Der Blaue Reiter:
Немецкая художественная группа экспрессионистов читать ~5 мин.
«Синий всадник» (Der Blaue Reiter) — влиятельное объединение немецких экспрессионистов, сопоставимое по значимости с дрезденской авангардной группой «Мост» (Die Brücke). Оно было основано в Мюнхене в 1911 году как ответвление от «Нового мюнхенского художественного объединения» (Neue Künstlervereinigung München, NKV). Название «Синий всадник» происходит от одноимённой картины Василия Кандинского (Василий Васильевич Кандинский; 1866–1944), который был идейным вдохновителем и движущей силой группы. Этот художник русского происхождения поселился в Мюнхене в 1896 году, где основал собственную художественную школу «Фаланга» и возглавлял одноимённое творческое объединение. Другим ключевым основателем «Синего всадника» был немецкий художник и гравёр Франц Марк (нем. Franz Marc; 1880–1916).
Хотя группа «Синий всадник» просуществовала всего три года, она подарила миру несколько величайших произведений живописи XX века и, по мнению многих искусствоведов, стала кульминацией экспрессионизма в Германии. Центром этой деятельности стала влиятельная берлинская галерея «Штурм» (нем. Sturm), основанная критиком левых взглядов Гервартом Вальденом (нем. Herwarth Walden; 1879–1941). Галерея стала центром притяжения для многих прогрессивных художников XX века со всей Европы.
Философия и стиль
В отличие от более сплочённой группы «Мост», «Синий всадник» оставался свободным союзом художников-экспрессионистов без единого чётко выраженного стиля. Общей чертой была скорее духовная направленность творчества, в противовес более «приземлённому» искусству группы «Мост». Хотя в 1912 году Кандинский и Марк опубликовали альманах «Синий всадник» (Almanach Der Blaue Reiter), представлявший собой сборник эссе об искусстве, у группы не было формальной художественной программы. Она являлась скорее содружеством единомышленников, которых объединял интерес к таким идеям, как:
возрождение духовной ценности в искусстве;
психологическое и символическое использование цвета в живописи (особенно синего, который для Кандинского символизировал духовность и трансцендентность);
обращение к примитивному искусству и народной культуре.
Ядро группы составляли пять художников: Кандинский, Марк, Пауль Клее (нем. Paul Klee; 1879–1940), Август Макке (нем. August Macke; 1887–1914) и «русский Матисс» — Алексей фон Явленский (Алексей Георгиевич Явленский; 1864–1941). В выставках «Синего всадника» принимали участие и многие другие мастера, в том числе голландский экспрессионист Генрих Кампендонк (1889–1957), фовисты Андре Дерен и Морис де Вламинк, русские художники Владимир и Давид Бурлюк (1882–1967), Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, а также спутница жизни и соратница Кандинского Габриэле Мюнтер (нем. Gabriele Münter; 1877–1962). Тем не менее, именно пятеро основных участников олицетворяют собой это объединение.
Выставки
Первая официальная выставка «Синего всадника» открылась в мюнхенской «Современной галерее Таннхаузер» (нем. Moderne Galerie Thannhauser) в декабре 1911 года. В марте 1912 года она была показана в Берлине, в галерее «Штурм», а затем отправилась в Кёльн и Франкфурт. Вторая выставка состоялась в том же 1912 году в мюнхенской галерее Ганса Гольца. Других «официальных» выставок группы не было, но все пятеро её ключевых участников активно участвовали в общем экспрессионистском движении. Их работы были представлены на крупной выставке «Зондербунд» в Кёльне в 1912 году и на знаменитом «Первом немецком осеннем салоне» (нем. Erster Deutscher Herbstsalon) в берлинской галерее «Штурм» в 1913 году.
Деятельность группы прервала Первая мировая война. Август Макке погиб на фронте в 1914 году, Франц Марк — в 1916-м, а Явленский был вынужден эмигрировать в Швейцарию. Позднее Пауль Клее и Василий Кандинский стали преподавателями в школе дизайна Баухаус под руководством архитектора Вальтера Гропиуса (нем. Walter Gropius; 1883–1969). В 1924 году Кандинский, Клее и Явленский по предложению немецкого арт-дилера Галки Шейер (1889–1945) объединились с немецко-американским художником Лионелем Файнингером (нем. Lyonel Feininger; 1871–1956) и сформировали объединение «Синяя четвёрка» (Die Blaue Vier). Это название должно было служить своего рода «брендом» для продвижения и продажи их картин в США. Выставки «Синей четвёрки» проходили в Мексике и Америке. Позже, в 1930-е годы, творчество нескольких художников «Синего всадника» было причислено нацистскими властями к «дегенеративному искусству» (Entartete Kunst). В 1949 году в Мюнхене состоялась большая ретроспективная выставка, посвящённая наследию группы «Синий всадник». См. также: История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930).
Избранные работы участников «Синего всадника»
Знаковыми картинами, иллюстрирующими эту довоенную ветвь немецкого экспрессионизма, являются:
Василий Кандинский
«Синий всадник (Der Blaue Reiter)» (1903, частное собрание)
«Осень в Мурнау (Herbst in Murnau)» (1908, частное собрание)
«Осень в Баварии (Herbst in Bayern)» (1908, Национальный музей современного искусства, Париж)
«Зимний пейзаж (Winterlandschaft)» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«Дом в Айнмиллерштрассе (Schlafzimmer in der Ainmillerstrasse)» (1909, Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен)
«Интерьер (моя столовая) (Interieur, Mein Esszimmer)» (1909, Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен)
«Казаки (Kosaken)» (1910, Галерея Тейт, Лондон)
Франц Марк
«Большие синие лошади (Die großen blauen Pferde)» (1911, Центр искусств Уокера, Миннеаполис)
«Тигр (Der Tiger)» (1912, Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен)
«Синяя лошадка (Blaues Pferdchen)» (1912, Музей Саарланда, Саарбрюккен)
Алексей фон Явленский
«Голова (Kopf)» (ок. 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк)
«Голова женщины (Frauenkopf)» (1911, Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург)
«Голова женщины ‘Медуза’ (Frauenkopf ‘Medusa’)» (1923, Музей изящных искусств, Лион)
Август Маке
«Зоологический сад I (Zoologischer Garten I)» (1912, Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен)
«Дама в зелёной куртке (Dame in grüner Jacke)» (1913, Музей Людвига, Кёльн)
«Девушки под деревьями (Mädchen unter Bäumen)» (1914, частное собрание, Австрия)
Основные коллекции
Хотя работы художников «Синего всадника» хранятся во многих ведущих художественных музеях мира, наиболее значимые коллекции представлены в следующих институциях:
Музей Нортона Саймона, Пасадина, Калифорния
Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Стеделек-музей, Амстердам
Галерея Тейт, Лондон
О более позднем направлении в немецком экспрессионизме см.: «Новая вещественность» (Die Neue Sachlichkeit).
- Экспрессионизм
- Экспрессионизм
- Экспрессионизм в дизайне интерьера
- Экспрессионизм в европейском художественном искусстве
- Die Brucke: Немецкая группа экспрессионистов, Дрезден
- «Галев-Галерея» впервые в Москве открыла выставку Павла Кондратьева
- По повести Ивана Франко издадут книгу комиксов
- Осень в картинах Леонида Афремова
- Выставка Бориса Вилкова «TAPE ART / КАРТИНЫ ИЗ СКОТЧА» в Галерее А3
- Ночь в музее 2015. Выставки в галереях Москвы
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?