Die Brucke:
Немецкая группа экспрессионистов, Дрезден читать ~4 мин.
Влиятельное художественное объединение в рамках немецкого экспрессионизма, Die Brücke («Мост»), было основано группой художников-экспрессионистов в Дрездене в 1905 году. Его учредителями стали студенты архитектурного факультета Дрезденской высшей технической школы, делившие общую студию в городе: Фриц Блейль (нем. Hermann Fritz Bleyl, 1880–1966), Карл Шмидт-Роттлуфф (нем. Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976), Эрнст Людвиг Кирхнер (нем. Ernst Ludwig Kirchner, 1880–1938) и Эрих Геккель (нем. Erich Heckel, 1883–1970).
Программа группы была изложена в манифесте, текст которого Кирхнер вырезал на дереве. Он гласил: “С верой в развитие, в новое поколение творцов и ценителей мы взываем ко всей молодёжи. И как молодёжь, несущая в себе будущее, мы хотим добиться свободы жить и творить вопреки косным, отжившим силам. Каждый, кто прямо и искренне выражает то, что понуждает его к творчеству, — наш”. Этот манифест стал призывом к разрыву с академическим искусством и созданию нового, эмоционально насыщенного языка.
Художники Die Brücke стремились стать связующим звеном между традиционным искусством и зарождающимся модернизмом. Их вдохновлял фовизм, а также социальная озабоченность и психологическое напряжение, характерные для творчества скандинавских художников, таких как Эдвард Мунк. Другими источниками влияния были Поль Гоген, африканское и океаническое искусство, а также племенные мотивы. Всё это сочеталось с яркой палитрой фовизма для создания самобытного стиля экспрессионизма. Центром авангардного искусства того времени стала галерея «Штурм» в Берлине, основанная Гервартом Вальденом.
Подобно своему более позднему мюнхенскому аналогу, группе «Синий всадник» (Der Blaue Reiter), Die Brücke была открыта для художников XX века со всей Европы. В 1906 году к ней присоединились швейцарец Куно Амьет, немцы Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, а также финский художник Аксели Галлен-Каллела. С 1908 года членом группы был голландский художник Кес ван Донген, а в 1911 году к ним примкнул Отто Мюллер.
Стиль экспрессионизма
Изначально испытав влияние парижского фовизма, появившегося в том же году, Die Brücke вскоре выработала собственную немецкую идентичность. Она основывалась на радикальных социальных взглядах и интуитивном, прямом подходе к живописной технике, с её кричащими цветовыми схемами и смелыми контурами. Если фовизм был утончённым и жизнерадостным, то язык «Моста» был более грубым и резким. Тем не менее, группа создала одни из самых ярких картин XX века.
Особое значение для художников группы имела ксилография (гравюра на дереве). Они возродили эту старую технику, видя в ней средство для достижения предельной выразительности и эмоциональной силы. Грубоватые, угловатые линии и резкие контрасты чёрного и белого в гравюре идеально соответствовали их стремлению к прямому и бескомпромиссному искусству.
Среди характерных работ можно выделить резкие городские сцены, изображения обнажённой натуры и грубоватые фигуративные картины. В их числе: «Сидящая девушка (Обнажённая на софе)» (1909) Эриха Геккеля; «Прорыв дамбы» (1910) и «Две женщины» (1912) Карла Шмидта-Роттлуффа; «Пророк» (1912, ксилография) Эмиля Нольде; «Полуобнажённая в шляпе» (1911) и «Берлинская уличная сцена» (1913) Эрнста Людвига Кирхнера.
Выставки и распад
Die Brücke активно продвигала своё творчество, организовав с 1906 по 1913 год более двадцати выставок. На них демонстрировались произведения в различных техниках, включая ксилографии, плакаты, рисунки на ткани, а также живопись и скульптуру. Однако с 1907 года внутри группы начались разногласия. К 1911 году её центр переместился из Дрездена в Берлин.
В нервной и декадентской атмосфере предвоенной немецкой столицы внутренние противоречия обострились. В частности, Геккель и Кирхнер создали более напряжённые серии экспрессионистских картин, отмеченных изломанными формами и диссонирующими цветами. Группа добровольно распалась в 1913 году. Последней каплей стала публикация Кирхнером «Хроники “Моста”», в которой, по мнению остальных членов, он преувеличил собственную роль в объединении.
В 1930-е годы многие художники Die Brücke подверглись преследованиям со стороны нацистов в рамках кампании против «дегенеративного искусства» (entartete Kunst). В 1967 году, через 54 года после распада группы, по инициативе Шмидта-Роттлуффа в Берлине был открыт Музей «Моста», посвящённый искусству объединения. См. также: История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930).
Основные коллекции
Хотя работы художников Die Brücke представлены во многих ведущих художественных музеях мира, наиболее значительные коллекции можно увидеть в следующих институциях:
Музей «Моста» (Brücke-Museum), Берлин
Гамбургский кунстхалле
Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк
Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
О более позднем течении в немецком экспрессионизме см.: Новая вещественность (Die Neue Sachlichkeit).
- Экспрессионизм
- Экспрессионизм
- Экспрессионизм в дизайне интерьера
- Экспрессионизм в европейском художественном искусстве
- Der Blaue Reiter: Немецкая художественная группа экспрессионистов
- «Волчья зима» Сесилии Экбэк, краткое содержание
- Аньоло Бронзино: художник-маньерист
- Галина Голаева и Дмитрий Бобылев, выставка «Жизнь во снах»
- Необычная обыденность людей искусства
- Новые решения для декорирования и монтажа для участников Багетного форума в Санкт-Петербурге
- На фестивале «Европейская весна» жителей Архангельска ждут сюрпризы
- Как фотографировать свадьбы и другие торжества
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?