холме (1909) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Фрукты в вазе (1909) Эрмитаж.
Женщина с веером (1909) Музей Пушкина.
Кирпичный завод в Тортосе (1909) Эрмитаж.
К самым известным поздним кубистским картинам Пикассо относятся: «Герника» (1937, Художественный музей королевы Софии, Мадрид) и «Плачущая женщина» (1937, Тейт, Лондон).
О работах других кубистов: Кубисты.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?